Самолет Як-28

Первые реактивные самолеты в армии Советского Союза были простейшими планерами поршневых машин, на которые устанавливались двигатели новой конструкции. Представлены они семейством разработок Яковлева (Як-3). К концу 40-х стало очевидно, что такой принцип бесперспективен и не позволяет реализовать потенциал реактивной силовой установки. Тогда началась разработка Як-25 – прародителя целого нового поколения многоцелевых боевых машин.

Як-28
Як-28 в воздухе

Окончательной версией этой работы стал Як-28. Этот самолет выпускался большим количеством модификаций, начиная от разведчика и заканчивая бомбардировщиком. Не все роли выполнял реактивный ЛА (летательный аппарат) хорошо, но это не помешало ему простоять на вооружении дольше большинства современных аппаратов.

История создания истребителя

К середине прошлого века Министерство обороны Советского Союза приняло решение начать конкурс для замены фронтового бомбардировщика Ил-28, который устарел. Предполагалось создать замену в виде сверхзвукового самолета, которые начали разрабатывать сразу три бюро:

  • Туполева;
  • Илюшина;
  • Яковлева.

Министр обороны отверг Ил-54, так как габариты и масса оказались завышены.

Туполев конкурировал с Яковлевым, но за время разработки техническое задание было серьезно переработано, и Ту-98 не вписался в новые требования. Доработать машину конструкторы просто не успели, поэтому впереди оказался будущий Як-28.

Як-28 с пилотами
Як-28 с пилотами

Позиционировался летательный аппарат как дальний разведчик, также была представлена версия бомбардировщика (индекс 125 и 125Б). Основой для разработки стал Як-25, а началась работа над проектом еще в 1954 г. В сравнении с предшественником (Ил-28), у бомбардировщика практически в два раза сократилась масса, но на борт можно было поднять не более тонны бомб.

Интерес к идее появился только после доработки двигателя усилиями инженеров КБ Микулина. РД-9 стал достаточно тяговитым, чтобы начать говорить всерьез о новом поколении аппаратов, в разы превосходящих своих предшественников.

С этого момента появилась инновация – 123, он имел следующие отличия от объекта 125:

  1. Двигатели стали мощнее;
  2. Фюзеляж приобрел обтекаемую форму;
  3. Профиль крыла стал значительно тоньше.

Бомбардировщик назвали Як-26, он понравился Министерству обороны, но испытания выявили сложности с управлением и неадекватное поведение на некоторых режимах полета. Оказалось, что именно тонкое крыло было причиной проблем.

Брошенные Як-28Б
Як-28Б заброшены

Работа не прекратилась — так появился самолет Як-28 или 129-й. На машине устанавливался еще более мощный мотор – АМ-11, была увеличена вместимость по количеству боеприпасов, крыло усилено. Впервые на крыло самолет поднялся только в 1958, испытания затянулись, при этом Министерство обороны стало ощущать острую нужду в новой машине. Основные трудности были связаны с дальностью, практическим потолком.

Так как альтернатив не было, то «Як» был построен в качестве опытного образца, и началось производство. Первый образец был собран в 1959, но соответствия требованиям достичь не удалось на тот момент, кроме того, первые аппараты даже радиолокационного прицела не имели.

Конструктивные особенности

Конструктивно новый «Яковлев» был монопланом с двумя реактивными двигателями, расположенными на гондолах под крыльями. Фюзеляж типа полумонокок, профиль овальный при поперечном сечении. Для сборки использовалось 42 шпангоута, которые снаружи обшивались алюминиевым плоским прокатом.

Носовая часть была оборудована кабиной штурмана, за ней располагался отсек с электроникой и системами самолета. Далее шла кабина пилота, следом бомболюк, баки с горючим. Кабины для экипажа и отсек с оснащением были выполнены в качестве изолированного герметичного объема. В хвосте располагалось место для складывания задней стойки шасси, еще один отсек — для оборудования машины.

Конструкция Як-28
Як-28 — конструктивные особенности

Для безопасности и экстренных ситуаций кресла экипажа были выполнены катапультируемыми.

Крыло стреловидной формы (45 градусов), толщина переменная, меняется для каждой консоли, которых использовано две. На киле расположен стабилизатор стреловидной формы. Под крыльями находились две вспомогательные опоры шасси, основных тоже было две под фюзеляжем.

Крыло имеет увеличенную стреловидность по сравнению с машинами предыдущих поколений, конструктивно предусмотрено три лонжерона. Имеются элероны, закрылки, обеспечивающие весовую и аэродинамическую компенсацию. На участке сочленения мотогондола-фюзеляж имеются гребни, улучшающие аэродинамические характеристики.

Хвостовое оперение включает киль с двумя лонжеронами, рули направления, стабилизатор, на котором размещены рули высоты. Стреловидность стабилизатора — 55 градусов.

В хвосте установлен тормозной парашют, для которого предусмотрен специальный отсек.

Управление самолетом осуществлялось за счет бустерной системы, которая контролировала крен и тангаж. Рыскание управлялось за счет механических жестких тяг.

Гидравлика была парной: основная и дублирующая система. За счет нее выставлялось положение элеронов, рулей высоты, стабилизаторов, конусов моторов. Этой же системой задействовались створки бомболюка и складывалось/выпускалось шасси.

На момент выпуска самолеты оснащались силовыми установками модели Р11АФ2-300. Воздухозаборники оснащались подвижными конусами, которые регулировались путем их перемещения относительно остального корпуса. Для подвески использовались гондолы, сопла моторов всережимные.

Запас топлива достигал 7375 литров, который обеспечивался 6-ю баками в фюзеляже, а также двумя баками, которые можно было установить под крыльями. Последние имели объем в 2100 литров.

Управление машиной осуществлялось за счет двух автоматов:

  • удерживающего курс – АК-2А;
  • автопилота АП-28К1.

Вооружение

Внутри бомбового отсека можно было разместить до 1200 кг полезной нагрузки. Максимальная же бомбовая нагрузка достигала трех тонн, однако, не предполагалось использовать на самолете корректируемые заряды и управляемые ракеты.

Як-28Л
Як-28Л

Отдельного внимания заслуживает пушечное вооружение. Изначально на ЛА предполагалось установить неподвижную пушку в корме, но при разработке Як-26 ее вообще не сбирались ставить. Конечная же версия машины оснащалась НР-23 (Нудельмана, Рихтера) калибра 23 мм, ориентированной по курсу движения. Размещалась она с правого борта, прицеливание осуществлялось за счет установленного коллиматора. В такой комплектации допускалось использовать очень ограниченный боекомплект – полсотни осколочных/бронебойно-зажигательных снарядов.

В процессе унификации оснащение самолета несколько изменилось: вместо предыдущего орудия была установлена двуствольная ГШ-23. Данную систему разрабатывал Грязев и Шипунов, калибр остался прежним, но выросла скорострельность.

Защититься от снарядов с радиолокационным наведением можно было при помощи сброса специальных отражающих ловушек. Однако эта система появилась на более поздних версиях аппарата.

Основным требованием к бомбардировщикам того периода была возможность нести ядерные заряды. «Яковлев» мог принять на борт боеголовки весом до 3 тонн, включая ядерные. В этом случае встраивалась специальная система для поддержания температуры бомбового отсека.

Модификации

Первой серийной моделью стал Як-28Б, он выпускался относительно небольшой серией. Основной его задачей было бомбометание по крупным целям. Проблема машины была в прицеле РБП-3: он давал приемлемые показатели точности только при работе с очень крупными объектами. В результате вопрос создании более совершенного ЛА так и не был снят с повестки.

Як-28П
Як-28П

Вариантов оснащения было два:

  1. Дальномерная система «Лотос» позволяла получить представление о положении цели по наземным маякам. Она измеряла расстояние, но работать позволяла исключительно по уже выявленным целям и заданным координатам. Она стала первой, которую установили на самолет, что получил индекс Л;
  2. Бортовой радар «Инициатива» был надежен, но на момент подбора оснащения оказался недоработан. После его доводки появился еще один вариант самолета – Як-28И.

Второй вариант позже стал разведчиком, получил индекс Р, но для этого пришлось внести несколько конструктивных изменений. Обзор был улучшен за счет переделки кабин, вместо отсеков для бомб были установлены разведывательные средства. С этой целью монтировались фотоаппараты и радиоразведывательные станции. Емкость баков пришлось увеличить для повышения дальности полета.

Як-28ПП
Як-28ПП

На тот момент использовался радар «Инициатива 2», который при переоснащении был заменен аналогом, но уже предназначенным для разведывательных операций. В рамках модернизации появился телевизионный комплекс, который передавал на аппаратуру командного пункта сведения в режиме реального времени.

Позже появился Як-28СР, на борту которого находилась станция постановки помех.

Эта функция была значительно расширена у более поздней модификации с индексом ПП. Для постановки помех даже использовались блоки неуправляемых ракет с соответствующей начинкой.

Одним из вариантов самолета стал перехватчик (индекс П), для него не предусматривалось бомбовой нагрузки или пушечного вооружения. Для уничтожения целей использовались ракеты Р-8, которых машина несла всего 2. Кабина штурмана была заменена на место для установки РЛС, а место оператора ракет оказалось под общим фонарем, за сиденьем пилота. Перехватчик выпускался наиболее массово, несмотря на то, что на вооружение официально не стал.

Технические характеристики

Поставки машин в армию Советского Союза начались несмотря на несоответствие многих характеристик требованиям. При этом самолет в некоторых модификациях проявил себя с хорошей стороны, в частности, в качестве разведчика.

Як-28Р
Як-28Р

ТТХ:

Параметр: Значение:
Длина фюзеляжа, м

Высота, м

20

4.3

Размах крыльев, м 11,6
Предельная допустимая взлетная масса, т 18
Скорость на пике возможностей, км/ч 1850
Максимальная высота полета, км 14,5
Дальность полета, км 2070

Аналоги самолета (американский В-66 и европейский «Вотур»), выпускавшиеся в других странах, значительно уступали советскому бомбардировщику по скорости, но обладали большей дальностью полета, а также имели возможность принять на борт больше бомб.

Достоинства и недостатки

Главным плюсом самолета были его летные характеристики: скорость подъема оказалась высокой для того периода, что считалось одной из основных возможностей для ухода от вражеских ракет. Экипажи «Яковлевых» отмечали его отличную управляемость, устойчивость на всех режимах полета. Габариты самолета были меньше аналогов, что делало его легче, маневреннее и более скрытной мишенью для ПВО. На период выпуска ЛА оснащался наиболее совершенными электронными средствами.

Среди недостатков отмечалась только его малая дальность полета на сверхзвуке.

Однако он уступал конкурирующим машинам и еще в некоторых аспектах:

  1. Небольшая вместимость по бомбовой нагрузке;
  2. Дальность в сравнении с зарубежными аналогами была до двух раз меньше.

Однако, учитывая компактность самолета, эти недостатки не так критичны. С увеличением габаритов можно было разместить больше оружия, но тогда пострадали бы летные характеристики.

Боевое применение

Первую партию ЛА поставили в воронежский авиационный полк — на эту часть выпала доля испытания новинки. Практически все версии самолетов оценивались пилотами и военными на полигоне, по ним формировались рекомендации по дальнейшим улучшениям, выявлялись слабые стороны.

Позже машины поставлялись в страны Варшавского Договора, Прибалтику, на Дальний Восток.

Первой боевой задачей «Яковлевых» стал перехват корабля «Сторожевой», на котором было поднято восстание. Примечательно, что на задание было отправлено 10 самолетов, но лишь одному удалось обнаружить цель.

Як-28СР
Як-28СР

Масштабнее было участие Як-28 в войне в Афганистане:

  • в 80-м кассетные бомбы модификации И сбрасывали на моджахедов;
  • модели Р осуществляли разведку в течение всего конфликта;
  • единственным сбитым самолетом стал Як-28Р, его сбили ПЗРК «Стингер» в 1987.

Использовались реактивные бомбардировщики разведывательной модификации и в мирных целях. Например, с их помощью проводилась фотосъемка лесных пожаров.

Боевое применение продемонстрировало возможности летательного аппарата как бомбардировщика. Эффективно работать пилоты могли только по большим целям и площадям.

«Яковлев» был неплохим самолетом, однако, появился в период, когда основная масса требований к реактивной авиации только формировалась. В армии он так и не был принят на вооружение официально, хотя постоянно совершались вылеты. Всего было поставлено в войска 350 ЛА.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий