Многоцелевая модель вертолета Ка-226 создана инженерами предприятия «Камов». В техническом и конструкционном плане это сильно модернизированная версия модели Ка-26, которая была востребована за отличные эксплуатационные качества. Новый вертолет при относительно невысокой скорости полета способен транспортировать груз до 1350 кг в грузовом отсеке и на наружной подвеске, вмещает 6 пассажиров.
Описание
Ка-226 — 2-двигательная модель, оснащенная двигателями 250-С20 R/2 Rolls-RoyceAllison. Каждый агрегат, спаренный с редуктором ВР-226, имеет номинальную мощность 380 л.с., а подъемную — 450 л.с.
Как и модель Ка-26, новый вертолет разработан по принципу «летающего шасси». Система несущих винтов соосная. Она включает два равных по диаметру 3-лопастных винта с разной направленностью движения, но с равной частотой оборотов.
История разработки
В начале 1990-х, когда уже завершилось серийное производство Ка-26, образовался дефицит легких вертолетов для транспортировки грузов и пассажиров. Но экспортный рынок был активен. Поэтому производитель «Камов» в тот период принялся за проектировку нового вертолета, по конструктивной основе близкого к моделям Ка-26 и Ка-126, но имеющего два двигателя. Новый летательный аппарат предназначался для выполнения не только прежних функций, но и тех, что требуют обязательного наличия 2-двигательной системы для безопасной работы.
Макет был изготовлен в 1996-ом, а первый функциональный экземпляр произведен в 1997 году. Основные заказчики — государственные службы и производственные организации России. Первый вылет на Ка-226 совершил летчик Лавров 4 сентября 1997 года. Серийными производителями стали НПО «Стрела» в Оренбурге и авиационное предприятие КумАПП в Кумертау.
На базе вертолета Ка-226 создано несколько модельных модификаций, имеющих разное назначение:
- 80 — версия для Министерства обороны России, созданная в 2010 году;
- 226А — опытная модель для МЧС России, так и не вышедшая в серийное производство;
- 226АГ — опытная модель для компании «Газпром авиа», но заказчик от нее отказался, закупил базовые вертолеты;
- 226Т — вертолет с двигателями 2G1 Arrius от Safran Helicopter Engines и редуктором ВР-226Н;
- 226-ТГ — версия для «Газпрома», предназначенная для эксплуатации на Крайнем Севере;
- 226-ТМ — версия для береговой охраны, заказанная Пограничной службой ФСБ России.
Из представленного перечня особо следует отметить вертолет Ка-226Т. Использование французского двигателя 2G1 Arrius с подъемной мощностью 580 л.с. повысило грузоподъемность, взлетную массу, высоту и скорость подъема. По конструкции оптимизированная модель не отличается от базовой Ка-226. Она оснащена современным бортовым комплексом с электронным индикатором, системой контроля с МФИ, блоками автоуправления и навигации, метеолокатором. Возможно добавление наружных элементов: топливного бака, подвеса для грузов, лебедки, прожектора. Внедрен механизм, складывающий лопасти основных винтов.
Конструкция вертолета
Система управления вертолета Ка-226 включает комбинированные устройства КАУ-165.
Система электропитания подает постоянный ток 27 В, однофазный переменный — 115 В, 3-фазный переменный — 36 В. Генераторы постоянного тока — пара стартеров P/N 524-070К, аккумулятор 20НКБН-40-ТД-1 либо 20FP38H1CT-R, а также внешний источник, присоединяемый посредством разъема ШРАП-500К.
Генераторы переменного тока — пара преобразователей 531-011-А либо ПТС-250АМ.
Приборное оснащение вертолета состоит из СЭИ-226 и регистрационного блока БУР-ЛКВ. Оборудование для радиосвязи монтируется по желанию заказчика. Обогревательная и вентиляционная системы стандартные для вертолетов такого типа. Навигационно-пилотажная система включает следующее оборудование:
- навигатор ИНП-Р;
- определитель статистического и полного давления;
- сигнальную систему СВС-В2-226;
- вариометр ВР-30;
- высотомер-барометр ВМЦ-10;
- основную и вспомогательную гировертикали МГВ-4В;
- авиагоризонт АГР-81;
- авиачасы ЧАМ-В;
- скоростной контролер УСВИЦ-250;
- курсовой указатель КИ-13.
Фюзеляж Ка-226 состоит из кабины экипажа, главного отсека, 2-х хвостовых балок и оперения. Фюзеляжный материал — сплавы алюминия (из них сделана основа) и стеклопластиковые сотовые пластины (из них выполнены хвостовые балки, панельные элементы кабины и оперение).
Кабина экипажа хорошо остеклена, чем обеспечивается высокая обзорность. В транспортный отсек можно монтировать 6–8 кресел для пассажиров. Можно использовать лебедку, чтобы загружать грузы через широкий проем с раздвижной дверью. В задней части отсека предусмотрен проем, чтобы транспортировать медицинские носилки.
Эксплуатационные характеристики редуктора ВР-226 вертолета оказались слабыми из-за конструкционных недочетов и низкого ресурсного запаса. Из-за дефектности и ненадежности этой модели редуктора случалось немало неприятных происшествий с вертолетами Ка-226. Был случай, когда редуктор заклинило в висячем положении машины из-за разрушившейся основной шестерни. Случалось, что из-за разрушенного привода переставал вращаться вентилятор, охлаждающий воздушно-масляные радиаторы. Поэтому на модифицированных вертолетах Ка-226Т установили усовершенствованный редуктор ВР-226Н, который показал себя значительно лучше.
Вертолет Ка-226 оснащен 4-стоечным шасси, внешне таким же, как у Ка-26, но с оптимизационными техническими изменениями: повышенной энергоемкостью стоек и сниженным общим весом системы. Предусмотрен пневматический механизм торможения. Шасси такого типа нередко проседают, что связано с отсутствием герметичности амортизаторов.
Технические характеристики
У вертолета Ка-226 совершенная аэродинамическая симметрия. Пилотаж простой. Поскольку нет рулевого винта, вертолет отличается высокой маневренностью и чувствительностью к направлению воздушных потоков, разворачивается в правую и левую сторону без изменения высоты. Плоский штопор возможен как в висячем положении, так и при горизонтальном движении. Такие возможности маневрирования имеют ключевое значение, когда машина работает при высоких температурах воздуха и в высотной местности, когда исключается избыток двигательной мощности.
Вертолет Ка-226 имеет следующие технические характеристики:
- экипаж — 2 человека;
- число пассажиров — 6-8 человек (зависит от монтированного модуля);
- длина фюзеляжа — 8,1 м;
- высота с включением винтов — 4,1 м;
- диаметр основного винта — 13 м;
- нормальная подъемная масса — 3100 кг;
- предельная подъемная масса — 3400 кг;
- эксплуатационный срок — 25 лет.
Летные параметры Ка-226:
- скоростной максимум — 220 км/ч;
- крейсерская скорость — 195 км/ч;
- подъемная мощность— 2×338 кВт;
- крейсерская мощность — 2×280 кВт;
- практическое расстояние полета — 600 км;
- длительность полета — 4,6 ч;
- скороподъемность — 10,6 м/с;
- статический предел без влияния земной поверхности — 4100 м, с влиянием — 4600 м;
- практический предел — 5700 м;
- летный ресурс — 18000 часов.
Где используется
Разные вариации Ка-226 по-прежнему в эксплуатации. Службы МЧС пользуются вертолетами медицинского, аварийного и патрульного назначения. На службе в Москве стоят летательные аппараты для тушения пожаров, оказания медпомощи, перевозки пассажиров, охраны правопорядка, ликвидации аварий и спасения людей. Компания «Газпром» закупила вертолеты, на которые можно установить специальное разведывательное, патрульное и фотографическое оборудование.
Медицинский вариант Ка-226 оснащают реанимационным оборудованием. В основной отсек вмещаются либо 6 носилок с эвакуируемыми людьми, либо 2 носилок и несколько медицинских работников. Аварийный вариант Ка-226 для службы МЧС с левой стороны оборудован электрической лебедкой, поднимающей 300 кг, с правой стороны борта — боксом, содержащим спасательное оснащение. Также в комплектацию входят рупор и прожектор.