История ФАБ весом 5000 кг и конструкция бомбы, технические характеристики

ФАБ 5000 Бомбы

Успехи на фронтах Великой Отечественной войны обеспечивали не только солдаты, но и конструкторы, постоянно работающие над созданием новых вооружений. ФАБ (фугасная авиационная бомба) весом 5000 килограммов, созданная советскими инженерами в 1943 году, была предназначена для уничтожения крупных стратегических объектов противника. Сверхтяжелая бомба разносила укрепрайоны, скопления бронетехники и живой силы.

История бомбы

Точные бомбовые удары всегда рассматривались как главное средство уничтожения стратегических объектов. Большая масса взрывчатого вещества обеспечивала колоссальные разрушения, надолго или навсегда выводила из строя железнодорожные узлы, береговые укрепления, заводы.

Авиационные боеприпасы развивались в соответствии с возможностями летательных аппаратов, так как грузоподъемность самолетов ограничивала их вес. В годы Второй мировой войны использовались бомбы разного веса, масса самых тяжелых составляла 1-2 тонны. Почти 70 % всех применяемых советской авиацией бомб составляли фугасы весом 100 килограммов.

Сброс нескольких боеприпасов всегда имел значительный разброс, поэтому зачастую фатальных разрушений целей не наступало. Задание советского командования сделать авиабомбу весом 5 тонн стало настоящим вызовом для конструкторов. С задачей справилась группа инженеров, возглавляемая профессором Нисоном Гельпериным.

К 1943 году была создана ФАБ-5000НГ – фугас весом 5400 килограммов, несущий 3 тонны взрывчатых веществ. Работа шла трудно, так как фронтовая авиация такой тяжелый и большой боеприпас взять на борт не могла. Пришлось приспосабливать бомбардировщики, продумывать способы сборки боеприпаса на борту.

От первоначальной идеи использовать бомбардировщик ТБ-3 в качестве летающей бомбы, управляемой по радио, пришлось отказаться из-за технических трудностей. Нисон Гельперин, доктор технических наук, возглавивший в начале войны работы по созданию авиабомб, предложил другое решение.

Полевые испытания

Идеи Гельперина сразу проверялись на полигоне. Основной задачей конструкторов было уменьшений веса оболочки боеприпаса, которая в то время делалась из стали, была дорогой и оттягивала ценный материал из других отраслей. При этом тяжелая сталь составляла 2/3 общего веса бомбы.

Инженеры предложили использовать для корпуса железобетонную оболочку. В ходе испытаний на полигоне выяснили, что конструкция из железобетона не снижает фугасный эффект и не дает заряду деформироваться.  Сила взрыва не уменьшается.

Для бомб разработали сварные корпуса, что уменьшило вес оболочки до 35 % от общей массы боеприпаса. Это было настоящим прорывом бюро Гельперина.

ФАБ 5000

Огромный фугас с тонкими стенками отличался от обычных только размерами – 5.2 метра. В ходе испытаний стало ясно, что бомбардировщики ТБ-3 нести гигант не смогут. ФАБ-5000 было решено устанавливать на Пе-8, имеющий грузоподъемность 4 тонны. Бомбу, начиненную для испытаний песком, отправили на фронтовой аэродром, самолет провел успешное бомбометание.

Затем были проведены испытания с зарядом – боеприпас сбросили в лесу. Результат впечатлил всех – стометровая воронка и около 6 сотен поваленных деревьев.

В феврале 1973 года ФАБ-5000НГ (с инициалами Гельперина) была принята на вооружение.

ФАБ 5000

Боевое применение

28 апреля 1943 года фашистские войска впервые испытали удар грозной супербомбы. Вооруженный ФАБ-5000 Пе-8 сумел долететь до Кенигсберга и сбросить боеприпас на береговые укрепления. Появления бомбардировщика не ожидали, удар был точным, разрушения катастрофическими.

Но планы советского командования, рассчитывающего ударять по важным объектам в тылу, реализовать не удалось.

Бомбардировщик значительно терял в скорости из-за перегруза, превращался в легкую добычу для штурмовиков. Массовое применение и полеты стратегической дальности оказались нереализуемыми.

Концепцию использования изменили – бомбу сбрасывали вблизи линии фронта в местах главных ударов, где были большие скопления вражеской техники и войск. ФАБ-5000 применяли при наступлении в районе Орла и Курска, а затем при освобождении Украины и Западной Европы.

ФАБ 5000

Супертяжелая бомба приводила немцев в ужас, после удара железнодорожные узлы были полностью парализованы, техника оказывалась разбитой.

В феврале 1944 года две бомбы были сброшены на Хельсинки, что по версии некоторых историков ускорило капитуляцию Финляндии.  При освобождении Кенигсберга в 1945 году на укрывшихся в крепости фашистов вновь сбросили ФАБ-5000, что привело врагов в панику и способствовало освобождению города.

Интересно: сверхтяжелые бомбы (ФАБ-9000 М54) применялись советскими войсками в Афганистане, затем наступила эра управляемых реактивных снарядов.

ФАБ 5000

Необычная конструкция

Разработка вооружений во время войны шла в авральном режиме, прорабатывать технические детали приходилось не за кульманами, а прямо на полигонах. Задача создания сверхтяжелой бомбы должна быть решена в кратчайшие сроки.

Первым шагом к увеличению мощности бомб без увеличения веса стала замена стальных тяжелых корпусов на тонкостенные конструкции из железобетона. КБ сумело доказать, что легкие корпуса не приведут к ранней детонации взрывчатой смеси. В результате боеприпасы, имея прежнюю массу, стали нести больший заряд.

Инженер-полковник Кравец предложил ставить сверхмощные боеприпасы на устаревшие модели бомбардировщиков ТБ-3 и управлять самолетом дистанционно по радио. Была создана 6-тиметровая бомба с весом взрывчатки 4.2 тонны. Ее собирали прямо в корпусе самолета из 6 цилиндрических частей. Внутри каждого отсека ставили детонирующие шашки.

ФАБ 5000

Создание большого объема взрывчатой смеси также оказалось делом нелегким и опасным. Взрывчатку готовили партиями по жесткому графику, затем соединяли. Но наладить радиоуправление конструкторы не смогли, от проекта отказались.

Инженеры приступили к реализации другого плана, приобретенный опыт помог быстро проработать детали. Носителем боеприпаса решили сделать Пе-8 – тяжелый бомбардировщик с четырьмя двигателями и большим радиусом действия. Исходя из размеров самолета, просчитали допустимые параметры бомбы – длина 5 метров, диаметр 1 метр.

Но Пе-8 мог взять на борт только груз массой 4 тонны, а бомболюк после установки ФАБ-5000 не закрывался. Проведенные испытания показали, что фронтовой бомбардировщик даже с перегрузом в тонну сумел подняться, долететь до цели и сбросить боезаряд.

ФАБ 5000

Технические характеристики

Приведем технические параметры советской бомбы ФАБ-5000НГ:

  • длина – 5.2 метра;
  • диаметр – 1 метр;
  • масса – 5400 килограммов;
  • масса взрывчатого вещества – 3200 килограммов;
  • состав смеси – алюминий, гексоген, тринитротолуол.

Специально разработанную для сверхтяжелой бомбы смесь позже использовали в других фугасных боеприпасах.

Боевой опыт многих стран показал, что гигантские танки, самолеты, боеприпасы широкого применения не находят, их транспортировка и эксплуатация слишком сложные и затратные. Но опыт приобретаемый конструкторами, используется при создании других видов вооружений, а грозный вид устрашает противников. История применения ФАБ-5000НГ не была слишком длинной, но свой вклад в победу советская сверхбомба внесла.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий