Виды и технические характеристики неуправляемых ракет С-13, их плюсы и минусы

С-13 «Тулумбас» — советская, а затем и российская неуправляемая авиационная ракета (НАР), поражающая стратегические объекты под сверхпрочными укрытиями. Оружие производится с разными типами боевых элементов. Его подвешивают на разных военных вертолетах и самолетах в специальных блоках для запуска. Все виды неуправляемых ракет С-13 по характеристикам оказались удачными, широко применяются по сей день.

История разработки

НАР «Тулумбас» — детище Новосибирского института прикладной физики. Разработка началась в 1973 году. Конструкция перенята с неуправляемой авиационной ракеты С-8. Но были улучшены баллистические характеристики и точность попадания, а калибр увеличился до значения 122 мм.

Вопрос о создании такой авиационной ракеты возник в 1970-е в период вооруженных конфликтов между Ираном и Ираком, а также Израилем и арабскими территориями. Тогда стало понятно, что принципы сокрытия военных летательных аппаратов на аэродромах более не актуальны. Достаточно было одному вражескому самолету прорваться сквозь ПВО, чтобы разом уничтожить все, что стоит на аэродроме. Тогда вооруженные силы НАТО начали сооружать для своих летательных аппаратов специальные укрепленные и маскированные укрытия, способные выдержать попадание целого ряда осколочных и фугасных бомб.

Учитывая вероятность агрессии со стороны НАТО, руководство СССР признало необходимость создания НАР, способных пробивать такие укрепленные укрытия с полным уничтожением находящихся внутри объектов. Существовавшие в то время крупнокалиберные авиационные снаряды, в том числе С-25-ОФ, с такой задачей справиться не могли. Учитывая широкую рассредоточенность вражеских самолетов, наличие ПВО и ложных целей, нужно было бы затратить огромное количество снарядов.

В 1979-ом ракету С-13 «Тулумбас» отправили на государственные испытания. Ответственным инженером назначили майора Торопова, а главным летчиком-испытателем — майора Мызина. В качестве целей на испытательном полигоне использовали крупные железобетонные укрытия арочного типа, покрытые слоем грунта толщиной 5 м. Ракеты С-13 легко их пробивали, оставляя внутри воронки диаметром до 2 м и глубиной до 0,4 м. По результатам испытаний в 1983 году неуправляемые ракеты «Тулумбас» были приняты на вооружение.

Еще до завершения испытаний выявился один дефект. Ракета пробивала бетонные стены и напольное покрытие укрытия, взрывалась глубоко в земле, не причиняя вреда самолетам, если не попадала прямо в них. Поэтому в 1982 году Институт прикладной физики начал разрабатывать усовершенствованную модель С-13 с 2-мя модулями боевой части. Каждый модуль оснащался отдельным донным взрывателем. Столкнувшись с объектом, оба модуля взрывались в разведенных на расстояние точках. То есть модули фактически были резервом друг друга: если один взрывался в земле, то второй — внутри бетонного укрытия.

В 1984-ом состоялись государственные испытания С-13Т на бомбардировщике Су-17М4. Главным инженером выступил подполковник Шерстюк, а летчиком-испытателем — подполковник Бородай. Состоялся 31 вылет с выбросом 99 ракет. Из них 31 снаряд взорвался внутри бетонного укрытия.

Производитель предложил разработать на основе уже существующей ракеты С-13 осколочно-фугасную модель для поражения техники с легкой броней. Так появилась ракета С-13ОФ, испытания которой проводились на истребителе Су-17М4. Ответственным инженером выступил старший лейтенант Архипов, а управлял бомбардировщиком полковник Павленко. В 1986 году НАР С-13ОФ приняли на вооружение.

Участие в локальных военных конфликтах показало эффективность объемно-детонирующих снарядов. Поэтому в 1987 году Новосибирский институт прикладной физики занялся разработкой ракет с термобарической боевой частью для уничтожения компактно расположенных групповых объектов на земле и водной поверхности — С-13ДФ. Испытания НАР С-13ДФ прошли в 1993 году на истребителях Су-27. Ответственным инженером был назначен майор Пресняков. Испытания показали высокий уровень повреждения легкобронированной техники.

В 1995 году ракеты С-13ДФ были приняты на вооружения. Аналогов таких авиационных неуправляемых ракет пока не создано нигде в мире.

Преимущества и недостатки

Как любой вид вооружения, неуправляемая ракета С-13 «Тулумбас» не является совершенной, имеет как достоинства, так и недостатки.

Преимущества Недостатки
многоцелевое назначение

поражение как незащищенных, так и укрепленных объектов

бетонобойные свойства

взрыв как при контакте с объектом, так и с задержкой разной продолжительности

выбор режима активации, исходя из характера определенной цели

эффективность при относительно невысокой стоимости эксплуатации

зависимость точности поражения от особенностей носителя

необходимость совершенствования систем управления оружием

Модификации

Все версии НАР С-13 предназначены для блоков запуска Б-13Л, вмещающих по 5 снарядов. Эти блоки устанавливаются практически на каждый современный военных самолет и вертолет отечественного производства.

Все неуправляемые ракеты С-13 имеют одну конструкционную схему, подразумевающую максимальную унификацию. НАР «Тулумбас» представляют собой цилиндр диаметром 122 мм. Длина в зависимости от модификации ракеты варьируется от 2500 до 3100 мм. Диаметр отсека, вмещающего боевой элемент, составляет 90 мм. В хвостовой части закреплены раскрывающиеся после старта стабилизаторы.

В таблице представлены все модификационные типы НАР С-13 «Тулумбас».

Название Тип Возможности
С-13 проникающая пробитие 3 м грунта и 1 м бетонного покрытия
С-13Т 2-модульная, проникающая + фугасная пробитие 6 м грунта и 1 м железобетона, поражаемая площадь 20 м2
С-13 ОФ осколочно-фугасная организованное дробление на 450 крупных осколков, вес каждого из которых составляет 25–35 г, или 1800 мелких осколков
С-13Д объемно-детонирующая моментального действия активация посредством электромеханического взрывателя У-404, сила взрыва в тротиловом эквиваленте 35 кг
С-13ДФ фугасная + объемно-детонирующая пробитие бетона до 1 м со срабатыванием внутри укрытия, сила взрыва в тротиловом эквиваленте 24,5 кг
С-13ОФС осколочно-фугасная оснащенная неконтактным взрывателем

Технические характеристики

Тактические и технические характеристики неодинаковы у разных модификаций ракеты «Тулумбас».

Тип ракеты Длина, м Вес, кг Вес боевой части, кг Калибр, мм Скорость, м/с Дальность полета, м
С-13 2,5 57 21 122 650 3000
С-13Т 3,1 75 21 122 500 4000
С-13ОФ 2,9 69 33 122 530 3000
С-13Д 3,1 68 32 122 530 3000
С-13ДФ 3,1 69 33 122 530 3000
С-13ОФС 2,8 70 38 122 650 6000

Применение

Назначение авиационной ракеты С-13 «Тулумбас» — поражение всевозможных наземных объектов, в том числе вражеского личного состава, бронетехники и сверхпрочных укрытий. НАР уничтожают вражеские летательные аппараты в железобетонных усиленных ангарах, выводят из функционального состояния аэродромы, штабные и связные пункты.   

НАР С-13 «Тулумбас» — ракеты класса «воздух-земля». Эти НАР устанавливают на целый ряд летательных аппаратов: Миг-29 и Миг-27, Су-24, Су-25 и Су-27, Ка-50 и Ка-52, Ми-24 и Ми-28. Ракеты С-13 широко использовали в СССР в локальных военных конфликтах. Сегодня единственный эксплуататор этих НАР — ВВС РФ. В настоящее время неуправляемые ракеты С-13 разных модификаций активно используются в ходе военной операции в Украине.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий