Немецкие бронетранспортеры «Ханомаг»

Бронетранспортеры (БТР) — машины для переброски пехотных соединений. Могут использоваться и для транспортировки тяжелых вооружений. Такие машины нередко применяются для создания штабов, центров связи, санитарного транспорта.

Актуальность бронетранспортеров связывают с активным применением танков. Машины позволяли перебрасывать пехоту в качестве поддержки танковых наступлений, а также для зачистки и закрепления позиций. Подобную тактику выработали германские войска, позже она, вместе с массовым производством бронетранспортеров была перенята другими странами.

SdKfz 251 — германский бронетранспортёр времен Второй мировой войны. Считается одним из лучших образцов данного периода. В военное и послевоенное время на его основе были разработаны другие машины.

История создания

«Ханомаг»
Бронетранспортер «Ханомаг»

Разработка SdKfz 251 связана с историей создания германских бронетранспортеров. Первым прототипом данной машины принято считать полугусеничный грузовик фирмы «Даймлер», изготавливаемый для Португалии. Резиновые ленты обеспечивали соединение ведущих и направляющих колес, что позволяло автомобилю двигаться по мягкому грунту.

В 1915-16 годах разработаны полугусеничные машины «Бременваген» и «Мариневаген». В 1917 компания Бенц предложила артиллерийский тягач на полугусеничном ходу «Крафтпротце». Через два года одна такая машина получила бронирование для применения в полиции.

С разработкой немецких артиллерийских тягачей связывают проектирование Ганомага. В 1934 был создан HK 600 p, работающий на полугусеничном ходу. Через два года появились первые бронетранспортеры, использующие тот же принцип движения. Наиболее удачный вариант был разработан компанией «Ганза-Ллойд».

В 1936 лицензию на новый бронетранспортер выкупила компания Hanomag. Объединив данные наработки с шасси артиллерийских тягачей, она уже в 1937 представила новые машины HKL 6p. Было запущено серийное производство, а первые образцы поступили на вооружение германской армии летом 1939 года.

Полное название — mitteler gepanzert Mannschaftstransportwagen (MTW), что переводилось как средний бронетранспортер. Позже стало обозначаться в документах как SdKfz 250 (сконструирован на базе однотонного тягача) и SdKfz 251 — на базе трехтонного. Название Ханомаг было дано советскими солдатами. В официальных документах такого обозначения не имеется.

Производство продолжалось до окончания войны, по количеству экземпляров уступило лишь американским бронетранспортерам М3. После войны их модернизированный вариант до 1962 года производила Чехословакия.

Модельный ряд

SdKfz 251
«Ханомаг» SdKfz 251

Немецкий бронетранспортер Ханомаг SdKfz имеет две основные модели с номерами 250 и 251. Первый вариант облегченный и применялся в ограниченном количестве. Второй образец получил широкое распространение и множество собственных модификаций.

SdKfz 250

SdKfz 250 был запущен в серийное производство позже версии 251, став его облегченной копией. Данная модель отличалась меньшими габаритами, весом и грузоподъемностью. Применялась для перевозки небольших групп солдат, часто использовалась в качестве машины поддержки, к примеру, как узел связи.

Схема, проектирование, двигатель — все это сохранилось от SdKfz 251. Однако конструкция была упрощена и уменьшена. Сама модель тоже получила ряд модификаций, рассчитанных на различное применение на фронте — от машины поддержки пехоты до ведения разведки.

SdKfz 251

SdKfz 251 — тяжелый полугусеничный бронетранспортер, разработанный на базе трехтонного артиллерийского тягача. Основная задача машины — транспортировка пехоты. При необходимости могла применяться и для других целей, вплоть до развертывания командного штаба.

Данная модель получила значительное количество модификаций. Среди них выделяют обозначения Ausf. A, B, C и D, применяемые для выделения конструктивных различий. На их основе разработано 23 специализированные модификации, спроектированные для решения узкопрофильных задач.

Описание конструкции

Реконструкция «Ханомага»
Современная реконструкция «Ханомага»

Конструкция SdKfz 251 предусматривала открытый корпус, на который навешивались листы брони. Сама машина подразделялась на три отделения — моторное, отсек управления и грузовое. В первом находился двигатель, топливные баки и система управления колесами.

От моторного отделения отсек управления отделялся противопожарной защитой. Здесь размещались места для механика-водителя и командира. Управление обеспечивалось стандартным рулем, передачами и педалями. Приборы позволяли контролировать состояние двигателя.

Боевое отделение оборудовано сиденьями для солдат. Боковые полки над гусеницами были рассчитаны на грузы — ящики и снаряжение. Верхняя часть машины перекрывалась брезентом, при необходимости бойцы могли отстреливаться поверх бортов. Десантирование осуществлялось через задние двери.

Ключевая особенность SdKfz 251 — полугусеничная ходовая часть. Колеса в передней части обеспечивали управление бронетранспортером. Гусеничное шасси предоставляло хорошую проходимость машине. Подвеска была смешанной — листовая рессора для колес и независимая торсионная для гусеницы.

Гусеничная часть с каждого борта имела три ряда опорных катков. Наружный и внутренний ряды — по три катка, средний — шесть. Задние выполняли направляющую роль, передние — ведущую.

Технические характеристики

«Ханомаг» в воде
ТТХ «Ханомагов» обеспечивало их высокую проходимость

Технические характеристики SdKfz 251 позволяли обеспечивать мобильную переброску солдат к линии фронта. Машина преодолевала подъемы до 24 градусов, двухметровые рвы и броды высотой до полуметра. Высокая проходимость бронетранспортера и эффективность применяемой тактики обеспечили его массовое производство — за годы войны было собрано 15252 машины.

Габариты и вес

По габаритам «Ханомаг» имел следующие характеристики:

  • масса — 9,14 т;
  • длина корпуса — 5,98 м;
  • ширина — 2,1 м;
  • высота — 1,75 м;
  • колея — 1,775 м;
  • клиренс — 0,32 м.

Модель SdKfz 250 отличалась сниженными габаритами — вес уменьшен до 5,8 т, снижены и размеры машины. Это уменьшило количество перевозимых солдат, но улучшило ходовые свойства бронетранспортера. Данный образец выпускался для узкоспециализированных задач и быстрой переброски малых групп солдат. Всего было произведено 7326 таких машин.

Скорость

Бронетранспортер SdKfz 251 развивал скорость до 50 км/ч по шоссе. Запас хода при этом составлял до 300 километров. Облегченная модель SdKfz 250 могла развивать скорость в 60 км/ч, запас хода — 320 км.

Мощность двигателя

Обе модели Ханомага использовали один и тот же шестицилиндровый карбюраторный двигатель Майбах HL 42 TURKM, работающий на жидкостном охлаждении. Его мощность составляла 100 л. с., удельная мощность — 10,9 л. с./т.

Экипаж

Экипаж обеих моделей Ханомага составлял два человека — механик-водитель и командир. Разница габаритов и комплектации сказывалась на количестве перевозимых солдат — 4 и 10 человек у SdKfz 250 и SdKfz 251 соответственно.

Вооружение

Стандартным вооружением SdKfz 251 был пулемет MG-34 или MG-42 калибром 7,92. Боекомплект составлял 2010 патронов. Пулемет устанавливался над передней частью боевого отделения, стрелок защищался броневым щитом. При необходимости его можно было перенести на вертлюг в заднюю часть, что позволяло вести огонь против воздушных целей.

Борта не имели бойниц, солдаты могли вести огонь сверху. Некоторые модели бронетранспортеров изначально оборудовались сразу двумя пулеметами. Вооружение машины могло отличаться в зависимости от ее назначения и модификации.

Так, часть машин могла оборудоваться системами реактивного залпового огня Wurfrahmen 40. С каждого борта крепилось по три установки 280 и 320 калибра. В итоге бронетранспортер становился самоходной пусковой установкой, экипаж которой составлял 7 человек.

Модификации

Модификации SdKfz 251
Некоторые модификации SdKfz 251

Бронетранспортер SdKfz 251 имел 23 специализированные модификации, обозначавшихся порядковыми номерами:

  • 251/1 — базовая модель, запущенная в серийное производство;
  • 251/2 — самоходный миномет, имел на вооружении sGrWr 34 калибром 81 мм с боекомплектом на 66 выстрелов;
  • 251/3 — бронетранспортер для радиосвязи, использовал различные комбинации радиостанций FuG и разные типы антенн;
  • 251/4 — перевозка боеприпасов и транспортировка легких пехотных орудий и полевых гаубиц, боекомплект рассчитан на 120 выстрелов;
  • 251/5 — перевозка саперов и их снаряжения, некоторые машины имели радиостанции;
  • 251/6 — мобильный командный пункт для командиров уровня дивизии, корпуса или армии, оборудовались радиостанциями;
  • 251/7 — улучшенная версия 251/5, имела по бокам штурмовые мостики;
  • 251/8 — санитарная бронемашина, рассчитана на восемь сидячих солдат или двух лежачих и четырех сидячих;
  • 251/9 — самоходная установка для короткоствольной пушки 7,5 cm K 37 (Sf), позже применялась 7,5 cm К 51, боекомплект рассчитан на 52 выстрела;
  • 251/10 — машина для командующих взводами, вооружена противотанковой пушкой Pak 35/36 с боекомплектом на 168 выстрелов;
  • 251/11 — бронетранспортер для прокладки кабеля, катушка монтировалась на правом борту;
  • 251/12 — артиллерийская разведка и корректировка огня, имелись радиостанции;
  • 251/13 — бронеавтомобиль для артиллерийской звуковой разведки;
  • 251/14 — еще одна модификация для звуковой разведки;
  • 251/15 — светометрическая разведка;
  • 251/16 — самоходный огнемет, орудия устанавливались на борта, запас составлял 700 л — на 80 секунд непрерывного огня каждой пушки, дальность поражения — 35 м в зависимости от ветра;
  • 251/17 — зенитная установка для Flak 38 калибром 20 мм, боекомплект на 600 выстрелов;
  • 251/18 — наблюдение и связь, имелись радиостанции;
  • 251/19 — мобильная станция телефонной связи;
  • 251/20 — установка с инфракрасным прожектором, известная как «Филин», применялась для корректировки огня «Пантер», позволяя отмечать цели на расстоянии до 1500 м, имелась радиостанция для связи;
  • 251/21 — зенитная установка под авиационные пушки MG 151/20 с калибром 20 мм, боекомплект рассчитан на 3 тыс. выстрелов;
  • 251/22 — самоходная артиллерийская установка для орудия Pak 40/1 калибром 75 мм, боекомплект — 22 снаряда;
  • 251//23 — машина разведки с танковой пушкой на 100 выстрелов и стандартным пулеметом.

Широкий спектр модификаций позволял применять бронетранспортеры Ханомаг в качестве основной машины поддержки. Во многом именно их мобильность определяла успех проводимых операций.

Боевое применение

«Ханомаг» на параде
Бронетранспортеры «Ханомаг» на параде

Применение бронетранспортеров «Ханомаг» связано со Второй мировой войной. Данные машины поступили на вооружение перед ее началом и закончили производство в марте 1945, к ее окончанию.

Базовое применение бронетранспортеров — мобильное перемещение солдат. Машина показала себя на пересеченной местности в Северной Африке и в Восточной Европе благодаря своей проходимости. При необходимости бронетранспортер обеспечивал перевозку легких орудий и подвоз боеприпасов.

Также «Ханомаг» использовался в боевых операциях в качестве подвижной огневой точки. Благодаря своей броне, машина обеспечивала прикрытие пехоты. В зависимости от вооружения могла вести огонь по пехоте противника, танкам и легкой бронетехнике, а также по воздушным целям.

Достоинства и недостатки

Ключевое преимущество бронетранспортеров «Ханомаг» — широкий спектр их применения. Конструктивные и тактико-технические характеристики позволяли применять их на любых участках фронта, модифицируя под поставленные задачи.

Преимуществом выделяют относительную простоту конструкции, что позволяло производить бронетранспортеры в больших количествах. Благодаря массовому производству повышалась мобильность пехоты вермахта. А этот аспект повлиял на эффективность и скорость танковых наступлений.

Еще одним достоинством машины выделяют довоенное проектирование. Благодаря отсутствию сжатых сроков, бронетранспортер разрабатывался со всей тщательностью. Именно поэтому в его применении не выделяют недостатков. Машина оказалась выдающейся для своего времени, заложив основы для послевоенного проектирования бронетранспортеров и машин поддержки многих стран мира.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий