tojiro shippu

Характеристики конвертоплана Bell Boeing V-22 Osprey, история и модификации

Osprey, он же Bell Boeing модели V-22, интересен как конвертоплан, а его характеристики, описание позволят сложить полное мнение об изделии. Когда-то идей в современной авиации было гораздо больше. Но постепенно некоторые из них были по ряду причин отброшены. Заморожены на неопределенный срок. Чтобы затем все же получить реализацию. И воплотиться в «железе».

Технические характеристики

Конвертопланами принято называть машины комбинированного типа. Сочетающие качества и самолета, и винтокрыла. Конструкция сложная, дорогостоящая. Но все же реализованная на практике. Что касается «героя обзора», Osprey, то данные машины представлены ниже:

Наименование параметра Единицы измерения Величина
Габариты Миллиметры
Длина (фюзеляж) 17480 (19230 со сложенными лопастями)
Ширина 5640 (со сложенными лопастями)
Размах крыльев 25780
Высота 5380 (по килям)
Масса Тонны
Пустого 15,0
Загруженного 21,5
Максимальная 27,4
Для вертикального старта 23,9
С коротким разбегом 25,9
Полезной нагрузки 5,4
На внешней подвеске 4,5/6,1 (один/два крюка)
Объем топливного бака Тысячи литров
MV-22 6,5
CV-22 7,7
Дополнительных 3х1,6
Двигательная установка 2хRolls-Royce T406 (AE 1107C-Liberty)
Мощность Тысячи лошадиных сил 2х6,15
Количество лопастей Единиц 3 на ротор
Диаметр ротора Миллиметры 11600
Максимальная скорость Километры в час
Как самолета 565
В вертолетном режиме 185
Крейсерская 510
Дальность действия Километры
Боевая 690
С десантом 722
Практическая 2627
С вертикальным взлетом 2225
С коротким разбегом 3340
Перегоночная 3892 (с дозаправкой)
Потолок Километры
Практический 7,6
На одном двигателе 3,1
Экипаж Человек 3/4 (MV-22/CV-22)
Количество пассажиров Человек 24

Характеристики конвертоплана Bell Boeing V-22 Osprey, история и модификации

Конвертоплан создан в нескольких модификациях. Используется в ВМС, ВВС США. И даже участвовал в боевых операциях.

История создания

Для начала разберемся, что же такое конвертоплан. Концепция агрегата предусматривает использование как вертолетного, так и самолетного режимов. Для этого машина оснащается блоком поворота двигателей. В горизонтальном полете винты работают как толкающие/тянущие. В вертикальном – на подъем или посадку.

Конвертопланы являются отдельным направлением в авиации. Их не стоит путать с винтокрылами. Машину нельзя назвать многофункциональной, поскольку по характеру работы винты ближе к вертолетным. По скорости полета конвертоплан явно проигрывает самолету с несущим винтом (даже менее мощному, с меньшим диаметром винта).

Эксперименты по созданию подобных машин, конвертопланов, были начаты еще в СССР в сороковые годы 20 столетия. Конвертоплан в современном понимании напоминал проект истребителя «Сокол», снабженного поворотным крылом и лопастями в гондолах. К сожалению, ни один советский проект не был воплощен в «железо». Так и остался на бумаге, в теории.

Характеристики конвертоплана Bell Boeing V-22 Osprey, история и модификации

А в Германии конструкторы Рорбах и Симон создали концепт машины, конвертоплана под названием P.1003. Осуществлению планов помешала война. Позже немецкие специалисты разрабатывали машину Fa-269, намереваясь применить ее в боевых действиях. Однако и данный проект не был реализован.

Другое направление в германской авиации – отказ от поворотных крыльев, винтов в пользу вертикально располагаемого при старте фюзеляжа. Оригинальная конструкция предполагала разрезку корпуса машины. Размещение там кольцевого крыла, внутри которого находилась пара винтов.

Что касается разработок «по ту сторону» океана, то британские авиаконструкторы представили в 1958 году на авиашоу в Фарнборо концепт «Ротодайн». Вертолет, причисляемый к конвертопланам. Пара ТВД позволяла машине достигать скорости до 400 километров в час. Рекордной на тот момент для винтокрылых машин.

Характеристики конвертоплана Bell Boeing V-22 Osprey, история и модификации

Что касается США, то там работы над конвертопланами были озвучены в 1989 года. Тогда были начаты испытания невиданной машины. Синтеза самолета с вертолетом. Это и был «Оспри». А уже через несколько месяцев, в сентябре 1990 года, прототип машины показал трансформацию из одного режима в другой. После первых успехов наступил период неудач: в следующем году финансирование свернули.

Изначально конвертоплан предназначался для КМП США. Позже объем заказа сократили до 300 единиц. Не лучше дела обстояли и с другими заказчиками. Флот собирался приобрести 4 конвертоплана, одновременно планируя доработку двух ранее полученных прототипов V-22.

Эксплуатантов не устраивали стоимость производства, большой вес машины. Цена конвертоплана должна была быть снижена на 20%. С 71 миллиона до 58 миллионов долларов США. Далее ситуация развивалась ни шатко, ни валко. В 2008 году МО заключило контракт, предусматривавший поставку почти 170 единиц конвертопланов.

Конструкция

Детали конструктивных решений, примененных в конвертоплане, по логичным причинам не оглашаются. Но кое-что можно узнать. При первом взгляде в кабину пилотов бросаются в глаза специфичные рукоятки управления машиной. Дальше будет еще интереснее. Фюзеляж приближен к форме сигары, с характерными сужениями в районе кабины и кормы.

Характеристики конвертоплана Bell Boeing V-22 Osprey, история и модификации

Крылья размещены в средней части конвертоплана. На конце каждого в специальных гондолах находятся двигатели. Хвостовая часть образована моноплоскостью с 2 выступающими килями. Фича машины заключается в управлении моторами. И их конструкции.

Каждый из моторов (это Rolls-Royce T406) за счет специального решения поворачивается на 98 градусов. Внутри крыла проходит вал, обеспечивающий одновременную работу трехлопастных винтов. Предусмотрена посадка машины на одном из работающих двигателей. Это немаловажная деталь.

В транспортном положении винты складываются, уменьшая габариты конвертоплана. Снизить вес машины удалось посредством применения конструктивных материалов. Да, это армированный пластик. По прочности не уступающий металлу. При использовании стандартных решений (металлических конструкций) конвертоплан был бы на 25% тяжелее.

Композиты постепенно вытесняют прочие материалы. Особенно там, где каждый лишний килограмм имеет значение. В том числе в авиации.

Характеристики конвертоплана Bell Boeing V-22 Osprey, история и модификации

Варианты и модификации

2 базовые модели конвертоплана, CV-22 и MV-22, в дальнейшем претерпели изменения. Не обо всех из них есть подробная информация. Сами же модификации представлены ниже:

  1. CV-22. Базовая машина, используемая в Командовании спецопераций. На борту присутствуют 4 члена экипажа/24-32 бойца.
  2. CV-22A/B/C.
  3. MV-22. Применяется морпехами. Машина управляется 3 пилотами. Несет 24-32 десантника.
  4. MV-22A/B/C.
  5. CMV-22. Транспортник. Используется в ВМС.
  6. CMV-22A/B.
  7. HV-22. Предназначен для проведения поисковых работ, спасательных операций. Сфера использования – ВМС.
  8. HV-22A/B.
  9. SV-22. Противолодочный конвертоплан. Задействован в ВМС.
  10. SV-22A/B.
  11. EV-22. Модификация создана для использования в британских службах радиообнаружения, координации.

Доработки коснулись оснащения конвертоплана. В остальном машины похожи внешне. Могут доставлять десант, вести разведку. Проводить поиск пропавших.

Где состоит на вооружении

Открытые источники предоставляют информацию по состоянию на 2017 год. На тот момент в американских ВС эксплуатировались машины:

  • 49 единиц CV-22B (КСО);
  • 268 MV-22B (КМП).

Еще 12 конвертопланов состояли в авиарезерве морпехов. Иных данных о поставках новых машин, замене устаревших нет.

Характеристики конвертоплана Bell Boeing V-22 Osprey, история и модификации

Применение

Еще в 2012 году МО США рассматривало возможность поставок машин иностранным заказчикам. В приоритете были:

  1. Израиль.
  2. Канада.
  3. ОАЭ.

Позже список потенциальных эксплуатантов машин дополнился Саудовской Аравией. Не стоит полагать, что «Оспри» так и остался дорогостоящей, бесполезной игрушкой. Весной 2011 года 6 конвертопланов, входящих в 226 эскадрилью (26 ЭО КМП США), совершили трансконтинентальный полет. Начальной точкой являлась британская военная база на территории Афганистана. Конечная находилась на палубе УДК «Кирсардж» ВМФ США, расположенного в заливе Суда (Греция). В перелете осуществлялась дозаправка машин. Общее расстояние составило 4,5 тысячи километров.

В мае того же года V-22 использовался для перемещения тела террориста Усамы Бен Ладена из Баграма на борт авианосца «Карл Винсон». В январе 2017 года с борта конвертоплана осуществлялась высадка десанта в Йемене. Бойцы должны были нейтрализовать разместившихся в здании членов группировки Аль-Каида.

Посадка прошла не совсем удачно. Конвертоплан был поврежден. Пришлось задействовать дополнительные средства. По некоторым данным, не подлежащий восстановлению V-22 был уничтожен самими же американскими военными.

Характеристики конвертоплана Bell Boeing V-22 Osprey, история и модификации

Известные катастрофы

К сожалению, конвертоплан зарекомендовал себя как весьма склонная к аварийным ситуациям машина. Что известно о крушениях:

  1. Падение на 3 минуте демонстрационного полета в Нью-Касле.
  2. Крушение конвертоплана в воды реки Потомак. Проходил показательный пролет перед американскими конгрессменами.
  3. Неудачная посадка машины в Маране (Аризона). Произошел отказ двигательной установки. Конвертоплан фатально повредил соседний MV-22.
  4. Отказ гидравлических систем, падение машины из состава КМП США в районе Джексонвилла.
  5. Разрушение машины при запуске двигателя в Джексонвилле. Позже конвертоплан был переоборудован в макет.
  6. Из-за технической неисправности приписанный к эскадрилье СО США конвертоплан рухнул поблизости от города Калат (Республика Афганистан).
  7. MV-22B из состава КМП США вскоре после взлета с борта ДК «Иводзима» в ходе проводимых учений потерпел катастрофу в провинции Тан-Тан (Марокко).
  8. CV-22B, совершавший учебный полет на авиабазе «Эглин» (Флорида), падает на полигоне.
  9. Конвертоплан MV-22B (365 эскадрилья КМП) сгорел в результате пожара на месте посадки.
  10. Машина совершила жесткое приземление неподалеку от авиабазы «Крич». В результате катастрофы конвертоплан загорелся. Экипаж не пострадал.
  11. Машина попала под обстрел в ходе операции в Южном Судане.
  12. Нештатный взлет конвертоплана с борта ДК Makin Island в Персидском заливе. Двигателям не хватало мощности для устойчивого полета. Экипажу удалось посадить машину.
  13. Падение MV-22B из 161 эскадрильи КМП США при приземлении на остров Оаху (Гавайи). Машина в ходе катастрофы загорелась.
  14. Авиакатастрофа конвертоплана из состава 265 эскадрильи КМП США в Японии (Наго, префектура Окинава). Экипаж получил травмы.
  15. Попытка эвакуации спецназа США в Йемене. Конвертоплан потерпел крушение. Был уничтожен самими американскими военными.
  16. MV-22B совершает посадку на палубу плавучего дока «Грин-Бей» у берегов Австралии. Машина потерпела катастрофу.
  17. Падение конвертоплана в Сирии.
  18. Крушение MV-22B в ходе учений в Норвегии.
  19. Совершение тренировочного полета конвертоплана из состава КМП США. Падение машины.
  • В ходе учений «Предэйторс Ран», организованных совместно США, Австралией, Индонезией и Филиппинами, MV-22B разбился неподалеку от острова Мелвилл. Погибли трое морпехов.
  1. Взрыв двигателя у CV-22B из эскадрильи СО США. Конвертоплан упал в море в 1 километре от острова Якусима (Япония).

С учетом данной информации конвертоплан никак нельзя назвать надежной, безотказной машиной. Зачастую причины катастроф банальны. Но неизбежны по причине фатальных сбоев в работе двигателей, сложности управления агрегатом.

Недаром представитель японского кабмина Есихидэ Суга затребовал от США официального подтверждения надлежащего уровня безопасности используемых «Оспри». Поскольку высокая аварийность конвертопланов говорит сама за себя.

Характеристики конвертоплана Bell Boeing V-22 Osprey, история и модификации

С учетом всего вышесказанного, данная модель вряд ли может быть заявлена как надежная, перспективная. В числе заявленных преимуществ машины значатся:

  1. Грузоподъемность, пассажироемкость.
  2. Способность стартовать без разбега, как вертолет.
  3. Большая дальность действия.
  4. Универсальность. Возможность использования на сухопутных площадках, транспортных кораблях, плавучих доках.

Однако недостатков, кажется, все же больше. «Птичка» оказалась капризной и прожорливой. Транспортировку десанта возможно успешно решать силами имеющихся в ВВС, ВМФ самолетов и вертолетов. Сложность управления машиной, механизм сопряжения двигателей, поворота гондол не отличаются надежностью.

Как разведчик, средство обнаружения «Оспри» тоже вряд ли будет востребован. С учетом развития направления БПЛА он и вовсе несостоятелен. Один из «жирных» недостатков – высокая цена машины. По официальным данным существенно удешевить производство конвертоплана не удалось.

В то время как дроны можно буквально печь как пирожки. Даже на бытовом 3D принтере. С минимальной себестоимостью. И без присутствия экипажа на борту. Беспилотник управляется оператором, расположенным вдалеке от линии боевого столкновения. В безопасности. Тогда как «Оспри» должны управлять живые пилоты.

Складные лопасти упрощают транспортировку. Уменьшают габариты машины. Но усложняют конструкцию. Вносят дополнительные факторы в возможность повреждения конвертоплана. Вероятные отказы «Оспри».

Характеристики конвертоплана Bell Boeing V-22 Osprey, история и модификации

Наконец, использование композитов в конструкции позволило снизить вес машины. Но, вероятно, сказалось на жесткости фюзеляжа. Конвертоплана в целом. Да и 27 тонн при полной загрузке – цифра значительная. С учетом собственной в 15. Для сравнения: транспортник Ил-76 способен доставить 60 тонн груза на расстояние до 4 тысяч километров. Неся на борту 126 человек десанта. Самый массовый российский винтокрыл Ми-8 рассчитан на 27 человек в десантном отсеке. И летает на дальность до 800 километров.

Кроме того, не совсем ясно, каким вооружением оснащен «Оспри». Скорее всего «минимальным набором». Не рассчитанным ни на подавление противника, ни на посадку под огнем. Складывается впечатление, что все 30 с лишним лет разработки создатели конвертоплана просто топтались на месте.

А сама ситуация с V-22, его модификациями напоминает историю про чемодан без ручки. И нести неудобно, и бросить как-то жалко. Бесспорно, конвертопланы остаются перспективным направлением в авиации. Но пока очень уж затратным. И аварийноопасным.

Несмотря на все вышесказанное, компания «Боинг» продолжает заниматься развитием «Оспри». Хочется верить, что со временем конструкторам удастся справиться с большинством проблем. И создать надежную машину. Настоящую «рабочую лошадку» для ВМФ, ВВС США.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий