Описание и характеристики вертолета Ка-226, история и где используется

Многоцелевая модель вертолета Ка-226 создана инженерами предприятия «Камов». В техническом и конструкционном плане это сильно модернизированная версия модели Ка-26, которая была востребована за отличные эксплуатационные качества. Новый вертолет при относительно невысокой скорости полета способен транспортировать груз до 1350 кг в грузовом отсеке и на наружной подвеске, вмещает 6 пассажиров.

Описание

Ка-226 — 2-двигательная модель, оснащенная двигателями 250-С20 R/2 Rolls-RoyceAllison. Каждый агрегат, спаренный с редуктором ВР-226, имеет номинальную мощность 380 л.с., а подъемную — 450 л.с.

Как и модель Ка-26, новый вертолет разработан по принципу «летающего шасси». Система несущих винтов соосная. Она включает два равных по диаметру 3-лопастных винта с разной направленностью движения, но с равной частотой оборотов.

История разработки

В начале 1990-х, когда уже завершилось серийное производство Ка-26, образовался дефицит легких вертолетов для транспортировки грузов и пассажиров. Но экспортный рынок был активен. Поэтому производитель «Камов» в тот период принялся за проектировку нового вертолета, по конструктивной основе близкого к моделям Ка-26 и Ка-126, но имеющего два двигателя. Новый летательный аппарат предназначался для выполнения не только прежних функций, но и тех, что требуют обязательного наличия 2-двигательной системы для безопасной работы.

Макет был изготовлен в 1996-ом, а первый функциональный экземпляр произведен в 1997 году. Основные заказчики — государственные службы и производственные организации России. Первый вылет на Ка-226 совершил летчик Лавров 4 сентября 1997 года. Серийными производителями стали НПО «Стрела» в Оренбурге и авиационное предприятие КумАПП в Кумертау.

На базе вертолета Ка-226 создано несколько модельных модификаций, имеющих разное назначение:

  • 80 — версия для Министерства обороны России, созданная в 2010 году;
  • 226А — опытная модель для МЧС России, так и не вышедшая в серийное производство;
  • 226АГ — опытная модель для компании «Газпром авиа», но заказчик от нее отказался, закупил базовые вертолеты;
  • 226Т — вертолет с двигателями 2G1 Arrius от Safran Helicopter Engines и редуктором ВР-226Н;
  • 226-ТГ — версия для «Газпрома», предназначенная для эксплуатации на Крайнем Севере;
  • 226-ТМ — версия для береговой охраны, заказанная Пограничной службой ФСБ России.

Из представленного перечня особо следует отметить вертолет Ка-226Т. Использование французского двигателя 2G1 Arrius с подъемной мощностью 580 л.с. повысило грузоподъемность, взлетную массу, высоту и скорость подъема. По конструкции оптимизированная модель не отличается от базовой Ка-226. Она оснащена современным бортовым комплексом с электронным индикатором, системой контроля с МФИ, блоками автоуправления и навигации, метеолокатором. Возможно добавление наружных элементов: топливного бака, подвеса для грузов, лебедки, прожектора. Внедрен механизм, складывающий лопасти основных винтов.

ка 226

Конструкция вертолета

Система управления вертолета Ка-226 включает комбинированные устройства КАУ-165.

Система электропитания подает постоянный ток 27 В, однофазный переменный — 115 В, 3-фазный переменный — 36 В. Генераторы постоянного тока — пара стартеров P/N 524-070К, аккумулятор 20НКБН-40-ТД-1 либо 20FP38H1CT-R, а также внешний источник, присоединяемый посредством разъема ШРАП-500К.

Генераторы переменного тока — пара преобразователей 531-011-А либо ПТС-250АМ.

Приборное оснащение вертолета состоит из СЭИ-226 и регистрационного блока БУР-ЛКВ. Оборудование для радиосвязи монтируется по желанию заказчика. Обогревательная и вентиляционная системы стандартные для вертолетов такого типа. Навигационно-пилотажная система включает следующее оборудование:

  • навигатор ИНП-Р;
  • определитель статистического и полного давления;
  • сигнальную систему СВС-В2-226;
  • вариометр ВР-30;
  • высотомер-барометр ВМЦ-10;
  • основную и вспомогательную гировертикали МГВ-4В;
  • авиагоризонт АГР-81;
  • авиачасы ЧАМ-В;
  • скоростной контролер УСВИЦ-250;
  • курсовой указатель КИ-13.

ка 226

Фюзеляж Ка-226 состоит из кабины экипажа, главного отсека, 2-х хвостовых балок и оперения. Фюзеляжный материал — сплавы алюминия (из них сделана основа) и стеклопластиковые сотовые пластины (из них выполнены хвостовые балки, панельные элементы кабины и оперение).

Кабина экипажа хорошо остеклена, чем обеспечивается высокая обзорность. В транспортный отсек можно монтировать 6–8 кресел для пассажиров. Можно использовать лебедку, чтобы загружать грузы через широкий проем с раздвижной дверью. В задней части отсека предусмотрен проем, чтобы транспортировать медицинские носилки.

Эксплуатационные характеристики редуктора ВР-226 вертолета оказались слабыми из-за конструкционных недочетов и низкого ресурсного запаса. Из-за дефектности и ненадежности этой модели редуктора случалось немало неприятных происшествий с вертолетами Ка-226. Был случай, когда редуктор заклинило в висячем положении машины из-за разрушившейся основной шестерни. Случалось, что из-за разрушенного привода переставал вращаться вентилятор, охлаждающий воздушно-масляные радиаторы. Поэтому на модифицированных вертолетах Ка-226Т установили усовершенствованный редуктор ВР-226Н, который показал себя значительно лучше.

Вертолет Ка-226 оснащен 4-стоечным шасси, внешне таким же, как у Ка-26, но с оптимизационными техническими изменениями: повышенной энергоемкостью стоек и сниженным общим весом системы. Предусмотрен пневматический механизм торможения. Шасси такого типа нередко проседают, что связано с отсутствием герметичности амортизаторов.

Технические характеристики

У вертолета Ка-226 совершенная аэродинамическая симметрия. Пилотаж простой. Поскольку нет рулевого винта, вертолет отличается высокой маневренностью и чувствительностью к направлению воздушных потоков, разворачивается в правую и левую сторону без изменения высоты. Плоский штопор возможен как в висячем положении, так и при горизонтальном движении. Такие возможности маневрирования имеют ключевое значение, когда машина работает при высоких температурах воздуха и в высотной местности, когда исключается избыток двигательной мощности.

Вертолет Ка-226 имеет следующие технические характеристики:

  • экипаж — 2 человека;
  • число пассажиров — 6-8 человек (зависит от монтированного модуля);
  • длина фюзеляжа — 8,1 м;
  • высота с включением винтов — 4,1 м;
  • диаметр основного винта — 13 м;
  • нормальная подъемная масса — 3100 кг;
  • предельная подъемная масса — 3400 кг;
  • эксплуатационный срок — 25 лет.

ка 226

Летные параметры Ка-226:

  • скоростной максимум — 220 км/ч;
  • крейсерская скорость — 195 км/ч;
  • подъемная мощность— 2×338 кВт;
  • крейсерская мощность — 2×280 кВт;
  • практическое расстояние полета — 600 км;
  • длительность полета — 4,6 ч;
  • скороподъемность — 10,6 м/с;
  • статический предел без влияния земной поверхности — 4100 м, с влиянием — 4600 м;
  • практический предел — 5700 м;
  • летный ресурс — 18000 часов.

Где используется

Разные вариации Ка-226 по-прежнему в эксплуатации. Службы МЧС пользуются вертолетами медицинского, аварийного и патрульного назначения. На службе в Москве стоят летательные аппараты для тушения пожаров, оказания медпомощи, перевозки пассажиров, охраны правопорядка, ликвидации аварий и спасения людей. Компания «Газпром» закупила вертолеты, на которые можно установить специальное разведывательное, патрульное и фотографическое оборудование.

Медицинский вариант Ка-226 оснащают реанимационным оборудованием. В основной отсек вмещаются либо 6 носилок с эвакуируемыми людьми, либо 2 носилок и несколько медицинских работников. Аварийный вариант Ка-226 для службы МЧС с левой стороны оборудован электрической лебедкой, поднимающей 300 кг, с правой стороны борта — боксом, содержащим спасательное оснащение. Также в комплектацию входят рупор и прожектор.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий