Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев»: история создания

Адмирал Лазарев

Атомный ракетный крейсер, бортовой номер 015, «Адмирал Лазарев» относится к четверке самых крупных надводных военных кораблей проекта 1144, построенных на советских верфях. Суда этого проекта строились на Балтийском заводе в Ленинграде и должны были ознаменовать своим появлением господство Советского ВМФ на океанских просторах. Ни до, ни после в отечественном флоте и за рубежом не строились корабли подобного класса таких размеров. По своей мощности и водоизмещению эти советские корабли — последние самые крупные суда в Советском ВМФ. Ракетные крейсера с ядерной энергетической установкой открыли новую страницу в истории современных флотов — эру новых атомных линкоров.

Концепция ракетного крейсера в советском исполнении

Атомные крейсеры, на которые делало ставку Высшее военно-морское командование СССР, должны были стать самыми мощными ударными надводными кораблями на море, не считая авианосцев. С водоизмещением в 25 тыс. тонн и при длине корпуса в 250 м – эти стальные монстры должны были нестись по океанской глади со скоростью 31 узел. Огромная огневая мощь и безразмерная автономность плавания делали эти корабли по-настоящему хозяевами морей. Недаром американцы отнесли советские атомоходы к классу «линейных крейсеров». В Советском ВМФ – корабли проекта 1144 относились к классу тяжелых атомных ракетных крейсеров (ТАРКР). По названию головного корабля серии ТАРКР «Киров» корабль получил в классификации НАТО обозначение «Kirov- class battlecruiser».

Экипаж этой махины составлял 750 человек, а энергообеспечение обеспечивала ядерная установка мощность 150 тыс. л.с. Мощности одного реактора, установленного на советские крейсера, было достаточно для обеспечения электричеством целого города.

Крейсер на причале

Появление в составе американских ВМС крейсера УРО «Лонг Бич» с атомной силовой установкой застало Советский флот врасплох. На тот период, к началу 60-х годов в составе ВМФ СССР находились старые крейсера проекта 68-бис, несшие артиллерийское вооружение и ракетные крейсера проекта 58. Первые выполняли представительскую роль и добавляли советскому флоту только количественный аспект. Вторые могли вести борьбу с надводными кораблями противника на ограниченном морском театре. Основной акцент в строительстве надводных кораблей в те времена делался на создание противолодочных и противоминных судов, эсминцев и БПК. Полноценными ракетными крейсерами можно считать военные корабли проекта 1134, однако они так остались причисленными к классу БПК.

Можно сказать, что спуск на воду за океаном надводного корабля с ядерной энергетической установкой и послужил толчком к началу проектирования в СССР ударных кораблей нового класса. Новые корабли, получив еще на стадии разработки технического задания мощное противокорабельное ракетное вооружение и ядерный реактор, были переведены в класс крейсеров. Советский флот вступал в эпоху бурного развития и поэтому остро нуждался в кораблях океанского класса, способных действовать на большом удалении от родных баз. В 1964 году начались научные изыскания и технические работы по созданию проекта нового атомохода. Первоначально тактико-техническое задание предполагало строительство корабля, идентичного по водоизмещению американским крейсера УРО типа «Лонг Бич». В дальнейшем было принято решение внести изменения в будущий проект, ориентируясь на создание корабля превосходящей огневой мощи.

Рождение проекта

Атомный крейсер, исходя из этапов проектирования, должен был получиться больше и мощнее американского крейсера. Основным критерием, на который опирались советские конструкторы при разработке проекта, считалась достаточная боевая устойчивость. Корабль должен был иметь средства для борьбы на море и вооружение, способное обеспечить отражение ударов авиации. Будущий крейсер должен был иметь эшелонированную ПВО, обеспечивающую защиту всех наиболее важных боевых частей и отделений корабля.

Строительство

Первоначально возникли трудности с желанием вместить в один корпус мощное противокорабельное оружие, средства противолодочной борьбы и развитую систему ПВО. Высказывались теории о создании двух кораблей, которые должны были действовать в паре. Одна боевая единица выполняла функции ударного корабля. Другая боевая единица обеспечивала противолодочное прикрытие. Средства ПВО двух кораблей, действующих в паре, могли обеспечить эшелонированную оборону по всем горизонтам. Выиграло окончательное решение в пользу того, что атомный крейсер должен быть универсальным кораблем, в котором в одинаковой мере сочетались бы ударные функции и имелись средства для противолодочной борьбы.

Постоянно растущие требования к боевому обеспечению будущего корабля и его техническим возможностями привели к тому, что сильно увеличилась номенклатура вооружения корабля. Существенно выросло количество оборудования. Корабль заметно добавил в водоизмещении. Проектные параметры водоизмещения в 8000 тонн остались далеко позади. В конечном итоге стали вырисовываться контуры универсального многоцелевого корабля с ядерной силовой установкой. Водоизмещение корабля в проектном варианте составляло, ни много, ни мало, 25 тыс. тонн. Боевой корабль уже на этом этапе отличался от всех существующих до сих пор боевых судов. В 1972 году Северное Конструкторское Бюро закончило проект, который получил шифр 1144. Планировалось построить пять судов этого класса. Корабли получили название «Орлан» и закладывались как Атомные Противолодочные Корабли. Однако уже в процессе постройки головного судна стало ясно, что корабль выходит далеко за рамки противолодочного корабля. Военно-морское командование было вынуждено под новый проект создать новый класс кораблей — тяжелый атомный ракетный крейсер.

Строительство крейсеров с атомной энергетической установкой

Схема "Адмирала Лазарева"

Головной корабль серии, получивший название «Киров», был заложен весной 1973 года. Строительство атомохода длилось неполных четыре года. Только в 1977 году корабль был спущен на воду. Второй корабль серии атомный крейсер «Фрунзе» был заложен в 1978 году, в период, когда головной корабль еще только оснащался машинами и механизмами. Первый корабль ТАРКР «Киров» вошел в строй Северного флота в 1980 году. Второй атомный крейсер строился для Тихоокеанского флота. Торжественный спуск на воду состоялся 26 мая 1981 года. До лета 1983 на корабль были установлена головная энергетическая установка, основные узлы и агрегаты жизнеобеспечения корабля. Новый атомоход был готов к приему экипажа, который заранее формировался на базе 10-й эскадры ТОФ. После ввода в строй летом 1985 года корабль совершил переход из Североморска во Владивосток протяженностью 2692 мили, обогнув Европу, Африку и Азию. Во время длительного перехода на корабле были опробованы двигательная установка во всех режимах и проведены стрельбы из всех видов корабельного вооружения.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», ныне крейсер проект 1144 «Адмирал Лазарев», стал гордостью Тихоокеанского флота СССР. Свое новое название корабль получил в 1992 году в честь известного российского флотоводца Михаила Петровича Лазарева.

Еще в процессе достройки корабль получил ряд усовершенствований по сравнению с конструкцией первенца серии ТАРКР «Киров». Новый боевой корабль Тихоокеанского флота, появившись на Дальнем Востоке, сразу изменил соотношение сил. Имея высокую автономность и мореходные качества, мощный корабль смог взять под контроль обширные акватории Тихого океана, от Камчатки и до Южно-Китайского моря.

Особенности конструкции ТАРКР «Адмирал Лазарев»

В целом конструкция второго корабля серии была идентична конструкции головного крейсера, однако когда головной корабль еще находился на стапеле, проект был дополнен, получив новый индекс 11442. Главным образом изменения коснулись оборонительного комплекса. Старые боевые комплексы и системы были заменены на новые образцы. Крейсер получил новейший зенитно-ракетный комплекс «Кинжал». Вместо башенных установок шестиствольных автоматов на судне были установлены орудия ЗАК «Кортик».

На рейде

Противолодочное вооружение ТАРКР «Адмирал Лазарев» привели в более совершенный вид, вместо противолодочного комплекса «Метель» на судне установили новый комплекс «Водопад». Противолодочную оборону усилили реактивными бомбометами РБУ-6000. Атомоход получил усиленное артиллерийское вооружение корабля. Вместо двух башенных орудий АК-100 на крейсере установили спаренную артиллерийскую установку АК-130.

Имея большой технологический ресурс по вооружению, не все советские атомные крейсера смогли получить одинаковое вооружение. Каждый последующий корабль, даже по улучшенному проекту 11442, оснащался в индивидуальном порядке.

Второй и третий корабль серии, атомный крейсер «Калинин», ныне «Адмирал Нахимов», имели промежуточный состав вооружения, в сравнении с первым кораблем серии и с последним ТАРКР «Петр Великий».

На крейсере «Адмирал Лазарев» кормовые батареи 30-мм автоматов были убраны в район надстройки. На их месте установили вертолетную площадку, по периметру которой установили ЗРК «Кинжал». Поскольку крейсер прослужил меньше всего из своих собратьев, модернизация его не коснулась. Новейшие зенитно-ракетные комплексы «Кинжал» на нем так и не проявились. Изменения с основной и с зенитной артиллерией затронули кормовую часть корабля и надстройку, однако и носовая часть корабля претерпела некоторые изменения. Вместо пусковых установок комплекса «Метель» на корабль установили компактные стандартные торпедные аппараты комплекса «Водопад», рассчитанного под ракето-торпеды.

Радиолокационное оборудование на крейсере так же претерпело изменения по сравнению с головным кораблем. На оснащении ТАРКР «Адмирал Лазарев» установили ЛПК МР-800 «Флаг», которая состояла из двух радиолокационных станций МР-600 и МР-700, «Восход» и «Фрегат» соответственно. Крейсер был вооружен БИУС «Лесоруб-44» и МКРЦ «Коралл-БН».

История службы крейсера «Адмирал Лазарев»

После вступления в строй атомный ракетный крейсер «Фрунзе», нынешний ТАРКР «Адмирал Лазарев», не имел флага. Подъем флага на корабле приурочили к годовщине, к 100-летию со дня рождения М.В. Фрунзе, которое приходилось на 2 февраля 1985 года.

Весной 1985 года корабль вышел в море, где были осуществлены пуски ракет из главного ударного противокорабельного комплекса «Гранит». Местом постоянной приписки корабля стал залив Стрелок на внешнем рейде залива Петра в районе Владивостока. Основная боевая служба корабля началась с 1986 года, когда корабль впервые вышел в боевой поход. Зона ответственности корабля включала акваторию Тихого океана восточнее Курильских и Японских островов. Основная цель похода заключалась в слежении за маршрутами следования авианосных групп 7 –го флота США. Атомный ракетный крейсер в этом походе тесно взаимодействовал с другими кораблями ТОФ, авианесущим крейсером «Новороссийск» и большим противолодочным кораблем «Ташкент».

На протяжении 1987 и следующего 1988 года корабль во время боевых походов осуществил очередные пуски ПКР «Гранит». За время активной службы атомный крейсер «Фрунзе» прошел более 65 тыс. морских миль. Развал Советского Союза застал мощнейший корабль Тихоокеанского флота на флотской базе в заливе Стрелка. Приказом Министра Обороны РФ корабль получил весной 1992 года новое имя — тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» — и новый бортовой номер.

С этого момента активная боевая жизнь судна прекратилась. Из-за нехватки финансирования в середине 90-х, корабль оставался у причальной стенки, теряя свои уникальные характеристики и боевые возможности. Неясная ситуация с кораблем затянулась на 8 лет. Только в 1999 году было принято вывести боевую единицу из состава Тихоокеанского флота в боевой резерв, присвоив кораблю 2 категорию. Результатом этих решений стала консервация корабля. Со снятым вооружением, обездвиженный крейсер был оставлен у своего причала в поселке Фокино.

Состояние, в котором пребывает корабль сегодня

Корабль, который простаивает долгие годы у причальной стенки, сегодня представляет печальное зрелище. Новости, просачивающиеся в прессу о состоянии ракетного крейсера, крайне противоречивы. ТАРКР «Адмирал Лазарев» на данный момент утратил свою боеспособность. Все основные системы жизнеобеспечения и вооружения на судне приведены в негодность или разворованы. На фоне общего хаоса во внутренних помещениях хорошо видны следы пожара, который вспыхнул на корабле 6 декабря 2002 года. Огонь полыхал четыре часа, затронув не только жилые палубы, но и пробрался в командирский пост. Тушили огонь на протяжении четырех часов.

После пожара

Сразу после пожара было принято решение удалить с корабля остатки ядерного топлива, сохранившееся в активной зоне реактора. Практические работы по выгрузке ядерного топлива были начаты на Судоремонтном заводе «Звезда» только в 2004 году. Процесс растянулся на целый год, после чего на судне было демонтировано оставшееся вооружение. Последующие десять лет о корабле практически ничего не было слышно. В 2014 году пришли новости о том, что бывший ракетный крейсер собираются доковать. Вместе с доковым осмотром корабль в эти же сроки прошел и доковый ремонт, в ходе которого было установлено состояние корпуса корабля. Наконец-то было принято решение модернизировать корабль с последующим его введением в строй.

Судостроительных мощностей на Дальнем Востоке было явно не достаточно для того, что бы полностью провести комплексную модернизацию боевого корабля такого класса, каким является ТАРКР «Адмирал Лазарев». Чтобы начать ремонт сейчас, крейсер нужно перевести на Северный флот по Северному морскому пути. Самостоятельно выдержать такой длительный и трудный переход старый и потрепанный крейсер не в состоянии. Принято решение дождаться ситуации, когда на судостроительном заводе «Звезда» будут введены в строй два крупнейших сухих дока.

Будущее атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан»

На сегодняшний день приняли масштабную государственную программу по модернизации и восстановлению атомных крейсеров проекта 11442 типа «Орлан». В настоящее время в боевом строю пребывает последний из четырех введенных в строй кораблей этого проекта, ТАРКР «Петр Великий».

На повестке дня восстановление и модернизация атомных крейсеров «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев». По мнению экспертов, технологический ресурс конструкции кораблей до конца не исчерпал себя. В планах Высшего военно-морского руководства не предусмотрено строить новые суда подобного класса. Однако восстановить старые атомоходы и вдохнуть в них новую жизнь, задача вполне осуществимая. Планируется иметь в составе флота три корабля подобного класса: два крейсера на Северном флоте и один на Тихом океане. Все работы по модернизации кораблей планируется провести в течение 5 лет. Ввод модернизированных атомных крейсеров запланирован на 2020 год. Одно дело проекты, другое дело реализация задуманного.

По последним данным сегодня ремонт идет только на ТАРКР «Адмирал Нахимов». Модернизация затронула все основные узлы и агрегаты судна. Меняется и вооружение корабля. Вместо пусковых установок для ПКР «Гранит», корабль оснащается пусковыми контейнерами для ПКР П-800 «Оникс» (экспортный вариант ПКР «Гранит»).

С его старшим братом, с крейсером «Адмирал Лазарев» ситуация в лучшую сторону не меняется. Ремонтные работы на корабле до сих пор не начаты. Вероятно, корабль пойдет в утилизацию. Два действующих крейсера после модернизации составят костяк надводных сил Объединенного стратегического командования в Арктическом регионе.

В итоге

ТАРКР "Фрунзе"

Атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» прочно занял свое место в истории советского и российского военно-морского флота. Этот корабль, как и все его собратья по проекту 1144, имел короткую и красивую боевую жизнь. Корабли появились слишком поздно. Исторические перемены, затронувшие экономику страны не пожалели стальных монстров. Созданные еще во времена Советского Союза, ракетные крейсера продолжают оставаться самыми крупными ударными надводными кораблями российского флота. После ввода в строй последнего корабля серии ТАРКР «Петр Великий» на российских верфях больше не строились корабли таких размеров и такого класса.

Следует отметить, что атомные ракетные крейсера были и самыми дорогостоящими кораблями сначала в Советском флоте, а позже и в российском. По своим боевым характеристикам атомоходы уступали атомным ударным подлодкам проектов 949 и 949А. К тому же атомные подлодки были значительно дешевле атомных крейсеров. Можно сравнивать боевую эффективность надводного корабля с подводной лодкой, однако надводные корабли являются держателями флага государства на море, поэтому время сбрасывать со счетов значение крупных надводных кораблей еще не пришло.