Описание Ка-31 и технические характеристики вертолета, его применение

Ка-31 Вертолеты

Машину Ка-31 создали неслучайно. Флоту потребовались надежные, современные вертолеты для ведения разведки на море, обнаружения вражеской авиации, курсирующей на малых высотах. Винтокрылые помощники в этом деле незаменимы. Особенно при базировании на авианесущих судах. Разработку вертолета подстегнула необходимость в наличии разведчиков во время вероятных конфликтов. К тому же потенциальный противник тоже задумался о создании подобной техники, машин.

Как создавался вертолет

Предтечей для появления воздушного разведчика Ка-31 стал международный конфликт. Попытка Великобритании использовать силу при возвращении влияния на Фолклендах показала, что даже слабый противник (Аргентина) способен оказывать серьезное сопротивление. Увы. У англичан не оказалось в наличии разведывательной авиации.

Что привело к значительному урону. Утрате 2 миноносцев. Аргентинские самолеты, двигаясь почти над морем, сумели безнаказанно совершить атаку на британский флот. Наличие же вертолетов-разведчиков могло бы дать ход иному сценарию. На тот момент ничего подобного ни у США, ни у СССР, ни у Великобритании не было.

Если оставить в стороне политическую подоплеку ситуации, то по факту англичане получили мощную оплеуху. От тех, кого считали страной третьего мира. Аргентина не имела ни мощной авиации, ни серьезного морского флота. Большинство техники, как позже дотошно разобрали эксперты, было передано аргентинцам той же Великобританией.

Это самолеты, корабли. Да и личный состав, казалось бы, не имел соответствующей подготовки. Однако неожиданный тактический ход, отчаянные атаки, противостояние защитников Фольклендов одной из самых развитых держав привели к поражению. Победой итог конфликта назвать никак нельзя. Даже с учетом потерь Аргентины. Все же британцы получили достойный урок. А авиаконструкторы задумались о необходимости создания мобильных средств обнаружения кораблей, низколетящих целей противника.

Состоявший на вооружении ВМФ СССР Ка-29 по габаритам, ЛТХ отлично подходил для реализации поставленной задачи. Однако боевой «кашка» не имел самого важного. Средств обнаружения. Проектировался не для разведки, а для уничтожения целей. А также высадки десанта.

Ка-31

Конструкторы смогли решить и эту проблему. К тому же вертолет успешно прошел испытания. Эксплуатировался на флоте. Практически не имел отказов, аварий. Что доказывает успешность конструкции, проекта в целом.

Ка-31 (Helix-B в кодификаторе стран Североатлантического альянса) продолжил линию проектирования, избранную «камовцами». Вертолет создан по соосной схеме. Фактически это доработанный «двадцать девятый». У «кашки» от собрата планер, двигатель и ряд систем. Сложнее всего оказалось переоснастить транспортник Ка-29, превратив вертолет в средство радиолокационной разведки.

Задание на разработку машины поступило в КБ в 1985 году. Через 2 года, полных доработок, доведения решений, прототип поднялся в воздух. А уже в 1995 машина пошла в серию. Начала поставляться в ВМФ.

Описание

Вертолет по воле конструкторов получился многоцелевым. Ка-31 «научился» вычислять низколетящие, барражирующие на малых высотах цели. Причем как самолеты, так и винтокрылые машины. И на значительных расстояниях. Таким образом, суда получили надежную защиту от противника. Вертолет, кроме вышесказанного, умеет также находить корабли.

Информация от разведчика оперативно передается на суда поддержки. Оперативно, надежно, своевременно. В «мертвой зоне», где наземные РЛС не работают, успешно справляется Ка-31. Многие части фюзеляжа, двигательную установку, отдельные узлы «кашка» позаимствовал от другого вертолета КБ. Ка-29. В то же время это самостоятельная, состоявшаяся модель.

На что способен вертолет:

  • обнаружение воздушных целей (самолеты, вертолеты противника);
  • идентификация кораблей.

Ка-31

Данные автоматически поступают в центры анализа информации, расположенные как на суше (наземные комплексы ПВО), так и боевые корабли, находящиеся в регионе.

Чем отличается от других моделей

Вертолет уникален в своем роде. Причем это действительно так. Допускается использование машины как для отработки наземных целей, так и надводных, в том числе авиации. Подобно другим «соседям» по модельному ряду, Ка-27, Ка-29, «тридцать первый» может базироваться не только на кораблях. Но и на суше.

У Ка-31 не имеется полных аналогов. Это факт. «Сердце» поисковой системы винтокрылой машины – специальная РЛС. Антенна вертолета также уникальна. Ее разрабатывали специально под данную машину. Фазированная решетка пеленгатора плоская. В обычном положении она скрыта под днищем вертолета. При поиске Ка-31 «оттопыривает» свое «ухо». И успешно вычисляет предполагаемые цели.

Бортовой комплекс вертолета заслуживает отдельного упоминания. Благодаря ему машина движется по заданному маршруту. Сложные погодные условия, капризы климата – не помеха для «кашки». В любом случае он выполнит поставленную задачу.

Ка-31

Вертолет способен не только идентифицировать, но в автоматическом режиме сопровождать движущиеся цели. Их немало, 2 десятка. Это действительно впечатляет. Несколько слов о встроенной ДРЛО. Это Е-801 (тип «Око»), созданная именно для Ка-31.

Наибольшие трудности возникли при совмещении средств радиолокации с вертолетом. Но конструкторам удалось справиться и с этим. Кстати, антенна имеет немалый вес. 200 килограммов. А ее длина составляет почти 6 метров. Машина обнаруживает объекты типа «самолет-истребитель» на дальности до 150 километров. Для кораблей расстояние еще больше. Около 280 километров.

Ка-31

Характеристики

Ничто так не помогает для понимания целей, задач, возможностей вертолета, как его характеристики. Их можно увидеть ниже:

Наименование параметра Единицы измерения Величина
Габариты фюзеляжа Метры
Длина 11,6
Ширина 3,8
Высота 5,5
Диаметр винтов Метры 15,9
Вес машины Тонн
Без нагрузки (пустой) 5,520
Взлетный 11,400
Максимальный 12,500
Двигатель Штуки/тип 2 х ТВ3-117ВК
Мощность силовой установки Тысяч лошадиных сил 2 х 2,2
Экипаж Человек 3
Скоростные показатели Километров в час
Максимум 255
Крейсерский режим 220
Дальность полета Километров 680
Высота полета Километров
Статическая 3,5
Динамическая 5,0

Машина действительно заслуживает внимания. Мощная, надежная, с приличным расстоянием полета. И солидным запасом по потолку подъема.

Применение

Вертолет с подобными характеристиками быстро нашел заказчиков. Даже распад СССР, переформатирование государства не повлияли на потребность в Ка-31. Причем не только в РФ, но и у иностранных покупателей. По состоянию на 2012 год вертолет эксплуатировался:

  • ВМФ РФ – 2 машины.
  • ВМС Индии – 9 машин.
  • ВМА Китая – 9 машин.

Примечательно, что индийские власти сделали заказ еще в конце девяностых. И уже в 2004 страна получила вертолеты, заплатив за Ка-31 более 200 миллионов долларов. Очевидно, что машины прижились в Азии. Что подтверждается фактом повторной закупки еще 5 изделий. Воздушный разведчик морского базирования оказался востребованным.

Ка-31 – настоящая «рабочая лошадка». Крепкая, надежная, функциональная. Как и прочие изделия КБ Камова. Соосная схема несущих винтов не раз доказывала оправданность применения в вертолетостроении. Данный «кашка» – явное тому подтверждение.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий