Истребители Gripen на слуху с 2019 года, когда шведский главнокомандующий ВВС Матс Хельгессон сказал, что они предназначены убивать самолеты Су. Громкие слова прозвучали, чтобы повысить шансы на победу в тендере, который проводила Финляндия. С тех пор появились новые модификации истребителя Saab JAS 39 Gripen с улучшенными характеристиками. Вновь их упоминают в связи с военной помощью Украине.
История создания
Проект истребителя четвертого поколения Gripen появился в 80-е годы прошлого столетия. Перед инженерами стояла задача сконструировать многофункциональный самолет для разведки, перехвата и ударов с минимальным разбегом для взлета.
Основной разработкой занималась компания Saab. Истребители оснастили электроникой Ericsson и двигателем Volvo. Во время испытаний обнаружились проблемы с неустойчивостью и потерей управления при слишком быстром переключении рычага управления двигателем.
Истребитель Saab JAS 39 Gripen поступил на вооружение шведских ВВС в 1997 году. Также его эксплуатируют Венгрия, Чехия, ЮАР, Таиланд, Великобритания. Финляндия так и не купила убийц Су. С 2021 года новые модели JAS 39Е закупает только Бразилия.
Конструкция
Корпус самолета Gripen сконструирован по аэродинамической схеме утка. Ее отличительными признаками являются среднерасположенное крыло в форме треугольника и вертикальная хвостовая стойка. Обшивка сделана из композитных материалов для снижения радиолокационного фона.
Первые модели легких истребителей Gripen одноместные. Двигатель Aero RM-12 от Volvo впоследствии заменили на F414 от General Electric. Два воздухозаборника выполнены в форме буквы S. Самолет оснащен трехстоечным шасси.
Истребители Gripen легко модернизируются благодаря обновлению ПО единой электронной системы управления. Последние модели оснащены дополнительными средствами РЭБ и подвесами для ракет.
Технические параметры
Самолет Gripen относится к классу легких многоцелевых истребителей поколения 4 и 4++. Техническое описание:
Наименование | Показатель | |
Длина | 14,1-14,8 метра | |
Высота | 4,5 метра | |
Размах крыла | 8,4 метра | |
Вес | Без топлива | 6800-7100 килограмм |
При взлете | 8500 килограмм | |
При максимальной загрузке | 14 000 килограмм | |
Масса топлива в баках | 2000 килограмм | |
Двигатель | Турбореактивный | |
Максимальная скорость | 2200 километров в час | |
Боевой радиус | 800 километров | |
Максимальная высота полета | 15 240 метров |
Истребители Gripen по аэродинамике и летным характеристикам аналогичны французским Dassault Rafal, китайским Chengdu, американским Hornet, европейским Eurofighter Typhoon. Российский аналог — МиГ-35, а Су, особенно в новых модификациях, являются конкурентами на рынке.
Вооружение
Истребители Gripen оснащены ударным орудием и крылатыми ракетами. Первые модели были оборудованы восемью подвесами для боеприпасов. В новых самолетах их десять.
В арсенал на борту Gripen входят:
- 27-миллиметровая пушка Mauser;
- ракеты для поражения целей в воздухе IRIS-T средней дальности;
- ракеты класса воздух-воздух A-Darter большой дальности;
- ракеты против наземных целей AGM-65 Maverick;
- высокоточные бомбы GBU-12 Pavewave II;
- неуправляемые бомбы Mark 82.
Легкий самолет может нести две противокорабельные ракеты RBS-15F или две кассетные бомбы Bk-90. Также Gripen может поднять две крылатые ракеты TAURUS KEPD 350. Максимальная масса боекомплекта истребителя — 6 тонн.
Стоимость
Цена Gripen колеблется в зависимости от модели. Новейший экспортный вариант Е стоит 85 миллионов долларов за единицу. Ранние модели С оцениваются в 30 миллионов. По расчетам ВВС Швеции обслуживание сотни истребителей моделей C и D обойдется в 5,6 миллиарда долларов в период до 2042 года.
Возможности
Истребители Gripen получают и передают информацию от других наземных и воздушных аппаратов по внешним каналам связи, подключаются к общей коммуникационной системе. Последние модели рассчитаны на двух пилотов, а их боевой радиус достигает 1500 километров.
Преимущества истребителей Gripen:
- обзор в 200 градусов в Х-диапазоне обеспечивает РЛС Leonardo Raven ES-05;
- наблюдение за обстановкой в воздухе и на земле, высокая дальность и надежность обнаружения целей с помощью дополнительной ЛРС Leonardo SkyWard-G;
- усиление РЭБ с помощью оборудования в подвесном контейнере ESTL;
- атака воздушных, наземных и надводных целей.
Самолеты JAS 39 обладают средствами защиты и подавления вражеских сигналов, совместимы с боеприпасами стандартов НАТО.
При всех преимуществах агрессивная реклама генерала Хельгессона лишь отпугнула покупателей. Глава компании Saab Михаэль Йоханссон признал Gripen личной неудачей.
Модификации
В Швеции продолжается производство самолетов JAS 39. Первая серийная модель А была испытана в 1992 году. За 30 лет линейка расширилась до шести моделей:
- В — с двухместной кабиной;
- С — на одного пилота, с дозаправкой в воздухе;
- D — технически модернизированная, для двух пилотов;
- NG — экспортная модель, участница тендера в Бразилии и Индии;
- Е и F — оснащены новыми двигателями, фазированной решеткой АФАР, отличаются большей дальностью полета и массой, поднимаемой при взлете.
В 2023 году на вооружении Швеции состоит 104 истребителя JAS 39А, 70 истребителей JAS 39С и 30 учебных моделей В и D.