Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Истребитель пятого поколения Т-50 ПАК ФА (официальное серийное название — СУ-57)

Если у вас есть статья, заметка или обзор, которыми вы хотите поделиться с аудиторией нашего сайта, присылайте информацию на: aleksandr.belozerov@gmail.com. За статьи платим деньги!

Самолёт ПАК ФА Т 50 (СУ-57) – многоцелевой истребитель пятого поколения, который в 2018 г. находится в самом начале своей лётной жизни. В его конструкцию заложены новейшие научные и технические достижения(в т. ч. высокая скорость, мощный двигатель, сверхманевренность, малозаметность, эффективное вооружение), многие из которых, однако, пока лишь проходят проверку. Машина является новейшей военной разработкой, вследствие чего многие ее тактико-технические характеристики на некоторое время останутся в секрете. Однако именно концепция Т50 ПАК ФА в ближайшие десятилетия будет определять облик отечественной истребительной авиации.

Истребитель Т-50

Работа над истребителем пятого поколения в СССР и США началась одновременно – в начале 1980-х. Но если отечественный истребитель создавали довольно долго, то американские прототипы истребителя 5 поколения вышли из ангаров уже в 1990 году. Для продолжения испытаний американцы в итоге выбрали вариант YF-22, а в 2002 года,  его серийный вариант был принят на вооружение под обозначением Raptor F-22. Именно эта машина на сегодняшний день является основным конкурентом нового отечественного истребителя Т-50, который  проходит испытания по сей день.

История Т-50 ПАК ФА

В нашей же стране, пережившей в 90-е годы серьёзные потрясения, работы над перспективным комплексом фронтовой авиации затянулись. Поэтому новости про российские прототипы истребителей пятого поколения начали появляться только ближе к 2000 году. Первоначально разработкой ПАК ФА занималось КБ им. Микояна, и еще в 1994 году оно представило прототип МиГ 1.44 МФИ. Правда, испытания этой машины из-за отсутствия финансирования остановились, фактически так и не начавшись. Попытка реанимировать проект состоялась в 1999 году, однако самолёт уже тогда морально устарел.

Т 50

К тому времени проект 1.44 уже был не единственным прототипом истребителя пятого поколения в России. В 1997 году в воздух поднялся СУ-37, спроектированный в ОКБ Сухого. В дальнейшем самолёт получил обозначение СУ-47 и собственное имя «Беркут». Однако эта во многом революционная  машина с обратной стреловидностью крыла в итоге так не стала основой для создания ПАК ФА, но послужила его экспериментальной моделью для отработки ряда необходимых технологий. СУ-47 и сегодня помогает оттачивать технические решения, которые получит перспективный российский истребитель, возможно, уже шестого поколения. Тем не менее работа была проделана серьёзная и во многом успешная, поэтому именно именно КБ Сухого  было поручено  создание нового прототипа истребителя пятого поколения.

Истребитель Т 50

Машина получила название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации», или  ПАК ФА. К нему предъявлялись следующие требования:

  • сверхманевренность;
  • полёт в крейсерском режиме на сверхзвуковой скорости без форсажа;
  • низкая радиолокационная заметность;
  • высокие характеристики вооружение для поражения воздушных и наземных целей.

Реализован проект был в крайне сжатые сроки – уже в 2004 году был готов эскизный проект истребителя. Опытные экземпляры Т50 в Комсомольске-на-Амуре начали собирать в 2007 году. В 2009 году на первой машине, ещё не предназначенной для полётов, т. н. «наземном стенде», были выполнены рулёжки и пробежки по полосе аэродрома. Первый же российский лётный экземпляр ПАК ФА, получивший двигатель от СУ-35, был изготовлен в 2010 году. В конце января того же года настал исторический момент – самолёт взлетел. В 2014 году испытывались уже 5 лётных прототипов.

Т 50

Конструктивные особенности СУ-57 ПАК ФА

Некоторые технические характеристики планера Т-50:

  • Крыло оборудовано отклоняемыми носками для улучшения обтекания, а также флаперонами и элеронами;
  • Передние части корневых наплывов выполнены поворотными;
  • Вертикальное оперение – цельноповоротное, способное поворачиваться под углом 90 градусов, выполняя при этом роль воздушного тормоза;
  • Горизонтальное оперение – цельноповоротный стабилизатор;
  • Для уменьшения дистанции пробега при посадке используется тормозной парашют;
  • Имеется система дозаправки топлива в полёте.

В конструкции истребителя широко применены композиционные материалы на основе углепластика. Испытания ПАК ФА Т-50 показали, что такие материалы значительно выигрывают по удельной прочности в сравнении с металлическими конструкциями, а также по возможности создания изделий сложной формы. В общей сложности примерно четверть всех используемых материалов в Т-50 – это композиты. Максимальная их доля используется на внешней поверхности самолёта, тем самым сильно снижая его радиолокационную заметность.

Конструкция Т 50

Для ещё большего снижения данного показателя на ПАК ФА Т-50 применён целый комплекс мер:

  • многие конструктивные элементы машины выполнены параллельно друг другу, что минимизирует количество направлений отражённого сигнала;
  • новый основной комплект вооружения Т-50 размещён во внутренних отсеках, закрывающихся створками;
  • двигатель имеет изогнутые каналы воздухозаборников для того, чтобы сигнал радиолокатора не отражался от компрессоров.

В результате использования стелс-технологий эффективная площадь рассеяния (ЭПР) уменьшается с 12 кв. м, как у большинства истребителей четвёртого поколения, до примерно 0,4 кв. м, как у американского F-22.

Сравнение Т 50

Высокая тяговооружённость и раннее обнаружение целей

Еще одно требование к самолётам пятого поколения – выход на сверхзвуковую скорость без использования форсажного режима. Это позволяет, во-первых, экономить топливо, а во-вторых, снижает заметность самолёта в ИК-диапазоне. Многоцелевой российский истребитель Т50 оснащается парой турбореактивных двухконтурных двигателей с управляемым вектором тяги.

Следует отметить, что вышел на испытания истребитель, имеющий двигатель «первого этапа» или «изделие 117». Это усовершенствованный двигатель АЛ-41Ф1, устанавливаемый на серийные машины СУ-35. Новый двигатель «второго этапа» уже достаточно скоро обеспечит ПАК ФА ещё более широкие возможности. Максимальная скорость самолёта на высоте составляет 2600 км/ч, крейсерская скорость, которую ПАК ФА может развить без форсажа, равна 2,1 М.

Т 50

Важнейшая конструктивная составляющая самолёта – новый локатор с активной фазированной антенной решёткой (АФАР). В каждой из тысячи или даже двух тысяч ячеек такой антенны имеется миниатюрный передатчик и приёмник сигнала. АФАР способен сопровождать десятки целей, обнаруживая их на большом расстоянии. Максимальная дистанция обнаружения — до 400 км.

Кроме того, для нового Т-50 разработана многофункциональная радиоэлектронная система, которая не только обнаруживает наземные и воздушные цели, но и решает задачи навигации, опознавания, радиоэлектронной разведки и противодействия. В системе управления вооружением имеется и оптико-электронная станция, имеющая форму шара и размещенная перед фонарём кабины. Она находит цели по их тепловому излучению, а расстояние определяет при помощи лазерного дальномера. Работать в ближнем бою ОЭС может совместно с нашлемной системой целеуказания.

Истребитель

Вооружение и техническое оснащение СУ-57

На самолёте пятого поколения не отказались от пушечного вооружения. В специальном отсеке установлена сдвоенная модернизированная 30-мм пушка, боекомплект которой — 100 снарядов. Основное вооружение включает в себя две ракеты ближнего боя и восемь среднего радиуса действия, размещенных в двух внутренних отсеках. Кроме того, до 14 ракет могут быть размещены на внешних точках подвески.

Т 50

Прообразом кабины ПАК ФА можно считать кабину современного истребителя поколения 4++ Су-35. В ней отображается вся необходимая информация – скорость, высота, навигация и т. д. Данные выводятся на два 15-дюймовых дисплея, причём все выводимые параметры лётчик может скомпоновать так, как ему удобнее. На индикаторе лобового стекла отображается важная пилотажная и прицельная информация. Причём в отличие от того же СУ-35, на Т-50 этот новейший ИЛС широкоформатный, большой.

Многоцелевой самолёт Т 50 предназначен не только для ведения индивидуальных боевых действий. Самолёт представляет собой часть динамической системы, из которой он получает целеуказание, наведение и в которую транслирует самостоятельно им полученную информацию, в соответствии с которой другие самолёты и средства иных типов могут применять собственное вооружение. Первоначальная обработка информации по степени угроз, целям и их типам обеспечивается системой интеллектуальной поддержки экипажа или «электронным пилотом».

Новый истребитель

\таким образом, летчик Т-50 получает максимальную информацию от наземных, космических систем и датчиков самолёта уже в виде готовых рекомендаций к определённым действиям, с которыми он должен либо согласиться, либо нет. Пожалуй, ни один зарубежный самолёт, за исключением F-22, не сможет соперничать с ПАК ФА в бою «один на один».

Вывод

Российский самолет Т50 имеет высокую скорость, обладает сверхманевренностью, отлично оснащён технически. Он значительно превосходит и проблемный F-35, который американцы до сих пор не могут «довести до ума», и перспективный китайский истребитель пятого поколения J-20.

Видео о Т-50

Истребитель Т-50 в действии

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них