Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Проект 22160: малые патрульные корабли прибрежной морской зоны

В российском флоте давно испытывали нужду в кораблях, способных эффективно действовать в прибрежной морской зоне и сохранять в неприкосновенности морские рубежи нашей страны. Переход от концепции большого океанского флота времен «холодной войны» к созданию современного флота, оснащенного универсальными боевыми кораблями, ознаменовал начало строительства малых боевых кораблей. Идея создать многоцелевой военный корабль для действия во внутренних акваториях в охранных целях витала в высших военно-морских эшелонах давно. Наличие во флоте сторожевиков старой советской постройки могло лишь частично восполнить существующую брешь. По своим тактико-техническим характеристикам советские сторожевики уже не отвечали поставленным задачам и играли больше номинальную роль.

Отечественному флоту требовался сторожевой корабль совершенно нового типа, способный эффективно выполнять патрулирование экономической морской зоны и в случае необходимости нанести сокрушающий удар по противнику. Выходом из создавшейся ситуации могли стать военные корабли проекта 22800 типа «Каракурт», однако по своим тактико-техническим данным эти суда относились к ударному типу судов. Даже небольшое водоизмещение не могло скрыть огромную огневую мощь этого корабля. Соответственно корабли этого проекта стоили на порядок дороже. Требовалось найти другое техническое решение, и вскоре оно было найдено. В недрах Северного ПКБ был разработан проект 22160, который предполагал строительство нового патрульного корабля.

Патрульный корабль 22160
Патрульный корабль 22160

Рождение проекта

Оценивая нынешнее состояние флота и изменившуюся военно-политическую обстановку в мире, Высшее военно-морское командование заказало разработку проекта малого корабля для патрулирования прибрежной морской зоны. Охрана территориальных вод и 200мильной экономической зоны являлась первоочередной функцией, которая возлагалась на новые корабли. Помимо этого в тактические задачи кораблей входили и такие, неспецифические функции:

  • борьба с контрабандой в территориальных водах;
  • борьба с браконьерством и незаконным выловом рыбы в 200 мильной экономической зоне;
  • проведение спасательных операций на море;
  • охранение и сопровождение судов во время морского перехода;
  • охрана портовых комплексов и военно-морских баз.

Использовать для этих целей ракетные корабли проекта «Каракурт», все равно, что махать кувалдой в погоне за комаром. Новый патрульный корабль проекта 22160 должен был иметь небольшие размеры, малое водоизмещение и комплекс вооружений, соответствующий поставленным целям и задачам.

Патруль
Патруль

Изначально новый корвет создавался для нужд Пограничный службы ФСБ России, однако уже на стадии проектирования Военно-морское руководство рассмотрело в новом судне черты сторожевика будущего. Новые суда имеют сравнительно небольшое водоизмещение 1300 тонн. Максимальная скорость хода корвета по заданным параметрам не должна была быть меньше 30 узлов. Несколько удивила конструкторов заявленная в техническом задании дальность плавания. Корабль, рассчитанные для несения патрульной службы в прибрежных водах должен был иметь автономность до 60 суток и дальность плавания в 6 тыс. миль.

Экипаж патрульного корабля составлял команду из 80 человек. Что касается штатного вооружения, то тут конструкторам пришлось выбирать между двумя концепциями. Сначала в техническом задании ставилось условие создания на корабле вооружения ближнего радиуса действия, включая противокорабельные ракеты малой дальности, артиллерийские и зенитные комплексы. В дальнейшем, получив готовый опыт успешного применения на судах малого водоизмещения крылатых ракет «Калибр», было принято решение оснастить новый корвет аналогичной пусковой установкой.

Крылатая ракета "Калибр"
Крылатая ракета «Калибр»

В итоге у конструкторов вышел патрульный корабль прибрежного действия с огромной дальностью плавания и колоссальной для кораблей этого класса ударной огневой мощью.

Рождение Давида

По своим тактико-техническим данным корвет проекта 22160 являлся первым в своем классе кораблем, который был способен успешно противостоять практически любому потенциальному противнику. По мощности вооружения и автономности плавания военные эксперты не редко сравнивали российский корвет с легендарным Давидом, который одним ударом из пращи сразил великана.

Верфи Зеленодольского ССЗ
Верфи Зеленодольского ССЗ

Строительство новых судов доверили Зеленодольскому судостроительному заводу, который традиционно строит малые военные суда для отечественного флота. Головной корабль проекта 22160 корвет «Василий Быков» был заложен в феврале 2014 года. В ходе строительства корабелам удалось найти выход из сложившейся ситуации, решив проблему импортозамещения. На оснащении корабля стоят в основном все детали, узлы и агрегаты отечественного производства, включая современное радиолокационное и навигационное оборудование. Спуск корабля планируется летом 2017 года, после чего начнутся доковые работы, швартовые испытания и перегон готового изделия на Черное море. Новый корабль планируется передать для нужд Черноморского флота с точкой приписки в Новороссийской ВМБ.

Следом за головным судном с периодичностью в 5-6 месяцев были заложены еще 6 судов этого класса. Первый серийный корабль «Дмитрий Рогачев» был снова заложен на Зеленодольской верфи, а вот второй и третий серийные суда было решено строить на Керченском ССЗ «Залив». Сначала в феврале 2016 года заложили второй серийный корабль проекта 22160 «Михаил Державин», а спустя четыре месяца, в мае того же года осуществили закладку еще одного судна этого класса. Черноморские корветы несколько отличаются от своих предшественников. Принято решение немного увеличить длину судна и соответственно нарастить огневую мощь. Водоизмещение корветов, строившихся в Крыму, будет немного большим, чем проектное. Эти и другие два судна, строящиеся на верфи в Зеленодольске, должны войти в состав Черноморского флота. Срок сдачи определен на 2020 год.

Особенности конструкции

Основной и отличительной особенностью, которая отличает конструкцию новых судов проекта 22160, является модульная сборка. Именно эта методика постройки боевых судов первые в России проходит обкатку на строительстве новых патрульных кораблей. В виду того, что основная часть узлов и агрегатов, включая образцы вооружения, на кораблях однотипны, их монтаж и установка осуществляются непосредственно на месте строительства судна. Универсальность конструкции судов заключается в том, что состав вооружения боевого корабля может меняться уже в процессе эксплуатации.

Корпус судна и архитектура надстроек созданы с применением технологии «Стелс», что существенно снижает радиолокационную заметность корабля. Борта судна имеют высокие обратные завалы, а угловатые формы компактной надстройки. По своим размерам надстройка на судах проекта 22160 в два раза меньше, чем у фрегатов класса «Стерегущий». Верхняя палуба и обширные палубные пространства защищены композитными материалами с низкой отражающей поверхностью. Даже носовая артиллерийская установка имеет угловатую башню с минимальной площадью отражающей поверхности.

Силовая установка корветов серийного производства изготовлена на Коломенском моторостроительном заводе. Мощность двух дизелей реверс-редукторного типа составляет 12 тыс. л.с. Все узлы и агрегаты моторной группы являются детищем отечественных заводом. В сборке силовой установки используются комплект оборудования завода «Звезда» и система управления концерна «Аврора».

Дизельный двигатель
Дизельный двигатель

Следует отметить, что на головном кораблей корвете «Василий Быков» стоят двигатели германской фирмы MAN.

Качество работы двигательной группы, универсальные обводы корпуса и наличие приличного навигационного оборудования обеспечивает новым корветам хорошую мореходность. Проектировщикам и строителям удалось реализовать на практике заявленную в техническом задании автономность в 60 суток. Новые корветы в действительности могут ходить на огромные расстояния и находиться в море до двух месяцев. Ни один сторожевик ВМФ РФ не может похвастаться таким показателями.

Все суда оснащаются универсальной системой управления вооружением корабля. Основное ударное вооружение корветов проекта 22160 – это крылатые многоцелевые ракеты «Калибр-НК», которые размещены в пусковых установках в кормовой части корабля. Такое вооружение делает небольшой корабль серьезным противником даже для соединения судов ВМС стран НАТО, курсирующих в прилегающих к территориальным водам акваториях.

Пуск ракеты
Пуск ракеты

При необходимости крылатые ракеты 3М54Э могут быть переоборудованы с тактического оружия на стратегическое орудие сдерживания, способное нести ядерные боезаряды.

По состоянию на сегодняшний день, ни один корвет в мире не имеет такого вооружения, которое сравнимо по силе с огневой мощью целого соединения военных кораблей. Корабли имеют осадку в 4 метра, что позволяет им свободно действовать не только на морском театре, но и заходить в морские заливы и действовать на речных фарватерах.

Система ПВО кораблей представлена 12 канальным ЗРК «Штиль-1», который оснащается 24 ракетами 9М317Э. Для создания противовоздушного ближнего рубежа на корветах устанавливаются комплекс «Гибка». Артиллерийское вооружение корабля представлено 57-мм артустановкой А220М.

Вместе с мощным ударным и оборонительным вооружением новые суда оснащаются совершенным гидроакустическим и радиолокационным оборудованием. Корвет имеет сразу три гидроакустические станции, которые способны вести подводный и надводный мониторинг окружающей акватории на расстоянии 3-5 , 5-12 и 35-140 км соответственно.

На корабле впервые установлена гидроакустическая система обнаружения подводных пловцов «Паллада», способная на расстоянии до полукилометра выявить подводных диверсантов.

Керченская верфь
Керченская верфь

Следом за корветом «Павел Державин» на верфи в Керчи сегодня строится третий серийный патрульный корабль проекта 22160 «Сергей Котов». Оба корабля могут войти в строй в следующем году. Оба судна вместе со своими старшими братьями корветами «Василий Быков» и «Дмитрий Рогачев» способны создать на Черном море целую ударную группировку патрульных судов. Корабли этого класса будут способны полностью нейтрализовать силы турецких ВМС на Черноморском морском театре. Последний шестой корабль еще находится только на чертежах. Информация о том, где и когда будет заложен последний серийный корабль, из верхних эшелонов Министерства Обороны не поступала.