Описание корветов проекта 20380 и история разработки, особенности кораблей

Боевые надводные корабли пополняют строй ВМФ РФ довольно медленно. Особенно это касается судов первого ранга для дальней морской и океанской зоны. Ситуация с фрегатами, сторожевыми кораблями дальней морской зоны и корветами проекта 20380 немного лучше. Боевые надводные судна, предназначенные для конвойной службы, противолодочной и противовоздушной обороны, начали передавать ВМФ еще в 2020 году.

Описание проекта

Многоцелевые корветы не являются чем-то новым для флота Российской Федерации. Внимательно присмотревшись к старым надводным образцам, можно заметить сходство с другими военными судами, которые стоят на вооружении российского флота. Серия многоцелевых малых ракетно-артиллерийских кораблей «Буян» имеет параметры водоизмещения в два раза меньше в отличие от корветов проекта 20380. Но имеются схожие внешние очертания и конфигурация закрытого сооружения на главной палубе.

Похожи на корветы и надводные судна проекта 22350, которые строили для несения боевого дозора дальних морских зон. Разница между всеми моделями заключается лишь в габаритах, параметрах водоизмещения. А также комплексах артиллерийского и ракетного оружия, способного вести борьбу с воздушными целями в широком диапазоне высот и дальностей.

Стратегическое планирование, определяющее государственную политику Российской Федерации в области морской деятельности, получило максимальную реализацию в корветах проекта 20380. Инженеры основательно продумали и проработали конструкцию кораблей. Автоматизировали системы вооружения, оснастили инновационными акустическими, оптико-электронными, лазерными средствами наведения.

В итоге конструкции получились удачными, а судна «могут похвастать» превосходными мореходными характеристиками. Несмотря на то, что они относятся к прибрежным кораблям, могут преодолевать расстояние 3500 км. На борту продуманы все условия для комфортного нахождения экипажа, который может быть в плавании до 15 дней.

Многокомпонентный электронный комплекс для вычисления оптимального маршрута движения, антенны и мачты расположили внутрь надстройки. Кроме этого, при создании корветов задействовали технологию «Стелс». Серийные модели проекта 20380 «Стойкий» и «Буян» во время тестирования на морском полигоне показали хорошие параметры радиолокационной незаметности. «Функция невидимки» будут особенно полезна при выполнении задач на Балтийском море, где несут дежурство противокорабельные ракетные комплексы натовских стран. Вооружение корветов включает в себя ударное, противовоздушное и противолодочное оружие.

История разработки

Первое российское многоцелевое дозорное судно из этого проекта было спроектировано для Военно-морского флота в ЦМКБ «Алмаз». Его строительство было сопряжено с некоторыми сложностями, связанными с недоделками предыдущего корвета аналогичного типа «Новик», который заложили в 1997 году. Из-за нехватки средств, строительство корабля так и не было завершено. В связи с этим командование Военно-морского флота РФ приняло решение создать проект более дешевого и простого судна.

Описание корветов проекта 20380 и история разработки, особенности кораблей

Корабли проекта 20380 причислили к классу корветов. Раньше подобного названия в Военно-морском флоте России не существовало, аналогичный водный транспорт назывался просто сторожевой корабль. Координировал цели, задачи, время выполнения и получение результатов НИОКР Первый Научно-исследовательский институт Минобороны РФ. В программе приняли участие около 70 научно-исследовательских предприятий России.

Предназначение многоцелевого боевого водного транспорта – выполнение задач в ближней морской зоне страны, противодействие вражеским подводным лодкам и военным кораблям. А также поддержка артиллерией группировок сил морской пехоты в ходе десантирования при помощи нанесения ракетно-артиллерийских ударов по противнику.

Инженеры оснастили «свое детище» корпусом с гладкой палубой, при создании надстройки использовали негорючие многослойные стеклопластики. Применение материалов необходимо для внедрения технологии «стелс». По конструктивному исполнению корпуса корабли принципиально отличаются от стандартных, что является их «главной изюминкой». Новые очертания подводной части позволили понизить сопротивление воды при движении судна на скорости 55 км/ч и потребную мощность.

Описание корветов проекта 20380 и история разработки, особенности кораблей

В итоге появилась возможность применять на корветах облегченную и менее мощную главную энергетическую установку и освободить до 18 процентов водоизмещения. Благодаря этому увеличили боевую нагрузку. За счет уменьшения сопротивления с сохранностью той же массы вооружения, на 2 узла возросла скорость на полном ходу. Касаемо основных ТХ суден, то длина каждого 104,5 м, ширина – 13, осадка – 7,95 м. Полное водоизмещение составляет плюс/минус 2200 тонн.

Улучшенные мореходные качества корабля по сравнению с характеристиками суден с аналогичным параметром водоизмещения при одинаковых ограничениях на продольной качке позволяет использовать вооружение корветов даже в легкий шторм. Такая характеристика важна и при посадке-взлете с корабля вертолетов.

В задней части корпуса корветов проекта 20380 присутствует ангар с взлетно-посадочной площадкой для базирования советского корабельного противолодочного вертолета КА-27. Он может уничтожить подлодку самостоятельно или выдать целеуказание экипажу корвета для использования торпедного оружия.

Описание корветов проекта 20380 и история разработки, особенности кораблей

На суднах есть все виды вооружения для любого типа противника — от подводного диверсанта до крейсера. Малогабаритный противолодочный комплекс МТК «Пакет-НК» позволяет стрелять с кораблей, как стандартными торпедами, так и антиторпедами, что является революционной технологией. Для уничтожения вражеских торпед предусмотрены реактивные противоторпеды с самонаведением.

У комплекса собственная автоматизированная система управления и гидроакустическая станция целеуказания, которая вычисляет опасные для корабля объекты и выдает информацию для обстрела.

Особенности корветов

Специфика образцов проекта 20380 – работа в паре с противолодочным и поисковым вертолетом. Навигационное оборудование представлено корабельной 3-Д локационной системой воздушного и надводного поиска «5Р-27 Фурке». Радар включает в себя полуактивный фазированный луч, цифровую обработку сигналов, электронное вертикальное сканирование, может работать в любых погодных условиях. Управлять ракетами на корветах помогает радиолокационная станция и РЛС освещения надводной обстановки «Монумент».

Описание корветов проекта 20380 и история разработки, особенности кораблей

Контроль над судном осуществляют при помощи многофункционального навигационного устройства GPS СН-3101М. Оно обеспечивает выполнение следующих задач:

  • абсолютное определение текущих координат;
  • расчет навигационных данных для выхода в место с определенными координатами;
  • учет корректирующих данных;
  • определение и выдачу оперативных навигационных параметров и времени в системе UTC;
  • контроль индикации и выдачи по интерфейсу тревоги о неисправности.

Всеми боевыми системами корабля управляет информационно-управляющая программа «Сигма-20830» и СУО 5П-10-02 «Пума». Специальная техника, предназначенная для обнаружения, классификации воздушных, надводных и наземных целей в темное время суток и в условиях ограниченной видимости, усилена от радиоэлектронных помех. «Пакет-Э/НК», предназначенный для поражения подводных лодок и атакующих торпед, считается одним из самых лучших в мире.

Военные образцы проекта 20380 могут выполнять поставленные задачи как по одиночке, так и в группе. Часто они очень нужны в качестве «надежных сопровождающих» крейсеров и авианосцев с большим водоизмещением. А также для поражения артиллерийскими снарядами целей на побережье.

Описание корветов проекта 20380 и история разработки, особенности кораблей

О корвете «Стойкий»

Третье серийное боевое судно проекта создано специально для оперативно-стратегического объединения Военно-морского флота РФ на Балтийском море. Принципиально новый образец для ВМС России отличается от подобных кораблей своего класса тактико-техническими параметрами и боевыми способностями. Главные преимущества «Стойкого» – многофункциональность, резкость, малозаметность и компактность.

Программой предусмотрено развитие потенциала корветов и дальнейшая модернизация уже построенных образцов. Так, в дальнейшем разработчики планируют нарастить скорость, увеличить дальность морских переходов, сделать работу кораблей «более тихой».

Описание корветов проекта 20380 и история разработки, особенности кораблей

Почему каждая серия отличается

Современные корветы имеют уменьшенный параметр водоизмещения и сбалансированный комплекс вооружения на борту. Отличительной чертой от других серий является наличие в трюме вместительных ангаров с лацпортами в бортах надводной части. По сравнению с базовым проектом, на практике корабли должны иметь контрактное водоизмещение не более 2500 тонн. Для сравнения, первоначально инженеры заявили, что новые корветы будут иметь водоизмещение 3-3,5 тыс. тонн.

При эксплуатации корвета «Стерегущий» пару раз были проблемы с главной энергетической установкой. Из-за подобной неприятности на «первом детище» проекта, следующие судна решили оснастить дизельными двигателями. В «Дерзком» силовая установка уже комбинированного типа: в ее состав входят газотурбинные моторы М90ФР и электрогенераторы.

Теоретически, данная передовая технология сулит множество выгод: способность электродвигателя позволяет быстро менять скорость, а направление вращения лопастей туда-обратно быть очень маневренным. Но главная особенность и преимущество – минимальная шумность, что для противолодочных кораблей гигантский плюс.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий