В истории огнестрельного оружия есть немало образцов, которые незаслуженно забыты и о которых мало кто знает. Яркий тому пример французский пулемет фирмы Гочкис – оружие, которое незаслуженно забыто. Этот пулемет не имеет такую славную историю, как легендарный пулемет «Максим» или автомат Калашникова, однако занимает свое значимое место в истории войн и вооруженных конфликтов. Чего только стоит количество стран, в армиях которых использовался этот пулемет, их более 25. Не стоит забывать о том, что этот пулемет прошел две мировые войны и даже стал участником революции (Мексиканская революция).
История появления пулемета Гочикс
Несмотря на то, что в основе пулемета лежит схема, изобретенная австрийским офицером Альфредом Одколеком, оружие имеет французскую прописку. Кроме того, к появлению этого оружия приложили руку и американцы. Французская фирма «Гочкисс и К0», первая наладившая серийный выпуск этого пулемета была основана американцем Бенджамином Гочкиссом.
Первая модификация пулемета, получившая обозначение Mle 1897, увидела свет в конце XIX века. Пулемет разрабатывался под винтовочный патрон R Лебель калибр 8х50 мм, который был на тот период основным боеприпасом французской армии.
Первоначально боекомплект находился в жесткой ленте, сделанной из латуни. Такой принцип подачи боекомплекта в войсках был признан неудачным. Латунные кассеты от пулемета весили достаточно много, поэтому говорить о мобильности пулеметного расчета в пехотных частях не приходилось. Вместо оснащения кавалерии и пехоты, новым пулеметом стали оснащать крепостные сооружения на франко-немецкой границе.
К сложностям с системой заряжания добавилось и проблемы с охлаждением ствола. Существующей системы охлаждения, которая была установлена на пулемете, было явно недостаточно для охлаждения стволов, особенно при высоких темпах стрельбы. Однако инженеры компании быстро сориентировались и оснастили следующие образцы пулемета новой системой охлаждения, которая в дальнейшем стала фирменной фишкой этих пулеметов. Рядом со ствольной коробкой на ствол одевались пять колец, либо стальные, либо из латуни, тем самым увеличивая охлаждаемую поверхность ствола.
Позже латунные кассеты для подачи боезапаса стали заменяться матерчатыми лентами, которые получили массовое распространение на всех серийных образцах этого вида автоматического оружия. Однако подача боеприпасов продолжала оставаться несовершенной, что ярко проявилось во время боевых действий.
Уже в 1900 году пулемет получил стальной радиатор и треногу, которая была снабжена инструментами наведения, в горизонтальной и в вертикальной плоскости. В дополнение ко всему новые модели, получившие обозначение Mle 1900, уже имели устройство регулирования темпа стрельбы. В новых модификациях конструкторы старались применить боевой опыт применения пулеметов в Англо-бурской войне, оснастив оружие новыми механизмами и устройствами. Однако новшества, внесенные в конструкцию пулемета, не сделали его более совершенным и популярным в войсках. Отсутствие заказов со стороны высшего командования французской армии вынудило фирму «Гочкисс и К0» искать покупателей за рубежом.
В оружейный рынок фирма в 1909 году выставила сразу две модификации пулемета в переносном варианте – ручной, с массой 7 и 10 кг., пулемет Гочкиса. Новые образцы имели ту же наработанную схему, которая была опробована на станковых пулеметах. Новые модификации сразу привлекли внимание специалистов и военных по всему миру. Боевое крещение новые модификации получили в ходе Мексиканской революции. Пулемет не блистал на поле боя, однако вместе с пулеметами «Максим» мог обеспечить пехотным и кавалерийским подразделениям эффективную оборону. Американцы первыми сориентировались в ситуации и поспешили купить большую партию пулеметов для оснащения своей армии. Следом за американцами новый ручной пулемет купили и англичане. С этого момента пулемет прочно вошел в структуру вооружений практически всех пехотных подразделений в европейских армиях. Пулемет Гочкиса стал выпускаться в Японии и в странах Латинской Америки.
Боевая история пулемета Гочкиса
Массовое применение пулеметов новой системы во время Мексиканской революции привлекло внимание русского командования к этому оружию. Купленный ГАУ пулемет в единственном экземпляре поступил на испытания в России. Новый пулемет модификации Mle 1909 появился на ружейном полигоне еще в 1911 году, однако по решению специалистов Главного артиллерийского управления оружие по своим ТТХ не отвечало поставленным целям и задачам. В процессе испытаний особое неудовольствие у военных вызвала конструкция ствольной коробки. На этом испытания не закончились. Интерес военных подпитывался тем фактом, что пулеметы Гочкиса поступили на вооружении армии Японии и США, стояли на вооружении многих армиях Европы.
Пока шли войсковые испытания пулемета в Российской армии, французские конструкторы выпустили новую авиационную версию пулемета. В отличие от ручного пулемета на новой модификации стояла пистолетная рукоятка, специальный секторный прицел и вертлюжок для вращения пулемета сразу в трех плоскостях. Начало массового производства пулемета «Максим» в России положило конец попыткам поставить французский пулемет на оснащение пехотных подразделений царской армии.
С началом Первой Мировой войны началась по-настоящему боевая история пулемета Гочкиса. Все модификации пулемета, которые были выпущены до этого времени, были извлечены со складов и стали поступать на оснащение боевых подразделений. Вместе с пулеметом «Максим» и немецким MG 08 в 1914 году пулеметы Гочкис стали основным автоматическим оружием на поле боя.
Стоит отметить, что в каждой армии использовались пулеметы под свои боеприпасы. Во Франции все образцы Mle 1909 были приспособлены под французский винтовочный патрон R Label. В Англии все пулеметы получили обозначение Mk I «Гочкис» и выпускались под британский патрон калибра 0,303. С 1915 года англичане начали массовый выпуск пулеметов на оружейных заводах фирмы «Энфилд». Лицензии на выпуск оружия стали покупать другие страны, которые не участвовали в военном конфликте. Модификации военного времени были оснащены сошками и цапфой, специально рассчитанной для установки на треногу.
Даже массовое применение пулеметов Гочкис во время сражений Первой Мировой войны не снискало ему славу и признание у пехоты. Однако оружие продолжало оставаться основным пулеметом поля боя во французской армии. Начиная с 1915 года, оружие стало поступать на оснащение авиационных соединений и бронетанковых подразделений. Тяжелая конструкция пулемета и особенно сложная система подачи боеприпасов, оказалась единственно пригодной для ведения огня со стационарной позиции. Массовый выпуск пулеметов этой системы пошел на спад только тогда, когда на вооружение воюющих армий стали поступать ручные пулеметы других систем. После окончания Первой Мировой войны оказалось, что пулемет Гочкиса в различных модификациях стоял на вооружении армий 20 стран.
Довольно большая часть этих пулеметов разных модификаций оказались в России, где им предстояло сказать свое слово уже в ходе Гражданской войны. Во Франции и в некоторых других странах пулемет Гочкис модификации Mle 1909 и Mle 1914 продолжал оставаться на вооружении вплоть до начала Второй Мировой войны.
Основные особенности конструкции пулемета Гочикса
Основной конструктивной особенностью пулемета всех модификаций является система воздушного охлаждения. В отличие от пулемета «Максим», где было установлен кожух водяного охлаждения, французский пулемет был изначально сориентирован на воздушное охлаждение. В те годы, когда стали появляться первые образцы автоматического оружия конструкторы еще не осознавали до конца важность своевременного охлаждения стволов. Уже в процессе эксплуатации стало ясно, что в обычном исполнении ствол не может нормально и быстро остывать. Требовалось увеличить полезную площадь ствола.
В некоторых случаях решение было найдено довольно простое. К примеру, на пулеметах Льюиса оребренный ствол оснащался массивным кожухом, который создавал активное воздушное охлаждение. На пулемете Гочкис изначально не было ни того, ни другого. Пассивное охлаждение не давало желаемого эффекта. Только начиная с 1900 года, оружие стало оснащаться дополнительными кольцами, выполняющими функцию радиатора ствола.
Автоматика пулеметов состояла из газоотводного механизма с длинным ходом поршня. В газовой камере устанавливался регулятор, с помощью которого можно было изменить объем газовой камеры. Длина хода автоматики составляла 106 мм. Автоматика и механика французского пулемета в одно время считалась самой передовой, однако ряд непроработанных технических узлов свел все преимущества оружия до минимума.
В отличие от своих конкурентов пулемет Гочкис мог вести как одиночный, так и автоматический огонь. Боекомплект пулеметов основных модификаций, как правило, состоял из 30 английских патронов калибра 0,303 или из 24 патронов R Лебель.
Пулемет после окончания Первой Мировой войны продолжал оставаться на вооружении французской армии. В 1925 году в конструкцию были внесены некоторые изменения, которые коснулись главным образом способа установки и способа прицеливания. Новая модификация получила обозначение Mle 1914/25. У пулемета появились облегченный треножник, плечевой упор и оптический прицел Краусса. Как и прежде, оружие имело довольно большие габариты, однако для французской армии это фактор не имел ключевого значения. Французское командование, наученное горьким опытом сражений Первой Мировой войны, построило всю свою оборонную стратегию на позиционной борьбе.
Заключение
Пулемет Гочкис не имел такой славы среди солдат, как его коллега, пулемет «Максим». Однако боевой опыт, сфера применения и география военных конфликтов, в которых пулемету пришлось принимать участие, заслуживают уважение. Пулемет сумел простоять на вооружении почти полвека. Даже начавшаяся Вторая Мировая война в первые месяцы показала, что старенький пулемет еще не утратил своего боевого значения. Германская армия, захватившая в результате разгрома Франции в 1940 году все ее оружейные запасы, еще долгое время использовала пулеметы Гочкис на всех фронтах.
Пулемет, хотя и не пользовался популярностью в стрелковых войсках, составлял основное стрелковое вооружение в танковых войсках. Не менее успешно боевое применение пулемета в авиации и в военно-морском флоте, являясь основным оружием сторожевиков и патрульных катеров.