Описание вертолета Команч и технические характеристики модели RAH-66

Блестящие разработки создателей военной техники не всегда находят реальное воплощение и идут в серийное производство, укрепляя мощь страны. Такая судьба постигла проект «Команч» – разведывательно-ударный вертолет, над которым конструкторы трудились несколько лет, оказался невостребованным в ВВС США, проект закрыли. Вспомним историю создания американского вертолета RAH-66 и причины его невостребованности.

Описание вертолета

Comanche спроектирован по классической схеме – с одним несущим и рулевым винтом. Боевой машине придали сглаженную угловато-обтекаемую форму, панели имели скругленные грани. Фюзеляж вертолета выполнен из композитных материалов с минимальным коэффициентом отражения и с покрытием, поглощающим радиоволны.

Оба винта изготовлены из небольшого количества металла, который также покрыт композитными обтекателями. Рулевой винт винтокрыла скрыт в кольцевом канале (тип фенестрон). Никаких выступающих деталей – носовая пушка, точки внешней подвески оружия до момента непосредственного боя скрывались в специальных нишах и грузоотсеках вертолета.

Побеспокоились создатели и о незаметности винтокрыла в инфракрасном диапазоне – покрытие имело теплоизолирующие свойства, снизили тепловой выброс двигателей, предусмотрели охлаждающее устройство в хвостовом отсеке.

Для снижения заметности вертолета в акустическом диапазоне оптимизировали винты, улучшили аэродинамические показатели, что уменьшило вихревые потоки.

Новых систем вооружений для Команча не создавали – оснастили вертолет многократно проверенными «Стингерами» и «Хеллфайрами».

История создания

Командование США, поняв, что проигрывает СССР в количестве и качестве бронетехники, приняло решение создать вертолет нового поколения, который будет с ними бороться. К реализации проекта LHX (Light Helicopter Experimental) приступили в 1983 году.

Справка: предполагалось, что новые винтокрылы заменят сразу несколько боевых машин («Кобра», «Ирокез», «Кайова»), модифицировать которые дальше было нецелесообразно.

Проект предполагал создание двух вертолетов – разведывательно-ударного и многоцелевого, для его реализации выделили 2.8 миллиарда долларов.

вертолет команч

Основные требования к новому вертолету:

  • высокая маневренность и скорость (обозначили цифру 500 километров в час);
  • всепогодность, полеты в любое время суток;
  • «незаметность» вертолета для защиты от средств ПВО.

В 1991 году стало известно, что победу в конкурсе одержал проект, предложенный объединенной группой конструкторов компаний Boeing и Sikorsky.  Представленный образец вертолета получил наименование RAH-66 Comanche. В небо Команч впервые поднялся в 1996 году. К этому времени решили ограничиться одной моделью. ВВС США планировали закупить около 1300 винтокрылов «Команч» на сумму 34 миллиарда долларов.

Системы винтокрыла дорабатывали еще несколько лет – сложная конструкция, множество инновационных решений требовали тщательной проработки проекта. Но оценив стоимость производства, эксплуатации и перспективы вертолета, программу «Команч» закрыли.

вертолет команч

Особенности модели

В основе фюзеляжа вертолета – коробчатая композитная балка, к которой крепятся агрегаты и другие детали корпуса. Узлы защищены панелями, которые покрыты обшивкой, выдерживающей попадания 23-мм снарядов без потери прочности и разрушения.

От бронирования кабины вертолета отказались (броня только на креслах экипажа), уповая на надежность технологии «стелс». Пилот занимает место впереди оператора вооружений, большая площадь остекления дает прекрасный обзор обоим.

Отслеживать цели пилотам помогали специальные приборы «глаз вне кабины» – тепловизионная и инфракрасная системы обзора.

Шасси – убираемое, особой конструкции, позволяющей во время транспортировки снижать высоту вертолета.

Системы ночного пилотирования, целеуказания, нашлемная система индикации помогали экипажу совершать полеты в условиях плохой видимости, определять необходимые объекты, не обнаруживая себя.

вертолет команч

Технические характеристики

Основные летные и технические характеристики «Команча»:

Наименование Показатель
Винт несущий/хвостовой, диаметр 12.9/1.37 метра
Длина/высота фюзеляжа 13.2/3.37 метра
Масса пустого вертолета/максимальная загрузка 4218/7896 килограммов
Экипаж 2 человека
Крейсерская скорость/ максимальная 324/306 километров в час
Боевой радиус винтокрыла 278 километров
Силовая установка 2хLHTEC T800-LHT-801 (по 1563 лошадиных силы)

В вооружение «Команча» входили: 20-миллиметровая пушка (3 ствола), 6 ПТУР Hellfire или 12 ЗУР Stinger во внутреннем отсеке. На внешней подвеске могли располагаться – 8 ПТУР AGM-114 Hellfire, 16 ЗУР Stinger, 56 неуправляемых ракет Hydra 70 или подвесной топливный бак емкостью 1703 литра.

вертолет команч

Где применяется

В 1996 году «Команч» совершил первый полет, а в 2004 году проект официально закрыли. В серийное производство вертолет не пошел. Поэтому стоит сказать о причинах неудачливой судьбы американского Comanche. Специалисты выделяют следующие факторы провала проекта RAH-66:

  • За время разработки устарела сама концепция вертолетов-разведчиков, наступала эра беспилотных летательных аппаратов.
  • Фантастически высокая цена проекта. Развал СССР и Варшавского договора привели к тому, что США третью мировую войну ждать перестали и не нашли нужным тратить такие деньги для защиты от советских танков.
  • Идея «незаметности» летательных аппаратов себя не оправдала.

Отметим, что длительное время создания новой техники всегда работает против конструкторов. За прошедшие годы изменяются военные концепции, политические реалии, появляется новая техника, проект устаревает.

Хотя в серию «Команч» не пошел, наработки конструкторов по проекту RAH-66 дали толчок развитию боевого вертолетостроения в США. Разработки в области авионики, системы снижения заметности широко применяются при создании винтокрылов нового поколения.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий