fbpx

Внедорожник ГАЗ-69

ГАЗ-69
Автомобиль ГАЗ-69. Базовая модель с двумя дверьми и восьмиместным кузовом с брезентовым верхом

Традиционно плохое состояние российских дорог стало одной из причин того, что в СССР были созданы отличные вездеходы. Некоторые из них использовались только в самых глухих уголках страны, однако, были и повсеместно распространенные машины повышенной проходимости. Едва ли не самым известным среди них был в первые послевоенные десятилетия ГАЗ 69. Этот автомобиль применялся в городе и в деревнях, в армии и «на гражданке», в пожарной и медицинской службе, увидеть его можно было на аэродромах и в пионерских лагерях. Освоив множество профессий, ГАЗ-69 вполне оправдывал присвоенное ему конструкторами название «Труженик», но в истории он остался под более легкомысленной кличкой «Козлик».

История создания

19 июня 1945 года в московском Кремле состоялся показ двух новых автомобилей, созданных на  Горьковском автомобильном заводе. Первым из них был широко известный впоследствии грузовик ГАЗ-51, вторым – не менее знаменитая «Победа», ГАЗ М-20. Рассказывая И.В. Сталину об этих машинах, главный конструктор ГАЗа Липгарт отметил, что вскоре будет закончена разработка еще одной новинки, которую он назвал просто «тягачом».  Как ни странно, эта короткая фраза Липгарта стала первым публичным упоминанием о будущем вездеходе ГАЗ-69.

В то время Красная армия была всё еще насыщена полученными по ленд-лизу различными американскими автомобилями, прежде всего, «Виллисами». Их постепенно заменяли на советский ГАЗ-67 — простую и надёжную машину, очень популярную в войсках. Но у этого первого горьковского джипа был очень серьезный недостаток, исправить который не позволила бы никакая модернизация: это был слишком маленький, недостаточно вместительный автомобиль.

Прототип ГАЗ-69
Один из прототипов ГАЗ-69 во время проведения заводских испытаний в 1948 году

Поэтому еще в 1944 году, когда массовое производство ГАЗ-67 только началось, один из конструкторов, принимавших участие в его создании, Г.М. Вассерман, приступил к проектированию более крупного по размерам и более совершенного автомобиля.

Когда Липгарт докладывал о «тягаче» Сталину, общее представление о будущем ГАЗ-69 уже сложилось. Следует отметить, что при создании всех новых моделей конструкторы ГАЗа стремились сделать их как можно более унифицированными. Это намного облегчало и «доводку» машин, и организацию серийного производства, и последующую эксплуатацию. Основным «ориентиром» при разработке ГАЗ-69 была «Победа», в то же время этот джип имеет немало общего и с другими послевоенными горьковскими автомобилями, например, грузовиками ГАЗ-51 и ГАЗ-63.

От ГАЗ-67 новый вездеход унаследовал разве только насмешливые прозвища – «Козлик» и «Бобик». Такой отказ от использования накопленного опыта и проверенных в деле элементов конструкции может показаться странным, но объясняется довольно просто: первый советский джип тоже был унифицированным, но с довоенными автомобилями, которые к 1945 году уже устарели и не выпускались. Дальнейшее производство соответствующих агрегатов и комплектующих не планировалось, а это означало, что от ГАЗ-67 в ближайшие годы неизбежно придется отказаться.

В октябре 1947 года был изготовлен первый опытный экземпляр нового авто. На его борту была нанесена надпись «Труженик»  —  конструкторы полагали, что в дальнейшем это и будет официальным названием машины, но этого не случилось. Новинке был присвоен заводской индекс ГАЗ-69-76, а в армии использовалось обозначение АТК-Л, что расшифровывалось как «артиллерийский тягач колесный легкий».

ГАЗ-69 с прицепом
ГАЗ-59 буксирует прицеп по шоссе

Заводские испытания машины проводились с прицепом, который по своему весу примерно совпадал с 82-миллиметровым  минометом, ведь в армии автомобилю предстояло разъезжать именно с такой нагрузкой или, как вариант, с легкой противотанковой пушкой. В 1949 прототипы нового джипа, а их тогда было изготовлено не менее трёх, принимали участие в пробеге грузовиков ЗиС-151 и ГАЗ-63 в качестве вспомогательных машин.

В следующем году новый джип сравнили со старым – ГАЗ-69 и ГАЗ-67Б состязались как на шоссе, так и в условиях бездорожья. Эта проверка показала, что перспективная машина  расходует намного меньше топлива при заметно большей собственной массе, в то время как по проходимости старый автомобиль несколько лучше. Военные полагали, что для ГАЗ 69 не требуются технические характеристики, позволяющие разъезжать на нём непосредственно на передовой, поэтому посчитали его вездеходные качества вполне достаточными.

Казалось бы, сложились все предпосылки для того, чтобы начинать серийный выпуск, однако, в работу ГАЗа неожиданно вмешалась политика: в стране развернулась кампания по борьбе с «космополитизмом», в рамках которой был уволен главный конструктор завода Липгарт, а также много других высококвалифицированных инженеров. В результате на конвейере ГАЗ-69 появился лишь в августе 1953 года.

ГАЗ-69А
ГАЗ-69А – автомобиль с четырёхдверным пятиместным кузовом

К этому моменту машина несколько преобразилась. Стремясь выполнить требования военных заказчиков, конструкторы увеличили мощность двигателя до 55 лошадиных сил, что позволило увеличить максимальную скорость и массу автомобиля. Кроме того, был разработан пятидверный вариант джипа под обозначением ГАЗ-69-77, более известный как ГАЗ 69А. В то же время увеличить клиренс вездехода так и не удалось, что не вполне отвечало первоначальному техническому заданию.

Вскоре после перехода к серийному производству стало понятно, что потребность в новом внедорожнике чрезвычайно высока. Кроме того, интерес к автомобилю проявляли и за рубежом. Между тем Горьковский автомобильный завод не мог существенно нарастить выпуск ГАЗ-69, поскольку и без того был загружен массовыми заказами. В итоге было принято решение о переносе производства нового джипа на Ульяновский автомобильный завод. Речь при этом шла не только о передаче технической документации, но и об откомандировании в Ульяновск целого конструкторского коллектива.

Первые шесть автомобилей под новым обозначением УАЗ-69 были изготовлены уже к концу 1954, но это еще была «отверточная сборка». Наладить серийное производство из собственных комплектующих, на УАЗе сумели спустя два года. Надо сказать, что машину по-прежнему в основном именовали «газиком» или ГАЗ-69, игнорируя надпись на капоте.

Последние такие автомобили сошли с конвейера в 1973 году. За 20 лет серийного производства в конструкцию машины неоднократно вносили изменения. В частности, улучшились характеристики тормозов, был заменен передний мост, усилилась подвеска. На базе ГАЗ-69 было создано немало специализированных автомобилей, которые успешно решали как военные, так и мирные задачи.

ГАЗ-69-68
ГАЗ-69-68 – последняя серийная модификация внедорожника. Изменения были в основном «внутренними», однако видно, что брезентовый верх машины доработан

Описание конструкции

ГАЗ-69 представляет собой полноприводный автомобиль повышенной проходимости, построенный на прочной несущей раме. Его конструкция не отличается значительной сложностью, однако, эта машина всё-таки намного более совершенна, чем максимально упрощенные джипы военных лет.

Дизайн

На первый взгляд, ГАЗ-69 может показаться прямым наследником более старого джипа — ГАЗ-67. Сходство усиливается, если снять с машины брезентовый верх. В действительности Б.Н. Панкратов, конструктор Горьковского автомобильного завода, отвечавший за дизайн автомобиля, опирался на другие образцы. Сегодня это не так очевидно, а в 50-е годы большинство людей отмечали, что ГАЗ-69 выглядит во многом как уменьшенная версия грузовика ГАЗ-63. Вид спереди в этом отношении наиболее характерен.

Кузов

Внедорожник ГАЗ-69 серийно выпускался с двумя существенно отличавшимися между собой типами кузовов. Первый из них, носивший индекс 76, был оборудован двумя дверьми. Спереди, на креслах, размещались водитель и один из пассажиров, а еще шесть человек можно было перевозить  на продольно расположенных лавках, находившихся на грузовой платформе, заканчивавшейся откидным задним бортом.

Кузов  модели 77, использовавшийся для производства автомобилей ГАЗ-69А, оборудовался четырьмя дверьми и был рассчитан на перевозку пяти человек, из которых трое размещались на заднем поперечном сиденье, намного более удобном, чем лавка. Кроме того, имеется багажник для перевозки грузов. Такие вездеходы назывались или командирскими, или «сельскохозяйственными»: их часто использовали председатели колхозов.

Командирский ГАЗ-69
«Парадный» командирский ГАЗ-69 с символикой воздушно-десантных войск

Оба вида кузова – открытые. Для защиты от дождя или холода использовался съёмный брезентовый тент. Устанавливался он на специальном каркасе, изготовленном из металла, а в качестве опоры использовалась рамка ветрового стекла. Тент дополнялся накладками из брезента, которые прикреплялись к верхней части дверей и были снабжены окошками (их могло быть два или четыре).

Во время поездки ветровое стекло можно было приоткрыть вперёд и вверх (таким же образом, как на ГАЗ-63) или полностью откинуть на капот. Последнее допускалось только при сложенном тенте. Система отопления по своим характеристикам и принципу действия совпадает с теми, которые устанавливались на послевоенных горьковских грузовиках: нижняя часть салона прогревается только во время движения, на стоянках горячий воздух подается лишь на внутреннюю сторону ветрового стекла.

Двигатель

Силовая установка ГАЗ-69 представляет собой несколько модифицированный мотор от легкового автомобиля «Победа» с рабочим объемом в 2,12 литра, отличающийся от базового образца, прежде всего, несколько увеличенной мощностью (с 50 до 55 лошадиных сил). Этот двигатель, получивший одинаковое с самой машиной обозначение — ГАЗ-20, был далеко не таким прожорливым, как тот, что использовался на старом ГАЗ-67, при этом успешно разгонял машину на шоссе до 90 км/ч.

Экономичность была «куплена» за счет снижения максимального крутящего момента. Поэтому автомобиль пришлось оборудовать двухступенчатым демультипликатором. В качестве топлива использовался бензин с октановым числом 66 – такой же, как и на горьковских грузовиках.

Двигатель ГАЗ-69
Двигатель автомобиля ГАЗ-69

Двигатель оборудован системой предпускового подогрева, практически такой же, как на грузовом вездеходе ГАЗ-63 – подразумевалось использование паяльной лампы, вставленной в жаровую трубу, вход  в которую был расположен в левом переднем крыле. Струя пламени разогревала находившийся под капотом котел, температура охлаждающей жидкости повышалась, и мотор можно было сравнительно легко запустить.

Рулевое управление и тормоза

Управлять автомобилем ГАЗ-69 намного проще, чем его «предшественником», джипом ГАЗ-67. Причиной этого стало использование рулевого механизма, который ранее устанавливался на «Победе». Его передаточное число составляло в среднем 18,2. Тяги размещены спереди от моста и имеют трубчатую конструкцию. Рулевое колесо, расположенное слева от продольной оси машины, сделано из пластмассы, закрепленной на металлическом каркасе, и имеет три спицы.

Стояночный тормоз – барабанный, при его демонтаже можно не разбирать ступицы. Ножные тормоза сделаны с гидравлическим приводом, все четыре колеса машины оснащены колодками.

Чертеж

Чтобы самостоятельно изучить конструкцию и компоновку автомобиля ГАЗ-69, следует воспользоваться чертежами.

Чертеж ГАЗ-69
Чертеж базовой модели ГАЗ-69 с восьмиместным кузовом

Ходовая часть, трансмиссия и шины

Несущим элементом ГАЗ-69 является рама, состоящая из двух закрытых лонжеронов, соединенных шестью поперечинами. Она изготовлена из листовой стали методом штамповки. Основные элементы подвески автомобиля – четыре рессоры, имеющие форму половины эллипса и расположенные продольно. Каждая из них дополнена гидравлическим амортизатором, работающим как на сжатие, так и на отбой.

Главной  частью трансмиссии ГАЗ-69 является трёхступенчатая механическая коробка переключения передач. По своей конструкции она совпадает с МКПП автомобиля «Победа», однако, передаточные числа отличаются:

  1. Первая ступень – 3,115;
  2. Вторая ступень – 1,772;
  3. Третья ступень – 1;
  4. Задняя передача – 3,378;

МКПП дополнена раздаточной коробкой с передаточными числами 1,15 и 2,78. Использование низшей ступени допускается лишь при включенном переднем мосте.

ГАЗ-69 имеет три карданных вала – передний, задний и промежуточный. Все они используют игольчатые подшипники.

Картеры переднего и заднего мостов по своей конструкции одинаковы. Они состоят из двух частей – собственно картера и крышки. Аналогичным образом устроены мосты грузовика ГАЗ-63. Поскольку передние колеса поворачиваются рулем, они оборудованы шарнирами равных угловых скоростей и шаровыми опорами.

Колесо ГАЗ-69
При выполнении тюнинга на ГАЗ-69 можно установить и современные колёса

Колёсные диски – стальные, изготовлены методом штамповки, обод глубокий. Шины снабжены грунтозацепами для увеличения проходимости. Размер покрышек – 6.5-16’’.

Технические характеристики

Вес машины 1,525 тонны
Грузоподъемность 650 кг
Колёсная база 2,3 м
Длина машины 3,85 м
Высота 2,03 м
Ширина 1,75 м
Клиренс 0,21 м
Ширина передней и задней колеи 1,44 м
Максимальная скорость по шоссе 90 км/ч без прицепа, до 80 км/ч с прицепом
Запас горючего 48 + 27 литров в основном и дополнительном баках

Приведены данные для основной модификации. ГАЗ-69А отличался несколько меньшей высотой – 1,92 м. Кроме того, он был оборудован не  двумя баками, а одним емкостью в 60 литров. Для ГАЗ 69 расход топлива на 100 км составляет около 11 литров (при поездке без прицепа).

Модификации

Модель автомобиля на базе ГАЗ-69
Современная модель автомобиля скорой ветеринарной помощи на базе ГАЗ-69. Настоящие машины до наших дней не сохранились или находятся в неприглядном состоянии

Помимо исходных ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, производились следующие основные варианты полноприводного автомобиля:

  1. ГАЗ-69Э. Отличался благодаря наличию экранировки, предотвращающей создание помех в радиодиапазоне во время работы системы зажигания, стартера и прочего электрического оборудования;
  2. ГАЗ-69М. Оборудовался мотором, работавшим на бензине с октановым числом 72, объем цилиндров – 2,432 литра. Представляет собой экспортную модификацию восьмиместного внедорожника с двумя дверьми и откидным задним бортом. По расходу горючего сопоставим с исходной моделью;
  3. ГАЗ-69МЭ. То же, что и ГАЗ-69М, но с экранировкой;
  4. ГАЗ-69-68 – одна из последних модификаций с измененной трансмиссией и ходовой частью. Производилась с 1968 года. Имелись также экспортные варианты ГАЗ-69-68М и ГАЗ-69-68МЭ – второй с экранировкой;
  5. ГАЗ-69-68МТЭ – «тропическое» экспортное исполнение восьмиместного внедорожника;
  6. ГАЗ-69А-68 – последняя модификация внедорожника с пятиместным кузовом, изменения в конструкции аналогичны ГАЗ-69-68.

Кроме того, на базе этой машины были созданы многочисленные специальные автомобили.

Перечень лишь некоторых из них:

  1. ПМГ-20, ПМГ-29 и АШП-4 – автомобили для пожарных. АШП-4 – штабной вариант;
  2. ГАЗ-69 ЛСД – медицинский фургон;
  3. СВП-69М – машина для оказания скорой ветеринарной помощи;
  4. ГАЗ-69РХ – автомобиль для химической и радиационной разведки;
  5. 2П26 – мобильная установка для запуска противотанковых ракет (комплекс «Шмель»);
  6. ГАЗ-69С – снегоход с особыми гусеницами;
  7. ГАЗ-46А – плавающий автомобиль-амфибия.
Милицейский ГАЗ-69П
Восстановленный милицейский ГАЗ-69П в классической желто-синей раскраске

Особого внимания заслуживает милицейский «газик» — ГАЗ-69П. Эта модификация делалась на основе восьмиместного ГАЗ-69 в ремонтных мастерских. Позади от водителя устанавливалась прочная металлическая перегородка с маленьким окном, забранным решеткой. Вместо брезентового тента установлена постоянная металлическая крыша. Делали её, что интересно, на предприятиях, где в качестве основного рабочего контингента использовались заключенные.

Ветровое стекло у ГАЗ-69П не откидывается, оно жестко закреплено и является частью постоянного закрытого верха. Оборудование машины дополнено проблесковым маячком и громкоговорителем. «Фирменная» желтая окраска, хотя и была общепринятой, но никакими официальными стандартами не оговаривалась, равно как и синяя полоса с надписью «Милиция».

Применение в боевых условиях

В Советской армии ГАЗ-69 использовался очень широко, однако, информации о его участии в реальных военных конфликтах сравнительно немного. Известно, в частности, что эти машины использовались командным составом советских воздушно-десантных войск при подавлении мятежа в Венгрии в 1956 году. Нет никаких сомнений и в том, что ГАЗ-69 были в Чехословакии в 1968.

Ко времени начала войны в Афганистане ГАЗ-69 в армии успели в основном заменить на более современные внедорожники УАЗ-469.

Наиболее же яркой страницей военной части биографии автомобиля ГАЗ-69 является, видимо, его участие в арабо-израильском конфликте в качестве истребителя танков. Первое применение соответствующей модификации 2П26 было отмечено еще в ходе Шестидневной войны, когда ракетами «Шмель», выпущенными из установки, смонтированной на советском джипе, удалось уничтожить до 10 израильских танков.

2П26 на базе ГАЗ-69
2П26 — противотанковые установки на базе ГАЗ-69. Вооружение — 4 ракеты «Шмель»

Во второй раз 2П26 отличился во время «Войны Судного дня» в 1973 году. По количеству пораженных бронецелей соперничать с этим переоборудованным автомобилем ГАЗ-69 тогда мог только пехотный ПТРК «Малютка».

Часть машин 2П26 была захвачена армией Израиля и применялась впоследствии, вплоть до двадцать первого века.

Плюсы и минусы

Основными преимуществами автомобиля ГАЗ-69 являются его неприхотливость, выносливость и отличная проходимость.

Кроме того, он обладает и другими достоинствами:

  1. Простота конструкции и её совместимость по комплектующим с другими горьковскими автомобилями;
  2. Намного более удобный и комфортабельный салон, по сравнению с ГАЗ-67;
  3. Универсальность использования, возможности для создания различных вариантов практически ничем не ограничены;
  4. Допускается оборудование машины дизелем вместо бензинового мотора. Это, конечно, относится уже к тюнингу, однако, само наличие такой возможности – немалый плюс.

Из минусов можно отметить примитивность брезентового верха кузова, жесткую подвеску, плохую шумоизоляцию салона, и явно недостаточную по современным меркам мощность двигателя. Как нетрудно заметить, все эти минусы обусловлены либо самой концепцией машины, либо временем её создания.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них