Характеристики и конструкция самолета Lockheed SR-71 Blackbird, применение

Неуловимый военный самолет родом из 60-х SR-71 — чудо американской шпионской техники. Пилот в кабине чувствует себя почти космонавтом, наблюдая границу между атмосферой и тьмой космоса. На гиперзвуковой скорости достаточно изменить высоту, чтобы уклониться от вражеской ракеты. Уникальный по техническим характеристикам авиаразведчик Lockheed SR-71 Blackbird без потерь совершал миссии в небе Вьетнама, Северной Кореи и Сирии.

Предпосылки и история разработки

Стратегический самолет-шпион SR-71 неофициально зовется «Черный дрозд», «Черная птица» или Blackbird за цвет и острую треугольную форму корпуса. Во время базирования американской авиации на японском острове Окинава местные жители прозвали аппарат «habu» — «гадюка». Самолет SR-71 был потомком авиаразведчика U-2 и прародителем «Стеллс».

Blackbird. Начало

Работа над проектом легендарного Blackbird началась в 1960 году. В мае над военной базой в Свердловске советская ракета С-75 настигла самолет-шпион U-2. В результате погиб американский пилот Фрэнсис Пауэрс. Опечаленное утратой агента и несовершенством технологии ЦРУ подало заявку в конструкторское бюро Lockheed на проект нового самолета. Главными требованиями были высокая скорость и высота полета.

За проект взялся инженер Кларенс Джонсон, глава отдела по секретным разработкам. В 1962 году ЦРУ получило партию самолетов А-12. ВВС США тоже захотели новый скоростной летательный аппарат. В июле 1964 году Кларенс Джонсон презентовал военный самолет SR-71, а в декабре он был принят на вооружение.

Ускользающая роскошь

Самолеты Blackbird фактически прослужили в американских ВВС 25 лет, хотя официально их сняли с вооружения лишь в 1998 году. В 70-х годах статус неуловимых SR-71 оспорили МИГи-31, в теории способные на перехват, а также новые советские ракетные комплексы. Обслуживание «Черных птичек» обходилось оборонному ведомству так же дорого, как космических спутников.

Ремонтировать самолеты приходилось часто. Из 32 аппаратов 12 пришли в негодность. Достать новые детали для ремонта было негде. В 60-е производственные мощности уничтожили для сохранения военной тайны. Починить самолет можно было только за счет деталей с аварийных аппаратов.

Lockheed SR-71 Blackbird характеристики

Конец «Черного дрозда»

К 1989 году американские военные спустили миллиард долларов на гиперзвуковые полеты выше облаков и не видели смысла тратить больше. SR-71 вывели из эксплуатации, но уникальную разработку было жаль хоронить.

В 1993 году появилось предложение перезапустить проект и компания Lockheed согласилась вновь заняться производством, но ВВС наступили на старые грабли бюджета.

Жаркий спор среди конгрессменов о финансировании разрешил президент своим вето. Так в 1998 году высокие технологии проиграли экономии и суперсамолет Blackbird стал памятником военной истории.

Lockheed SR-71 Blackbird характеристики

Особенности конструкции

Уникальное детище Кларенса Джонсона SR-71 — первый летательный аппарат, в конструкции которого отсутствует хвост. В полете Blackbird опирается на острые крылья, выполненные в форме трапеции. Вместо обычных для самолетов стабилизаторов он оснащен цельноповоротными килями, наклоненными к корпусу на 15 градусов.

Другие особенности разведчика SR-71:

  • двигатели — «Пратт-Уитни» J58, на стандартной скорости работают как турбореактивный мотор, при переходе на гиперзвук направляют воздушный поток прямо в форсажную камеру. Такую работу двигателей обеспечивает конструкция конуса воздухозаборника;
  • топливная система — без баков, находится в крыльях. Баки удалили из конструкции, чтобы снизить вес самолета;
  • топливо JP7 — одновременно выполняет функцию горючего и охлаждающей жидкости, прокачивается через фюзеляж, охлаждает масло, электронику и поступает в двигатель подогретым. Топливо не воспламенялось, поэтому двигатель запускали при помощи триэтилбората — вещества, загорающегося при контакте с кислородом.

Lockheed SR-71 Blackbird характеристики

Корпус из титана — одна из причин высокой стоимости SR-71. Алюминий легкий, но слишком хрупкий материал для гиперзвуковой скорости. Титан же почти не расширяется при нагреве. Но его американских запасов не хватало, поэтому материал для корпуса Blackbird покупали инкогнито в Советском Союзе.

Черная окраска самолета выполняет двойную функцию — маскировки и защиты от перегрева. Тепло равномерно распределяется по фюзеляжу, а сам SR-71 превращается в невидимку для радиолокационных систем на земле.

Навигация осуществлялась с помощью специально разработанной системы с астрокорректором. Экипаж получал информацию с бокового радара, обычных и инфракрасных видеокамер, радиоэлектронных датчиков. Пилоты выдерживали перегрузки благодаря скафандрам полного давления.

Lockheed SR-71 Blackbird характеристики

Летно-технические характеристики

Два двигателя самолета SR-71 обладали мощностью 10 600 лошадиных сил, а при переходе на гиперзвуковую скорость — 14 500 лошадиных сил. По техническим характеристикам Blackbird не имеет аналогов в мире:

Критерий Характеристика
Размах крыльев 16,9 метра
Длина 32,7 метра
Высота 5,6 метра
Площадь крыла 141,1 квадратных метра
Максимальная взлетная масса 78 тонн
Масса 30,6 тонн
Запас топлива 46180 литров
Скорость на высоте 24 километра 3300 километров в час
Максимальная высота полета 25,9 километра
Скороподъемность 60 метров в секунду
Тактический радиус действия 2000 километров
Расстояние полета без дозаправки 5230 километров
Время полета без дозаправки 1,5 часа
Разбег 2745 метров
Пробег 1830 метров
Экипаж 2 человека

После завершения эксплуатации SR-71 самыми скоростными и высотными стали советские МИГи-25РБ, разгонявшиеся до 3 000 километров в час и взлетавшие на 23 000 километров над землей. При этом у русских летчиков не было проблем с ремонтом, а для полетов не требовалась космическая подготовка. Американцы же создали технологию будущего, но ее практическое исполнение хромало.

Титановые пластины мало, но все же расширялись при нагреве. Поэтому обшивка Blackbird делалась негерметичной. В результате из самолета при взлете выливалось топливо. Чтобы SR-71 мог долететь до цели, его поднимали в воздух почти пустым, заправляли и дозаправляли в воздухе. При этом расход топлива зависел от температуры воздуха: чем меньше градусов, тем меньше расходовалось горючего.

С невидимостью у SR-71 тоже было не все гладко и его регулярно засекали северокорейские радары. Также самолет не мог передавать разведданные в реальном времени.

Lockheed SR-71 Blackbird характеристики

Где и как эксплуатируется

Самолеты Blackbird впервые прибыли на американскую базу на Окинаве в 1968 году. Их использовали для разведывательных полетов над Северной Кореей и Вьетнамом, а также над Сирией и Египтом во время конфликта 1973 года. Сбитый летчик ЦРУ отбил у ВВС США желание посылать самолеты на территорию СССР, но на советской границе SR-71 замечали и приветствовали МИГами-25.

За все время эксплуатации ни одна «Черная птичка» не пострадала в бою, хотя однажды советская ракета почти достала американский самолет-шпион на территории Вьетнама. Как показал опыт, Blackbird ломались без боя, не выдерживая высоких притязаний заказчиков. Зато почти космические летательные аппараты послужили на благо NASA, когда значимые исторические войны затихли.

Идея возродить проект гиперзвукового самолета не покинула американских испытателей. По слухам идет разработка беспилотной модели SR-72 с титановыми двигателями и корпусом из композитных материалов, что позволит «Черной птичке» разогнаться до 7000 километров в час.

Прототип Blackbird SR-72 можно увидеть в фильме «Топ Ган: Мэверик» 2022 года выпуска. Герой Тома Круза летчик-истребитель разогнал некий «черный самолет» до скорости почти 12 тысяч километров в час в стратосфере Земли.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий