Спонсор проекта: monetnik.ru

Характеристики истребителя Eurofighter Typhoon, модификации и эксплуатация

Европейские истребители успешно соперничают с лучшими представителями ударной авиации мира, демонстрируя выдающиеся технические характеристики и боевые показатели. Истребитель Typhoon, созданный компанией Eurofighter, относится к машинам четвертого поколения. Модернизируя начальный вариант, европейские разработчики сумели улучшить боевую машину, последние самолеты «Еврофайтер» имеют характеристики поколения 4+ и 4++.

История разработки

В последней четверти 20 века европейские страны начали задумываться об объединении, и первым шагом на этом пути стало создание совместных предприятий, в том числе в военной промышленности.

К этому времени парк военной авиации Европы стремительно устаревал, истребители первого и второго поколений нуждались в обновлении. США были готовы предложить союзникам свои машины, но это означало исключение европейских производителей из мировой авиапромышленности. В результате – потеря имиджа и утрата рабочих мест в одной из самых наукоемких и престижных отраслей индустрии.

Пойти на этот шаг страны Европы не пожелали, решив объединить усилия и разработать собственный истребитель. К этому союзников подталкивало также и то, что новейший американский истребитель F-16 не совсем отвечал их требованиям. Европейцы нуждались в самолете ПВО, в то время как США позиционировало свою машину в качестве ударной.

Разработкой собственных боевых машин занимались многие страны, иногда усилия объединяли, на зачастую требования к истребителям не совпадали, поэтому проекты замораживали. В частности Франция планировала использовать самолеты в качестве палубной авиации, что не соответствовало интересам других стран.

В 1979 году была создана программа по разработке европейского боевого самолета, в которую вошли Англия, ФРГ, Франция. Позже к ней присоединились Испания и Италия, а французы предпочли идти своим путем. После согласования всех требований и выработке устраивающей всех концепции был создан консорциум Eurofighter GMBH, приступивший к проектированию боевой машины и разработке двигателя.

Eurofighter Typhoon стал истребителем четвертого поколения с функциями перехватчика и возможностью ударов по наземным целям. Разработка стартовала в 1984 году, завершилась в 1986.  Истребитель Тайфун выполнен в схеме «утка», отличается высокой маневренностью и удельной тягой.

Первый полет Typhoon совершил в 1994 году, а в серийное производство европейский истребитель поступил в 2003 году.

Характеристики истребителя Eurofighter Typhoon, модификации и эксплуатация

Описание истребителя

«Тайфун» – многоцелевой истребитель четвертого поколения, выпускается в 4-х вариантах для каждого из участников Eurofighter. При разработке боевой машины конструкторы использовали новейшие достижения в области электроники и авиастроения.

Typhoon – двухмоторный реактивный самолет, с дельтовидным крылом в схеме «утка», придающем машине маневренность и увеличивающим грузоподъемность. Истребитель Typhoon имеет характерные контуры, узнаваемые с любого угла обзора, легкий стремительный вид.

Основная особенность конструкции – использование легких угле- и стеклопластиков (до 80 % поверхности), из которых выполнены крылья и обшивка фюзеляжа истребителя. Детали двигателей, крепление основных узлов изготовлены из сплава титана. Алюминиевый сплав применен при изготовлении воздухозаборников, внутренней части фюзеляжа.

Характеристики истребителя Eurofighter Typhoon, модификации и эксплуатация

Технологию стелс конструкторы не использовали, но истребитель снабдили конструктивными и компоновочными элементами защиты от радиолокационного излучения, что позволило значительно снизить заметность самолета во всех диапазонах.

Утопленные воздухозаборники, несущие плоскости, сконструированные с увеличенным размахом, полуутопленные внешние подвески снижают площадь отражающих поверхностей и делают машину малозаметной для средств ПВО. Концерн EADS/DASA разработал особые отражающие материалы, защищающие корпус истребителя.

Typhoon может садиться и взлетать на передовых площадках базирования, коротких полосах, шоссе и небольших аэродромах. Для торможения и сокращения длины пробега используется специальный экран.

Характеристики истребителя Eurofighter Typhoon, модификации и эксплуатация

Особенности конструкции

Корпус Typhoon – полумонокок, крылья низкорасположенные, дельтовидные, треугольной формы (стреловидность 55°), с развитой механизацией. Для уменьшения сопротивления воздуха при значительных скоростях в конструкцию крыльев истребителя включены двухсекционные закрылки и предкрылки, вертикальный киль с рулем оперения.

Топливные протектированные баки скрыты в консолях крыльев, киле и фюзеляже. Во время полета цифровая система непрерывно регулирует давление топливной системы, перекачивая горючее между баками, чтобы балансировать истребитель. Дополнительный запас топлива Typhoon может нести на подвеске, также имеется зонд для дозаправки самолета в полете.

Внешняя часть кабины пилота – бескаркасный цельноформованный фонарь, дающий хороший обзор. Бронирование кабины позволяет пилоту не бояться прямого попадания пуль стрелкового оружия противника. Кресло с катапультой обеспечивает выживаемость при фатальном разрушении истребителя, совершить катапультирование экипаж может при любых скоростях и полетных режимах.

Характеристики истребителя Eurofighter Typhoon, модификации и эксплуатация

Шасси истребителя – трехопорное, с одноколесными стойками. Большой запас прочности позволяет Typhoon садиться даже на полосы с грубым покрытием, рекомендуемая длина полосы – 700 метров. При быстром торможении на более коротких полосах возможен перегрев стоек и дисков колес. Для сокращения длины пробега при посадке Typhoon оснащен тормозным парашютом.

Силовая установка

Разработку силовой установки для Typhoon фирма Eurofighter выделила в отдельную программу. Работы по созданию двигателей стартовали в 1983 году. В 1986 году создали фирму EurojetTurboGmbH, которая приступила к проектированию оригинальных двигателей EJ200.

Истребители Typhoon оснащены турбовентиляторными двухконтурными двигателями EJ200 с форсажной камерой. Особенностями конструкции силовой установки истребителя являются:

  • системы регулирования оптимальных параметров циклов;
  • управление – цифровое;
  • лопатки и диски турбин, изготовленные методами порошковой металлургии;
  • литые диски колес вентилятора.

Характеристики истребителя Eurofighter Typhoon, модификации и эксплуатация

За счет использования готовых технологий и опробованных материалов удалось создать конструкцию двигателя с низким риском на отказ и ресурсом в 6 тысяч часов.

Для создания мощной тяги конструкторы использовали высокопрочные материалы в камере сгорания и снабдили ее эффективной системой охлаждения, выполненной из жаростойких материалов, в том числе композитных и керамики.

Двигатели EJ200 имеют небольшой вес (1038 килограммов) и малые размеры, считаются базовыми для создания будущих силовых установок в авиастроении. Впечатляют также и эксплуатационные характеристики EJ200. По оценкам специалистов, стоимость рабочего цикла на 45% ниже, чем у аналогов, техническое обслуживание обходится наполовину дешевле, чем у двигателей похожей конструкции.

Важно. Двигатель Typhoon состоит из отдельных модулей, что при регламентных и ремонтных работах облегчает демонтаж, на который требуется 45 минут.

Характеристики истребителя Eurofighter Typhoon, модификации и эксплуатация

Система управления

В полете и в бою управление самолетом осуществляет цифровая электродистанционная система, четырежды дублированная, но без резервного механического аналога.

С помощью рукоятки пилотом подаются сигналы на управление, компьютер интерпретирует эти параметры и устанавливает рули истребителя в требуемое положение.

Система управления контролирует Typhoon, исключает выход в опасные режимы, обеспечивая аэродинамическую устойчивость машины в полете при любом маневрировании и в бою.

Система DASS, которой стали оснащаться истребители с Tranche-2, предназначена для защиты Typhoon от внешних угроз. Это наиболее сложная и дорогостоящая часть системы управления, в которую входят система радиоэлектронной борьбы, устройства отстрела ложных целей, запуск инфракрасных ловушек.

Характеристики истребителя Eurofighter Typhoon, модификации и эксплуатация

На рабочем месте пилота размещены базовая панель и три дисплея, на которых отражается вся информация о состоянии истребителя, тактические характеристики выводятся на карте. На лобовое стекло Typhoon (ИЛС) выводится наиболее значимая для пилота информация.

Индикация имеется также на шлеме пилота модели «Страйкер», бортовой компьютер способен принимать голосовые команды и наводить по ним оружие.

Характеристики истребителя Eurofighter Typhoon, модификации и эксплуатация

Вооружение

Все оружие Typhoon расположено на внешней подвеске – на нижней части фюзеляжа и на крыльях, от внутренних оружейных отсеков разработчики отказались. Арсенал истребителя весьма внушительный. «Тайфун» может одновременно атаковать несколько самолетов в пределах и за границами видимой зоны, а также наземные цели. Точек подвески – 13.

Наведение на цель осуществляется с помощью целеуказателя лазерного типа (контейнер Litening) или с использованием ракет с встроенными GPS.

Типичный набор вооружений Typhoon:

Характеристики истребителя Eurofighter Typhoon, модификации и эксплуатация

Отметим, что страны Eurofighter изначально вооружали «Тайфуны» американскими ракетами, затем стали использовать собственные разработки. В европейских КБ были созданы УР и бомбы с разными типами заряда. Германия широко использует ракеты «Метеор» большой дальности с радиолокационным наведением и взрывателем. Британия отдает предпочтение ракете Brimstone с тандемной боевой частью, разработанной для английских ВВС.

На борт Typhoon может взять до 7.5 тонны вооружений в зависимости от поставленных задач. В частности, при осуществлении воздушной поддержки наземных сил, Typhoon могут вооружить 18-ю ракетами Brimstone и установить 6 ракет для поражения истребителей и собственной защиты.

Интересно: время патрулирования с полным вооружением типа «воздух-воздух» у «Тайфуна» составляет более 3-х часов.

Характеристики истребителя Eurofighter Typhoon, модификации и эксплуатация

Модификации

Выпуск истребителей Eurofighter осуществляет производственными сериями, которые именуются траншами и, по сути, являются модификациями Typhoon. Машины каждого транша не идентичны, разделены на блоки и партии, заточенные под интересы потребителей.

Истребители «Транша-1» начали поступать в ВВС стран-участниц консорциума в 2003 году. В частности, Великобритания получила в рамках первого транша две модификации – T1 и T1A.

В каждой следующей партии, блоке и модификации учитывались результаты эксплуатации, а также дорабатывались системы управления, программное обеспечение и вооружения Typhoon.

Характеристики истребителя Eurofighter Typhoon, модификации и эксплуатация

Истребители Tranche-2 (2008 год) получили усиленные шасси, новую авионику, систему DASS. По результатам эксплуатации было решено расширить боевые возможности Typhoon, который изначально планировали использовать только для воздушных боев. С серии FGR4 машину стали именовать многоцелевым истребителем с возможностью удара по наземным целям. Экипаж машин T3 – 2 человека. В машинах Eurofighter с 10-го блока стали устанавливать бомбы с наводкой по GPS.

Новейшие модели Typhoon – изделия Tranche-3. Их отличает усовершенствованная топливная система, форсированный двигатель, обновленная авионика и усиленный потенциал РЛС, радары нового поколения. Системы управления регулярно получают новое программное обеспечение, интегрированы в системы связи стран НАТО.

Характеристики истребителя Eurofighter Typhoon, модификации и эксплуатация

Технические характеристики

Приведем основные технические и летные характеристики истребителя:

Наименование показателя Значение
Длина 15.96 метра
Высота 5,28 метра
Крыло:

размах

угол стреловидности

коэффициент удлинения

 

10,95 метра

55°

2.2

Масса:

пустого

снаряженного

максимальная взлетная

топлива во внутренних баках

 

11 тонн

16 тонн

23.5 тонны

5 тонн

Скорость

максимальная высотная

у земли

 

2450 километров в час

1400 километров в час

Практический потолок 19 812 метров
Дальность перегонки 3790 километров
Скороподъемность 315 метров в секунду
Радиус действия

в режиме истребителя

ударный самолет

 

1389 километров

601 километр

Время разгона от 370 до 1200 километров в час 30 секунд
Максимальная допустимая перегрузка От -3 до +9 g
Экипаж 1-2 человека
Цена 123 миллиона долларов

Typhoon оснащен двумя газотурбинными двигателями Eurojet EJ 200 с тягой 6120 килограмм-сила (на форсаже 9180 килограмм-сила).

Эксплуатация

Эксплуатантами истребителя Typhoon, кроме членов консорциума, являются также Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Оман. Интерес к европейской боевой машине проявили еще несколько стран – Индонезия, Вьетнам, Бельгия, Болгария. Ряд государств, изначально изъявивших желание приобрести Typhoon, в дальнейшем от своих планов отказались (в частности, Турция, Япония, Швеция).

Истребитель со времени появления у стран-эксплуатантов поучаствовал во многих военных компаниях. Страны НАТО активно использовали Typhoon во всех своих операциях. Саудовская Аравия после бомбардировок Сирии и Йемена приобрела еще несколько истребителей, так как положительно оценила достоинства боевой машины.

Репутацию Typhoon подпортило заявление Австрии, которая по результатам эксплуатации сделала нелицеприятный вывод о достоинствах истребителя. По мнению австрийских экспертов, при покупке они опирались на недостоверную информацию, представленную Eurofighter о размере эксплуатационных расходов и стоимости модернизации истребителя.

Характеристики истребителя Eurofighter Typhoon, модификации и эксплуатация

Нарекания австрийцев вызвали также боевое применение Typhoon в условиях плохой видимости – ночью и при атмосферных явлениях. Выставив Eurofighter иск, Австрия отказалась от Typhoon и готовится списать истребители.

Критика и перспективы

Общеевропейский ответ истребителям России и США можно назвать удачным. По мнению экспертов, Eurofighter Typhoon обладает высокой надежностью, совершенной системой управления и впечатляющей маневренностью.

Сами создатели Typhoon уверяют, что их машина легко победит в воздушной схватке российские МИГи и СУ (приводится вероятность в 82 %), соперничать с американскими истребителями они не планируют.

Сравнивая характеристики французского «Рафаль», МИГ-35 и F-35, убеждаешься в том, что идеальных истребителей не существует, каждый демонстрирует превосходство по одним показателям и системам, но проигрывает по другим.

Недостатки Typhoon связывают с поздним включением европейцев в проектирование истребителей четвертого поколения. Eurofighter начала работы в 80-е годы, в то время как США и СССР занимались этим в 60-е. Иными словами, европейские конструкторы проектировали боевую машину, концептуально устаревшую еще на стадии разработки.

Typhoon имеет некоторые ресурсы для модернизации, в частности увеличение мощности двигателя, доработка управляемого вектора тяги и ряда систем. Но отсутствие отклоняемого сопла, что в американских и российских истребителях реализовано, ограничивает возможности увеличения маневренности боевой машины.

Перспективы развития «Тайфуна» стали еще туманнее после выхода Британии из ЕС. С задачами текущего момента истребитель справляется, но небо бороздят уже боевые машины пятого поколения, что ставит под сомнения дальние перспективы Typhoon, чьи возможности модернизации основных систем на исходе.

Мощная европейская промышленность и наука сумели создать классный истребитель, но опыт Eurofighter показал, что согласовать интересы участников консорциума довольно сложно. Итоги эксплуатации развеяли некоторые мифы о боевой машине, созданные разработчиками в рекламных целях. Несмотря на это, Typhoon заслуженно входит в список лучших истребителей мира.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Аватар
    Александр

    Для реально обьективного результата,необходимо настоящее боевое применение тайфуна,в конкретных исполнениях тех или иных боевых задач

    Ответить