Boeing 767 — знаменитый дальнемагистральный лайнер, использующийся зарубежными и российскими авиаперевозчиками. Существует как в гражданских, так и в военных модификациях. Расскажем об истории появления самолета, разберем его свойства, достоинства и недостатки. Обязательно выясним, где в салоне модели Боинг 767 300 лучшие места, где — худшие, и проиллюстрируем наши данные схемой салона boeing 767 300, чтобы помочь пассажирам с верным выбором билетов на дальние перелеты.
История разработки пассажирского самолёта Boeing 767
Первый в истории гражданской авиации дальнемагистральный лайнер создали конструкторы американской авиастроительной корпорации Boeing. Это был Боинг 747, он же «Джамбо Джет» или просто «747», впервые переданный в эксплуатацию в 1970 году.
Следующую разработку авиапроизводитель изначально хотел сделать ближнемагистральным пассажирским самолетом, но передумал из-за отсутствия спроса со стороны перевозчиков, и поставил инженерам задачу спроектировать более совершенный лайнер, предназначенный для трансконтинентальных рейсов.
Конструкторы предложили производственникам несколько проектов, включая трехдвигательный, с T-образным килем. Исходя из технических параметров новейших к тому моменту реактивных моторов и из экономической целесообразности, в корпорации остановились на двухдвигательном однокилевом лайнере, имеющем ряд сходств с Airbus A300.
Помимо суперсовременных двигателей, при изготовлении нового авиалайнера были использованы улучшенные сплавы алюминия и композиционные материалы, а при проектировании — реализованы конструктивные усовершенствования аэродинамических свойств. Это обеспечило снижение массы воздушного судна и расхода топлива, позволив безболезненно увеличить длину фюзеляжа, вместимость салона, тем самым дать возможность авиакомпаниям продавать побольше билетов.
Важное техническое новшество, внедренное в Боинге 767 — система управления полетом (Fly Menegment System, сокращенно FMS), включающая новые электронно-лучевые дисплеи вместо аналоговых индикаторов. Благодаря FMS, численность экипажа сократилась до двух пилотов — без штурмана и бортинженера, хотя последнего на первых порах в состав экипажа нередко включали, а кабину делали 3-х местной. Позднее такое оборудование, реализованное впервые, получило название «стеклянная кабина».
Фактическое изготовление широкофюзеляжников новой конструкции стартовало в июле 1978 на заводе авиапроизводителя в г. Эверетт, штат Вашингтон. 26 сентября 1981 г. состоялся первый испытательный полет, прошедший успешно, если не считать вытекания гидравлической жидкости из системы выпуска-убирания шасси.
Тестирование 767-го продолжалось почти год, после чего в июле 1982 модель 767-200 успешно прошла сертификацию уполномоченными инстанциями США и Великобритании, а 19 августа перевозчик United Airlines первым приступил к ее эксплуатации.
Самая востребованная модель — 767-300, сертифицированная в 1986 году, и сегодня продолжает эксплуатироваться авиаперевозчиками, несмотря на значительное количество катастроф с участием «Боингов». Но Аэрофлот в 2014 вывел их из эксплуатации, а впоследствии от них отказалась и его дочерняя авиакомпания «Россия».
Описание и техническая характеристика
По сравнению с конструкцией модели 747, в 767-м Боинге более, чем на 50% увеличены размер и хорда крыла. Он сделан широкофюзеляжным, что на полтора метра увеличило ширину салона.
Основные характеристики 767-300 — самого распространенного представителя 767-го семейства:
- Длина — 54,94 метра;
- Размах крыла — 47,6 м;
- Ширина фюзеляжа — 5,03 м;
- Вес — 86,07 тонн;
- Вместимость пассажиров — min 218, max 350 чел.;
- Вместимость груза и багажа — 106,8 куб.м.
Два двигателя подвешены по сторонам к крылу. Модели моторов компания использовала разные и от различных производителей:
- «Дженерал Электрик» — CF6-80A либо CF6-80C2;
- «Пратт & Уитни» — PW4062;
- «Роллс-Ройс» — RB211.
Оперение лайнера однокилевое, крыло стреловидное. 767-й принадлежит к низкопланам, то есть к самолетам с одним крылом, которое располагается низко относительно фюзеляжа.
Летные характеристики Boeing 767
Свойства версии авиалайнера 767-300:
- Взлетная масса — до 158,76 т;
- Крейсерская скорость — до 851 км/ч;
- Дальность — 9,7 тыс. км;
- Расход топлива — 4800 кг/ч при предельной загрузке.
Схема салона и расположение мест
При обычной компоновке салона Боинга 767 300, схема размещения кресел предполагает:
- стандартное деление салона на зоны «бизнес» и «эконом», где в более дорогой части установлено 12-20 кресел, а в более дешевой — 278-288;
- установку кресел в зоне «эконом» в ряд по принципу 2х3х2, в «бизнес» — 2х2х2 для увеличения ширины прохода;
- расстояние между сиденьями до 57 см в эконом-зале и 105 см в бизнес-зоне;
- использование самолетами чартерных авиалиний, установки кресел по схеме моносалона с максимальным числом сидений (330-350);
- семь санузлов на борту — один в начале, два в середине салона и четыре в конце.
Выбирая самое удобное расположение кресел, нужно исходить из собственных потребностей.
Необходимо «на берегу» определиться, какое из качеств мест в салоне воздушного судна самое главное:
- набор опций, делающих перелет повышенно комфортным (доступно только в бизнес-зоне);
- больше простора для ног;
- минимальная тряска;
- возможность сидеть у иллюминатора или, наоборот, у прохода.
Теперь расскажем, где находятся места с теми или иными свойствами.
Лучшие места
Самые комфортные места расположены в бизнес-зоне, отличиями которой являются:
- большое пространство между сиденьями;
- развлечения для пассажиров, доступная в любой момент зарядка гаджетов;
- возможность пользоваться пледами, подушками, масками для сна.
Стоит ли доплачивать за комфорт, покупая более дорогие билеты, каждый пассажир решает сам. Иногда за места в комфорт-классе можно расплатиться накопленными милями по условиям программы лояльности от авиаперевозчика.
Садиться в бизнес-зоне либо в начале основного салона следует тем, кто предпочитает доступ к максимальному выбору блюд, раздаваемых на обед (пассажирам в конце и даже середине салона некоторых блюд очень часто не хватает).
Чтобы меньше ощущать тряску, рекомендуется размещаться в передней либо средней части судна.
Больше простора для ног пассажирам в первом ряду, а также в рядах 14 (C, D, F), 16 (A, B, G, H), 32 (C, D, E, F) и 33 (A, B, G, H). Но, как следует из схемы Боинга 767 300, эти места находятся в зоне аварийного выхода, поэтому их нельзя занимать лицам с ограниченными возможностями, пассажирам с детьми и/либо животными.
Хорошие места
Боковые места предпочтительны для пар, путешествующих вместе. При таком выборе:
- есть доступ к иллюминатору, к которому можно пересаживаться поочередно, по взаимному согласию;
- не нужно тревожить сторонних людей, чтобы пойти в санузел;
- пара получает хоть немного пространства, отделенного от остальных пассажиров.
У иллюминаторов также садятся те, кто предпочитает любоваться пейзажами либо всю дорогу отдыхать не вставая.
Кресла у проходов удобны только для тех, кому предстоит часто вставать во время перелета (скажем, пассажирам с детьми-непоседами).
Средние места менее удобны из-за ограниченного числа подлокотников и необходимости беспокоить соседей, если нужно встать. Но из возможных неудобств эти — не самые существенные.
Плохие места
Как и в большинстве авиалайнеров, сиденья в хвосте наименее удобны для расположения при перелете, поскольку здесь сильнее ощущается работа двигателей и тряска.
Места в 11-м и 27-м рядах относятся к худшим из-за близости туалетов.
В 24-м, 25-м и 38-м рядах спинки кресел полностью не откидываются, что мешает отдыхать в положении лежа. Здесь также уменьшено пространство для ручной клади и есть риск, что ее придется ставить у ног, а это еще одно досадное неудобство.
Авиаперевозчики вправе компоновать салон на свое усмотрение.
Рекомендуется:
- сравнить приведенную здесь схему с расположением сидений в Боинге своей авиакомпании;
- избегать кресел в конце отсека — именно в них спинки полностью не откидываются;
- избегать близости к туалетам.
Безопасность полетов
По состоянию на 1 августа 2020 года, в авиакатастрофах и больших авариях погибло 19 Боингов 767. Попытки угона фиксировались семь раз, в этих инцидентах погибли 282 человека. Всего человеческих жертв в результате происшествий — 857.
По безопасности 767-й Boeing сильно уступает не только более новому 777-му, но и Airbus A340 и своему прямому конкуренту Airbus A330.
Плюсы и минусы Боинга 767
Боинг 767 снискал славу довольно комфортного самолета, остающегося очень востребованным и успешно соревнующимся с главным прямым конкурентом — линейкой Airbus A330.
Основной минус лайнера — небезупречная репутация из-за частых происшествий с его участием.
Основные модели Boeing 767
Boeing 767-200
Базовая модель 767-го семейства использовалась в основном для внутриамериканских рейсов большой протяженности — перевозок между крупнейшими городами западной и восточной части США (Лос-Анджелес — Нью-Йорк, Сан-Франциско — Вашингтон и др.). Производитель изготовил всего 128 таких самолетов. В конце 1980-х они были сняты с производства в пользу усовершенствованной модификации 767-200ER. Позднее на базе пассажирского 767-200 корпорация создала судно для перевозки грузов 767-200SF.
Boeing 767-200ER
Вариация 767-200ER разработана как двухдвигательный лайнер для трансконтинентальных перелетов, о чем говорит аббревиатура ER — extended range, по-русски — повышенная дальность. Первым эксплуатантом модели стала El Al Israel Airlines, началось использование в 1984, спустя два года после базового лайнера.
Отличия этого Боинга от базовой модели:
- добавленный бак для увеличения объема топлива на борту, что необходимо для повышения дальности полета без дозаправки;
- установка более мощных моторов.
На сегодня в эксплуатации остается около 150 самолетов 767-200ER, включая бывшие лайнеры, переделанные в грузовые.
Boeing 767-300
Разработка 767-300 сопряжена с удлинением фюзеляжа на 6,43 метра и увеличением общей длины Боинга почти до 55 м. Впоследствии его стали оснащать более мощными моторами — RB211 от «Роллс-Ройс».
Первый эксплуатант модели 767-300 — Japan Airlines. Производитель изготовил 104 таких самолета. В конце 2000-х корпорация начала выпускать грузовой вариант — 767-300BCF.
Boeing 767-300ER
Боинг 767 300ER — вариация 767-300 с увеличенной дальностью полета, взлетной массой и вместимостью пассажиров, благодаря чему именно она отличилась наибольшим спросом со стороны авиаперевозчиков среди всех моделей семейства. К 2010 году выпущено более 520 единиц.
Именно Boeing 767-300ER в 1989-м совершил первый в мире рейс, отвечающий новым нормам ETOPS-180, то есть продолжающийся в пределах 180 минут полета до ближайшего аэродрома. Самолет без дозаправки благополучно преодолел расстояние с материковой части США до Гонолулу — столицы Гавайев.
Boeing 767-300F
Самолет с литерой F — отдельная грузовая вариация, разработанная в 1990-х годах на базе 767-300ER, вмещающая 24 стандартных поддона (2,2х3,2 метра) с грузом на главную палубу и до 30-ти контейнеров LD2 на нижнюю палубу. Первый заказчик-эксплуатант — UPS Airlines.
Boeing 767-400ER
767-400ER — последняя модернизация Boeing 767, датированная 2000 годом, разработанная с еще большим удлинением — до 61,4 метра — и увеличением пассажировместимости до 375 чел. в моносалонной компоновке.
Также изменились:
- размах крыла — повышен до 51,9 м (с добавлением нового элемента конструкции крыла — винглетов, т. е. законцовок);
- дальность — увеличена до 10,4 тыс. км;
- пилотажное оборудование и интерьер кабины — по образцу семейства Боинг 777.
Всего выпущено 37 самолетов 400ER для двух авиакомпаний.
Существуют также военные модификации Боинга 767:
- самолет-заправщик;
- средний транспортник;
- самолет управления JSTARS (изготовлена одна машина для ВВС США);
- авиакомплекс радиообнаружения и наведения (две машины для армии Японии).
Ни одна военная модель не пошла в серийное производство, поскольку заказов на партии более двух самолетов от военных ведомств не поступало.
Приходилось ли вам летать на Боинге 767, какие впечатления остались от перелета? Остались вопросы о технических особенностях лайнера или, может быть, о выборе лучших мест для дальнего авиапутешествия? Оставьте комментарий, мы всегда благодарны за ваши отзывы и вопросы, мнение каждого читателя для нас очень важно!