- История создания тральщиков проекта 12700
- Основные характеристики тральщиков проекта 12700
- Технические характеристики
- Водоизмещение и размеры
- Двигатели и скорость хода
- Вооружение
- Особенности конструкции тральщиков проекта 12700
- Материалы и технологии строительства
- Противоминное оборудование
- Перспективы использования тральщиков проекта 12700
В вооружении военно-морского флота, как у сухопутных войск, есть не только боевая, но и техника специального назначения. Для поиска водных мин выделен класс морских тральщиков. В ВМФ России они представлены серией кораблей «Александрит». Результатом проекта 12700 стали тральщики, уникальные по характеристикам. Благодаря корпусу из особого материала суда-саперы проходят через минные поля невредимыми.
История создания тральщиков проекта 12700
После Второй мировой войны морские воды по-прежнему таят минную опасность. Также в Черном море встречаются дрейфующие заряды, наспех установленные украинскими военными. Для поиска опасных для кораблей предметов российское КБ «Алмаз» в 2011 году спроектировало серию тральщиков «Александрит». В следующие годы с верфи Средне-Невского судостроительного завода в плавание отправились семь противоминных кораблей:
- «Александр Обухов» (2014);
- «Иван Антонов» (2018);
- «Владимир Емельянов» (2019);
- «Яков Беляев» (2020);
- «Георгий Курбатов» (2020);
- «Петр Ильичев» (2021);
- «Анатолий Шлемов» (2021).
С 2020 по 2023 год были заложены еще четыре тральщика. Всего по контракту их предусмотрено десять. Но строительство задерживается из-за проблем с поставками противоминного оборудования, которое начали закупать во Франции до введения санкций против России.
Основные характеристики тральщиков проекта 12700
Серия «Александрит» объединяет корабли 3-го ранга ближней морской зоны. Это новое поколение судов противоминной обороны отличается незаметностью, маневренностью и высокочувствительной аппаратурой. В строительстве тральщиков использованы композитные материалы, поэтому их срок службы увеличился до сорока лет.
Корабли «Александрит» оснащены новым противоминным контуром. В оснащении сочетается гидроакустическое оборудование и тралы контактного и неконтактного вида. Управление техникой обнаружения мин осуществляется с помощью системы АСУ ПМД.
Тральщики отличаются повышенной плавучестью — 70 процентов против стандартных 50-60, свойственных боевым фрегатам. Корабли рассчитаны на 10 дней плавания без дозаправки. На каждом судне несет службу 44 человека экипажа.
Технические характеристики
Тральщики отличаются малым водоизмещением и ходом, отсутствием ударных орудий. Также корабли разминирования не рассчитаны на дальнее плавание.
Общее техническое описание судов проекта «Александрит»:
Наименование | Показатель |
Длина | 60 метров |
Ширина | 10 метров |
Осадка | 2,6-3,6 метра |
Двигатели | Дизели и дизель-генераторы |
Мощность | 2868 киловатт |
Скорость | 10-16 узлов |
Дальность хода | 1500 километров |
Противоминные корабли оснащены подруливающими устройствами, одинаково хорошо работают в глубоких и мелких водах. Поиск мин роботизирован и осуществляется даже при пятибалльном волнении. Восьмой и последующие корабли серии отличаются от первых семи длиной и противоминным оборудованием.
Водоизмещение и размеры
Тральщики — легкие суда по сравнению с боевыми кораблями. Водоизмещение корветов — 1800 тонн, а фрегатов — 4500 тонн. Корабли разминирования весят 890 тонн.
По размерам тральщики тоже миниатюрны по сравнению с боевыми и сторожевыми судами. Длина корветов достигает 100 метров, а фрегатов 135 метров. Протяженность противоминных кораблей серии «Александрит» чуть превышает 60 метров.
Компактность обусловлена важностью возложенной на тральщики задачи. Легкие и маневренные корабли идут на расстоянии друг от друга так, чтобы проверенные участки пересекались на 30 процентов собственной ширины.
Двигатели и скорость хода
Энергетическая установка тральщиков состоит из двух дизельных двигателей М503Б-1 радиальной конструкции на 42 цилиндра и мощностью 2500 лошадиных сил каждый. Общая мощность дизелей — 1838 киловатт. Также энергия в системы кораблей поступает от дизель-генераторов: двух АДГР-315 мощностью по 315 киловатт и двух ДГФ2А 200 по 200 киловатт.
Двигатели приводят в движение два вала и пару гребных винтов. В носовой части установлены парные подруливающие устройства ПУ-100Ф, а на корме — две поворотные выдвижные колонки. Для работы тральщикам достаточно скорости 10 узлов. Максимально корабли разгоняются до 16,5 узла.
Вооружение
Суда серии «Александрит» оснащены орудиями для ближнего боя и защиты. На борту кораблей установлены:
- артиллерийская автоматическая установка АК-306 калибром 30 миллиметров с шестью вращающимися стволами;
- ПЗРК «Игла» или «Верба»;
- минно-торпедные установки.
Поддержку и разведку с воздуха тральщикам обеспечивают беспилотники «Орлан-10». Один летательный аппарат заключает в себе многофункциональный комплекс для наблюдения в условиях длительного полета и труднодоступной местности.
Дальность полета «Орлана» — 600 километров, а продолжительность — 16 часов. Беспилотник соединяется с системой управления тральщика, передает визуальные данные, засекает вражеские РЛС и создает помехи, помогая радиоэлектронной защите корабля.
Особенности конструкции тральщиков проекта 12700
На судах проекта «Александрит» воплощены уникальные инженерные решения, главное из которых — корпус из композитных материалов. В нем отсутствуют металлические элементы. Такая конструкция имеет множество преимуществ:
- высокая прочность;
- исключение повреждения корпуса коррозией;
- длительный срок эксплуатации по сравнению со стальными судами;
- легкость.
Еще одно важное преимущество композитного корпуса без стали — устойчивость к минным взрывателям. Механизмы детонации мин чувствительны к физическим полям, например, электромагнитному. В случае с «Александритами» им просто не на что реагировать. Корпуса судов не намагничиваются, поэтому они проходят через минные поля без повреждений.
Оригинальная идея принадлежит советским инженерам. Российские конструкторы развили и воплотили ее на практике.
Материалы и технологии строительства
Корабли проекта «Александрит» — единственные, чьи корпуса отлиты из стеклопластика. Технологией изготовления монолитных объектов длиной до 80 метров владеет только Средне-Невский судостроительный завод.
Стеклопластику придают нужную форму методом вакуумной инфузии:
- на стеклополотно наносят полимерную смолу;
- полимер распределяют вручную валиками;
- следом накладывают слой вспененного полимера.
Под действием вакуумной инфузии формируется полость с внутренним каркасом. Ранее корабельные корпуса изготавливали из немагнитной стали. Стеклопластик по прочности и механическим показателям превосходит стальные конструкции на 15 процентов, а стоимость его производства ниже. Суда, изготовленные новым методом, более легкие, долгоживущие и невидимые для радаров.
Противоминное оборудование
Управление системой поиска мин осуществляется автоматическим комплексом «Диез». Программа получает информацию от навигаторов, обрабатывает и оперативно предоставляет данные в виде электронных карт.
Суда-саперы проекта «Александрит» оборудованы приборами и тралами:
- гидроакустической станцией «Ливандия-М»;
- подкильной станцией миноискания ГАСМ;
- акустическим тралом ШАТ-У;
- тралом-имитатором «Желатин».
Тральщики выпускают роботизированные катера Inspector MK2, закупленные у Франции. С помощью миноискательных ГАС маленькие суда обнаруживают заряды на глубине 100 метров и на дне. Зона действия катеров — 10 метров от корабля. Также тральщики выпускают подводные дистанционно управляемые аппараты Seascan.
Перспективы использования тральщиков проекта 12700
Корабли серии «Александрит» имеют стратегически важное значение. Они предназначены для расчистки минных коридоров, поиска одиночных мин и подводных зарядов любого типа. Также в список задач тральщиков входит защита:
- военно-морских баз и прибрежных вод;
- военных кораблей в пути;
- экономической зоны страны;
- морских мест добычи полезных ископаемых.
Корабли-саперы могут переквалифицироваться в минеров, ставить минные заграждения и охранять их, а также служить разведчиками и обследовать акваторию на наличие мин. При отсутствии угрозы тральщики участвуют в учениях и несут дозор в заданных районах. Противоминные корабли играют важную роль при боевом развертывании атомных подводных лодок.
Министерство обороны планирует выделить минимум по одному тральщику для защиты каждой базы. Для этого десять кораблей должны быть приняты в эксплуатацию к 2027 году. Самый мощный флот окажется в ловушке без противоминных средств. К 2050 году ожидается увеличение количества тральщиков до пятидесяти.