карта нож

Характеристики самолета ИЛ-80, история его создания, конструкция и применение

Идея создания воздушных командных пунктов на случай ядерной войны появилась в 70-е годы прошлого века. Первыми этот проект реализовали США, вскоре СССР создал свой самолет «Судного дня». Автономные летающие крепости предназначались для эвакуации командования и руководства войсками. Рассмотрим особенности отечественного ВзКП Ил-80: технические характеристики, историю создания, конструкцию одного из самых засекреченных самолетов России.

История самолета

В 70-е годы гонка вооружений и ядерная угроза достигли апогея. Американцы создают специальный самолет Boeing E-4B для руководства армией, который должен стать командным пунктом на случай ядерной войны, так как подземные бункеры надежным местом уже не считают.

Il-80

По мере роста напряженности в отношениях с США и их союзниками советское руководство осознает необходимость создания аналогичного воздушного командного пункта. Заказ на проектирование получает КБ Ильюшина.

Разрабатываются требования к воздушному лайнеру «Судного дня»:

  • защищенность от всех видов оружия массового поражения;
  • возможность взлета-посадки с аэродромов гражданской авиации, принимающих дальнемагистральные самолеты;
  • комплект аппаратуры на борту, способной обеспечивать командование всеми родами войск;
  • возможность автономного использования при отказе наземных и спутниковых систем связи;
  • повышенную дальность и время полета;
  • высокую надежность, превышающую обычную для военных самолетов (до 10 раз);
  • комфортность при длительном нахождении на борту.

Базовым судном для модернизации выбрали Ил-86. Этот самолет считался наиболее надежным из отечественных лайнеров, за годы эксплуатации случилось всего несколько нештатных ситуаций. Ил-86 идеально подходил по размеру салона, оставалось продумать рациональное размещение бортовой аппаратуры, антенн, электроники.

Ил-80 (Ил-86ВзПУ) – такое наименование получил летающий командный пункт. Первый полет лайнер совершил в 1985 году, а в 1992 году поступил в эксплуатацию. Изготовили 4 единицы полностью оснащенных самолетов – с автономными средствами связи, системами жизнеобеспечения, энергоустановкой, обеспечивающей длительный полет.

Особенности конструкции

Ил-80 имеет традиционную для пассажирских лайнеров конструкцию – это низкоплан, то есть крыло проходит через нижнюю часть фюзеляжа. Хвостовое оперение однокилевое.

0757-01-2-2

Для повышения защищенности людей на борту отказались от иллюминаторов (остеклена только кабина экипажа), число выходов сократили до 3-х (у Ил-86 их 8).

Отличия от базовой версии Ил-86:

  • корпус и крылья повышенной прочности;
  • изменен каркас фюзеляжа;
  • дизайн салона изменен – установлены рабочие места для группы боевого управления, связистов;
  • доработана система вентилирования для защиты от заражения при ударе оружием массового поражения;
  • разработана специальная система кондиционирования;
  • установлен радиотехнический комплекс связи для управления всеми группами ВС РФ;
  • специальные средства связи получил экипаж;
  • предусмотрели возможность дозаправки в воздухе;
  • энергоустановка, размещенная под крыльями в пилонах, обеспечивает работу связи, систем жизнеобеспечения.

Внешне фюзеляж отличается от Ил-86 не только корпусом без иллюминаторов, но и верхним накладным отсеком в носовой части, в котором располагается радиоэлектронное оборудование.

Ил-80 Э-1

Самолет с усиленным корпусом получился тяжелым, пришлось установить 4 шасси с тележками по 4 колеса в каждом, чтобы распределить нагрузки на взлете-посадке. Из-за массивности Ил-80 нуждается в хорошо оборудованных и подготовленных длинных ВПП, любой аэродром принять борт не сможет.  Экипаж должен обладать навыками вождения сверхтяжелой техники.

Справка: комплектация Ил-80 не предусматривает вооружений, защиту борта обеспечивают самолеты-истребители сопровождения.

Радиосвязь повышенной безопасности

Главный упор при создании летающего командного пункта делался на создание надежных «неубиваемых» средств связи, способных работать в любых условиях.

Eor48TkXUAAHyvM

Радиотехнический комплекс ИЛ-80 включает:

  • радиостанции для поддержания всех видов связи;
  • средства засекречивания (шифрования);
  • аппаратуру отстройки от помех;
  • общую шину обмена цифровой информацией, бортовые компьютеры, модемы;
  • средства для сохранения и копирования данных;
  • аппаратуру защиты от электромагнитных импульсов и статического электричества;
  • энергосистему, стабильно обеспечивающую питание, с многократным запасом прочности.

Приемные и передающие антенны скрываются в специальных углублениях, законцовках стабилизаторов фюзеляжа. На всех Ил-80 есть антенны КВ, СДВ, УКВ связи, поддерживается радиорелейная связь.

Летающий командный пункт обеспечен несколькими станциями спутниковой связи, которые в случае ядерного удара считаются наиболее неуязвимыми. На борту собраны все виды радиоэлектронных средств, обеспечена многоступенчатая система защиты информации, криптографические способы шифрования.

Разработку и компоновку технических средств связи для ВзКП осуществило НПП «Полет». Базой для создания послужили электронные средства военных серий, обладающие устойчивостью к радиации.

Отметим, что детальная информация по этому проекту строго засекречена и является государственной тайной. Внешние данные командного пункта хорошо известны – горбоносый Ил-80 могли увидеть все желающие на параде Победы в 2010 году, но наполнение лайнера техническими средствами держится в секрете.

Технические характеристики

Приведем находящиеся в свободном доступе летно-технические характеристики Ил-80:

YOqzTpoz0CnoQrmONS6v

Наименование Показатель
Модель лайнера Ил-80
Длина 59.54 метра
Высота 15.81 метра
Размах крыла 48.06 метра
Масса взлетная 208 тонн
Скорость

крейсерская

максимальная

 

850

970 километров в час

Потолок практический 11000 метров
Дальность полета без дозаправки 3600 километров
Силовая установка 4 турбовентиляторных двигателя Кузнецов НК-86
Экипаж 5 человек

На самолетах имеется штанга для дозаправки во время полета, что многократно увеличивает время пребывания в воздухе.

Сравнение с аналогами

Первыми самолет на случай ядерного Апокалипсиса построили американцы. Знаменитый Boeing E-4B предназначается для спасения президента и высшего командования и осуществления руководства войсками в непрерывном полете над страной. Сейчас один из четырех самолетов E-4B постоянно готов к выполнению своих функций и следует за американским президентом, как ядерный чемоданчик.

E-4B
E-4B

Поскольку другие страны о создании воздушных командных пунктов не сообщали, сравним наш Ил-80 с E-4B.

Показатель Ил-80 E-4B
Длина 59.54 метра 70.5 метра
Высота 15.81 метра 19.3 метра
Размах крыла 48.06 метра 59.7 метра
Взлетная масса максимальная 208 тонн 370 тонн
Дальность полета 3.6 километра 11 километров
Потолок 11 километров 14 километров
Экипаж 5 человек 60-114 человек
Двигатели

 

Тяга каждого

4Х ТВД Кузнецов НК-86

 

127 кгс

4Х General Electric семейства CF6

252.44 кгс

il80-3

Таблица демонстрирует некоторое превосходство американского Boeing над нашим самолетом Ил-80. Но, как известно, воюют не числом (размером, скоростью), а умением, поэтому эти преимущества весьма условны.

Применение самолетов

Потребность в ВзКП остается, так как угроза ядерной войны не исчезла. Проверить боевые качества Ил-80, по счастью, не удалось, но все самолеты находятся в постоянной готовности.

Самолеты экстренного реагирования проходят регулярное обслуживание, готовы к подъему в воздух в любое время.

Ил-80 относится к первому поколению командных воздушных пунктов и требует серьезной модернизации. Доработкой оборудования ВзКП занимается НПП «Полет». По имеющимся данным, ВС располагают сейчас 6-ю командными лайнерами (2 из них Ил-82).

По сообщениям военного командования, бортовое оборудование одного из самолетов с индексом RF-93642 полностью модернизировано в 2015 году.

RF-93642

Американцы, фанатично следящие за безопасностью первых лиц и обороноспособностью США, регулярно сообщают о новых вливаниях в модернизацию воздушных командных пунктов.

Наши Ил-80, разработанные в 70-е годы, давно требуют замены на более современные самолеты. Сообщается, что планируются работы по переводу «летающих штабов» на лайнер Ил-96-400. После завершения этого проекта у страны появятся ВзКП условно второго поколения.

Самолет Ил-80, созданный для стратегического управления войсками на случай ядерной катастрофы, продолжает нести службу. Модернизация с обновлением бортового оборудования, переводом на современные средства связи и защиты информации помогает поддерживать «летающий штаб» в постоянной боевой готовности.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий