Проект 22160: малый патрульный корабль

Если у вас есть статья, заметка или обзор, которыми вы хотите поделиться с аудиторией нашего сайта, присылайте информацию на: aleksandr.belozerov@gmail.com. За статьи платим деньги!

Российский флот давно испытывает нужду в кораблях, способных эффективно действовать в прибрежной морской зоне и сохранять в неприкосновенности морские рубежи нашей страны. Переход от концепции большого океанского флота времен «холодной войны» к идее современного флота, оснащенного универсальными боевыми кораблями, инициировал разработку и постройку малых боевых кораблей. Необходимость многоцелевого военного корабля для действия во внутренних акваториях осознавали в высших военно-морских эшелонах давно. Сторожевые корабли старой советской постройки могли лишь частично заполнить образовавшуюся брешь. По своим тактико-техническим характеристикам такие корабли уже не отвечают поставленным задачам.

Отечественному флоту требовался сторожевой корабль совершенно нового типа, способный эффективно выполнять патрулирование экономической морской зоны и при необходимости нанести сокрушительный удар по противнику. Решением проблемы могли стать корабли проекта 22800 типа «Каракурт», однако по своим тактико-техническим данным они относились скорее к ударному типу и обходились в постройке и обеспечении значительно дороже. Требовалось другое техническое решение, и вскоре оно было найдено. В недрах Северного ПКБ был разработан проект 22160, который предполагал строительство современного патрульного корабля.

Патрульный корабль 22160
Патрульный корабль 22160

Рождение корвета проекта 22160

Охрана территориальных вод и 200-мильной экономической зоны являлась первоочередной функцией, возлагаемой на новые корабли. Помимо этого в их тактические задачи входили и неспецифические функции:

  • борьба с контрабандой в территориальных водах;
  • борьба с браконьерством и незаконным выловом рыбы в 200-мильной экономической зоне;
  • спасательные операции на море;
  • охрана и сопровождение судов;
  • охрана портовых комплексов и военно-морских баз.

Использовать для этих целей ракетные корабли проекта «Каракурт» — это все равно что махать кувалдой в погоне за комаром. Новый патрульный корабль проекта 22160 должен был иметь небольшие размеры, малое водоизмещение и комплекс вооружений, соответствующий поставленным целям и задачам.

Патруль
Патруль

Изначально новый корвет создавался для нужд Пограничный службы ФСБ России, однако уже на стадии проектирования Военно-морское руководство разглядело в проекте черты сторожевика будущего. Новые суда имеют сравнительно небольшое водоизмещение (1300 тонн). Максимальная скорость хода корвета не должна была быть ниже 30 узлов. Несколько удивила конструкторов затребованная в техзадании дальность плавания. Корабль, задуманный для патрулирования прибрежных вод, должен был иметь автономность до 60 суток и дальность плавания в 6 тыс. миль.

Экипаж патрульного корабля насчитывает 80 человек. Что касается штатного вооружения, то тут конструкторам пришлось выбирать между двумя концепциями. Сначала в техническом задании ставилось условие установки на корабль вооружения ближнего радиуса действия, включая противокорабельные ракеты малой дальности, артиллерийские и зенитные комплексы. В дальнейшем, получив готовый опыт успешного применения на судах малого водоизмещения крылатых ракет «Калибр», приняли решение оснастить новый корвет аналогичной пусковой установкой.

Крылатая ракета "Калибр"
Крылатая ракета «Калибр»

В итоге получился патрульный корабль прибрежного действия с огромной дальностью плавания и колоссальной для кораблей этого класса ударной огневой мощью.

«Василий Быков»: головной корабль проекта 22160

По своим тактико-техническим данным корвет проекта 22160 являлся первым в своем классе кораблем, способным успешно противостоять практически любому потенциальному противнику. По мощности вооружения и автономности плавания военные эксперты нередко сравнивали российский корвет с легендарным Давидом, одним ударом из пращи сразившим великана Голиафа.

Верфи Зеленодольского ССЗ
Верфи Зеленодольского ССЗ

Строительство новых судов доверили Зеленодольскому судостроительному заводу, который традиционно строит малые военные суда для отечественного флота. Головной корабль проекта 22160 — корвет «Василий Быков» — был заложен в феврале 2014 года. В процессе строительства корабелам удалось найти выход из непредвиденной ситуации, эффективно решив проблему импортозамещения. Для оснащения корабля используют в основном детали, узлы и агрегаты отечественного производства, включая современное радиолокационное и навигационное оборудование. Пуск корабля на воду планируется в 2018 году, после чего начнутся доковые работы, швартовые испытания и перегон на Черное море. Новый корабль планируется приписать к Новороссийской военно-морской базе.

Следом за головным судном с периодичностью в 5-6 месяцев были заложены еще 6 судов этого класса. Первый серийный корабль «Дмитрий Рогачев» был заложен на той же Зеленодольской верфи, а вот второй и третий серийные суда решено строить на Керченском ССЗ «Залив». В феврале 2018 года заложили второй серийный корабль проекта 22160 «Михаил Державин», а спустя четыре месяца, в мае, осуществили закладку еще одного судна этого класса. Черноморские корветы несколько отличаются от своих предшественников. Немного увеличили длину судна и соответственно нарастили огневую мощь. Водоизмещение корветов, строящихся в Крыму, будет немного большим, чем проектное. Они и другие два судна, строящиеся на верфи в Зеленодольске, должны войти в состав Черноморского флота. Срок сдачи назначен на 2020 год.

Особенности конструкции проекта 22160

Основной и отличительной особенностью, которая отличает конструкцию новых судов проекта 22160, является их модульная компоновка. Эта методика постройки боевых судов проходит обкатку на строительстве новых патрульных кораблей впервые в России. Ввиду того, что основная часть узлов и агрегатов, включая образцы вооружения, на кораблях однотипны, их монтаж и установку производят непосредственно на месте строительства судна. Универсальность конструкции судов заключается в том, что состав вооружения боевого корабля может меняться уже в процессе эксплуатации.

Корпус судна и архитектура надстроек созданы с применением технологии «Стелс», существенно снижающей радиолокационную заметность корабля. Борта судна имеют высокие обратные завалы, снижающие качку. По своим размерам надстройка на судах проекта 22160 в два раза меньше, чем у фрегатов класса «Стерегущий». Верхняя палуба и обширные палубные пространства защищены композитными материалами с низкими отражающими свойствами. Даже носовая артиллерийская установка имеет угловатую башню с минимальной площадью отражающей поверхности.

Силовая установка корветов серийного производства изготовлена на Коломенском моторостроительном заводе. Мощность двух дизелей реверс-редукторного типа составляет 12 тыс. л.с. Все узлы и агрегаты моторной группы являются детищем отечественных заводов. В сборке силовой установки используются комплект оборудования завода «Звезда» и система управления концерна «Аврора».

Дизельный двигатель
Дизельный двигатель

Следует отметить, что на головном кораблей корвете «Василий Быков» стоят двигатели германской фирмы MAN.

Качество работы двигательной группы, универсальные обводы корпуса и наличие отличного навигационного оборудования обеспечивает новым корветам хорошую мореходность. Проектировщикам и строителям удалось реализовать на практике заявленную в техническом задании автономность в 60 суток. Новые корветы в действительности могут преодолевать огромные расстояния и находиться в море до двух месяцев. Ни один сторожевик ВМФ РФ не может похвастаться такими показателями.

Все суда оснащаются универсальной системой управления вооружением корабля. Основное ударное вооружение корветов проекта 22160 – это крылатые многоцелевые ракеты «Калибр-НК», размещенные в пусковых установках в кормовой части корабля. Такое вооружение делает небольшой корабль серьезным противником даже для соединения судов ВМС стран НАТО, курсирующих в прилегающих к территориальным водам акваториях.

Пуск ракеты
Пуск ракеты

При необходимости крылатые ракеты 3М54Э могут быть переоборудованы из тактического оружия в стратегическое орудие сдерживания, способное нести ядерные боезаряды.

На сегодняшний день ни один корвет в мире не имеет вооружения, сравнимого по силе с огневой мощью корабля данного проекта. Корветы 22160 проекта имеют осадку 4 метра, что позволяет им свободно действовать не только на морском театре, но и заходить в морские заливы и действовать на речных фарватерах.

Система ПВО кораблей представлена 12 канальным ЗРК «Штиль-1», который оснащается 24 ракетами 9М317Э. Для создания противовоздушного ближнего рубежа на корветах устанавливаются комплекс «Гибка». Артиллерийское вооружение корабля представлено 57-мм артустановкой А220М.

Вместе с мощным ударным и оборонительным вооружением новые суда оснащаются совершенным гидроакустическим и радиолокационным оборудованием. Корвет имеет три гидроакустические станции, способных вести подводный и надводный мониторинг окружающей акватории на расстоянии 3-5 , 5-12 и 35-140 км соответственно.

На корабле впервые установлена гидроакустическая система обнаружения аквалангистов «Паллада», способная на расстоянии до полукилометра выявить подводных диверсантов.

Керченская верфь
Керченская верфь

Следом за корветом «Павел Державин» на верфи в Керчи сегодня строится третий серийный патрульный корабль проекта 22160 «Сергей Котов». Оба корабля могут войти в строй в следующем году. Они вместе со своими старшими братьями — корветами «Василий Быков» и «Дмитрий Рогачев» способны создать на Черном море эффективную ударную группировку патрульных судов. Корабли этого класса будут способны полностью нейтрализовать силы турецких ВМС на Черноморском морском театре. Последний шестой корабль пока существует лишь в чертежах. Информация о том, где и когда будет заложен последний серийный корабль, из высших эшелонов Министерства Обороны не поступала.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них