Лучшие вертолетчики времен войны в Афганистане и недостатки машин

Введение советских войск в Афганистан в 1979 году, задуманное для обозначения присутствия и поддержки правопорядка, подтвердило знаменитый тезис «война план покажет». Ограниченному контингенту пришлось вступить в полномасштабную войну с моджахедами. В Афганистане боевые винтокрылы и вертолетчики стали основной силой советских войск, тактика их использования изменилась, сами аппараты оснастили новыми вооружениями.

Почему вертолеты вытеснили артиллерию

Планы советского командования, рассчитывающего, что войска в Афганистане будут патрулировать территории, охранять важные объекты и дороги, провалились. Пришлось вступить в войну.

Боевые действия в Афгане велись в особых условиях – отсутствии линии фронта, невозможности спрогнозировать места появления очередного отряда моджахедов и вовремя подтянуть войска. Быстроходные бомбардировщики были бессильны сбросить свой груз в нужном месте, доставка артиллерии на поле боя затруднялась особенностями ландшафта. На это просто не хватало времени.

Опыт корейской и вьетнамской войны уже доказал эффективность винтокрылов, вертолетные площадки делали первыми в советских военных гарнизонах в Афганистане. Появляясь над полем боя, винтокрылы поддерживали огнем войска, могли сбросить бомбы на огневые точки, вывезти раненых, доставить и забрать десантные группы. Звук летящих вертушек устрашал врагов и вселял уверенность в победе у советских солдат.

Когда вертолетчики прибыли в Афганистан

Использование вертолетов в афганской операции планировалось заранее. Десантные группы, целью которых был захват дворца Амина, прибыли в Афганистан в декабре 1979 года. Их доставили на вертолетах. Таким образом, вертолетчики первыми включились в военные действия, которые продлились до 1989 года.

Первые боевые столкновения доказали эффективность ведения войны с воздуха. Авиации у оппозиции не было, винтокрылы на первых порах были почти неуязвимы и легко расправлялись со скоплениями моджахедов. Но афганцы быстро перестроились, получили поддержку и оружие, война приобрела затяжной характер.

Десятилетний опыт войны изменил тактику использования винтокрылов, сами вертолеты, вооружения были доработаны и усовершенствованы.

Какие вертолеты принимали участие в войне

Во время афганской войны статус вертолетных соединений полностью определился, эскадрильи стали придавать сухопутным войскам, летные командиры получили право влиять на принятие тактических и стратегических решений командования.

Боевыми единицами вертолетных войск были милевские аппараты – различные модификации Ми-8 и Ми-24. В условиях партизанской войны, развязанной «духами», им пришлось решать массу задач:

  • патрулирование и сопровождение колонн;
  • огневая поддержка наземных войск;
  • доставка десантных групп;
  • преследование противника;
  • снабжение войск;
  • эвакуация раненых, спасение сбитых летчиков.

вертолетчики в афганистане

Основной ударной единицей был Ми-24 с частичным бронированием фюзеляжа и основных узлов. Вертолет оснащали разными видами вооружений:

  • крупнокалиберный пулемет, стреляющий вперед;
  • неуправляемые ракетные снаряды;
  • ПТУР комплекса «Фаланга».

Модифицированный Ми-24В нес подвижную пулеметную установку, из которой можно было стрелять назад, НАР, 16 ПТУР. Для поражения укрепрайонов вооружения дополняли авиабомбами или зажигательными баками.

Транспортные Ми-8 оснащали НАР типа С-5, бомбами, но с ударными винтокрылами Ми-24 по огневой мощи рабочие лошадки соперничать не могли.

Их использовали в десантных операциях, для доставки грузов, организации рейдов и засад. По результатам эксплуатации милевцы модифицировали транспортник, войска получили новую машину Ми-8МТ с форсированными двигателями.

С 1981 года, когда у афганцев появились «Стингеры», началась настоящая охота на вертолеты и летчиков. Потери винтокрылов разных модификаций к 1989 году – времени окончания войны достигли страшных цифр. Было уничтожено 333 вертолета.

вертолетчики в афганистане

Выявленные недостатки

Эксплуатация машин в условиях боевых действий стала настоящей проверкой техники и мастерства экипажей. Винтокрылы пришлось дорабатывать, исходя из боевых задач и выявленных недостатков.

Изменялась и тактика боевого применения – после появления ПЗРК вертолеты стали летать на больших высотах, чтобы не стать добычей моджахедов со «Стингерами».

Война шла в тяжелых условиях сильно пересеченной местности, страшной жары. При взлете-посадке винты поднимали облака пыли, летчики слепли и задыхались, не видели земли и приборов в кабинах. Ручки управления приходилось обматывать, чтобы не сжечь руки – температура в кабине поднималась до рекордных высот.

В условиях горной местности, суженного пространства вертолеты не могли нормально взлетать – машины уходили в пике, теряли скорость, сваливались. Вращение винтов приводило к разрежению воздуха под машиной, аппарат резко бросало вверх (подхват). Опытные летчики сумели использовать подхват для резкого набора высоты и превратили в особенность пилотирования.

вертолетчики в афганистане

Найденное решение

С постоянно возникающими при эксплуатации вертолетов трудностями боролись пилоты и технический состав, сопровождающий летные подразделения. Уже в 1980 году в Афганистан прибыли летчики-испытатели и милевцы, возглавляемые главным конструктором ОКБ Тищенко.

Они на месте изучили возникающие проблемы и оперативно приступили к их устранению. Конструкторам удалось усовершенствовать несущую систему, и модифицированные Ми-24 уже не страдали от подхвата.

Немало пришлось потрудиться милевцам, чтобы защитить машины от ПЗРК. Вертолеты обнаруживали по тепловому хвосту, поэтому конструкторы разработали несколько защитных элементов.  Установили рассеиватели выхлопа, оснастили машины средствами инфракрасного противодействия – генераторами ИК-помех, термическими ракетами-ловушками с блоком отстрела.

Доработали милевцы и Ми-8 – транспортник оснастили танковым вариантом пулемета Калашникова, установили защиту. Для усиленных двигателей Ми-8МТ предусмотрели пылезащитное устройство.

вертолетчики в афганистане

Известные вертолетчики в афганской войне

Из-за невозможности использовать танки и артиллерию вертолеты превратились в главную ударную силу советских войск. Вертолетчики на афганской войне демонстрировали не только мужество и стойкость, но и профессиональную смекалку, знания, находили новые способы пилотирования винтокрылов, давали советы конструкторам, как усовершенствовать машины.

На счету летчика Александра Райляна, удостоенного звания Героя Советского Союза, 150 боевых вылетов. Александр летал на сверхнизких высотах, что позволяло уходить от огня ПЗРК. Его опыт лег в основу разработки новой тактики полетов, которую в дальнейшем использовали при обучении вертолетчиков.

Герой Советского Союза Николай Майданов нашел, как преодолеть недостаток подъемной силы при взлете. Он начинал полет в горизонтали, нависая над пропастью, затем уходил вверх.

Справка: 22 вертолетчика, участвовавших в афганской войне, представлены к званию Героя Советского Союза, ордена и медали получили несколько тысяч.

На винтокрылы и их экипажи шла настоящая охота, огромные премии платили за сбитый вертолет, за захваченного живым вертолетчика. Летчики и машины гибли от огня моджахедов и при ошибках пилотирования в сложных условиях. Без отдыха работали технические службы – вертолеты получали повреждения при каждом вылете.

Боевой опыт Афганистана стал важной вехой в изменении тактики военных действий. ОКБ Камова и Миля работали над совершенствованием боевых машин, делая вертолеты более защищенными, вооруженными и маневренными. Разработали сложные системы навигации, поиска, целеуказания, оснастив винтокрылы мощной электроникой. Но опыт афганской войны показал, что только профессиональные навыки летчиков, их самоотверженность и находчивость превращают технику в грозное оружие.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий