Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

«Адмирал Нахимов»: история одного корабля

Крейсер "Адмирал Нахимов"

История отечественного флота знает пять военных судов, носивших гордое название «Адмирал Нахимов». История каждого из них – это отдельная знаменательная, одновременно и трагическая, страница в книге боевой славы российского флота. Для русских моряков было огромной честью служить на кораблях, носивших имя героя Крымской войны и руководителя обороны Севастополя.

Славная традиция

Более 100 лет в российском ВМФ регулярно появляются военные корабли, названные в честь известного флотоводца Павла Нахимова. Сначала морскую гладь бороздили броненосные фрегаты и крейсера, одни из первых в российском флоте кораблей с мощным бронированием и с башенными артиллерийскими установками. Позже, уже в составе «красного флота» советского государства появились легкие крейсера, носившие имя героического адмирала или имеющие к его имени непосредственное отношение. Еще позже моря и океаны под советским военно-морским флагом бороздили мощные крейсера с ракетным вооружением.

"Адмирал Нахимов" конца XIX века

Все боевые суда, носившие имя адмирала Нахимова, начиная еще с конца XIX века и по наши дни, – это превосходные и уникальные по своим боевым характеристикам военные корабли. Каждый из них своим появлением ознаменовал новую главу в военно-техническом оснащении флота.

Первый корабль, получивший имя адмирала

Первый "Адмирал Нахимов" русского флота

Начало славной традиции в российском флоте положил броненосный крейсер-фрегат «Адмирал Нахимов», который был введен в строй в ноябре 1885 года. Это был на тот период один из самых мощных военных кораблей в мире. Построенный на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, новый корабль стал самым большим противоречием в мировом кораблестроении. Помимо бронированного корпуса и мощных паровых машин, корабль получил в наследство от былой эпохи полное парусное вооружение, хотя эра парусных военных судов неумолимо подходила к своему логическому завершению. В то время, когда основную боевую силу на море уже представляли броненосцы с мощными паровыми двигателями, высокие мачты и паруса на военных кораблях выглядели анахронизмом.

Решение установить на судне паруса было обосновано желанием сделать сильный боевой корабль, способный длительное время крейсировать на морских коммуникациях. Паруса должны были увеличить автономность плавания. В виду своей парусной оснастки новый броненосный крейсер отнесли к классу фрегатов. Однако боевая служба корабля и стремительное развитие всех видов морских вооружений показали, что такое техническое решение было ошибочным. Увеличившаяся дальность стрельбы морской артиллерии сделала развитый такелаж корабля хорошей мишенью. Пройдя не одну тысячу морских миль, броненосный парусно-винтовой крейсер-фрегат «Адмирал Нахимов» в 1989 году лишился своего наследства. С корабля был демонтирован весь такелаж и парусный рангоут. Теперь на мачтах размещались боевые марсы для сигнальной службы и антенна для радиотелеграфа.

Корабль на момент ввода в строй имел довольно внушительные размеры. Водоизмещения суда составляло более 8 тыс. тонн. Корпус фрегата имел бронированную цитадель в центральной части. Толщина бронированного пояса составляла 152 -254 мм. Ни один фрегат, ни крейсер подобного класса не имел в то время такого мощного бронирования. Ход стальному гиганту с белоснежными парусами обеспечивала паровая установка мощностью 8000 лошадиных сил. Под парами корабль мог развивать скорость в 16 узлов, в то время как парусное вооружение гарантировало кораблю движение со скоростью 4-5 узлов. Боевая мощь российского крейсера была представлена восемью 203 мм орудиями, установленными в башенных станках на барбетах. Такой тип размещения основного вооружения был признан на тот период самым передовым и перспективным. Вспомогательным вооружением на корабле были десять орудий калибра 152 мм, размещенные в батарейных палубах по обоим бортам корабля.

Со всем этим огромным и сложным хозяйством должен был справляться экипаж в количестве 600 человек.

Боевая служба крейсера прошла в дальних морских походах. Усложнившаяся военно-политическая обстановка на Дальнем Востоке требовала от России постоянного военно-морского присутствия в этом регионе. Находясь в составе Балтийского флота, броненосный крейсер неоднократно включался в состав отряда кораблей Императорского флота, отправляющихся на Дальний Восток для несения службы.

Броненосный крейсер перед отправкой в Порт-Артур

Дальнейшая судьба броненосного крейсера Российского Императорского флота «Адмирал Нахимов» овеяна славой. В ходе вспыхнувшей в начале XX века русско-японской войны русский корабль был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, отправившейся с Балтики на помощь осажденному Порт-Артуру.

К началу русско-японской войны 1904-1905 годов русский крейсер уже считался устаревшим. Неоднократные дальние морские переходы не пожалели мощный стальной корпус. Паровые машины судна уже не могли обеспечивать ему оптимальные ходовые параметры. Устарело и вооружение корабля. Старые пушки могли вести эффективный огонь на коротких дистанциях. В таком состоянии крейсер вошел в состав отряда крейсеров 2-й эскадры, дополнив ее количественно, но не качественно.Дальнейшая судьба броненосного крейсера Российского Императорского флота «Адмирал Нахимов» овеяна славой. В ходе вспыхнувшей в начале XX века русско-японской войны русский корабль был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, отправившейся с Балтики на помощь осажденному Порт-Артуру.

В ходе морского боя у острова Цусима крейсер продолжал оставаться в строю эскадры, отбивая атаки японских миноносцев. Получив до трех десятков попаданий в ходе дневного боя, корабль не утратил своей боеспособности. Потери русских моряков составили 25 убитых человек и до полусотни раненых. Командованием корабля было принято решение в составе оставшихся боеспособных судов русской эскадры прорываться во Владивосток. Ночные торпедные атаки японцев нанесли броненосному крейсеру новые повреждения, ставшие для старого корабля фатальными. Чтобы избежать позорной сдачи в плен, команда судна приняла решение взорвать корабль. Утром 28 мая 1905 года, после того, как команда была эвакуирована на борт японского вспомогательного крейсера, героический броненосный крейсер Флота Его Императорского величества «Адмирал Нахимов» пошел ко дну.

Броненосный крейсер

Новая эпоха для кораблей, носящих имя адмирала Нахимова

Новая кораблестроительная программа в России, принятая накануне Первой мировой войны, предполагала строительство новых крейсеров, способных вести активную разведку в составе эскадры и оказывать огневую поддержку соединениям эсминцев, атакующих противника. Для действий на Балтике проектировались и строились корабли типа «Светлана». Для Черноморского морского театра на судостроительных заводах Николаева и Севастополя были заложены четыре крейсера типа «адмирал Нахимов». Снова имя легендарного адмирала должно было появиться на борту боевого крейсера.

"Адмирал Нахимов" на стапелях верфи

В соответствии с условиями программы в 1913-1914 годах было заложено 8 судов этого проекта, однако начавшаяся Первая Мировая война внесла существенные коррективы в судьбу новых судов. Окончить постройку крейсеров типа «адмирал Нахимов» уже в ходе начавшейся войны не удалось. Сказывалась острая нехватка металла и других материальных ресурсов. К тому же, многие механизмы были утрачены в связи с тем, что их изготовлением занимались германские предприятия. Сначала февральская революция, а затем и Октябрьская революция 1917 года положили конец участию России в войне. В сложившейся обстановке, в условиях начавшейся Гражданской войны никто не собирался заниматься достройкой судов. Несмотря на разную степень готовности, заложенные суда так и остались стоять на стапелях.

Только в 1920 году решением Советского правительства было принято решение оставшиеся корпуса боевых кораблей использовать для восстановления морских сил молодого советского государства. Два корабля из бывших адмиралов были переоборудованы под танкеры. Оставшиеся шесть крейсеров было принято достраивать в соответствии со сложившейся финансовой обстановкой на тот период. Послевоенная разруха и отсутствие необходимой производственной базы привели к тому, что судьбой кораблей стали заниматься только в конце 20-х годов. В результате масштабных мероприятий молодому советскому государству удалось ввести в строй один корабль на Балтике и два корабля черноморского «нахимовского» проекта.

Головной корабль черноморской серии, бывший «Адмирал Нахимов», ввели в 1927 году встрой и передали в состав ВМС РККА на Черном море. Крейсер получил новое название «Червона Украина». Последующая служба боевого судна стала славной страницей в истории советского ВМФ. Корабль встретил Великую Отечественную войну в составе отряда главных сил Черноморского флота. Крейсер активно участвовал в героической обороне Севастополя, доставляя боеприпасы и войска в осажденный немецко-фашистскими войсками город. Боевой корабль был потоплен германской авиацией в ходе налета 13 ноября 1941 года.

Схема бронирования "Адмирала Нахимова"

Следующей страницей в истории отечественного флота, связанной с именем прославленного русского адмирала стал легкий крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 68 – бис. Мощный современный корабль вошел в строй Краснознаменного Черноморского Флота в 1953 году. Боевой корабль имел мощное артиллерийское вооружение и предназначался для повышения боевой устойчивости других соединений флота в акватории Черного моря. Несмотря на высокие боевые тактико-технические характеристики и молодой возраст, крейсеру была уготована другая судьба. Вскоре корабль был переоборудован и стал использоваться в качестве пусковой платформы для нового противокорабельного ракетного комплекса.

К 1960 году корабль успел морально состариться, поэтому было принято решение вывести его из состава флота. Окончил свою службу адмирал в качестве мишени, когда был потоплен в результате боевых ракетных стрельб.

Современные корабли, названные в честь адмирала П. С. Нахимова

Большой Противолодочный Корабль "Адмирал Нахимов"

Недолго отечественный флот не имел в своем составе корабля со славным именем. Уже в 1968 было начато строительство нового корабля, которому было присвоено имя адмирала Нахимова. Спустя четыре года ВМФ СССР пополнился кораблем нового класса, Большим Противолодочным Кораблем «Адмирал Нахимов», который вошел 13 декабря 1971 года в состав Северного флота. Корабль проекта 1134-А имел водоизмещение 5.5 тыс. тонн и был предназначен для поиска и уничтожения вражеских подводных лодок в любом в удаленных районов мирового океана. Новый корабль по техническому оснащению и вооружению больше относился к классу ракетных крейсеров, однако в Советском Союзе на тот момент было принято классифицировать подобные корабли, как БПК (большие противолодочные корабли).

В сравнении с броненосным крейсером Императорского флота Его величества «Адмирал Нахимов» 1885 года постройки на новом корабле стояли силовые установки мощностью 90 тыс. л.с. Корабль мог развивать скорость хода до 33 узла и обладал дальностью плавания в 5000 км.

Новый БПК гордо нес на борту имя прославленного адмирала и входил в состав 170 бригады противолодочных кораблей СФ Советского Союза. БПК «Адмирал Нахимов» с бортовым номером 681 за 20 лет прошел десятки тысяч миль, выполняя боевые задачи самого разного толка. Корабль нес службу до 1991 года, когда был выведен из состава флота. Однако на этом история боевых судов, связанных с именем Павла Степановича Нахимова не закончилась. На смену Большому Противолодочному Кораблю в состав, уже не советского, а российского ВМФ вошел другой, более мощный и совершенный боевой корабль. В 1992 году атомный ракетный крейсер проекта 1144, бывший ТАРКР «Калинин» приказом Главкома ВМФ РФ был переименован в ТАРКР «Адмирал Нахимов».

Корабль с героическим названием снова на боевой службе

Ракетный крейсер проекта 1144 «Адмирал Нахимов» был третьим кораблем в серии, состоящей из 4-х однотипных судов. Могучий стальной монстр был заложен в мае 1983 года, получив имя «Калинин». Всего по проекту 1144 «Орлан» планировалось ввести в строй 4 корабля. Строительство крейсера велось, как и ранее, на «Северодвинском машиностроительном заводе.

В состав ВМФ СССР корабль вошел в 1988 году, став в один ряд со своим старшим братом, ТАРКР «Киров».

Строительства ракетного крейсера "Адмирал Нахимов"

Следует отметить, что еще на стадии составления технического задания корабли с атомной энергетической установкой создавались как противолодочные корабли дальнего радиуса действия. Основная задача, которая ставилась перед новыми судами, — поиск и уничтожение атомных субмарин вероятного противника. Постоянно увеличившийся состав иностранных военных флотов и растущая мощь надводных кораблей, вынудили разработчиков проекта остановиться на универсальном варианте корабля. Корабли стали проектироваться как полноценные крейсера – боевые суда океанского типа. Своим водоизмещением и размерами советские корабли превосходили все существующие до этого надводные боевые корабли, если не брать во внимание авианосцы. На Западе эти атомные крейсера получили шифр «Kirov — class battlecruiser», который ставил их в разряд линейных крейсеров. Появление на океанских просторах тяжелого атомного крейсера, нашпигованного всеми видами вооружения, сразу меняло расстановку сил на морском театре.

При водоизмещении 25 тыс. тонн, корабль представлял собой стремительную боевую платформу с неограниченным радиусом действия, на которой было установлено мощнейшее противокорабельное, противовоздушное и противолодочное вооружение. Каждый из кораблей отличался техническим оснащением и системами вооружений. Первые два судна — атомный ракетный крейсер «Киров» и «Фрунзе» — строились и вооружались в соответствии с первоначальным проектом. ТАРК «Адмирал Нахимов», бывший «Калинин», как и последний корабль серии, крейсер «Петр Великий», строились по усовершенствованному проекту 1144.2. Изменился состав вооружения, расширился круг боевых задач атомоходов.

Атомный крейсер

Основным вооружением атомного крейсера «Адмирал Нахимов» являлись ПКР «Гранит» с вертикальным пуском, которые могли поражать любые корабли противника на большие расстояния, наносить удары по береговым объектам на большую глубину. Система ПВО «Форт» и «Оса-М» обеспечивали кораблю круговую оборону от всех видов воздушной угрозы. Не уступали противокорабельному оружию и системе ПВО средства борьбы с подводными лодками. Ракетный атомный крейсер «Адмирал Нахимов», как и его славный одноименный предок, бороздивший просторы океанов 100 лет назад, имел бронирование.

Сегодняшний день стального гиганта

Огромный боевой корабль прослужил совсем немного. Созданный для активного противоборства с надводными силами вероятного противника, корабль через шесть лет после ввода в строй был выведен в боевой резерв. Эта судьба постигла все три однотипных корабля, только последний, самый современный ракетный крейсер «Петр Великий» продолжал нести боевую службу. В 1997 году было принято решение начать ремонт корабля. ТАРКР «Адмирал Нахимов» самостоятельно совершил переход из базы Северного флота в Северодвинск, где должны были начаться плановые ремонтные работы на корабле и последующая модернизация.

ТАРКР "Адмирал Нахимов" сегодня

Простоявший почти десять лет у заводской стенки ТАРК «Адмирал Нахимов» ожидала масштабная модернизация. На корабле планировалось заменить весь комплекс радиоэлектронного оборудования и подготовить судно для установки современного цифрового оборудования. Еще в 2008 году работы были ускорены, на крейсере осуществили выгрузку ядерного топлива из активной зоны реактора. По планам предпринятая модернизация корабля должна была завершиться в 2012 году, однако возникшие проблемы с установкой вооружения отодвинули сроки на более поздний период.

Полный цикл ремонтных работ в соответствии с государственной программой модернизации атомных ракетных крейсеров проекта 1144.2 был начат в 2013 году. Окончание восстановительных работ и последующей модернизации назначено на 2020 год, после чего планируется передать обновленный корабль Тихоокеанскому флоту.

Ожидается, что в будущем атомный крейсер получит новое вооружение. Все пусковые контейнеры будут спрятаны внутри судна. Противокорабельное вооружение будет представлено на модернизированном крейсере различными системами. Атомный крейсер будет представлять собой идеальную боевую платформу для одновременной установки трех различных ПКР: «Оникс», «Гранит» и «Циркон». Такой подход значительно повысит универсальность корабля, так как каждая из систем способна выполнять свои определенные боевые задачи.

Славная история военных кораблей, поочередно носящих имя известного российского флотоводца и адмирала Павла Степановича Нахимова, продолжается. С того времени, когда холодных вод Балтийского моря коснулись скулы броненосного крейсера «Адмирал Нахимов» прошло уже больше 130 лет. Сегодня славное имя принадлежит одному из трех атомных ракетных кораблей, самых мощных надводных кораблей в истории флотов.

По сравнению с первым представителем славного отряда военных кораблей, новый корабль имеет в три раза большее водоизмещение. Длина корабля составляет почти 2,5 корпуса старого броненосца. Мощность ядерной энергетической установки составляет 140 тыс. лошадиных сил, что в 20 раз больше параметров паровой машины, установленной на броненосном крейсере. Степень защищенности и мощность вооружения кораблей сравнивать некорректно. При всей колоссальной разнице у двух кораблей практически сохранилась одинаковая численность экипажа. На броненосном крейсере Флота Его Императорского величества и на атомном ракетном крейсере обеспечивать боеспособность должны 600-700 моряков.

Сегодня ТАРКР «Адмирал Нахимов», на котором ведется масштабная модернизация, — это в будущем многофункциональный корабль, способный держать под контролем огромные площади и морские пространства.