Тстория САО «Мальва» с индексом 2С43 и ее технические характеристики

«Мальва»
Марка
Страна
Классификация
Масса
Урон
поражение тактических ядерных и обычных вооружений
Дальность
Год выпуска
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Что известно о «Мальве», классифицируемой как САО типа 2С43? Несмотря на появление дронов, ЗРК, интерес к самоходной артиллерии не угас. Наблюдается смещение жесткой классификации между средствами вооружений. «Мальва» – явный тому пример. Разработка признана перспективной. Прошла требуемые полигонные испытания. И уже вскоре может появиться в войсковых подразделениях.

Технические характеристики

Показатели САО, «Мальвы» позволяют оценить потенциал орудия. Понять, для чего предназначена установка. Что известно о вооружении:

Параметр Единицы измерения Величина
Габариты Миллиметры
Длина 13000
Ширина 2750
Высота 3100
Масса Тонны 32
Экипаж Человек 5
Орудие 2А64
Длина Калибры 47
Калибр Миллиметры 152
БК Снаряды 30
Углы наклона Градусы
Вертикальный -3 … +70
Горизонтальный -30 … +30
Двигательная установка ЯМЗ-8424.10, дизель
Мощность двигателя Лошадиные силы 470
Скорость передвижения Километры в час 80 (шоссе)
Запас хода Тысячи километров 1,0

Тстория САО «Мальва» с индексом 2С43 и ее технические характеристики

Самоходка размещена на колесном шасси повышенной проходимости. Орудие позаимствовано от ранее разработанной машины «Мста-С». Для повышения точности стрельбы САО, «Мальвы» применен раскладываемый сошник.

История создания

Работы над проектированием, разработкой нового САО начаты не вчера. В нижегородском НИИ «Буревестник», входящем в состав НПК «Уралвагонзавод», в начале десятых годов был запущен проект «Набросок». В рамках исследований планировалось создание образцов самоходной артиллерии, отвечающей современным веяниям. «Мальва» стала одним из ответвлений проекта САО.

Первые результаты появились в 2019 году. А чуть позже прототип САО был продемонстрирован руководству. Узкому кругу специалистов. Затем появились фото, общее описание «Мальвы». Тогда же приступили к испытаниям самоходки на заводской площадке.

Весной 2021 года орудие было передано МО для дальнейшей обкатки. Проведения финальных испытаний. Изначально конструкторы «Мальвы» совместно с военными рассчитывали уложиться в сроки от года до полутора. Однако «работа над ошибками», доводка установки заняли чуть больше времени. Одновременно стало известно, что опытная партия САО готовится к производству.

Тстория САО «Мальва» с индексом 2С43 и ее технические характеристики

Госиспытания «Мальвы» успешно завершились весной 2023 года. В итоге и заказчики, и разработчики убедились в соответствии заявленных характеристик фактическим. И значит, что вскоре «Мальва» должна поступить в войска. Что касается сроков производства, поставок техники армии, то они прогнозируются на 2023-2024 годы.

Конструкция

САО базируется на армейском тягаче с колесной формулой 8х8. Это БАЗ-6610-027 «Вощина», специально разработанный для орудия. Главные принципы, определявшие требования к шасси, были следующими:

  • повышенная мобильность;
  • простота конструкции;
  • полный привод.

Более ранние разработки САО, подобной техники, по ряду причин, не завершились закономерным результатом. Но есть надежда, что с «Мальвой» будет все иначе. Кабина установки размещается в передней части. Расположение экипажа – двухрядное. Там же, впереди агрегата, находится двигательная установка.

Лафет орудия вынесен на корму. По центру тягача располагаются БК, различные вспомогательные установки. Особое внимание при проектировании уделялось мощному, производительному двигателю. «Мальва» получила установку ЯМЗ, возможностей которой достаточно для разгона 32 тонной машины до 80 километров в час. Тягач способен с легкостью перемещаться как по шоссе, так и по пересеченной местности. Разумеется, у гусеничных шасси показатель проходимости выше. Но для «Мальвы» оказалось достаточно и колесного.

Тстория САО «Мальва» с индексом 2С43 и ее технические характеристики

Орудие, 152 миллиметровая гаубица, «досталось в наследство» от установки «Мста-С». Ствол – нарезной, длиной в 47 калибров. Оснащен дульным тормозом. Казенная часть орудия оборудована клиновым затвором вертикальной конструкции (полуавтомат).

Заряжание «Мальвы» – раздельно-гильзовое. Использован механизм досылания заряда. При создании орудия инженеры постарались упростить конструкцию. Поэтому у САО – открытый станок лафета с механизмом наведения. Опирание на грунт посредством раскладного сошника снижает импульс отдачи «Мальвы».

Предполагается, что для самоходки подойдут все производимые боеприпасы калибра 152 миллиметра. Включая те, что используются «Мстой». Такой подход позволяет повысить универсальность новой установки, САО. Для стандартного снаряда озвучивается дальность стрельбы в 24 километра. Для управляемых, реактивных данный показатель будет выше. Стандартный БК составляет 30 снарядов. Гильзы и заряды при этом перевозятся непосредственно на тягаче. Либо на машине поддержки.

Информация о примененной в самоходке системе управления отсутствует. С большой долей вероятности «Мальва» получит суперсовременные средства навигации, корректировки огня. С обменом данными с другими комплексами, КП. После получения информации САО автоматически выполнит расчет. Передаст команду на блок управления огнем орудия.

Назначение

Перспективы использования «Мальвы» до конца не озвучены. Акцент сделан на том, что самоходка не станет полной заменой для эксплуатируемого парка машин. Наоборот. «Мальва» дополнит существующие гаубицы, самоходные орудия. Расширяя возможности сухопутных войск. Выполнение разноплановых, постоянно изменяющихся задач.

Тстория САО «Мальва» с индексом 2С43 и ее технические характеристики

Озвучено, что САО сможет успешно подавлять КП, артиллерийские батареи. Вести огонь по колоннам техники. Уничтожать средства вооружений. Как обычные, так с ядерным зарядом. И, конечно же, ЗРК, средства ПВО.

Много вопросов возникает в связи с кажущей простотой конструкции орудия. Установка сознательно лишена дополнительной защиты, бронирования. В ходе боевых действий на Украине удалось установить, что концепция войны серьезно поменялась. Артиллерийские дуэли практически ушли в прошлое.

А наибольшую угрозу для техники, живой силы представляют БПЛА. Включая ударные, барражирующие. Что требует изменения подхода в создании новых орудийных установок. Способных не только курсировать на парадах, но и выполнять поставленные боевые задачи.

Следующая «претензия», адресуемая создателям «Мальвы» – использование колесного шасси. Подобная концепция успешно применяется в западных образцах. Снижение проходимости в сравнении с «гусеницами» на бездорожье повышает скорость перемещения на шоссе. Мобильность агрегата. Что также крайне важно в боевой обстановке.

Отказ от брони, защиты орудия позволил снизить массу «Мальвы» в целом. Но опять же, опыт СВО показал, что данным фактором можно пренебречь. В пользу повышения мобильности, возможности быстро покинуть «зону риска». Не забываем, что в процессе эксплуатации САО может обзавестись средствами защиты. Такими как легко монтируемые экраны, прикрывающие от атаки сверху. Применения противником «умных» снарядов, ударных дронов.

Очередное преимущество, унификация «Мальвы» с действующими боеприпасами, запчастями от агрегатов, может быть расценено как недостаток. Поскольку орудие, полученное от «Мсты», не отличается новизной. Как и отдельные узлы, примененные в конструкции самоходки.

Тстория САО «Мальва» с индексом 2С43 и ее технические характеристики

Обратная сторона – удешевление производства САО. Использование готовых промышленных линий по выпуску шасси, деталей, компонентов. К тому же подобный подход успешно применяется западными конструкторами. Невзирая на неизбежное устаревание решений. Несовершенство ранее принятых концепций. Удачные разработки могут просуществовать, использоваться в реальной обстановке не один десяток лет. Если их дополнить современными средствами управления. Электроникой, компьютерами.

Кстати, снижение массы агрегата позволяет доставлять САО эксплуатируемой транспортной авиацией. Без создания специальных самолетов. Удорожания проекта в целом.

Судя по крохам информации, известным о «Мальве», САО должна быть до предела напичкана новейшими разработками. И обладает функцией ведения огня в автономном режиме. Что приближает «Мальву» к существующим в подразделениях НАТО аналогам. К тому же орудие может использовать широкий спектр существующих боеприпасов. От осколочно-фугасных до кумулятивных.

Применение

Информации о боевом применении «Мальвы» нет в открытом доступе, на военных порталах по очевидным причинам. Потому что пока САО не участвовала в боевых действиях. А только прошла госиспытания. Подтвердив правильность выбранной концепции, примененных решений.

Напоследок не помешает сравнить САО, российскую разработку с изделиями конкурентов. К ним относятся:

  1. CAESAR (Франция).
  2. 2С40 «Флокс» (РФ).
  3. 2С22 «Богдана» (Украина).
  4. ATMOS 2000 (Израиль).
  5. PCL-181 (КНР).

Тстория САО «Мальва» с индексом 2С43 и ее технические характеристики

Во всех перечисленных САО применено колесное шасси на основе тягачей повышенной проходимости. Причем большей частью не разрабатываемых отдельно, а уже существующих. Немалый калибр (120-155 миллиметров) гарантирует убойную силу боеприпаса.

А использование различных снарядов расширяет возможности орудия. Из представленных образцов ни один не обладает бронированной башней. Защитой лафета, ПУ. Что подтверждает правильность избранной российскими разработчиками САО концепции.

По длине ствола «Мальва» – вне конкуренции. Как и по оснащению 4-осным колесным тягачом. Остается дождаться появления САО в зоне СВО. И понять, что же в конечном итоге получилось из разработки. Нужна «Мальва» армии или нет. Насколько способна не на полигоне, а в боевых условиях выполнять поставленные задачи.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий