Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Халифат: история создания

В июне 2014 года одним из лидеров «Исламского государства» Абу Бакром аль-Багдади было заявлено об образовании общемирового халифата со столицей в сирийской Ракке. Так было провозглашено государство, ранее в истории именуемое как халифат. Уже через два года этот город оказался в окружении, а супротив самого ИГ выступили самые крупные мировые государства. Какую же роль играл ИГ ранее, а какую сегодня?

Халифат ИГ вчера и сегодня

Солдаты ИГИЛ

ИГ начал свое формирование на сирийской и иракской территории в 2013 году, а в 2014 году боевиками ИГ уже контролировались 35% сирийской территории и большинство ее нефтегазовых залежей. Всеобщая территория, контролируемая группировкой, доходила до 90 тысяч кв. км, но к 2016 году группировкой было потеряно приблизительно 22% всех территорий. В ИГ насчитывалось приблизительно 33 тысячи наемников. В декабре 2015 года сообщалось о примерно 2 000 российских граждан, которые сражаются за халифат. Что же такое государственный халифат?

История Халифата: образование халифата

Из всех основных общемировых религий самой молодой приходится собственно ислам. Зарождение ее затрагивает VII век и связано с пророком Мухаммедом, который исповедовал единобожие. Таким образом, в Хаджизе — это Западная Аравия — была основана единоверная община. Последующие покорения аравийских территорий представителей иракских и иранских мусульман, а также прочих держав определили появление могущественного азиатского государства Арабский халифат. В него вошли многие покоренные тогда земли.

Халифат: что это такое

Наименование «халифат» в арабском переводе обладает двумя значениями. Это как название тогдашнего великого государства, основанного последователями пророка после отхода его в мир иной, так и наименование верховного правителя, во власти которого были все государства халифата.

Время бытия этого гособразования было отмечено значительной степенью в развитии научных и культурных областей, а также исламского Золотого века в 632–1258 годах. Вслед за смертью Мухаммеда в истории халифата были три главных периода.

Арабы в пустыне

Конфессиональные споры и завоевания новых территорий

Появление халифата спровоцировали дебаты о преемнике Мухаммеда после его кончины. В результате повелителем и конфессиональным лидером стал близкий друг пророка — Абу Бакра ас-Саддика. Он приступил к своему правлению,  развязав военные действия против вероотступнического движения, члены которого отошли от учений Мухаммеда и стали приверженцами лжепророка Мусайлимы. Все их сорокатысячное войско было разбито в сражении при Аркабе.

Следующие за Абу Бакром халифы-праведники продолжали покорения народов и расширяли территории. Последним был Али ибн Абу Талиб, ставший жертвой восставших хариджитов. На этом закончилась выборность правителей, поскольку овладевший властью халиф Муавия I поставил своего преемника – сына. Это установило в государстве наследственную монархию ― Омейядский халифат.

Новая империя, второй халифат

Этот исторический период в арабском мире связан с династией Омейядов, представителем которой был и Муавия I. Сын, унаследовав всю полноту власти, еще более расширил границы халифата. Он захватил многие страны, такие как Афганистан, Северную Индию, Кавказ, а также части Франции и Испании.

Картина времен халифата Омейядов

И только лишь византийскому императору Льву Исавру и болгарскому хану Тервелу удалось его приостановить и закончить предел территориальных экспансий. Европа свое спасение от арабских захватчиков приписывает военачальнику того периода Карлу Мартелю. Армия франков под его командованием наголову разгромила войска завоевателей в прославленной битве при Пуатье.

Переход от воинствующего сознания на мирное

Началу периода Омейядского халифата, свойственно то, что положение арабов на захваченных ими же территориях было очень сложным. Их бытие напоминало обстановку военного лагеря, который находится в состоянии постоянной боеготовности. Это произошло из-за чрезвычайно религиозного рвения одного из правителей той поры Умара I. Из-за него ислам стали называть воинствующей церковью.

Арабский халифат породил бесчисленные группы воинов-профессионалов. Это были люди, единственной деятельностью которых было участие в завоевательных походах. Для того, чтобы мышление этих воинов не могло перестроиться на мирную стезю, им запрещалось владеть землей и вести оседлый образ жизни. В конце правления этой династии все изменилось. Запреты были отменены, и многие ветераны стали владеть землей, отдав свое предпочтение мирному жизнеустройству.

Возникновение халифата Аббасидов

Арабы Аббасидского халифата

Свое величие вместе с культурным расцветом и наибольшей славой в истории империя обрела именно в Аббасидском халифате. Даже в настоящее время о нем знает большая часть мусульман. Любые воспоминания о той поре укрепляют их дух. Аббасиды были династией правителей, которые подарили народу множество выдающихся государственных деятелей. Они были и полководцами, и финансистами, и истинными ценителями многих видов искусства, которыми гордилась не только сама империя.

Аббасиды ликвидировали всех Омейядитов, однако избежавший преследования внук Хишама – Абд ар-Рахман ибн Муавия образовал в Испании Кордовский халифат.

Халифы — покровители ученых и поэтов

Принято считать, что арабский халифат Харуна ар Рашида — одного из самых ярких правителей своей династии — добился наивысшего расцвета. Харун ар Рашид был известным покровителем ученых, литераторов и поэтов. Тем не менее, отдав себя целиком для духовного развития руководимого им государства, халифа проявил  плохие администраторские, а тем более полководческие качества. Собственно его образом увековечено собрание «Тысячи и одной ночи».

Арабские ученые

Торговые связи и развитие торговли

Арабские покорения стран поспособствовали развитию торговых взаимоотношений, а также распространению мусульманского государственного образования. На огромных восточных и европейских территориях воссоздавались и упрочивались торговые направления, образованные еще в античные времена. По ним перемещалось множество торговых караванов с самыми разнообразными видами грузов и товаров. Пик расцвета торговли приходился на IX–XII века.

Торговые лавки европейских государств наполнялись пряностями, экзотическими фруктами, восточными сладостями, изделиями арабского ремесленничества, драгоценными камнями и золотыми украшениями. Вследствие развития ремесленничества и торговых отношений множество государств, находящихся в составе Арабского халифата, испытывали подъем. При помощи трансарабских торговых связей появлялись все новые и новые города.

Кроме того, вся эта деятельность способствовала улучшению жизни самих арабов, которые являлись устроителями торговли на верблюжьих караванах по территории пустынь. Вследствие торговых направлений через старинную Мекку, она превратилась в крупнейший торгово-ремесленнический центр. Карта халифата той поры обзавелась многими новыми торговыми центрами, а прославленные восточные базары становились воплощенными легендами.

Карта арабских государств

Распад халифата

Со второй половины IX века, вслед за смертью Харуна ар Рашида, политическая жизнь халифата обозначилась процессами, которые в результате произвели к его распаду. Так еще в 833 году находившимся тогда при власти правителем Мутасимом была сформирована преторианская тюркская гвардия. С течением времени она превратилась в настолько мощную политическую силу, что правители-халифы попадали в зависимое от нее положение и почти утрачивали свои права на самостоятельность в принятии решений.

Именно в тот же самый период началось возрастание национального самосознания у зависимых от халифата персидских граждан. Это стало основанием для их сепаратистских воззрений, что вылилось в дальнейшем в отсоединение иранской части халифата. Всеобщему распаду халифата послужил быстрый темп отъединения от него на западе египетских и сирийских государственных образований. Ослабленная централизованная власть не могла уже противостоять многим заявлениям своих претензий на независимость, в свое время контролируемых ею территорий.

Увеличение религиозного натиска

Потеряв свою былую власть, халифами была предпринята попытка отыскать содействие от правоверных духовных лидеров, чтоб использовать их влияние на население. Правителями, начиная с Аль-Мутаваккиля (847 год), своими главными политическими линиями избиралась борьба с любыми вольнодумными замыслами.

Мусульманские фанатики

Государство, ослабленное тем, что произошел подрыв авторитета властных структур, приступило к активной фазе религиозного гонения философской и иных научных областей, не осталась без внимания и математика. Государство с постоянной неуклонностью облачалось пучиной обскурантизма. Арабский халифат с его распадом явился наглядным образчиком того, в какой мере благодетельно воздействие науки во взаимодействии со свободой мышления на формирование государственности, и в какой степени пагубно это повлияло на их травлю и гонение.

Кордовский халифат

В 711–718 годах Пиренейский полуостров в большинстве своем был завоеван полчищами арабского халифата. Образовалась и столица только что сформированной провинции аль-Андалус с наименованием Кордова. Позже уже в 755 году аль-Андалус была отделена от Арабского халифата, после чего оказалась первым самостоятельным эмиратом. Исторически сложилось так, что это государство приобрело название по имени своей столицы – Кордовский эмират (755-1031). Этот период характеризуется самыми яркими историческими страницами Кордовы.

Кордова оказалась маленьким отражением всего государства. Доминирующим положением в нем обладали мусульманские граждане. Самой привилегированной и богатой их частью были естественно арабы, из которых и сформировалась чиновническая, офицерская и придворная элита. Первоначально маленькой, но с течением времени интенсивно увеличивавшейся группой народонаселения являлись берберы, которые были и тогда и сейчас кочевым североафриканским народом. Они, как правило, пребывали на службе в качестве солдат или мелких чиновников.

Карта Кордовского халифата

Преимущества, с которыми столкнулась большая часть местных жителей, и которые предоставляло новое верование, поставили их перед необходимостью принять ислам. В особенности с удовольствием переходило в ислам аристократическое сообщество, которое при таком раскладе могло сохранять свои высокие положения. Мусульмане здешнего происхождения получали название мувалладады или мулады. Причем местных там была большая часть.

В противоположность к европейским, андалусские мусульманские знатные и чиновничьи верхушки предпочитали проживать не в пригородных поместьях, а на территории крупных городов, например, в Кордове. Тут они тратили немалые суммы денег на роскошную жизнь. Это предоставляло работу местному ремесленничеству, а также многим творческим людям. Культурное развитие жизни в Кордове вследствие этого находилось в необыкновенно оживленном состоянии, а внешние городское обличье поражало всех гостей своими красотами.

Невзирая на доминирующее положение, мусульманские граждане были вполне снисходительны с прочими религиозным группам. Иноверцы обязаны были уплачивать дополнительные налоги джизьи, и не имели права быть на государственных должностях. Однако в прочей своей деятельности были всецело свободными в выборе своего вероисповедания, они могли свободно отправлять любые религиозные обряды. При таком мягком отношении, все религиозные общины жили в добром согласии.

Воины Кордовского халифата

Перевод к исламу происходил не под натиском местной власти, а из-за социальных преимуществ этого вероисповедания и привлекательности арабского образа проживания. Немногие христианские граждане, сохранившие свое вероисповедание, получили название мосарабы (от измененного арабского мустаараб – «приравнивавшиеся арабам») за усвоение многих восточных обычаев. Старшее поколение часто жаловалось на то, что христианская молодежь умела высказываться по-арабски с высшим уровнем изящности и сочиняла стихотворения на их языке  более красиво и искусно, чем само арабское население.

Кордовский халифат к тому же населяло множество евреев, поскольку это была единственная европейская страна, в которой они не преследовались за свое вероисповедание.

Наивысший расцвет Кордовский халифат достиг как империя при правлении Абд ар-Рахмана III ан-Насира, а также одного из его сыновей аль-Хакама II.

Крах периода правления арабских халифатов

Уже к X веку количество полководцев тюркского происхождения, а также месопотамских эмиров, до такой степени увеличилось, что от ранее могущественных аббасидских халифов не осталось ничего. Они стали превратившимися мелкими багдадскими князьками, одной-единственной гордостью которых осталась лишь память о том, какая у них была империя.

Дошло даже до того, что поднявшаяся западно-персидская буидская династия шиитского происхождения, собрала достаточное количество войск, с помощью которых был захвачен Багдад. Этой династией велось фактическое правление в течение сотни лет,  при том, что номинальным властителем все еще оставалась аббасидская династия. Больше унизить их гордость было невозможно.

Однако уже в 1036 году для всего азиатского региона наступили чрезвычайно тяжелые времена. Турки-сельджуки начали беспрецедентные тогда захватнические походы, которые послужили основанием для истребления арабского населения во множестве стран мусульманского цивилизованного мира, а к 1055 году ими были выбиты и изгнаны из Багдада правившие тогда Буиды. Таким образом, установилось полное господство турок-сельджуков.

Турецкая армия

Тем не менее, и их господству однажды наступил конец. Так в самом начале XIII столетия по всей территории когда-то могущественного арабского халифата прошлись бесчисленные полчища захватчиков под командованием Чингисхана. Монгольские захватчики бесповоротно ликвидировали все былые достижения восточной культуры за предыдущие столетия. Арабский халифат с его распадом до нынешней поры остался всего лишь страницей в учебниках истории.