fbpx

Истребитель пятого поколения МиГ-1.44

История разработки истребителя пятого поколения МиГ 1.44

На данный момент армии мира используют истребители 4-го поколения. Серийное производство более совершенных машин 5-го поколения налажено только в Соединенных Штатах, но уже идут разговоры об устройствах нового класса.

МиГ 1.44 МФИ, вид спереди
МиГ 1.44 МФИ, вид спереди

Мало кто знает, что истребители 5 поколения разрабатывались в Советском Союзе еще до постройки первого F-22 «Raptor», которыми пользуются американцы. Если американский ЛА (летательный аппарат) начал разрабатываться в 80-е, то советская боевая машина появилась на бумаге в конце 70-х в ОКБ им. Микояна. Индекс истребителя — МиГ 1.44 МФИ. Первый собранный экземпляр поднялся в воздух в 2000 г.

В основу силовой установки были положены новые двигатели с изменяемым вектором тяги. В конструкции использованы инновационные решения, снижающие радиолокационную заметность, также предполагалось интегрировать новейшую электронику и оснастить новинку передовым вооружением.

На одном собранном новом МиГе 5 поколения все и закончилось, так как приоритет был отдан машине ПАК ФА в ОКБ им. Сухого. Таким образом, с 2002 года о 1.44 забыли.

Исторически МиГ стал ответом на появление «Раптора». Эксперты подчеркивают, что некоторые характеристики российской машины были на порядок выше американской.

МиГ 1.44, кабина пилота снаружи
МиГ 1.44 МФИ, кабина пилота, вид снаружи

Старт разработке был дан с момента формулирования трех принципов, которым должен был отвечать новый проект:

  • скрытность;
  • крейсерская скорость должна быть сверхзвуковой;
  • особое внимание было уделено маневренности, которая должна была быть на высшем уровне.

Так как о проекте американцев ATF (Advanced Tactical Fighter) на момент создания МиГа уже было известно, инициативу поддержало ЦК, было выпущено соответствующее постановление Совмина.

В 1979 ОКБ им. Микояна начало работу, проект получил наименование И-90, предварительно было решено, что он сменит Су-27 и МиГ-31. Намечалось оснащение самолета самыми передовыми электронными системами. Аппарат должен был быть многофункциональным, в частности, поражать как наземные цели, так и воздушные.

Программа по новому самолету была создана и утверждена в 1983 году, были сформулированы требования по следующим параметрам:

  1. Силовая установка;
  2. Бортовая электроника.

В документе также были уточнены требования от Воздушных сил страны и ПВО.

Профиль МиГ 1.44
МиГ 1.44 МФИ, профиль

Комплекс требований реализовать было сложно, поэтому начались исследовательские работы. В результате была получена схема, значительно отличающаяся от 4-го поколения истребителей, которые заступали в строй в одно время с разработкой новинки.

Конструкция истребителя

Часть решений подбиралась на основе уже существующего опыта, использовались наработки по истребителям четвертого поколения. Однако привычные формы подвергались изменениям. Так, наплыв крыла, который имели Су-27 и МиГ-29, был убран. Полученный образец обладал общими чертами с МиГ-25, который отличался очень высокими скоростными качествами.

Схема МиГ 1.44
МиГ 1.44 МФИ, схема

Конструкторы применили схему «утка», которая отличается близким размещением двигателей. Этот выбор позволил получить улучшенные характеристики маневренности и прочности, грузоподъемности.

Силовая установка

Истребитель МиГ 5 поколения оснащен двумя двигателями ТРДДФ АЛ-41Ф турбореактивными, двухконтурными, с форсажной камерой. Использовались компоновки с изменяемым вектором тяги, которые улучшали маневровые характеристики и взлетные качества. Воздухозаборники размещались под фюзеляжем, что положительно сказывалось на незаметности для радаров.

На начальных этапах создания машины инженеры склонялись в сторону использования двигателей с плоскими соплами. Это позволяло создать эффективный экран для турбин, а также снизить заметность для противника.

От плоских сопел пришлось отказаться, так как технологии того времени не позволяли реализовать переход с круглых сопел двигателя на прямоугольные. На стуке стенки могли быстро прогорать из-за неадекватного распределения полей температур.

Двигатели МиГ 1.44
МиГ 1.44 МФИ двигатели

За время поиска решений были отработаны схемы управляемого вектора тяги. Эта технология была применена в 1991 году, после чего их сразу включили в готовую схему машины.

Фюзеляж

Был использован большой процент композитных материалов в конструкции, доля их достигает 30%. В качестве деталей авиации они неудобны сложностью интеграции и крепления с основной конструкцией. При поломках их невозможно ремонтировать, приходится менять целые узлы полностью.

Большую часть фюзеляжа составляют металлы:

  • алюминиевые сплавы – 35%;
  • сталь и титан – 30 %.

Выбрано расположение воздухозаборника под фюзеляжем: он разделен на две секции, по одной на каждый двигатель.

МиГ 1.44 сзади
МиГ 1.44 МФИ, вид сзади

Предполагалось включить в общую схему средства для дозаправки в воздухе.

Конструктивно предусмотрено 7 управляющих плоскостей, для контроля используется цифровая электродистанционная СУ.

В готовой форме поверхности самолета предполагалось обработать специальным покрытием, чтобы снизить до минимума радиолокационную заметность. Предположительно, можно было достичь эффективной площади рассеивания – 0.3 м2.

Использованы кили, имеющие развал наружу в 15 градусов. Это тоже призвано улучшить скрытность самолета.

Шасси

Шасси трехстоечное, одно колесо расположено в носовой части. Две стойки под крыльями складываются вперед, на каждой из них одно колесо. Передняя стойка складывается назад, на ней установлено два колеса.

МиГ 1.44 на ВПП
МиГ 1.44 МФИ на ВПП

Крылья самолета

Наплыва на передней кромке нет, она выполнена прямой, что было основным отличием от моделей истребителей предыдущего поколения. Детально исследовались аэродинамические силы, возникающие в полете. Например, вихри, возникающие на передней кромке новой конструкции, улучшали стабильность машины, а на больших углах не происходило срывов за счет них. Появлялись завихрения благодаря балкам переднего горизонтального оперения (ПГО). Их положение подбиралось опытным путем для достижения оптимальных характеристик.

Пришлось проанализировать целый комплекс характеристик:

  • положение балок относительно горизонтальной плоскости;
  • высота относительно плоскости крыла;
  • превышение относительно передней кромки крыла.

Удалось добиться оптимального сноса потока и схода завихрений, за счет чего сформировался аэродинамический профиль.

МиГ 1.44 на выставке
МиГ 1.44 МФИ на выставке

Конструкция крыла адаптивная, то есть меняется в зависимости от режима полета. Изменениям подвергаются флапероны и носки, которые могут отклоняться.

Добиться повышения маневровых характеристик удалось за счет установки вихреобразующего зуба на кромке ПГО. Аналогичное решение уже показало свою состоятельность при модернизации МиГ-23.

Площадь конечной конструкции была небольшой, угол отклонения находился в пределах 40-45 градусов.

Вооружение

Вооружение машины тоже пришлось переставить, по сравнению с истребителями того времени. Изначально было предложено установить в верхней части фюзеляжа отсеки, которые бы перед пуском ракеты открывались. Это позволило бы облегчить пуск по целям, летящим выше самолета, а также при маневрировании с большими перегрузками.

Отказаться от такого положения и использовать классические ниши под крыльями пришлось из-за необходимости использования новых средств передвижения и установки ракет при оснащении истребителя. Необходимо было разработать новый принцип с кранами и тележками, чтобы загружать 300-400-килограммовые ракеты. Итоговое положение позволило использовать обычные тележки и простейшие средства для поднятия грузов.

Инженеры собирались установить на МиГ 5 поколения инновационную систему РЛС, которая основывалась на множестве самостоятельных излучателей, что имели площадь в несколько см2. Такая компоновка обладала повышенной защитой от механических повреждений.

Еще одним инновационным решением стало размещение РЛС в задней части, что позволяло в задней полусфере обнаруживать противника и указывать цели ракетам, в частности, при обратном старте.

МиГ 1.44 на испытаниях
МиГ 1.44 МФИ на испытаниях

В результате предполагалось установить на борту авиационную 30-миллиметровую пушку, а также ракеты внутри корпуса на катапультных установках.

Тактико-технические характеристики

Многие решения не были отработаны на практике на прототипе, так как этого не позволил сделать один единственный образец. Например, радиолокационное покрытие так и не было нанесено на самолет за время испытаний.

Характеристика: Значение:
Экипаж, чел 1
Длина, м 17,3
Размах крыла, м 11,99
Высота, м 4,73
Масса, т (пустой/взлетная) 18/23,5
Тяга на форсаже, кгс 18000Х2
Предельная скорость на высоте, км/ч 3210
Максимальная скорость у земли, км/ч 1500
Дальность без дозаправки, км 4000
Максимальная высота подъема, км 20
Боевая нагрузка, т 12

Параметры могли меняться, например, в зависимости от комплекта вооружения. Так, на машине предполагалось использовать несколько основных схем.

Для поражения противника в воздухе — 12 × Р-77 или Р-73. Для борьбы с наземными целями:

  1. 2 × Х-55, Х-61, Х-41;
  2. 8 × Х-29, Х-31;
  3. 12 × КАБ-500, ОДАБ-500.

Для размещений вооружения использовались специальные встроенные емкости. Точек подвески несколько: 12 внутри корпуса, 8 – на внешней части.

Достоинства и недостатки истребителя

Среди достоинств инновационной машины можно выделить большую автоматизацию боя, которую впервые применили на практике советские инженеры. Предполагалось, что основная масса ракет будет действовать без контроля со стороны пилота после пуска.

Основным недостатком МФИ, в том числе повлиявшим на судьбу уникальной машины, стала дороговизна. Разработка нового истребителя — слишком дорогое удовольствие даже в масштабах страны, потому во время распада Советского Союза просто не осталось денег на финансирование.

Причина остановки проекта

Есть две основных версии остановки проекта МиГ 1.44. Причем относительно их справедливости есть спорные мнения.

Сообщается, что проект был закрыт из-за:

  • интриг в руководящих рядах и высшем составе инженеров, работающих над машиной;
  • банальной дороговизны и сложности производства.

Простой анализ показывает, что справедливее второй вариант развития событий. Деньги в армию начали поступать в 2000, наработки по новому самолету никуда не делись. Необходимо было обновление парка истребителей, что значительно проще и дешевле было сделать при помощи таких ЛА, как Су-30, модернизации МиГ-29 и 31. Цена готового МиГ МФИ равнялась 70 млн долларов, почти как у «Раптора», при этом еще требовалось наладить производственную базу и массовый выпуск современных композитов.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них