После распада СССР довольно долгое время российский флот мог напомнить миру о своём существовании лишь одним способом – отправляя в дальние «визитные» походы немногочисленные большие противолодочные корабли. Создавались они, конечно же, вовсе не для «демонстрации флага». БПК были одним из наиболее эффективных инструментов, которыми располагал советский военно-морской флот – именно они должны были в случае перерастания «Холодной войны» в «горячую» обеспечить нейтрализацию подводной части американских стратегических наступательных вооружений. Наиболее удачным видом БПК стали корабли проектов 1155 и 1155.1
Что такое БПК
В 1966-м году в советском военно-морском флоте был введен новый, не существовавший ранее класс кораблей. Это решение было обусловлено резко возросшими возможностями подводных лодок. Особенную опасность представляли атомные субмарины, вооруженные баллистическими ракетами. Специально для борьбы с ними строились сторожевые корабли проекта 61. Первый из них был спущен на воду еще в 1962-м году, а общая численность со временем достигла двадцати единиц.
Именно эти специализированные корабли и получили первыми официальное название больших противолодочных (сокращенно БПК). Этот термин использовался только в советских ВМС и был наиболее точным. В дальнейшем его использовали и в отношении других кораблей, имевших сходное предназначение и возможности. Строились они по проектам 61, 1134А, 1134Б, 1155 и 1155.1.
Методика поиска субмарин
Первоначально предполагалось, что большие противолодочные корабли будут осуществлять поиск и уничтожение подводных лодок противника в ближней зоне обороны, недалеко от побережья. Отчасти это было обусловлено сравнительно небольшим радиусом действия тех баллистических ракет, которые устанавливались на первые атомные субмарины.
Дальнее обнаружение должны были осуществлять другие корабли – вертолетоносцы. Но уже БПК проекта 61 получили возможность для размещения на палубе собственного вертолета, что позволяло заметно расширить контролируемую территорию. Поэтому большие противолодочные корабли стали действовать не только в прибрежной, но и в океанической зоне.
Поиск субмарин сводится к установлению и поддержанию контакта с подводной целью. Для этого применяется соответствующее оборудование самого БПК, а также опускаемые гидроакустические станции вертолетов, входящих в авиагруппу корабля. Обнаруженная и отслеживаемая цель может быть уничтожена глубинными бомбами или самонаводящимися торпедами. Запуск их выполняется либо непосредственно с БПК, либо с вертолета (в последнем случае подразумевается совместная работа пары машин – одна даёт целеуказание, другая атакует подводную лодку).
Особенности классификации
К сожалению, количество информации, размещенной в Интернете, чаще всего не переходит в качество. Очевидным доказательством этого тезиса является хроническая путаница, наблюдающаяся при описании больших противолодочных кораблей проектов 1155 и 1155.1. В частности, эти БПК периодически именуют фрегатами, ссылаясь на «классификацию НАТО».
Это грубая ошибка – в западных справочниках большие противолодочные корабли первого класса (а проекты 1155 и 1155.1 именно таковы) называют чаще всего эсминцами, реже – крейсерами. Кроме того, само понятие «класс кораблей» обозначает на Западе принадлежность к какой-то определенной серии, строящейся по единому проекту. Название же класса присваивается по имени головного корабля. В данном случае им был «Удалой». Именно поэтому в реальной, а не придуманной классификации НАТО все БПК проекта 1155 именуются Udaloy, а БПК проекта 1155.1 – Udaloy II.
В СССР, а затем и в России, термин «класс» использовался для обозначения «целевого» назначения корабля (например, класс «эскадренный миноносец»). Принадлежность же к серии обозначалась либо номером проекта, либо «типом». В последнем случае использовалось название головного корабля.
В то же время в документации проект 1155 обозначался шифром «Фрегат», что, по всей видимости, и привело к последующей путанице. Между тем любой шифр представляет собой просто внутреннее условное название, наносящееся на чертежи и не имеющее никакого отношения к целевому предназначению корабля.
История создания БПК проектов 1155 и 1155.1
Развитие американского атомного подводного флота шло в 60-е годы чрезвычайно быстрыми темпами. Постоянное улучшение основных характеристик субмарин привело к устареванию советских БПК первых серий. Кроме того, к началу 70-х годов уже было известно о проектировании новых, еще более совершенных, подводных лодок.
Чтобы не отстать от своего главного противника, командование советского военно-морского флота разработало техническое задание, предусматривающее создание больших противолодочных кораблей нового проекта, обозначенного как 1155. Документация была передана в ленинградское Северное проектно-конструкторское бюро.
Исходная идея заключалась в максимальном использовании опыта, полученного при создании БПК проекта 1134А. Это позволяло, в частности, использовать при строительстве кораблей уже имеющиеся стапели. Несмотря на всю привлекательность такого решения, от него в итоге пришлось отказаться – размеры БПК проекта 1134А были слишком малы для того, чтобы разместить на его палубе два вертолета, не хватало их и для установки новейшего гидроакустического комплекса.
Таким образом, уже на самом начальном этапе конструкторам пришлось существенно увеличить водоизмещение корабля – с четырех до семи тысяч тонн. Изменились очертания носовых обводов корпуса, а затем и форма кормы. Это позволило «расчистить место» под вертолетные ангары.
Сравнительно большие размеры корабля дали возможность конструкторам увеличить состав его вооружения. Благодаря этому БПК проекта 1155 стал даже более мощным кораблем, чем это предусматривалось исходным техническим заданием.
Строительство головного корабля «Удалой», предназначенного для Северного флота, началось летом 1977 года, на специально сооруженном стапеле в Калининграде. Все необходимые работы проводились судостроительным заводом «Янтарь». Спустя три года БПК «Удалой» спустили на воду, а всего было изготовлено 12 кораблей этой серии. Последний из них, «Адмирал Пантелеев», был введен в строй за несколько дней до распада СССР, 19 декабря 1991 года.
Следует отметить, что большие противолодочные корабли проекта 1155 являлись узкоспециализированными. Чтобы одинаково успешно бороться как с подводными, так и с надводными целями, они должны были взаимодействовать с эсминцами проекта 956, на борту у которых имелись противокорабельные крылатые ракеты. Теоретически это позволяло увеличить эффективность, но на практике привело к значительным сложностям.
Согласованные действия кораблей разных типов требуют значительных усилий и не всегда могут быть осуществлены. Поэтому в 80-е годы прошлого века было принято решение разработать более универсальный БПК для нанесения ударов по субмаринам, надводным кораблям, сухопутным и воздушным целям. Так появился проект 1155.1 (иногда используется «слитное» обозначение 11551).
В этом случае уже не потребовалось вносить существенные изменения в форму и размеры корпуса, что позволяло осуществлять строительство на уже имеющемся стапеле в Калининграде. Первый большой противолодочный корабль проекта 1155.1 получил название «Адмирал Чабаненко», вторым должен был стать «Адмирал Басистый». Всего планировалось изготовить не менее 10 этих БПК.
После распада СССР довольно быстро стало ясно, что новые времена не сулят военным морякам ничего хорошего. Правда, «Адмирал Чабаненко» всё-таки был достроен, но он так и остался единственным кораблем проекта 1155.1. В состав флота его ввели только в 2000-м году.
Особенности конструкции
Между кораблями проектов 1155 и 1155.1 имеются довольно значительные различия, которые затрагивают как их конструкцию, так и состав комплекса вооружения. По этой причине их приходится описывать отдельно друг от друга.
БПК проекта 1155
Корпус кораблей, построенных по проекту 1155, изготавливался из стали. Его форма во многом была определена особенностями обтекателя гидроакустического комплекса «Полином». Так, расположенные в носовой части корабля шпангоуты имеют увеличенный развал. Две трети всей длины корпуса составляют полубак.
В средней и кормовой частях корабля расположены три группы надстроек. Сделаны они из сплавов на основе алюминия и магния, что позволило в значительной мере снизить массу конструкции. Дно корабля – двойное, внутренняя полость используется в качестве основной топливной ёмкости. Ангары для вертолетов размещены в кормовой надстройке.
На борту имеется стационарная противопожарная система, тушение огня выполняется при помощи пены. Кроме того, распространению пламени должны помешать и переборки, сделанные из огнеупорных материалов и разделяющие внутренние помещения.
Корабль оборудован специальной системой, в три раза уменьшающей амплитуду колебаний при сильной бортовой качке. Это намного облегчает работу экипажа и увеличивает устойчивость.
Корабль приводится в движение двумя винтами фиксированного шага (ВФШ). Каждый из них подключен к собственной энергетической установке М9. В её состав входят два газотурбинных двигателя, маршевый и форсажный. Мощности их составляют, соответственно, 9000 и 22 500 лошадиных сил. Таким образом, вся силовая установка позволяет развить до 63 тысяч л.с.
Предполагается, что при следовании обычным экономическим ходом используются маршевые газотурбинные двигатели. При необходимости быстрого разгона включаются форсажные моторы, что приводит к стремительному наращиванию общей мощности. Такой подход обеспечивает кораблю высокую подвижность и в то же время позволяет экономить горючее.
Матросы, входящие в состав экипажа БПК, размещаются в кубриках на 12 или 14 мест. Для мичманов предусмотрены двух- и четырёхместные каюты, а для офицеров – одно- и двухместные. На борту корабля, кроме того, есть лазарет, спортивные залы и комнаты отдыха.
БПК проекта 1155.1
Конструкция корпуса больших противолодочных кораблей проекта 1155.1 в основном повторяет 1155, однако водоизмещение корабля значительно выросло. Кроме того, изменилась носовая часть. Это связано как с установкой нового гидроакустического комплекса «Звезда-2», так и с заменой двух артиллерийских установок АК-100 на одну АК-130.
Внутренняя компоновка БПК проекта 1155.1 также несколько отличается от той, что была характерна для кораблей типа «Удалой».
Кроме того, установлены новые форсажные газотурбинные двигатели, развивающие по 25 250 лошадиных сил. Общая мощность силовой установки доведена до 68 500 л.с.
Технические характеристики
БПК проекта 1155 | БПК проекта 1155.1 | |
Нормальное водоизмещение | 6840 тонн | 7700 тонн |
Полное водоизмещение | 7480 тонн | 8900 тонн |
Длина корабля | 163,5 | 163,5 м |
Ширина | 19 м | 19 м |
Осадка | 5,2 м | 5,2 м |
Скорость | 30 узлов полная, 14 – экономическая | Полная — 32, экономическая 18 узлов |
Запас хода | 1300 морских миль на полной скорости, 3500 на экономической | 3500 морских миль |
Автономность | 30 суток | 30 суток |
Численность экипажа | 220 человек | 296 человек |
К сожалению, точная информация о характеристиках этих кораблей отсутствует, источники противоречат друг другу, причем очень заметно. В частности, приводятся самые разные данные о мощности силовой установки и запасе хода БПК.
Вооружение кораблей
Иногда БПК проекта 1155.1 называют эскадренными миноносцами. Это связано главным образом с существенным изменением комплекса вооружения. Единственный представитель этого подтипа, «Адмирал Чабаненко», намного более универсален, чем его предшественники.
БПК проекта 1155
На борту БПК проекта 1155, таких, как «Удалой», или «Адмирал Харламов», размещалось противолодочное, артиллерийское и противовоздушное оружие. Оно позволяло уничтожать практически все виды целей, а также защищать корабль от крылатых ракет и торпед.
Главной частью противолодочного вооружения является комплекс «Раструб-Б» для стрельбы ракето-торпедами. Он представляет собой две пусковые установки, размещенные под ходовым мостиком.
При установлении контакта с подводной лодкой, находящейся на расстоянии до 50 километров от корабля, может быть выполнен запуск ракеты, которая доставит в район обнаружения субмарины малогабаритную торпеду УГМТ-1 (имеется также вариант с боевой частью в виде ядерной глубинной бомбы). Это средство поражения способно самостоятельно выполнять поиск целей и наводиться на них. Всего в двух установках имеется восемь ракето-торпед.
На коротких дистанциях (до шести километров) против субмарин, или для перехвата атакующих торпед может быть применен двенадцатиствольный реактивный бомбомет РБУ 6000 «Смерч-2». На кораблях проекта 1155 имеется две таких установки. Размещены они на кормовой надстройке.
Кроме того, БПК оснащается двумя торпедными аппаратами (в каждом по четыре трубы) . Устанавливаются они на вращающихся платформах. В состав боекомплекта могут входить как противолодочные торпеды СЭТ-65, так и 53-63К для поражения надводных целей.
Основное артиллерийское вооружение БПК проекта 1155 – это две пушки калибром 100 мм, размещенные в двух башенных установках АК-100. Перезаряжание – автоматическое. Использовать такие пушки можно для уничтожения наземных целей, надводных кораблей и летательных аппаратов, находящихся на удалении до 21,5 км.
Дополняют артиллерийское вооружение четыре шестиствольных автомата АК-630 калибром 30 мм. Эти установки предназначены для уничтожения воздушных целей, включая подлетающие противокорабельные ракеты. Кроме того, автоматы могут с успехом применяться против небольших судов.
Противовоздушная оборона корабля обеспечивается зенитно-ракетным комплексом «Кинжал». На полубаке размещен модуль с четырьмя пусковыми установками, еще четыре таких устройства находятся на корме – две продольно в передней части задней надстройки, между реактивными бомбометами, и еще две поперечно в задней части средней настройки. В состав боекомплекта входит 64 ракеты, по 8 на каждую установку.
Дальность действия «Кинжала» составляет 12 километров, высота поражения целей – от 10 до 6000 метров. Вертикальный старт ракет обеспечивает всеракурсность комплекса, способного одновременно вести огонь по четырём разным целям. Основной режим работы «Кинжала» автоматический, система самостоятельно выбирает приоритетные цели и осуществляет запуск.
БПК проекта 1155.1
«Адмирал Чабаненко», единственный представитель больших противолодочных кораблей проекта 1155.1, наряду с противолодочным и противовоздушным оружием мог применять крылатые ракеты «Москит-М», предназначенные для поражения надводных кораблей и наземных объектов, находящихся на значительном удалении. Дальность действия этого оружия при полете по маловысотной траектории на сверхзвуковой скорости (до 2,5М) может составлять до 120 километров.
Несмотря на то, что в ходе учений американским корабельным средствам ПВО удалось по крайней мере один раз поразить малоразмерную цель, летящую со скоростью «Москита», проделать то же самое с настоящей ракетой будет значительно труднее, поскольку она еще и маневрирует по траектории, причем очень активно.
Перечень других изменений, внесенных в комплекс вооружения, выглядит следующим образом:
- Установки «Раструб-Б» демонтированы. Вместо них используется противолодочный комплекс «Водопад» — те же самые ракето-торпеды запускаются из обычных торпедных аппаратов. Боекомплект составляет 64 ракето-торпеды;
- Вместо двух артустановок АК-100 поставлена одна двуствольная АК-130;
- Автоматы АК-630 демонтированы;
- Установлены два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик»;
- Вместо РБУ-6000 используются РБУ-12000 – десятиствольные 300-мм реактивные бомбометы.
ЗРАК «Кортик» представляет собой комбинацию из пусковой установки для зенитных ракет 9М311-1 и двух шестиствольных автоматических пушек калибра 30 мм. Он способен уничтожать воздушные цели на дистанциях до 8 километров в диапазоне высот от 5 до 3500 метров. В боекомплект входят 128 ракет и 24 000 патронов.
Таким образом, защита от атак с воздуха была значительно усилена, а ударный потенциал корабля намного вырос, он получил способность атаковать надводные цели.
Боевое и учебное применение БПК проектов 1155 и 1155.1
К сожалению, судьба многих советских больших противолодочных кораблей типа «Удалой» оказалась довольно печальной. В качестве примера можно привести «биографию» БПК «Адмирал Харламов». Этот корабль вступил в состав ВМФ 25 февраля 1990 года. Поначалу его активно использовали в «визитном» качестве – он совершал походы в Норвегию, Швецию, Голландию, Соединенные Штаты и в Канаду. При этом, как потом выяснилось, необходимое техническое обслуживание не выполнялось.
Начиная с августа 2000-го года «Адмирал Харламов» находился на постоянном дежурстве в районе гибели подводной лодки «Курск». Возвращался в порт он только за топливом и продовольствием для экипажа. Видимо, эта непрерывная вахта, продлившаяся много месяцев, привела к сильному износу механизмов. После её окончания, начиная с июля 2001-го года, корабль «Адмирал Харламов» не совершил больше ни единого выхода в море.
В 2004-м году БПК был переведен в технический резерв второй категории. Поползли слухи о том, что вскоре он и вовсе будет списан. Официально же сообщалось, что «Адмирал Харламов» подвергнут капитальному ремонту, после которого он получит новое вооружение. Вот только начало работ отодвинули на 2014-й год.
Последние новости об этом корабле неутешительны – все сроки выполнения ремонта давно прошли, но ничего так и не было сделано. Более того, есть информация о том, что отдельные части «Харламова» демонтированы для последующего использования на других уцелевших БПК проекта 1155.
Биография «Адмирала Чабаненко» выглядит несколько лучше. Правда, этот корабль долгое время не мог войти в состав флота из-за того, что не было денег для проведения необходимых испытаний. Лишь в 2000-м году над единственным БПК проекта 1155.1 был поднят российский флаг. Тогда же он принимал участие в патрулировании места гибели подводной лодки «Курск», действуя совместно с «Адмиралом Харламовым».
Во второй половине «нулевых» этот корабль много раз участвовал в различных маневрах и учениях, в том числе и международных. «Адмирал Чабаненко», кроме того, совершил немало дальних походов, а в 2009-м году его привлекли к патрулированию Аденского залива и прилегающих вод, где тогда орудовали пираты.
Спустя несколько лет, когда БПК находился неподалеку от берегов Сирии, в которой начиналась гражданская война, турецкий политик Масум Тюркер выступил с заявлением о том, что «Адмирал Чабаненко» сбил разведывательный самолет RF-4E ВВС Турции, однако эта информация подтверждения не получила.
К сожалению, в 2014-м году с «Адмиралом Чабаненко» случилось то же, что и с «Харламовым» — его отправили на ремонт. Поначалу говорилось, что спустя три года корабль вернется в строй, но этого не случилось. Более того – теперь сообщается, что модернизация завершится лишь в конце 2024 года. В чем она заключается, неясно, поскольку никаких работ на борту не ведется.
Достоинства и недостатки
Большие противолодочные корабли проектов 1155 и 1155.1 создавались для решения задач, которые и сегодня остаются достаточно актуальными. Конструкция их оказалась достаточно удачной, что обусловлено следующими преимуществами:
- Возможность использования вертолетов для активного поиска подводных лодок противника;
- Мощная и в то же время экономичная силовая установка;
- Универсальный комплекс вооружения, позволяющий уничтожать все виды целей;
- Хорошие мореходные качества;
- Неплохие условия для экипажа.
Наиболее существенным недостатком исходного проекта 1155 было отсутствие в составе вооружения противокорабельных ракет. Этот недочет устранили в проекте 1155.1 и можно только пожалеть о том, что был построен всего один такой корабль.
Из других минусов можно отметить явно устаревший гидроакустический комплекс, особенно на БПК проекта 1155. Дальность обнаружения в 90-100 километров давно уже является недостаточной. Правда, этот недостаток отчасти компенсируется при грамотном использовании вертолетов, но всё же ГАК лучше заменить – помимо прочего, его не самая удачная форма не дает возможности полностью реализовать потенциал силовой установки – скорость могла бы быть и повыше.