Конструкция бронеавтомобиля Тигр, технические характеристики, модификации

«Тигр» в российской армии появился благодаря иностранным заказчикам, для которых отечественный автопром создал бронированный вседорожник. Из-за изменившейся на рубеже веков военной доктрины войскам потребовались малые авто, способные действовать в условиях бездорожья. Продуманная конструкция и технические характеристика «Тигра» (бронеавтомобиля) позволили создать модификации, с успехом применяющиеся в армии и других силовых структурах.

Историческая справка о машине

Легковые автомобили в войсках широко использовались еще в годы Второй мировой войны. Их применяли не только для перевозки штабных офицеров, но и для разведки, доставки малых диверсионных групп, патрулирования.

Локальные конфликты показали, что войска нуждаются в маневренных автомобилях-вседорожниках, так как использовать громоздкую военную технику для доставки нескольких человек или разведки затратно и неудобно.

Первыми создателями бронированного вседорожника для армии стали американцы. Знаменитый «Хамви» (HMMWV) отлично зарекомендовал себя в условиях бездорожья. Многие страны, в том числе и ОАЭ, приобрели бронеавтомобиль для эксплуатации в армии.

Оценив опыт обслуживания и боевого применения, арабы пришли к выводу, что «Хамви» слишком дорог и сложен в эксплуатации. В 1999 году принимается решение о создании собственного вседорожника.

По приказу короля Иордании была создана фирма King Abdullah II Design and Development Bureau для разработки военной техники. Поскольку опытом создания вседорожников компания не обладала, заказ решили переадресовать российскому предприятию ГАЗ. Заказчиком выступила фирма Bin Jabr Group Ltd из ОАЭ. На разработку трех бронеавтомобилей с кузовами разной формы выделили 60 миллионов долларов.

Какие были требования

Арабы хотели получить бронеавтомобиль, обладающий достоинствами «Хамви», но более бюджетный и надежный в эксплуатации. Были выставлены следующие требования:

  • возможность эксплуатации в пустыне – бесперебойная работа при высоких температурах, устойчивость к пыли и песку;
  • маневренность и проходимость (по склонам до 52°, по воде – до 1.2 метра);
  • просторный салон для перевозки нескольких человек или заданного оборудования;
  • простота обслуживания;
  • наличие брони, защищающей от стрелкового оружия и осколков снарядов;
  • приспособления для крепления вооружений на бронеавтомобиль.

В заказе также указывались требования по комфортности вседорожника – они должны были соответствовать обычным для машин среднего класса.

Тигр (бронеавтомобиль) конструкция, технические характеристики, модификации

Как происходила разработка

Разработкой проекта бронеавтомобиля занималось дочернее предприятие ГАЗа ЗАО «Промышленные компьютерные технологии». Руководил работами и создал бронеавтомобиль конструктор Александр Коршунов.

Работы шли быстро, у конструкторов ГАЗа был большой опыт создания автомобилей высокой проходимости. Уже в 2001 году три заказанных образца бронеавтомобиля, получившего наименование Tiger HMTV, представили в Абу-Даби на выставке вооружений.

Работу признали удачной, но провести испытания в пустыне и доработать Tiger HMTV по результатам эксплуатации конструкторам не позволили. Контракт арабы расторгли, не объясняя причин.

После расторжения контракта собственниками разработки остались обе стороны. Компания Bin Jabr Group сумела в короткие сроки найти специалистов за рубежом, доработать конструкцию, на основе полученной от ГАЗа документации, и наладить выпуск бронеавтомобилей Nimr в ОАЭ.

Тигр (бронеавтомобиль) конструкция, технические характеристики, модификации

Выход в серийное производство

ГАЗ остался собственником технической документации на бронеавтомобиль, изъять ее у создателей Tiger HMTV арабы не пожелали. Руководство ГАЗа решило выпустить готовый вседорожник на отечественный рынок.

Для этого вновь изготовили 3 образца (ГАЗ-2975) – 2 с тентованным корпусом и третий с бронированным. В 2002 году вседорожники «Тигр» с измененным внешним видом представили на московском автосалоне MIMS-2002.

Интерес к ГАЗовскому «Тигру» проявило МВД, после двухлетней эксплуатации в СОБРе, признанной удачной, завод получил заказ на серийное производство вседорожников. В дальнейшем бронеавтомобилем заинтересовалась армия, выставив конструкторам свои требования:

  • возможность эксплуатации вседорожников в широком диапазоне температур, в любых климатических условиях;
  • низкая цена;
  • простота эксплуатации;
  • надежные база и двигатель;
  • установка вооружений, включая противотанковые ракеты.

Тигр (бронеавтомобиль) конструкция, технические характеристики, модификации

С 2005 года бронеавтомобиль серийно выпускает Арзамасский машиностроительный завод. Лицензию на производство нескольких модификаций вседорожника «Тигр» приобрел Китай.

Особенности конструкции

Российский вседорожник отличается повышенной проходимостью, не глохнет в сибирские морозы, «Тигру» не страшна жара пустынь, вездесущий песок и непроходимая грязь.

Основная часть конструкции «Тигра» – сварная рама, на которую монтируются узлы и агрегаты, а также цельнометаллический кузов автомобиля. Кузов – пятидверный, состоит из грузового и пассажирского отсеков, разделенных перегородкой. В грузовом блоке бронеавтомобиля можно перевезти до 1.5 тонны груза и разместить еще 2-4 человек.

Броню сваривают из бронелистов толщиной 5-7 миллиметров, она придает такую прочность кузову, что автомобиль уже не нуждается в раме. Но конструкторы унифицировали изготовление «Тигров» и сделали бронированный кузов съемным. Все стекла автомобиля также бронированы. Вес бронеавтомобиля больше машин остальных модификаций на 700 килограммов.

Тигр (бронеавтомобиль) конструкция, технические характеристики, модификации

Особенности конструкции:

  • механическая коробка передач сложнее в управлении, но надежнее в эксплуатации и не требует классных специалистов для ремонта и обслуживания;
  • трансмиссия (карданная передача открытого типа) обеспечивает полный привод и высокую проходимость в любых условиях;
  • подвеска – независимая торсионная, собрана из узлов и агрегатов, сходных с используемыми на бронетранспортерах;
  • броня обеспечивает защиту от осколочного поражения, пуль, самодельных взрывных устройств;
  • дизельный двигатель – в первые годы производства Cummins В 205, затем заменен на отечественный турбонаддувный семейства ЯМЗ-534 (Ярославль).

Клиренс 40 сантиметров, длинноходная подвеска, блокировки дифференциалов, незначительная колесная база позволяют «Тигру» сохранять устойчивость, легко преодолевать подъемы и спуски, не вязнуть в грязи и песке.

«Тигр» способен развивать скорость 140 километров в час при движении по автомагистралям и удерживать скорость 70 километров при перемещении по грунтовкам. Эргономичность салона позволяет чувствовать себя комфортно и не уставать при длительных переездах.

Тигр (бронеавтомобиль) конструкция, технические характеристики, модификации

Дополнительные опции

Для обеспечения всепогодной эксплуатации «Тигра» на автомобилях установлены электронагреватель впускного воздуха и предпусковой подогреватель, актуальные при эксплуатации в холодных регионах.

Для защиты пассажиров, повышения комфорта и безопасности предусмотрены:

  • авторегуляция давления в шинах;
  • система кондиционирования;
  • электропривод на стеклах;
  • система фильтровентиляции;
  • независимая система тушения возгораний колес и моторного отсека;
  • усиленные тормозные системы;
  • электролебедка.

Места командира и водителя «Тигра» снабжены трехточечными ремнями безопасности, кресла противотравматические, защищают при передвижении по бездорожью.

Тигр (бронеавтомобиль) конструкция, технические характеристики, модификации

Тактико-технические характеристики

Основные тактико-технические параметры «Тигра» (средние показатели):

Наименование Показатель
Размеры корпуса, миллиметры

Длина

Высота

Ширина

База

Клиренс

 

5700

2000

2200

3000

400

Масса 6000 килограммов
Грузоподъемность 1400 килограммов
Двигатель Дизельный турбонаддувный ЯМЗ-534, Cummins B
Максимальная скорость на шоссе 140 километров в час
Тип брони 3-й класс баллистической защиты
Колесная формула 4Х4
Преодолеваемые препятствия

Брод, глубина

Спуск-подъем

 

1.2 метра

45°

Экипаж

Пассажиры

2 человека

4-11 человек

На «Тигр» можно установить нарезную автоматическую пушку 2А72 (калибр 30 миллиметров), пулеметы «Корд» и «Печенег», автоматический гранатомет АГС-30.

Тигр (бронеавтомобиль) конструкция, технические характеристики, модификации

Успешные модификации

ГАЗовские конструкторы, выполняя требования заказчиков, разработали множество модификаций «Тигра». Среди них – бронеавтомобили для армии, гражданские вседорожники, авто для других силовых структур.

Успешные модификации «Тигра»:

  • ГАЗ-2330. Базовая версия вседорожника, на основе которой создаются армейские «Тигры».
  • ГАЗ-СП46 (кабриолет) используется в качестве парадного авто для высшего командования.
  • СТС ГАЗ-233014 – трехдверный бронеавтомобиль с защитой на основе арамидной нити.
  • СПМ-1 (ГАЗ-233034). Полицейский бронированный вседорожник, оперативно-служебная машина для работы в зоне военных действий.
  • «Абаим-Абанат». Вседорожник для штурмовых подразделений. Оснащается специальным трапом со щитами для проникновения на 2-3 этажи зданий. «Тигр» для проведения разградительно-заградительных операций.

Тигр (бронеавтомобиль) конструкция, технические характеристики, модификации

  • СБРМ. «Тигр» оснащен средствами наблюдения и пулеметом. Используется в качестве служебно-боевой машины разведки. Вседорожник бронирован в носовой части по пятому классу защиты, в боковых проекциях – по третьему. Аппаратура позволяет обнаруживать БПЛА, с помощью спутниковой навигации получать и передавать информации.
  • СПМ-2. Бронеавтомобиль 5 класса защиты. В крыше размещены люки для ведения огня из личного оружия. Берет десантную группу 7 человек.
  • П-265. «Тигр» этой модификации используется как полевая радиостанция.
  • СБМ ВПК-233136. Вседорожник для МВД РФ с усовершенствованными узлами, агрегатами и бронированным капотом.
  • МЗ-304 «Горец». Бронеавтомобиль оснащен минометом 2Б11 с возможностью наведения и стрельбы из «Тигра»
  • «Леер-2». Вседорожник предназначен для установки помех, ведения радиоэлектронной борьбы.
  • «Айболит». Санитарный вседорожник для эвакуации раненых и больных.
  • АСН 233115. «Тигр» для проведения спецопераций. Оснащен средствами для буксировки, имеет 1 класс баллистической защиты.
  • «Тигр-МД». Вседорожник создан для ВДВ, допускает парашютное десантирование.

Тигр (бронеавтомобиль) конструкция, технические характеристики, модификации

Модификации Яньцинь эксплуатируются в Китае, аналогом «Тигра» в Канаде является бронеавтомобиль Streit Group Falcon-APC.

Справка: конструкторы создали новый бронеавтомобиль «Атлет» того же класса, который может со временем заменить «Тигр».

Плюсы и минусы «Тигра»

По мнению эксплуатантов российского бронеавтомобиля, «Тигр» имеет следующие достоинства:

  • надежность и проходимость;
  • возможность оснащения разными видами вооружений и аппаратуры;
  • достаточная степень комфорта.

Российский вседорожник заслужил славу простой и надежной машины, несложной в эксплуатации и обслуживании. Скоростные характеристики «Тигра» лишь немногим уступают иностранным аналогам, но в боевых условиях и в отсутствии шоссе это значения не имеет.

Тигр (бронеавтомобиль) конструкция, технические характеристики, модификации

Недостатки «Тигра»:

  • отстает по уровню бронезащиты от аналогов, в том числе от арабского Nimr;
  • модульная, а не рамная конструкция для бронеавтомобилей признана более целесообразной.

Российские силовые структуры считают вседорожник «Тигр» слишком дорогим, что не позволяет закупать бронеавтомобили в достаточном количестве.

Бронеавтомобили «Тигр» спасли жизнь немалому числу людей, находящихся на опасной службе. Надежный ГАЗовский вседорожник не боится зноя и холода, способен одинаково хорошо выполнять свою работу в условиях Крайнего Севера и в пустынной местности. Многочисленные модификации позволяют силовым структурам выбрать вариант бронеавтомобиля, идеально подходящий для выполнения стоящих перед ними задач.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий