Глубинная бомба: история её создания, принцип действия, боевое применение во Второй мировой войне

РГБ-60
Советская реактивная глубинная бомба РГБ-60

Уничтожение подводных лодок – довольно сложная задача, для решения которой приходится применять специальные средства. Долгое время единственным оружием, способным поражать субмарины, оставались глубинные бомбы. С современной точки зрения, они не обладают необходимой точностью и эффективностью, однако их дешевизна и простота устройства позволяла применять их в больших количествах, что в какой-то мере компенсировало недостатки. Сегодня современные глубинные бомбы всё еще остаются на вооружении флота, хотя их функции несколько изменились – теперь они предназначены в первую очередь для перехвата атакующих торпед или уничтожения боевых пловцов.

История создания глубинной бомбы

Долгое время подводные лодки, первые образцы которых появились еще в конце XVIII века, представляли наибольшую опасность для собственного экипажа, а не для противника. По этой причине вплоть до Первой Мировой войны какие-либо средства борьбы с ними отсутствовали.

В 1913-году в Великобритании был разработан так называемый «сбрасываемый заряд». Он предназначался для уничтожения подводных мин, выставленных противником. Это была обыкновенная бочка со взрывчаткой, которую предполагалось сбрасывать с корабля-носителя. Главной технической новинкой стал гидростатический взрыватель, срабатывавший от давления воды после достижения определенной глубины (около 30 метров). Это оружие получило первоначальное название «крейсерская мина», или «глубинная мина».

При весе в 500 с лишним килограммов сбрасываемый заряд мог повредить при взрыве сам корабль-носитель, поскольку дистанция до точки его падения в воду не превышала четырнадцати метров. Таким образом, для разминирования это оружие не годилось, зато оно послужило прототипом будущей глубинной бомбы.

Depth Type D
Первые английские глубинные бомбы Depth Type D выстреливаются из пусковых устройств. Боеприпасы разработаны в 1916-м году, а установки – лишь в 30-е годы

Когда в 1914-м году началась война, для уничтожения подводных лодок какое-то время пытались применять специальные артиллерийские снаряды. Они были сделаны таким образом, чтобы не давать рикошетов от поверхности воды и не взрываться раньше времени. При обнаружении перископа пушка открывала огонь в направлении субмарины, в расчете на то, что снаряды, погружаясь, смогут поразить её прямым попаданием. Разумеется, подобный метод мог сработать разве только при очень удачном стечении обстоятельств (впрочем, уже во время Гражданской войны советский эсминец «Азард» ухитрился уничтожить английскую подводную лодку именно таким образом – из орудия).

Полноценные глубинные бомбы появились лишь в январе 1916 года, когда Герберт Тейлор сумел усовершенствовать гидростатический взрыватель «сбрасываемого заряда». Величина и вес новых боеприпасов были уже не так велики, как у прототипа. Глубинная бомба типа D имела массу боевой части в 140 кг (300 фунтов), а типа D* — 54 кг. Предполагалось, что более легкий вариант будет применяться с тихоходных кораблей.

Взрыватель можно было устанавливать в одно из двух положений – на подрыв на глубине в 12 или 24 метра.

Первой подводной лодкой, уничтоженной глубинной бомбой, стала немецкая субмарина U-68. Это произошло 22 марта 1916 года и привело к увеличению выпуска нового оружия. К концу войны на некоторых британских кораблях было уже по 30 или даже 50 глубинных бомб.

ББ-1
Первая советская глубинная бомба ББ-1

Любопытно, что в советском телевизионном фильме «Капитан Немо» демонстрируется попытка уничтожения знаменитого «Наутилуса» при помощи глубинных бомб – и это при том, что действие романа «20 тысяч лье под водой» происходит в 60-е годы XIX века. Разумеется, данный эпизод является плодом фантазии сценариста – ничего подобного просто не могло произойти в те давние времена.

Развитие глубинного оружия

После окончания Первой Мировой войны глубинные бомбы заметно улучшились — увеличилась максимальная глубина их погружения, были разработаны дополнительные виды взрывателей. Кроме того, уже в 1930 году для британского королевского флота начали разрабатывать специальное устройство, получившее название Hedgehog («Ёж»). Это был бомбомет, при помощи которого противолодочное судно могло атаковать субмарины, находящиеся впереди по курсу, что потенциально позволяло повысить вероятность поражения цели.

Из-за нехватки финансирования создание «Ежа» затянулось практически до 1940 года. Подобные проблемы наблюдались и в СССР, где уже были созданы первые образцы собственных глубинных бомб, но долгое время не удавалось обеспечить достаточно надежное срабатывание их взрывателей. Кроме того, советские образцы снаряжались обычным тротилом, в то время как в Великобритании и США для этих боеприпасов разработали взрывчатые составы повышенной мощности – минол и торпекс.

Примитивная цилиндрическая форма первых глубинных бомб снижала скорость их погружения. Кроме того, они могли, например, попасть в кильватерную струю и отклониться от заданного направления. Для устранения этих недостатков в 1940-м году в Великобритании разработали бомбы каплевидной формы со стабилизаторами – Mk.9. Правда, на вооружение она поступила лишь весной 1943 года.

Глубинная бомба Mk.9
Сфероцилиндрическая глубинная бомба Mk.9 (Великобритания)

Советский флот в годы войны широко применял противолодочное вооружение, поставлявшееся по ленд-лизу. Это были и бомбометы различных видов (в том числе и Hedgehog), и гидролокаторы и сами глубинные бомбы. Вся эта техника была потом использована для создания собственных образцов.

Следующим шагом на пути развития противолодочного оружия стало появление реактивных глубинных бомб. Их первые образцы были разработаны американскими инженерами в 1942 году. Новые боеприпасы предназначались для бомбомета Mousetrap («мышеловка»), первоначально представлявшего собой вариант британского «Ежа». Замена вышибного порохового заряда на активно-реактивный двигатель позволила заметно увеличить радиус действия установки и повысить скорость входа бомбы в воду.

В послевоенные годы реактивные бомбометы появились и на вооружении советского ВМФ. Первым из них стал созданный в 1945 году РБУ, а одним из наиболее совершенных – РБУ-6000. Такие установки имелись на борту всех боевых противолодочных кораблей, что позволяло им уничтожать находящиеся в погруженном состоянии субмарины на дистанции до шести километров.

Поскольку в дальнейшем появилось намного более точное и дальнобойное противолодочное оружие, предназначение глубинных бомб с годами изменилось. Современные боевые корабли с их помощью защищают себя от торпед. В частности, бомбомет РБУ-12000 («Удав») обеспечивает перехват этих средств поражения с вероятностью до 90%. Разумеется, если субмарина противника зазевается и подойдет слишком близко, то атаковать бомбами можно будет и её.

Реактивный бомбомет РБУ-6000
Реактивный бомбомет РБУ-6000

Принцип действия и особенности конструкции

Как известно, вода является практически несжимаемой. Это свойство можно использовать для уничтожения как обычных судов, так и субмарин – гидроудар, созданный подводным взрывом, способен пробить даже самую прочную обшивку. Таким образом, для уничтожения подлодки вовсе не обязательно попасть непосредственно в её корпус, достаточно обеспечить детонацию на определенном расстоянии до цели.

Устройство глубинной бомбы не отличается большой сложностью. Каждая из них представляет собой емкость со сравнительно тонкими металлическими стенками, наполненную взрывчатым веществом. Первоначально такие боеприпасы были очень похожи на обыкновенные бочки. Затем, чтобы увеличить скорость погружения и сделать его более упорядоченным, бомбы начали снабжать стабилизаторами, а форма их стала каплевидной (сфероцилиндрической).

Подрыв осуществляется на глубине, значение которой устанавливается перед сбросом или запуском бомбы. Инициация обеспечивается благодаря нарастанию давления воды по мере погружения. При этом, наряду с гидростатическим, используются следующие виды дополнительных взрывателей:

  1. Контактный. Работает при непосредственном соударении с целью;
  2. Магнитный. Реагирует на магнитное поле, создаваемое корпусом субмарины;
  3. Акустический. Улавливает шум, создаваемый винтами подводной лодки, и подрывает заряд.

Бомбы, использовавшиеся на Hedgehog и других бомбометах времен Второй Мировой войны, имели дополнительный вышибной заряд на основе пороха. По своей конструкции они напоминали минометные мины.

Бомбомет Hedgehog
Снаряженный бомбомет Hedgehog

Наибольшей сложностью устройства обладают современные реактивные глубинные бомбы – их частью является двигатель, обеспечивающий значительную дальность полета.

Характеристики глубинных бомб

В таблице приведены параметры наиболее известных боеприпасов, использовавшихся для борьбы с подводными лодками:

Название ББ-1 Mk.6 (США) МкVII (Англия) РГБ-60 (СССР)
Вес 165 кг 191 кг 185 кг 119,5 кг
Предел глубины 100 м 183 м 305 м До 450 м
Скорость погружения 2,1-2,3 м/с 3,7 м/с До 3 м/с 11,6 м/с
Радиус поражения Около 5 м 6,4 м 6,1 м Нет данных
Тип взрывчатки Тротил Тротил Минол Тротил

Первые три типа глубинных бомб были созданы в 30-40-е годы прошлого века, реактивная РГБ-60 – в 50-е годы. Как видно, СССР первоначально отставал от своих союзников по антигитлеровской коалиции по качеству боеприпасов, чем и объясняется использование противолодочного оружия, полученного по ленд-лизу.

Атомная глубинная бомба Mk.90 Betty (США)

Появление ядерного оружия заставило командование американского военного флота задуматься о перспективах его применения против подводных лодок. Первый опыт такого рода был получен в 1946 году во время операции Crossroads, когда две атомные бомбы были взорваны в испытательных целях над лагуной тихоокеанского атолла Бикини. Основной мишенью при этом считались надводные корабли, но удару подверглись и субмарины.

Задача по созданию глубинной ядерной бомбы была поставлена лишь в 1952-м. Спустя три года удалось создать атомный боеприпас необходимых габаритов. Мощность его составляла 32 килотонны. Испытательный взрыв был проведен 14 мая 1955 года в Тихом океане, на глубине в 600 с лишним метров.

Взрыв заряда для Betty
Водяной султан, возникший при взрыве атомного заряда для глубинной бомбы Betty

Полученные результаты сочли удовлетворительными, и уже через несколько месяцев развернулось серийное производство атомной глубинной бомбы, получившей обозначение Mk.90 Betty. Её масса составляла 1,12 тонны при длине в три с лишним метра. Предполагалось, что атаковать подводные лодки с помощью нового оружия смогут самолеты – сброс столь мощной боеголовки даже с самого скоростного корабля стал бы просто самоубийством.

Носителями «Бетти» стали палубные бомбардировщики Grumman S2F-2 Tracker. «Атомная» версия этого самолета имела несколько увеличенные размеры из-за удлиненного бомбового отсека. В целом же Mk.90 не очень нравилась военным морякам и летчикам из-за чрезмерно сильного заряда и значительных габаритов. Поэтому, начиная с 1958 года, её стали постепенно заменять на более совершенную Mk.101 Lulu.

В начале 90-х годов атомные глубинные бомбы были в основном сняты с вооружения. Их сменили более точные и удобные в применении противолодочные средства.

Применение глубинных бомб во Второй мировой войне

Наибольшее число атак, проведенных английским и американскими боевыми кораблями против немецких и японских подводных лодок во время Второй мировой войны, осуществлялись «по старинке» — путем сбрасывания за корму нескольких серий обычных глубинных бомб. Применение более совершенных средств, таких, как Hedgehog, получило наибольшее распространение, начиная с 1943-44 годов, когда борьба на море уже была, по существу, выиграна.

Взрыв глубинной бомбы
Атака немецкой субмарины при помощи глубинных бомб

Глубинные бомбы Второй Мировой войны сбрасывались при помощи специальных устройств, причем не одиночно, а целыми сериями по 3-7 штук в каждой. Вскоре, впрочем, оказалось, что этого далеко не достаточно, и уже в 1942-м году количество бомб в одной серии увеличилось до 10-14 штук. Британцы считали, что десятка Mk.VII вполне достаточно для уничтожения любой немецкой субмарины.

Главной проблемой стало то, что примитивные сонары тех лет не позволяли точно определить глубину цели. Поэтому приходилось устанавливать взрыватели по-разному, создавая некое подобие артиллерийской «вилки». Бомбы, полученные по ленд-лизу, зачастую не были достаточно надежными и не срабатывали. Отмечались также случаи столкновения отдельных боеприпасов друг с другом, что приводило к преждевременной детонации.

Точной статистики, которая охарактеризовала бы эффективность боевого применения глубинных бомб, не существует. Дело в том, что причина гибели той или иной субмарины часто оспаривается. В отдельных случаях лодки уничтожались всего одной-двумя бомбами, но имеются и обратные примеры. Так, 5-го мая 1943 года американский миноносец Hesperus совершил несколько атак немецкой субмарины U-223, сбросив на неё три серии из семи бомб каждая, а затем еще и крупную бомбу весом в тонну.

Из-за полученных повреждений подводная лодка была вынуждена всплыть, после чего на нее обрушилась еще одна серия бомб, установленных на минимальную глубину. Затем Hesperus обстрелял U-223 из 120-мм орудия и корабельного автомата «Эрликон», добившись неоднократных попаданий. Посчитав цель уничтоженной, американский эсминец ушёл, однако немецкие моряки сумели кое-как починить свою субмарину и вернуться в Сен-Назер.

Повреждения от глубинных бомб
Повреждения на корпусе подводной лодки U-534, нанесенные близкими взрывами глубинных бомб

Гораздо более многочисленными были примеры атак с неопределенным результатом – бомбы сброшены, контакт с целью утерян, а что с ней произошло – неизвестно. Даже появление на поверхности воды обломков или масляного пятна вовсе не говорило о том, что противник уничтожен. Тем не менее можно сказать, что глубинные бомбы своё предназначение всё-таки выполнили – ведь именно с их помощью «волчьи стаи» раз за разом загоняли под воду, не давая им возможности выходить в атаку на транспортные суда.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий