Описание вертолета ВРТ500 и технические характеристики, модификации и история

врт 500 Вертолеты

Легкий вертолет российского производства с соосной винтовой схемой получил название ВРТ500. Относительно недавно разработанный летательный аппарат, серийное производство которого вот-вот начнется, отличается привлекательным дизайном корпуса, что обусловлено пассажирским назначением и экспортным направлением реализации. Модель VRT500, по замыслу создателей, должна стать для России «ключом» к выходу на мировой рынок вертолетов со взлетным весом до 2 т.

История проекта

Созданием модели ВРТ500 занимается единственный в нашей стране производитель вертолетной техники — компания «Вертолеты России». Еще в 2017 году руководство компании объявило о стремлении пробиться на мировой рынок легких вертолетов — самых востребованных у современных покупателей. Российский производитель приступил к созданию сверхлегкой модели с одним двигателем. Таких вертолетов в гражданском секторе авиационной техники в России пока нет, их заменяют машины зарубежного производства.

Попытки создать сверхлегкий вертолет в России осуществлялись и раньше. Так, в 1990-е российские конструкторы на базе бюро имени Миля разработали модель Ми-34. На Казанском заводе создали «Актай». А в конструкторском бюро имени Камова была создана модель Ка-115. Но производство Ми-34 было ликвидировано в 2012-ом, а остальные перечисленные вертолеты по разным причинам не были пущены в серийное производство. Чтобы ликвидировать пробел в оснащении авиационного парка страны, компания «Вертолеты России» создала VRT500 — сверхлегкую однодвигательную машину, взлетная масса которой составляет 1,6 т.

Запланирован экспорт в страны Западной Европы, чем обусловлен щепетильный подход к внешнему виду нового летательного аппарата. Стиль вертолетного корпуса разработала итальянская компания ItalDesign, специализирующаяся на автомобильном дизайне. Эта компания, история которой насчитывает несколько десятков лет, участвовала в разработке респектабельных автомобилей брендов Maserati, BMW, Ferrari, Lamborghini.

Не менее престижны компании, участвующие в создании технической «начинки» ВРТ500. С высокой вероятностью серийно выпускаемые машины будут иметь двигатель от престижного французского производителя Safran Helicopter Engines либо канадского Pratt & Whitney. То есть это будет двигатель либо PW207, либо Arrius. Такой выбор очевиден, ведь потенциальным покупателям будет проще при надобности ремонтировать мотор своего европейского производства.

Модель ВРТ500 успешно прошла аэродинамические испытания, проведенные Центральным аэрогидродинамическим институтом. В 2020-ом прошли испытания первой опытной машины. Запуск серийного производства ожидается в 2023 году. Производитель планирует до 2030 года реализовать более 700 экземпляров летательного аппарата.

Крупные демонстрации

Макет вертолета VRT500 в натуральную величину был продемонстрирован весной 2018-го на выставке авиационных достижений «HeliRussia». Позже летательный аппарат показали мировой общественности, вывезя его на выставку Fuorisalone, проходившую в рамках Недели дизайна в Милане.

Миланская демонстрация выбрана специально. Целью было показать разработку потенциальным западноевропейским покупателям. Модель ВРТ500 заявлена на получение сертификата в Европейском агентстве по безопасным полетам. После сертификации вертолет можно будет реализовывать и на отечественном, и на международном рынках.

врт 500

Особенности легкого вертолета

Конструкционная основа вертолета ВРТ500 — композитные материалы. Именно они понизили взлетный вес летательного аппарата до невероятного значения 1,6 т, что сравнимо с весом легкового автомобиля.

Понижены не только весовые значения вертолета, но и его линейные размеры. Это стало возможным, благодаря соосному расположению винтов и исключению ставшего лишним рулевого винта. Конструкторам удалось сократить диаметр основного винта и длину балки «хвоста». Благодаря такой конструкции, ВРТ500 оптимально подходит для работы в условиях ограниченного воздушного пространства, то есть, например, в горном ущелье или среди городских небоскребов.

Несмотря на низкую габаритность, ВРТ500 может принять на борт 5 человек — это самое большое количество мест среди вертолетов аналогичного типа.

Какой будет навигационно-пилотажная система VRT500, пока точно не известно. Производитель лишь отметил, что это будет современный высокотехнологичный комплекс, называемый «стеклянная кабина».

Технические характеристики

Вертолет ВРТ500 имеет следующие летно-технические характеристики:

  • длина — 8,1 м;
  • высота — 3,8 м;
  • диаметр винта — 8,4 м;
  • полная весовая нагрузка — 730 кг;
  • предельный взлетный вес — 1600 кг;
  • вместимость кабины — 5,3 м3;
  • скоростной максимум — 250 км/ч;
  • крейсерская скорость — 225 км/ч;
  • предельная дистанция полета — 860 км;
  • статический предел — 4100 м;
  • практический предел — 6000 м.

Модификации и конфигурации

По замыслу создателей, ВРТ500 будет иметь гражданскую, спасательную, медицинскую и VIP-модификацию. Причем это будет первая модель в мире среди аналогичных по типу вертолетов медицинского назначения, которая сможет принимать и выгружать стандартную тележку-каталку через находящиеся сзади в кабине дверцы.

Вертолеты VRT500 будут иметь следующие конфигурации:

  • пассажирская с 5-ю сиденьями и возможностью перевозки багажа в просторном багажном отсеке, заполняемом со стороны салона или через задние дверцы;
  • корпоративная с 2-мя комфортабельными сиденьями и задней пассажирской консолью;
  • VIP — для перевозки статусных пассажиров;
  • грузовая, позволяющая транспортировать грузы любой формы — внутри салона до 730 кг, на внешнем подвесе до 900 кг;
  • полицейская, оснащенная тепловизором, наружными устройствами освещения и громкого оповещения, иными необходимыми для несения службы системами;
  • медицинская и эвакуационная со специальным снаряжением и оборудованием;
  • учебная, подразумевающая наличие дополнительной пилотажной системы для инструктора.

Предполагается, что на вертолете ВРТ500 можно будет проводить пилотажные тренировки, обучать медицинских работников и спасателей выполнять необходимые действия в зависимости от ситуации. Конструкция летательного аппарата такова, что конфигурацию при надобности несложно изменить.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий