Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Проект 20386: корветы современного образца

Осенью 2016 года на стапелях судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге был заложен новый военный корабль, корвет проекта 20386 «Дерзкий». Церемония закладки проходила в торжественной обстановке и была приурочена 350-летию Российского Флота. Несмотря на всю торжественность обстановки, событие в среде военных экспертов встретили неоднозначно. Многие из военных специалистов в области современного кораблестроения достаточно сдержано и скептически отнеслись к началу строительства кораблей этого класса. Перспективы новых российских корветов проекта 20386 достаточно туманны, даже учитывая тот факт, что конструкция корабля содержит целый ряд инновационных идей и разработок.

Корвет "Дерзкий"
Корвет «Дерзкий»

Причина такого положения дел лежит глубоко в недрах Министерства Обороны и Главного Морского Штаба ВМФ РФ. И в одном, и в другом ведомстве до сих пор не могут определиться с концепцией развития флота на современном этапе. Какие корабли нужны отечественному флоту в первую очередь, какие задачи должны решать новые корабли и нужно ли создаться новые проекты кораблей, реализация которых стоит под вопросом.

История с проектом 20386

Новый корвет, получивший звучное и геройское название «Дерзкий», является кораблем будущего. В ходе создания проекта, конструкторы Центрального МКБ «Алмаз» учли все промахи и ошибки, допущенные при реализации предыдущего проекта 20380. Создатели корабля решили замахнуться на большее и сделать совершенно новый корабль, нечто среднее между патрульным кораблем и фрегатом. Новое детище КБ «Алмаз» отнесли к классу корветов, однако в реальности новое судно больше напоминает эсминец — более мощный и крупный корабль.

Проект 20386. Схема
Проект 20386. Схема

В соответствии с техническим заданием на разработку нового изделия корвет проекта 20386 должен успешно противостоять противнику на ближних и дальних подступах к морским рубежам нашей страны. Боевые задачи, возлагаемые на новые суда, впечатляют. Можно говорить о том, что перед конструкторами была поставлена задача впихнуть в один проект функции, присущие кораблям разных классов, а именно:

  • защита морских коммуникаций в пределах 200мильной экономической зоны;
  • противодействие кораблям вероятного противника на любом удалении от мест базирования флота;
  • обеспечение устойчивой ПВО соединений кораблей от ударов средствами воздушного нападения;
  • поиск, обнаружение и уничтожение подводных лодок в заданном районе;
  • обеспечение ПВО и огневой поддержки десантным операциям.

Имея такой обширный круг боевых задач, новый корабль должен существенно отличаться от своих предшественников и обладать чем-то особенным. Поставленная задача перед конструкторами принципиально меняет суть вопроса. Необходимо было создать боевой корабль, который мог обладать ударной мощью и одновременно выполнять патрульные, военно-полицейские функции. Правильным ли будет такое решение, покажет время! Для патрульного корабля и плавучей пусковой платформы новый корвет великоват. К тому же много вопросов возникает со сроками строительства подобных судов и стоимости проекта.

В Российском флоте продолжает прослеживаться тенденция к созданию разнотипных кораблей, способных решать одни и те же боевые задачи. Самым неприятным моментом можно назвать то, что все проекты ограничиваются малыми сериями. Это не дает возможности своевременно оснастить флот современными боевыми судами в необходимых количествах.

К примеру, в ВМС США знаменитые эсминцы класса «Оливер Перри» были построены в количестве 71 единиц. Не отстают от американцев и китайцы, которые сумели за 10 лет построить почти два десятка корветов типа 056. Всего китайцы планируют построить для нужд собственного военного флота 60-80 кораблей подобного класса.

Несмотря на все перипетии с рождением проекта, Министерство Обороны РФ еще в апреле 2014 года подписало контракт с Центральным МПКБ «Алмаз» на выполнение опытно-конструкторских работ.

Проект 20386 – образец технических и тактических противоречий

Российская оборонная промышленность последние 10-15 лет продолжает работать в усиленном режиме. Дело не в том, что со стапелей и с конвейера продолжают сходить в больших количествах новые военные суда и образцы военной техники. Просто одновременно реализуется несколько проектов, каждый из которых представляет собой очередную пробную версию. В судостроительной отрасли сохраняется тенденция строить небольшие военные корабли, которые в последствие оснащаются системами вооружений невиданной мощности. Идея хорошая и российским конструкторам в этом плане сегодня никто не может составить конкуренцию.

Другое дело, что уже на стадии реализации проекта возникает очередная попытка улучшить или усовершенствовать проектные данные. Это соответственно приводит к замедлению серийного строительства кораблей, столь необходимых современному флоту. В Министерстве Обороны и в высоких кабинетах Генерального Штаба ВМФ продолжается борьба противоречий, решая на каком проекте остановить свое внимание. Отдать предпочтение корветам или построить в больших количествах малые ракетные корабли.

Сравнение корветов проекта 20380 и 20386
Сравнение корветов проекта 20380 и 20386

Так и получилось с кораблями проекта 20380, предшественниками корветов проекта 20386. Это были новые боевые суда, на которых планируется установить мощнейший комплекс ПВО — система «Редут», в которую входят дальнобойные ракеты 9М96М и морская версия ПЗРК С-400. Созданные корабли являются на сегодняшний день боевыми единицами в составе Балтийского флота с самой мощной системой ПВО. Это уже не обычные сторожевики, эти суда больше напоминает крейсера ПВО, идущие отдельным классом в иностранных флотах. Следующая версия — корветы проекта 20385 — получили уже вооружение, сравнимое по мощности и типу с вооружением фрегатов проекта 11356. Единственная разница заключалась в том, что корабли проектов 20380 и 20385 имеют вдвое меньшее водоизмещение.

Поэтому конструкторы в новом проекте 20386, который стал улучшенной версией корветов проекта 20380, приняли решение уменьшить количество вооружения, снизить боевую нагрузку на конструкцию корабля. Возобладало мнение, что корвет является судном, которое выполняет несколько другие задачи. Корабли этого класса тяготеют к эскортным и патрульным боевым судам и ударные функции им несвойственны. Строить корвет по стоимости, сравнимой с ценой фрегата, нецелесообразно. К тому же корветы, как класс кораблей остро нужны нынешним флотам для действий на Балтике, на Черном море и на Тихоокеанском морском театре.

Строительство
Строительство

В новом проекте было сделано все возможное, чтобы отойти от порочной практики, в катастрофическом затягивании сроков строительства. К примеру, четыре корвета проекта 20380 строились почти 8 лет! За это время устаревает навигационное и радиолокационное оборудование, меняются системы вооружения и способы борьбы на море. Строить заведомо старый корабль — вверх расточительства. Корветы являются промежуточным классом военных судов, тем более что основной фишкой этого класса является их невысокая стоимость и массовое строительство. Делать корабль мощной ударной боевой единицей — не целесообразно, соответственно превращать корабль в очередной плавучий комплекс ПВО тоже не имеет резона. Для этих целей необходимо строить корабли других классов и в другом количестве.

Отличительные особенности кораблей проекта 20386

После долгих и мучительных поисков оптимального варианта, конструкторами было принято единственно правильное решение, строить новые корветы по принципиально новой схеме. Судно должно иметь небольшое водоизмещение и иметь сбалансированный комплекс вооружений. На кораблях используется интегрированный в общую систему надстроек и корпуса комплекс малозаметной архитектуры. Корпус корабля и надстройки созданы на основе вакуумной инфузии композиционных материалов. Роботизированные комплексы и новое радиолокационное оборудование существенно уменьшили количественный состав экипажа.

Конструкция корабля построена на принципе модульности, позволяя в дальнейшем устанавливать на судно любой другой вид вооружения. Отличительной чертой корвета является наличие в трюме корабля больших ангаров с лацпортами в бортах надводной части. По сравнению с базовым проектом строящиеся суда должны иметь контрактное водоизмещение не более 2500 тонн. Для сравнения, первоначально было заявлено, что новые корветы будут иметь водоизмещение 3-3,5 тыс. тонн.

Макет корвета "Дерзкий"
Макет корвета «Дерзкий»

Двигательная установка на судне является комбинированной, в состав которой входят газотурбинные двигатели М90ФР и электрогенераторы. Суммарная мощность основных двигателей составляет 54-55 тыс. л.с. Электродвигатели имеют мощность 4400 кВт. Двигатели на корвете отечественной сборки, что делает корабли полностью независимыми от поставки оборудования из-за рубежа. Корабль с газотурбинной установкой должен иметь максимальную скорость хода до 30 узлов и дальность плавания экономичным ходом в 5000 км.

Новый корвет еще на стадии проектирования сильно отличался от своих предшественников. В отличие от корвета «Стерегущий» у нового судна лучше мореходность, должна увеличиться дальность плавания и автономность. На судне созданы более комфортные условия проживания личного состава.

Вооружение корветов проекта 20386

Российские новые корветы должны иметь более высокую насыщенность стационарными видами морского вооружения. Оценивая проектные характеристики корвета проекта 20386 уже можно сейчас говорить о том, что российский корабль выглядит на порядок мощнее, чем однотипные суда, строящиеся для иностранных флотов.

В носовой части стоит пакетная установка зенитно-ракетного комплекса «Редут». Следом за ней на верхней палубе имеется мощная автоматическая 100 мм установка. Причем башня так е имеет конфигурацию, соответствующую технологии «Стелс».

Корвет проекта 20386 в разрезе
Корвет проекта 20386 в разрезе

В основной надстройке надежно спрятаны пусковые установки основного вооружения корабля, ПРК «Уран». На верхней части надстройки установлены по обоим бортам две артустановки АК-306, решающие задачи ближнего прикрытия корабля. Нельзя не обратить внимание на противолодочное вооружение корабля. В корпусе корвета, во внутренних ангарах размещены две пусковые установки противолодочного комплекса «Пакет-НК». С подобным набором вооружений новый российский корвет способен эффективно решать разноплановые боевые задачи. Судно может действовать как самостоятельно в качестве патрульного корабля, так и в качестве боевой единицы соединения кораблей.

В тактическом плане корвет полностью оснащен разведывательной и спасательной техникой. В кормовой части имеется ангар и взлетная площадка для вертолета. Помимо этого на судне предполагается иметь инструменты воздушной разведки в виде беспилотных летательных аппаратов. Новейшие средства радиоэлектронной борьбы увеличат боевые возможности корабля. Отечественные разработки в этом направлении позволяют создавать эффективные средства глушения навигационного оборудования иностранных кораблей. По качеству технического оснащения, внедрению новых технологий в конструкцию корабля и использование инновационных методик, российские боевые суда можно сравнить с новым американским и британским кораблям типа «Zumwalt» и «Daring».

Сравнение в полной мере будет выглядеть некорректным. Несоизмерима стоимость строительства американского и британского эсминца, которая отражается в колоссальных ассигнования оборонных ведомств этих стран. Да и тактико-технические характеристики иностранных судов разительно отличаются от параметров, которыми обладают отечественные корветы проекта 20386.

Американский и британский корабли типа «Zumwalt» и «Daring»
Американский и британский корабли типа «Zumwalt» и «Daring»

Окончательный вариант вооружения корветов проекта 20386 до сих пор не утвержден. Предполагается, что на судне могут быть впоследствие установлены другие образцы морских вооружений. В частности нельзя сбрасывать со счетов увлечение высшего военно-морского командования оснащать боевые суда крылатыми ракетами «Калибр».

В заключение

Можно долго говорить о том, что наконец найдено единственно мудрое решение, что корветы проекта 20386 станут той палочкой-выручалочкой, которая приведет отечественный ВМФ в современный вид. Время покажет. На сегодняшний день флот остро нуждается в судах данного класса. Все зависит от того, насколько будет быстро вестись строительство головного корабля и осуществляться закладка последующих серийных изделий.

Корветы проекта 22380
Корветы проекта 22380

В перспективе корветы данного проекта могут стать твердой опорой для российского ВМФ, обеспечивая надежное прикрытие флангов. Анализ последних событий, происходящих в Восточном Средиземноморье, говорит в пользу того, что вместо больших военных кораблей, аналогичные оперативно-тактические задачи могут решать корабли меньшего водоизмещения. Наличие ударного ракетного вооружения делает современные малые боевые суда эффективным инструментом военного присутствия. Крупная серия судов подобного типа, учитывая невысокую проектную стоимость, может в течение короткого времени решить задачи технического оснащения флота новыми боевыми единицами.

Планы Высшего военно-морского руководства, озвученные во время закладки головного корабля проекта 20386, звучат оптимистично. Первый корабль планируется сдать флоту в 2021 году. Серийное строительство пока ориентировано на постройку 10 кораблей этого проекта. Общая стоимость контракта оценивается в 20 млрд. рублей. Сумеет ли корвет «Дерзкий» занять достойное место в боевых порядках отечественного флота, покажет время!