Характеристики бомбы ФАБ-9000-М54, история появления и ее применение

Крупные бомбы выглядят внушительно и победоносно, но в действительности непрактичны, неудобны. Уже в конце 1990-ых стало понятно, что сверхтяжелые модели оружия практически не эффективны. Бомбу ФАБ-9000М-54, получившую народное название «слон», разработали, когда уже в приоритете было ядерное оружие. Но в течение нескольких лет она еще находилась на вооружении, использовалась в военных конфликтах.

Как появилась эта бомба

Модель ФАБ-9000М-54 была выпущена в 1954 году. Это не самостоятельная модель, а модификация ранее произведенной ФАБ-9000М-50. Назначением грозного оружия было уничтожение вражеских морских судов, объектов фортификации, цехов предприятий. Но на деле вышло так, что бомбу советские военные применяли для поражения совершенно других объектов.

Количество взрывчатого вещества составляет почти половину массы снаряда. Максимальная высота, с которой можно выпускать оружие, — 16000 м, когда авиационный транспорт летит со скоростью в пределах 1200 км/ч.

Какие самолеты могли поднять ее

Для транспортировки огромной бомбы применялись самолеты-бомбардировщики Ту-16, Ту-22, Ту-95, 3М, М4. Эти модели самолетов больше не применяются. Из ныне действующих авиационных средств транспортировать такие массивные снаряды могут самолеты Ту-160 и Ту-95МС, но это в теории, на практике никто транспортировкой на этих авиационных средствах не занимался.

Самолет Ту-95МС имеет платформенную конструкцию, предназначается для транспортировки исключительно крылатых ракет на наружном подвесе.

А вот модель Ту-160 относится к бомбардировщикам, способным перевозить все типы авиационных бомб. То есть фактически сегодня не существует авиатранспорта, предназначенного именно для транспортировки ФАБ-9000М-54.

Поместить сверхтяжелую 5-метровую бомбу в грузовой отсек самолета-бомбардировщика оказалось не так просто. Для этой цели сконструировали массивный мостовой фиксатор БД-6. Однажды фиксатор при установке перекосили. В итоге неправильно закрепленная в грузовом отсеке бомба чуть не упала при взлете самолета. А на взлетной площадке во время этого инцидента находились рабочие. Они чудом не пострадали.

 

Характеристики ФАБ-9000

Авиационная бомба ФАБ-9000М-54 имеет следующие технические характеристики:

  • длина — 5,05 м;
  • диаметр — 1,2 м;
  • размах стабилизирующих перьев — 1,5 м;
  • вес бомбы — 9,4 т;
  • вес взрывчатого наполнения — 9,4 т.

фаб 9000 м54

Применение в военных операциях

Когда разгорелась Афганская война, советские военачальники решили, почему бы не использовать ФАБ-9000М-54 против мусульманских радикалов, скрывавшихся в скалистых местностях, пещерах. Ко времени этой войны на складах накопилось огромное количество невостребованных бомб ФАБ-9000. Военные решили, что практичнее будет их растратить на операцию в Афганистане, чем отправлять на утилизацию.

Применение ФАБ-9000М-54 в Афганской войне оказалось продолжительным. Использовали даже бомбы с истекшим сроком годности. Причина банальна — нежелание возиться со сложной и трудоемкой утилизацией оружия. Оружейные хранилища постепенно освобождались от залежей, а на самолетах-бомбардировщиках Ту-16 лишь в течение зимы 1988 года было сброшено почти 290 бомб ФАБ-9000М-54.

Но при таком подходе к использованию оружия понятно, что эффективность бомбометания оказалась невысокой. Когда бомбы сбрасывали с высоты от 15 км, практически все они не достигали нужной точки. То есть мощная взрывная энергия фактически растрачивались впустую. При взрыве бомбы радиус смертельного поражения не превышал 58 м. А на дистанции более 220 м от точки взрыва отмечались только контузии.

В Афганистане все было еще хуже. Ударную энергию рассеивал неоднородный рельеф. А если активировались не все взрыватели из 3-х, то вообще взрывчатое вещество разлеталось по окружающей территории, не причиняя вреда вражеским силам. Затрудняло операцию то, что радикальные исламисты редко надолго оставались на одном месте. Пока громоздкое оружие транспортировали для бомбардировки, радикалы успевали перебраться в другое труднодоступное место в гористой местности.

От ФАБ-9000 в Афганистане была не столько физическая помощь, сколько психологическая. Внушительное оружие при взрыве разрывало на куски выступающие части рельефа, скалы с грохотом обрушивались на землю. Такое зрелище оказывало сильное психологическое воздействие на местных жителей, контактирующих с маджахедами, они понимали, что вступили в противостояние с серьезным противником. А для самих советских солдат взрыв ФАБ-9000 был полезен тем, что после разрушения скал открывался более удобный проход по гористой местности.

фаб 9000 м54

Помимо войны в Афганистане, ФАБ-9000М-54 в 1980-е использовались в ходе ирано-иракской войны и при операции против Саддама Хусейна. Там они тоже не показали высокую эффективность. Несколько раз ФАБ-9000 применяли в Чечне.

В 2006 году бомба ФАБ-9000М-54 еще выпускалась научно-производственным предприятием «Базальт». Сегодня это оружие входит в музейную композицию авиатранспорта, находящуюся на аэродроме «Дягилево» в Рязани.           

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Аватар
    Denis

    Make them guided with Glonas or laser and with wings so they can fly 50-60 km, and you will see how great they are

    Ответить