Одним из самых распространенных немецких орудий штурма в горы Второй мировой войны были StuG III — САУ на танковой базе PzKpfw III. Артиллерийскую установку серийно производили в нескольких модификациях в период с 1940-го по 1945 год. Это самоходное орудие оказалось одним из наиболее массовых по количеству выпущенных единиц и одним из самых удачных по тактико-техническим характеристикам.
Описание САУ
Полное название штурмовой установки длинное — Gepanzerte Selbstfahrlafette für Sturmgeschütz III. В технических документах министерства вооруженных сил Германии артиллерийскую установку записывали как Sd.Kfz.142.StuG III. А в советских литературных источниках орудию дали имя «Арт-штурм».
Артиллерийская установка StuG III оказалась весьма удачной. Она имела приниженный корпус и была эффективна против снарядов, запускаемых основными танками СССР. Как противотанковое оружие, действующее засадным методом, немецкая САУ была безупречна.
Майор Ганс Зандрок, отметившийся в танковом подразделении «Африка», сумел подбить на САУ StuG III 123 вражеских танка. А вахтмайстер Фриц Ланг из штурмового дивизиона №232 подбил 113 танков.
StuG III активно эксплуатировались на всех направлениях сражений Второй мировой войны. Общее мнение немецких командиров об этом орудии было хорошее. Если верить немецким военным отчетам, к 1944 году с помощью САУ удалось уничтожить почти 20 тысяч вражеских танков. Хорошее мнение о немецких артиллерийских установках высказывали и советские командующие. Советские инженеры даже использовали захваченные немецкие установки, чтобы делать из них свои СУ-76И.
История разработки
История создания легендарного артиллерийского орудия началась в 1935 году, когда немецкий генерал-майор Эрих фон Манштейн утвердил меморандум о взаимодействии пехоты и артиллерии. В документе рекомендовалось формирование штурмовых дивизионов из самоходных орудий в количестве 6 установок на батарею. Назначением этих подразделений была поддержка штурмовой пехоты, устранение точек вражеского сопротивления и уничтожение контратакующей бронетехники.
Несмотря на неоднозначное отношение немецкого военного командования к меморандуму, в 1936 году с компанией Daimler-Benz был заключен контракт на проектную разработку самоходных штурмовых установок, базой для которых должны были стать шасси танка Z.W.
Ранее, в 1930-ом инженеры из«Daimler-Benz уже создавали проект САУ по заказу СССР. Самоходную установку планировалось оснастить оружием 76 мм. Толщина лобовой брони должна была составлять 30 мм, бортовой и кормовой — 15 мм. А весить установка должна была не больше 12 т. Немцы медлили с реализацией проекта, а когда, наконец, завершили работу в 1932 году, то насчитали такую итоговую сумму, что советские заказчики вынуждены были отказаться от машины. Наработки остались в руках немецких инженеров и в дальнейшем использовались как основа для проектировки САУ StuG III.
Ранние этапы
В 1937-ом в цехах Daimler-Benz в берлинском районе Мариенфельде собрали 5 прототипов САУ. Чтобы ускорить работу и сэкономить средства, рубки артиллерийских установок сделали не из бронированных пластин, а из простой стали, закрепили из посредством болтов.
Экипаж состоял из 4-х человек. Причем все они находились в одном отсеке, что было новинкой для бронетранспорта того периода.
С 1938-го прототипы САУ подвергались активным испытаниям на разных немецких полигонах. Пока шли испытания, некоторые немецкие командующие завели спор о том, нужны ли вообще эти артиллерийские установки, ведь в Германии в то время уже производились танки Pz.Kpfw.IV с аналогичным оружием. Главный спор развязался между противником артиллерийских установок Хайнцем Гудерианом и пропагандистом проекта Эрихом фон Манштейном.
Точки над «i» были расставлены в 1939 году во время вторжения в Польшу. Военная кампания явно показала, насколько важны бронированные артиллерийские подразделения в пехотных войсках. К концу того года стартовал серийный выпуск САУ StuG III. Первые серийные машины под наименованием Ausf.A увидели свет зимой в начале 1940 года. В дальнейшем на основе этой установки было создано множество модификаций.
Первые серийные САУ отличались от прототипов модернизированными шасси. Также у них было 6, а не 8 опорных катков, которые уже не соединялись, как в прототипах, по парам в 4 тележки для балансировки. А вот вооружение серийных образцов было таким же, как у прототипов. В течение января-июня 1940 года производитель Daimler-Benz создал 30 САУ 1-ой модификации Ausf.A.
Экипаж самоходной установки был обеспечен наблюдательной оптикой. Командир пользовался стереоскопической трубой SF14z, выходящей через люк на крыше рубки. Наводчик действовал посредством перископа Sfl ZF, установленного с левой стороны от оружия. Для управления бронемашиной механик пользовался системой Fahrersehklappe-50, оснащенной перископом KFF2. Четвертый член экипажа — радист — выполнял свои задачи посредством радиостанции с УКВ-диапазоном.
Последующие улучшения
Летом 1940-го в цехах компании Alkett в Берлине начали производить модифицированные артиллерийские установки, получившие серийное наименование Ausf.B. С того самого года именно эта компания стала главным производителем самоходной установки StuG III. Модернизированные машины сначала хотели выпускать на шасси самой последней модели танка Pz.Kpfw.III Ausf.G, но этих бронемашин было слишком мало. Поэтому новые САУ стали «садить» на шасси прежней модели танков Ausf.F. Только последние самоходные установки серии Ausf.B перенесли на базу танка Pz.Kpfw.III Ausf.H.
От прежней модели усовершенствованная установка отличалась улучшенной коробкой передач и системой зажигания. Гусеницы стали шире, следовательно, увеличились опорные катки. Но рубка и оружие остались прежними. В целом изменения оказались незначительными, они почти не сказались на изменении веса машины. САУ модели Aust.B выпускались с лета 1940-го до весны 1941 года, всего было создано 360 машин.
Еще не завершился выпуск модели Ausf.B, когда производитель Alkett запустил производство новой версии САУ под названием Ausf.C. На этой модификации была ликвидирована прицельная амбразура в лобовой части рубки. Прицельный окуляр разместился на крыше боевой рубки. Антенна стала складной. В течение весны 1941-го было выпущено 100 машин Ausf.C. Затем производитель сразу наладил выпуск модели Ausf.D.
Модели Ausf.C и Ausf.D практически ничем не различались. В связи с этим в документации их принято было обозначать Ausf.C/D. Единственное визуальное различие заключалось в том, что на установках Ausf.D на фарах имелись защитные скобки. До октября 1941-го производитель Alkett создал 150 бронемашин этой версии.
С сентября 1941-го стартовал выпуск артиллерийских установок версии Ausf.E. Эти машины должны были стать флагманскими, предназначенными для командования. Планировалось, что эта модификация САУ StuG III заменит легковесные корректировочно-наблюдательные бронетранспортеры Sd.Kfz.253, которые были выведены из действующих подразделений.
Чтобы сделать новые установки соответствующими требованиям, в них установили сразу две радиолокационные станции. Свободного от аппаратуры пространства оказалось достаточно, чтобы увеличить боекомплект до 50 снарядов, дополнительно поместив 6 боеголовок. Всего в период с сентября 1941-го до апреля 1942-го было создано свыше 280 артиллерийских машин.
До конца войны были разработаны и выпускались модифицированные самоходные установки F, F/8 и G, отличавшиеся массовостью производства.
Аналоги
Перед Французской кампанией силы Вермахта обзавелись опытными артиллерийскими установками. Успех эксплуатации САУ немцами заметили в СССР. Поэтому в начале 1941 года советское руководство инициировало вопрос о разработке аналогичной артиллерийской установки. В тот период военные инженеры долго не могли разобраться, какой конструкцией должна обладать будущая артиллерийская машина: она должна быть без башни, как немецкая StuG III, либо типичного советского вида, как серийно производимый в СССР БТ-7А.
С раздумьями пришлось поторапливаться, когда началась Великая Отечественная война. За первые полгода ведения войны советские военные эксперты оценили эффективность немецкой штурмовой САУ. В апреле 1942-го на собрании артиллерийского комитета был решен вопрос о выпуске собственной артиллерийской установки без башни.
Но принятие такого решения было обусловлено не только впечатлением от немецких машин. Дело в том, что в течение 1942 года советские танковые подразделения потеряли в боях огромное количество техники. На фоне этой материальной катастрофы немецкие силы настойчиво продвигались вглубь страны, захватывали склады и военные производства. Некоторые производства удалось эвакуировать, но развернуть их на новых местах было не так просто, поэтому надеяться на скорое поступление новых танков было невозможно. Для восполнения технической базы армии требовалось ускорить производство, а для этого его нужно было упростить и удешевить.
Главным способом ускорения производства было упрощение конструкции производимых машин. Поэтому после собрания артиллерийского комитета инженеры Ксюнин и Курин принялись за проект штурмовой артиллерийской установки без башни. Конструкторы сохранили ходовую основу танка Т-34 и оружие в виде пушки ЗМС-22 76 мм на тумбовой опоре. Благодаря отсутствию башни, производство оказалось почти на 30 % быстрее. А имеющийся резервный вес около 2 т понадобился, чтобы усилить лобовую броню минимум на 75 мм. Проект оказался весьма удачным, но реализовать его не удалось. Причина — загруженность производственных мощностей серийным выпуском танков Т-34.
Но советские инженеры не бросали идею создать штурмовые установки. Осуществить задуманное им удалось в конце 1942 года, причем работать им пришлось в весьма ограниченные сроки. Результатом стало создание двух моделей оружия: средней СУ-122 и тяжелой СУ-152. Обе модели отлично показали себя в боях. Но советская армия нуждалась именно в тяжелых орудиях для ликвидации вражеских танков. Поэтому от средней САУ пришлось отказаться в пользу тяжелых артиллерийских машин.
Тяжелые САУ оказались незаменимы при преодолении вражеской обороны и атаке на населенные пункты. Поэтому, едва был выпущен танк ИС, он сразу стал основой для тяжелой штурмовой установки ИСУ-152. Пережив несколько доработок, эта артиллерийская машина, отличающаяся нежностью и эксплуатационной неприхотливостью, оказалась лучшей в своей категории.
Не только в Советском Союзе обратили внимание на немецкую САУ. Итальянцы, понимая, что их действующие танки морально и физически устарели, попытались разработать на их основе аналоги немецкой установки StuG III. Это удалось компании Fiat-Ansaldo. Она разработала легкую артиллерийскую установку Semovente da 75/18, а позже тяжелые штурмовые модели. Получившиеся САУ оказались самой мощной силой в составе итальянской бронетехники. С помощью этих машин итальянцы причинили серьезный урон британским и американским войскам в сражениях на Североафриканском фронте.
Модификации
Прототипов САУ StuG III было произведено 5 экземпляров. Эти машины с простым стальным корпусом без брони использовались как учебные экспонаты до 1941 года, но на их основе создано множество боевых моделей.
Ausf.A
Первая серийная модификация самоходной установки StuG III имела лобовую броню 50 мм. Оружием была короткоствольная пушка StuK 37/L24 75 мм со стволом 24-го калибра. Примечательно, что лобовое бронирование было фактически 2-слойным: основная броня составляла 30 мм, а для ее усиления посредством болтов была закреплена защитная пластина толщиной 20 мм.
В литературных источниках эти САУ часто причисляют к следующей модификации Ausf.B. Но это не совсем корректно, несмотря на схожесть бронемашин. Поскольку модификация Ausf.A отличалась от последующей модели коробкой передач Maybach SRG 328145 с 10-ю переключениями скоростей.
Ausf.B
Эта модификация StuG III, как и предыдущая, имела броню 50 мм и короткоствольную пушку StuK 37/L24 75 мм. Главное визуальное отличие состояло в большей ширине гусеничной ленты — 38 см. А функциональное отличие заключалось в усовершенствованной коробке передач Aphon ZF SSG 77 с 6-ю переключениями скоростей.
Ausf.C
Эта модификация самоходной установки отличалась упрощением рубки. Установлен более современный для того времени прицельный перископ SflZF-1, из-за которого пришлось скорректировать форму люка наводчика.
Ausf.D
Данная модификация StuG III практически аналогична предыдущей, только справа от места механика был установлен электрозвонок, позволяющий принимать команды от командира. Еще именно для этой модификации первый раз был использован метод закаливания лобовой брони. В 1941 году три самоходных установки этой модификации были направлены на Североафриканский фронт.
E
Командирская модификация E модели StuG III оснащалась самой современной по тем временам связной аппаратурой. Для этого пришлось увеличить ниши для размещения радиолокационного комплекса с обеих сторон борта. Командирская бронемашина получила вспомогательную радиостанцию с антенной.
F
Выпуск этой модификации StuG III был запущен весной 1942 года. Эта модель выпускалась серийно крупными партиями. Машина отличалась большей противотанковой эффективностью. Лобовая броня усилилась до толщины 80 мм, благодаря закреплению еще 30 мм вспомогательных бронированных плит.
Первые 120 экземпляров имели пушку StuK 40/L43 75 мм с длинным стволом 43 калибра. Затем на САУ этой модели стали устанавливать оружие StuK 40/L48. Чтобы уменьшить задымленность боевого отсека во время работы машины, предусмотрена вентиляционная система, встроенная в крышу рубки. В период с марта до октября 1942-го было произведено более 340 бронемашин.
F/8
Как и предыдущая модель, эта модификация StuG III имеет лобовую броню толщиной 80 мм. То есть дополнительные 30-миллиметровые пластины тоже закреплялись поверх на болтах. Основным оружием была пушка StuK 40/L48 75 мм с длинным стволом 48 калибра. Выпускалась эта модификация САУ в период с сентября 1942 года до января 1943-го. Всего было создано 250 машин. Цифра «8», присоединенная к букве названия модели, означает огульную толщину лобовой защиты — 8 см.
G
Эта модифицированная версия САУ оказалась самой распространенной, массово производимой. Конструкторы еще больше усилили противотанковую эффективность машины. Обеспечивалась она пушкой StuK 40/L48 75 мм с длинным стволом 48 калибров, а также вспомогательными щитами, выступающими бронью для бортов и ходовой части артиллерийской установки. Был установлен противопехотный пулемет с дистанционным управлением.
Компания Alkett принялась производить эту модификацию САУ StuG III в конце 1942 года. Первая партия состояла из 2600 экземпляров под номерами от 91651 до 94250. Следующую партию начали реализовывать с номера 105001. Примечательно, что выпускаемые в то же время машины StuH 42 имели аналогичные серийные номера. Компания MIAG присоединилась к производству в начале 1943 года, с ее конвейеров сошло почти 2650 машин. А еще в 1943-ем 160 экземпляров шасси Pz III Ausf.M от компании MAN были заменены StuG III Ausf.G. Общее количество произведенных с конца 1942 года до мая 1945-го САУ этой модели превысило 7800 экземпляров.
Чем вооружена САУ
Прототипы StuG III, выпущенные в 1937-ом, были оснащены короткоствольной пушкой StuK 37L/24 калибра 75 мм со стволом 24-го калибра. Это оружие отличалось невысокой стартовой скоростью снаряда.
В ходе войны, когда немецким артиллерийским установкам довелось сражаться с советскими танками Т-34, военные инженеры Вермахта пришли к заключению, что лучше снабдить САУ StuG III длинноствольными пушками, которые смогут пробить танковую броню. Поэтому в начале 1942-го на артиллерийские установки StuG III стали устанавливать длинноствольные пушки StuK 40/L43, а к концу того же года появились машины с оружием StuK 40/L48.
Но нужно отдать должное короткоствольным пушкам, использовавшимся в начале Великой Отечественной войны. Оружие StuK 37L/24 без особых затруднений уничтожало легкие советские танки, даже могло повредить бронемашины среднего веса, если стреляли в борт с дистанции не более 1500 м, а в лобовую часть с расстояния до 700 м. Причем пробивать легкую танковую броню толщиной до 20 мм они могли также фугасными снарядами, если дистанция выстрела не превышала 400 м.
Боевой комплект для пушки составлял 44 снаряда. Из них 12% были бронебойными, 65 % — осколочно-фугасными, 23 % — дымовыми.
Помимо пушки, на поздних модификациях САУ StuG III имелся пулемет MG-34 калибра 7,92 мм. Он устанавливался впереди люка командира.
Защита
Согласно военной отчетности, в начале войны, в 1941–1942 годах, артиллерийские установки StuG III отличались достаточной для того периода степенью защищенности от всевозможных советских орудий. Лобовая броня немецких САУ была устойчива как в самым распространенным советским противотанковым орудиям калибра 45 мм, так и к артиллерийским установкам на танках и бронеавтомобилях. А вот бортовую часть САУ советская артиллерия могла поразить только с дистанции до 850 м при условии, что борт машины располагается под углом выстрела 90°.
Постепенно процент советских артиллерийских установок, способных поразить StuG III на расстоянии до 1000 м, возрастал. Появились орудия, способные разрушить борта немецкой установки с такого расстояния даже фугасным снарядом. Поэтому быстро потребовалась модернизация брони немецких САУ.
Ключевое достоинство всех модификаций САУ StuG III — заниженный силуэт, благодаря которому машину сложно поразить прямой наводкой со значительных дистанций.
Существенных улучшений в плане бронирования немецкие конструкторы добились, создавав модификацию Ausf.F. Броня толщиной 80 мм и выверенный угол бронированной поверхности обеспечивали высокую степень защищенности артиллерийской установки. Стоящая на танках Т-34 пушка Ф-34 не способна была пробить такую броню в лобовой части САУ при стрельбе со значительного расстояния. А приближение к противнику могло стать для танка Т-34 гибельным: его подбили бы быстрее, чем он сам сделал первый выстрел.
Таким образом, эксплуатируемые в конце войны модификации немецкой артиллерийской установки были хорошо защищены от любых вражеских средних и легких танков.
Технические характеристики
Тактико-технические характеристики САУ StuG III разнятся в зависимости от модификации.
Модель | Ausf.A | Ausf.B | Ausf.C | Ausf.D | Ausf.E | Ausf.F | Ausf.F/8 | Ausf.G |
вес, т | 19,6 | 20,2 | 20,2 | 20,2 | 20,8 | 21,6 | 23,2 | 23,9 |
длина, м | 5,38 | 5,4 | 5,4 | 5,4 | 5,4 | 6,31 | 6,77 | 6,77 |
ширина, м | 2,91 | 2,91 | 2,91 | 2,91 | 2,91 | 2,91 | 2,91 | 2,94 |
высота, м | 1,95 | 1,98 | 1,98 | 1,98 | 1,98 | 2,15 | 2,15 | 2,15 |
лобовая броня, мм | 50 | 80 | ||||||
скоростной максимум, км/ч | 40 | |||||||
двигатель Maybach | HL 120 TR | HL 120 TRM | ||||||
мощность, л.с. | 300 | |||||||
пушка | StuK 37 L/24 | StuK 40 L/43 | StuK 40 L/48 | |||||
пулемет | — | — | — | — | MG 34 | MG 34 (2) |
Интересные факты
Первый боевой «выход» самоходной установки StuG III состоялся в первой половине 1940 года во время военной кампании во Франции и Нидерландах. Артиллерийские машины, сформировавшие 4 батареи в Ютеборг-Даммском артиллерийском учебном полку, оказывали поддержку наступающим пехотинцам. Артиллерийская батарея №640 была прикреплена к 3-ему полку Großdeutschland. Батарея САУ №659 поддерживала армейский корпус №13. А батарея №660 действовала совместно со знаменитой танковой дивизией «Totenkopf». Была еще организована 4-ая батарея №665, но она прибыла к месту дислокации с запозданием, поэтому в основных сражениях ей участвовать не довелось.
Формирование батарей САУ StuG III производилось по штатному принципу, определенному еще осенью 1939 года. В состав батареи входило 3 взвода. В каждом находились 2 самоходные установки. Получается, в составе немецкой батареи было 6 САУ. Но техническое оснащение артиллерийских батарей включало не только боевые машины. Туда же входили обслуживающие машины, командирский бронетранспорт, оснащенный наблюдательной техникой, и транспортер снарядов. То есть немецкая артиллерийская батарея выглядела весьма внушительно.
К осени 1940-го было выпущено столько самоходных установок, что их оказалось достаточно для создания дивизионов из 3-х батарей, то есть объединений по 18 САУ, а также всех обслуживающих машин. Тогда же каждый дивизион стали дополнять специальной самоходной артиллерийской машиной для командира. Также каждая батарея в составе дивизиона получала по одной командирской САУ. То есть в немецком артиллерийском дивизионе состояли 22 самоходные установки.
В 1940-ом дивизионы StuG III участвовали в сражениях на Греческом и Балканском фронтах. За все это время была уничтожена только одна немецкая самоходная установка.
К старту «Барбароссы» существовало уже 12 артиллерийских дивизионов и 5 самостоятельных батарей. Все они находились в подчинении у командиров армий «Центр», «Юг» и «Север». Некоторые дивизионы состояли в войсках Waffen-SS. Причем там число САУ в батареях нередко отличалось от количества, принятого в основных частях Вермахта. Например, в дивизионе SS Das Reich одна из батарей содержала 8 самоходных установок, каждая из которых носила имя одного из знаменитых немецких военных командиров.
На Восточном фронте деятельное участие принимали самоходные установки модификации Ausf.B. Наиболее значимую роль они сыграли во время штурма укрепленных приграничных территории Советского Союза, при главной атаке на Киев летом 1941-го и при сражениях на Крымском полуострове.
Примерно в тот же период началась эксплуатация советскими войсками захваченных немецких установок StuG III. Так, в документах зафиксировано использование двух артиллерийских машин, ставших трофеями в начале августа 1941 года возле поселка Вита-Почтовая Киевской области. Сначала эти установки выкатили на главную площадь Киева, чтобы горожане могли посмотреть на захваченную немецкую технику. Затем трофейные САУ отправились на фронт, чтобы воевать уже на стороне советской армии. Что дальше случилось с этими машинами, неизвестно.
Дивизионы StuG III в значительной степени поспособствовали падению города Севастополя во время 3-его завершающего штурма летом 1942-го. В том кровопролитном сражении участвовало несколько немецких дивизионов, а общее количество артиллерийских установок достигало 65 единиц. Тогда было уничтожено большое количество немецких САУ. В том числе прекратил существование дивизион №197. Такие потери были связаны с активными действиями береговой советской артиллерии, а также солдат и моряков, использовавших гранаты и устанавливавших на подступах мины.
На Североафриканском фронте сражалось небольшое количество САУ StuG III. В 1942 году единственная батарея действовала в ливийском Триполи, входя в состав специального подразделения Solder Verband 288. В это подразделение входило максимум 1800 человек, а количество боевой техники превышало 600 единиц. Установки StuG III этому подразделению требовались для штурмов и противотанковых действий. В составе подразделения самоходные установки участвовали в захвате территорий, контролируемых британцами, возле Эль-Газалы.
После Второй мировой войны САУ StuG III оставались на вооружении нескольких европейских и ближневосточных государств: Сирии, Испании, Румынии, Египта, Венгрии, Болгарии. Последний военный конфликт, в котором участвовали немецкие самоходные установки, — Шестидневная война на Ближнем Востоке в 1967 году. В военном музее в израильском поселении Латрун можно увидеть САУ Ausf.G, добытый в качестве трофея на полях той войны.
❤️ Горячие девчонки ждут тебя — https://ero4.fun/sex