Что собой представляет самолет под аббревиатурой Ан-3, где найти характеристики и подробное описание машины. Изделия КБ Антонова заслужили славу. И не раз оправдали свое предназначение. Данный экземпляр – прямой «потомок» трудяги Ан-2. Того самого, который стал незаменимым в гражданской авиации. Узнаем, что же известно о «третьем». И чем он знаменит.
Причины появления самолета и его разработка
Об Ан-2 наверняка слышали многие. Настоящая «рабочая лошадка», верой и правдой служившая в авиации. Однако «третий» непосредственно связан с предыдущей по индексации моделью. По сути, машины – родственники. Точнее, самолет Ан-3 был создан как замена «двойке». И на ее базе.
Машина представляла собой биплан, простой как велосипед. Оснащали ее поршневой двигательной установкой, что позволило выполнять все поставленные перед «Аннушкой» цели. «Кукурузник», а это еще одно название самолета, использовался по-разному.
Чаще всего – в сельском хозяйстве. Также Ан-2 возил пассажиров на небольшие расстояния. Нашел применение как спортивная машина. Простота конструкции обеспечила самолету долгую службу. Причем безотказную. Но новое время выдвигало иные требования. Поэтому перед «антоновцами» была поставлена задача создания такого же легкого, неприхотливого самолета. Только с турбовинтовым двигателем.
Что послужило поводом, мотивацией для создания Ан-3:
- Банальная нехватка авиации.
- Устаревшие характеристики Ан-2.
- Значительный расход горючего.
Далее конструкторы предприняли несколько попыток создания нового самолета. Первый вариант – с реактивным двигателем. Взялся за это Риамир Измайлов, ученик Антонова. Прототип получил название И-711. Но параллельно инженер вынашивал идею машины с иной двигательной установкой. Так зародилась вторая концепция. Самолет с турбовинтовым агрегатом.
В дальнейшем были приняты «в работу» оба варианта машины. Ситуация в корне изменилась после посещения Измайловым ПНР. Там образец с реактивным двигателем был создан, запущен на конвейер. И мог бы жить подобно «Аннушке»… Но. У самолета обнаружился ряд серьезных недостатков:
- Проблемы эксплуатации, обслуживания.
- Низкая маневренность.
- Неэкономичность.
К тому же М-15, как назвали совместную разработку, был капризен при взлете/посадке. Это завершило его карьеру на 120 выпущенной машине. Как оказалось, в гражданской авиации реактивный самолет оказался не у дел. Тогда уже сам Антонов вернулся к идее модернизации Ан-2. Путем замены двигателя на турбовинтовой.
Особенности конструкции
Многие наверняка уловят общие черты в облике двух машин, «второй» и «третьей». Действительно, конструкторы брали за основу Ан-3 «Аннушки» с приемлемым износом, модернизируя самолет. Схема – биплан с фюзеляжем типа «монокок» из дюралюминиевого сплава. Крылья машины – прямые, обтянутые полиэфирным полотном. Шасси решили сделать жестким, неубираемым. В одной из модификаций Ан-3 их заменяли полозьями. «Сердце» машины – ТВД-20, двигательная установка мощностью в 1,4 тысячи лошадиных сил. Более подробные характеристики самолета будут представлены ниже.
После установки нового двигателя пришлось поработать над балансом машины. ТВД оказался не только мощнее предшественника, но и легче. Поэтому у Ан-3 появился вытянутый «нос». Топливо размещалось в верхних крыльях (встроенные баки). Тип горючего – керосин.
Старт мотора Ан-3 производился от стационарных (аэродромных) электроисточников либо от бортовых АКБ. В кабине пилотов предусмотрен климат-контроль. Экземпляры сельскохозяйственного назначения дополнительно оснащались устройствами распыления, кронштейнами для навесного оборудования.
Главные преимущества модернизации самолета:
- Снижение расходов на ГСМ (керосин дешевле бензина).
- Увеличение полезной нагрузки в 1,2 раза.
- Скорость полета возросла в 1,3 раза.
- «Холодный» запуск двигателя (при температуре до -25˚С).
- Сокращение времени подъема машины в 1,8 раза.
Повысился комфорт, поскольку исчезли шумы, вибрация. И это при сохранении короткого разбега, неприхотливости в ВВП, которыми так славилась «Аннушка».
Так что «наследнику» Ан-2 прочили долгое будущее.
Модификации самолета
Косвенно наличие у машины, независимо от того, гражданская она или боевая, модификаций, позволяет судить о ее востребованности. Или о попытках конструкторов создать самолет под любые нужды. Для Ан-3 имеются следующие варианты:
Наименование | Особенности |
Ан-3СХ | Машина для сельскохозяйственного применения. Оснащена подвесным баком для распыляемой жидкости объемом на 2,2 тысячи литров |
Ан-3Т | Транспортник. Может взять на борт до 2 тонн груза (+4 человека) |
Ан-3Т-07 | Оснащен 12 пассажирскими местами. Сиденья – мягкие, складные. Предусмотрены полки для багажа, санузел. Иллюминаторы в пассажирском салоне – квадратной формы. Грузоподъемность – 1,8 тонны (9 пассажиров + 3 человека экипажа) |
Ан-3Т-08 | Машина для лесного патрулирования |
Ан-3Т-10 | Десантная модификация. Берет на борт 12 человек |
Ан-3ТБК | Бизнес-салон. Повышенный комфорт, туалет, гардероб, багажник |
Данные решения призваны были обеспечить большинство потребностей заказчиков самолета. Предусматривая различные сочетания комфортности, грузоподъемности, выполнение специфических задач. Дополнительно самолет мог оснащаться системой спутниковой навигации (СН-3301), аварийным маячком («Коспас-Сарсат»), современными приборами контроля, радиосвязи.
Технические характеристики
ЛТХ Ан-3 вызывают интерес хотя бы в сравнении с предшественником. И на них стоит обратить внимание:
Наименование параметра | Единица измерения | Величина |
Двигательная установка | — | ТВД-20 |
Мощность двигателя | Тысяч лошадиных сил | 1,38 |
Размеры | Метров | |
Крылья | 18/14 (верхнее/нижнее) | |
Длина фюзеляжа | 13,97 | |
Высота | 4,93 | |
Взлетный вес | Тонн | |
Собственный | 3,62 | |
Нормальный | 5,65 | |
Максимум | 5,80 | |
Полезная нагрузка | Тонн | 1,80 |
Запас горючего | Килограмм | 1271 |
Скорость | Километров в час | |
Крейсерская | 230 | |
Максимум | 255 | |
Для сельскохозяйственного использования | 150-170 | |
Потолок | Тысяч метров | 3,9 |
Дальность полета | Километров | |
С нагрузкой (1,5 тонны) | 770 | |
Перегоночная | 1140/1230 | |
Пробег | Метров | 95 — 105 |
Заметно, что «третий» по параметрам очень близок к «Аннушке». Это и малый пробег при взлете/посадке, и экипаж в 1-2 пилота. А в чем-то самолет Ан-3 превзошел предшественника.
Применение
Ан-3 применялся полярниками, в МЧС, сельском хозяйстве. Несколько экземпляров были взяты для эксплуатации частными авиакомпаниями. В целом век «третьего» оказался недолог. В настоящее время используется не более десятка машин. Причины для этого разные. И общий спад в авиастроении, и появление конкурентов. Возможно, в будущем Ан-3 продолжат выпускать. Ведь такая машина востребована везде.