Характеристики и описание самолета Як 18Т, особенности его конструкции

Як-18Т – это логическое развитие самолета тандемной схемы. Его характеристики схожи с моделью 18ПМ. В результате глубокой модернизации получилась машина, рассчитанная на 4 пассажиров. Идея оказалась очень удачной. И самолет, способный нести до 400 кг груза, стал востребованным. Массово производился с середины семидесятых. Остается в строю до сих пор.

Описание и история создания

Самолет Як-18Т – это легкая машина с фюзеляжем «полумонокок», комбинированным размещением пассажиров в кабине. Основные узлы, внешний вид у самолета – от другой модели КБ. За основу конструкторы взяли другой «Яковлев», 18ПМ. Поэтому стоит сначала рассказать о нем.

Тандемная схема размещения экипажа в кабине самолета (инструктор/обучаемый) сложилась в авиации давно. Стала привычной. Мало кто задумывался, что ее пора менять. Однако опыт показал: рядное размещение кресел способствует наилучшему контакту между курсантом и тренером.

Як-18ПМ, базовая машина, появился в пятидесятых. Самолет пришел на смену трудяге У-2. И стал основой для последующих модификаций. Некоторые источники утверждают, что «тэшка» – это совсем другая машина. Имеющая мало общего с линейкой Як-18. Действительно, новый самолет выглядит более современно. Хотя основные узлы, агрегаты в нем – от Як-18ПМ.

Фюзеляж пришлось полностью переработать. Кабина рассчитана не на одного, двух, а четырех пассажиров. Для изготовления самолета использован металл. Двери – автомобильного типа. Центроплан связан с фюзеляжем. Пилотажное оборудование заменили, заодно установив спаренные штурвалы.

1317477081_yak-18t-91_www.nevsepic.com.ua

Изначально установленная двигательная установка М-14П поршневой конструкции обладала мощностью в 300 лошадиных сил. Позже двигатель стал мощнее. 360 «лошадок». Впервые общественность увидела Як-18Т в Ле-Бурже, на всемирной выставке. Самолет на тот момент существовал в единственном экземпляре. Даже не имел окраски, опознавательных знаков. А уже после авиасалона начались испытания.

В процессе обкатки, как водится, выявились «детские болезни». «Тэшка» излишне реагировала на руль высоты, движение элеронов. Это объяснялось следующим: самолет ПМ был пилотажной моделью, а основные узлы новая машина получила именно от него. Также комиссия высказывала претензии к лобовому обтекателю.

После доработки самолет предстал на повторную приемку, испытания. На этот раз все прошло удачно. И Як-18Т запустили в серию. Интерес к машине повторно возник в девяностых, когда СССР распался. Вновь образованная ФЛА, федерация авиаторов-любителей, по достоинству оценила ЛТХ машины. Выпуск модели был возобновлен в 1992 году.

Технические характеристики

Напрасно полагать, что ЛТХ Як-18Т полностью совпадают с данными ПМ. С ними можно ознакомиться ниже:

608bdd4887028_samolet-tehnika-nebo-planer-yak

Наименование параметра Единицы измерения Величина
Габариты Миллиметров
Длина 8354
Высота 3400
Размах крыльев 11160
Двигательная установка 1хПД АИ-14 (М-14П)
Мощность Лошадиных сил 360
Вес самолета Тонн
«Пустой» 1,219
Взлетный (максимум) 1,685
Полезный (максимум) 0,446
Скорость Километров в час
Крейсерская 210-250
Максимальная 300
Скорость подъема Метров в минуту 300
Пробег Метров 250
Дальность полета Километров 900
Потолок (практический) Километров 5,52
Запас топлива Килограммов 360
Экипаж Человек 1/2

1xmatch-osobye-sluchai-v-polete-na-samolete-yak-18t

Первый полет машины состоялся в 1967 году. Всего было выпущено более 700 самолетов. Як-18Т может нести нагрузку в 3 пассажиров (до 400 килограммов).

Особенности конструкции

Як-18Т – это биплан из алюминиевого сплава, у которого фюзеляж образует единую конструкцию с центропланом. Кабина рассчитана на 4 человек. Машина является завершающей в серии модификаций «восемнадцатых». Топливные баки размещены в крыльях.

Двигательная установка – поршневого типа, предназначенная для легких машин. Схема шасси – трехколесная: одно колесо по центру, под носовой частью. 2 остальных – под крыльями. Большие распашные двери в будущем стали предметом споров. Дело в том, что в холодном климате раскрытие створок приводило к быстрому остыванию кабины. Данный недостаток не помешал эксплуатировать «тэшку». И попытаться создать на базе самолета несколько модификаций:

2876695841

  1. Як-18СТ. Санитарная модель. Кабина была переделана таким образом, что в нее помещался больной с санитаром (плюс пилот). Серийный выпуск не состоялся.
  2. Як-18Т. Грузовой вариант. Планировался для доставки почты, грузов. Предусматривалась также версия для лесного патрулирования. Оба проекта не были реализованы.

Кроме того, с 1997 года выпускалась модификация СМ-94 (разработка концерна «Техноавиа»). Позднее был создан 6 местный вариант СМ-2000, получивший турбовинтовую двигательную установку. Производится до сих пор.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий