Ракеты ФАУ

Ракета ФАУ: принципиально новый вид оружия, сконструированный в нацистской германии. Толчок в промышленном развитии и науке. Эта ракета стала первой, вышедшей в космическое пространство, с нее и началось освоение космоса.

В этой статье вы узнаете об истории этого вида оружия, его предназначении и эффективности. Мы расскажем, как было устроено это мега-оружие Третьего рейха, и какие надежды возлагало на него командование нацистской германии.

История создания ракеты ФАУ

Разработка баллистических ракет на жидком горючем берет свое начало в Германии, в 1926 году. Люди, увлекавшиеся конструированием ракет и изучением других планет, основали «Общество космических полетов». В скором времени в него вступил молодой человек по имени Вернер Фон Браун — будущий создатель ракет ФАУ.

Ракеты на твердом топливе как вид оружия применялись в кровопролитной Первой мировой войне — это ракеты Ле-Прие, что устанавливались на самолетах и предназначались для уничтожения немецких наблюдательных баллонов.

"Ньюпор-16"
Один из первых истребителей-ракетоносцев «Ньюпор-16». Никакого другого оружия, кроме ракет Ле-Прие, на нем не установлено
Немецкий наблюдательный баллон
Немецкий наблюдательный баллон времен Первой мировой войны

Но Германия, по условиям версальского договора, не могла разрабатывать ракеты подобного типа. Однако в документах Версальского мира не описан запрет на конструирование ракет с двигателем, использующим не твердое, а жидкое топливо. Именно этой лазейкой и решило воспользоваться немецкое командование.

В 1929 году правительство Германии дало ВПК задачу — найти возможность применения реактивных снарядов на жидком топливе как оружия, а уже в 1932 году состоялись первые испытания прототипов ракет.

К тому времени Общество Космических полетов, а именно Вернер Фон Браун создал рабочий экспериментальный прототип, представленный полковнику Вальтеру Дорнбергеру. Несмотря на то, что возможности применения прототипа были крайне малы, он заинтересовал полковника, и тот предложил молодому конструктору работать под началом военных.

Фон Браун, как и подавляющее большинство его коллег по обществу, приняли это предложение, и в декабре 1934 года был представлен прототип ракеты А-2, работавшей на жидком кислороде и этаноле.

Несмотря на нестабильность данного вида топлива и наличие вариантов более качественных топливных смесей, выбор был остановлен на этаноле, как на дешевом и массовом продукте.

ФАУ 2 на пусковой позиции
Ракета ФАУ 2 на пусковой позиции. Помимо стандартных ракет наземного базирования разрабатывались ракеты имевшие возможность размещения на кораблях ВМФ и на тяжелых бомбардировщиках

А-2 была успешно испытана, и вскоре команда Фон Брауна приступила к созданию ракет А-3 и А-4, ставших прототипами ФАУ-1 и ФАУ-2.

Окончательное создание А-4 — ракеты, которая впоследствии и стала базой для разработки ФАУ 2, завершено в 1941 году.

Запуски ФАУ 2 проводились вплоть до декабря 1942 года, однако, после этого прекращены по экономическим соображениям.

Принцип действия ракеты

ФАУ 1 — первая крылатая ракета, запущенная в серийное производство. Запускалась с земли при помощи специального пускового механизма. Стартовав, ракета летела на маршевом двигателе. Если запас топлива в двигательном отсеке полностью расходовался, маршевый двигатель отключался, и ракета пикировала к цели.

ФАУ 2 имела несколько иной принцип действия. Дело в том, что FAU 2 была первой в мире ракетой, которая совершила полет на высоте 188 километров, почти вышла в космическое пространство. После запуска  ракета выходила на полетную высоту, и на этих эшелонах проходила большую часть пути. После достижения нужных координат, ФАУ 2 направлялась к земле и поражала свою цель.

Управлялась ФАУ системой специализированных устройств.

Достоинства и недостатки таких ракет

ФАУ 2 стала супероружием Третьего рейха. Основным достоинством было то, что данные ракеты обогнали свое время, и противники гитлеровской германии не имели эффективных средств уничтожения такого класса оружия.

В любой армии самым дорогим ресурсом являются кадровые военные, имеющие сложные специальности. Летчики являются таковыми. А каждый вылет на бомбардировку цели на вражеской территории — это неизбежный риск потерять пилота и его машину.

В случае применения семейства ФАУ, этот риск сводился к нулю. Ведь боеприпас все равно одноразовый, не требующий регулярного ремонта, обслуживания и содержания экипажа. Кроме того, новое оружие было гораздо сложнее обнаружить и впоследствии перехватить.

Нельзя исключать и такой важный момент, как психологический фактор. Применение против британцев нового сверхоружия Третьего рейха —  ракеты ФАУ.

Не смотря на то, что ракеты действительно обогнали свое время они, как и любое, даже самое современное оружие, не были лишены недостатков.

Например, ФАУ 1 имела один основной недостаток. Дело в том, что двигалась она на маршевом двигателе далеко не весь полет. Это создавало довольно существенные проблемы для применения такого типа оружия.

В основном ракетоносители ФАУ применялись против Британцев, и они вскоре задействовали для их обнаружение огромное количество РЛС, постов наблюдения и прочих систем противоракетной обороны.

После того как ФАУ 1 была обнаружена, на ее перехват поднимали эскадрилью истребителей или задействовали системы ПВО.

Летчики королевских ВВС использовали достаточно интересный трюк: они подлетали к ракете и подталкивали в сторону крылом или «сдували» в сторону воздушным потоком своего винта.

Во втором случае ФАУ могла быть сбита системами ПВО, как и обычный самолет.

ФАУ 2 имели недостаток, из которого вытекали еще два. Оружие это было весьма дорогим, а эффективность и точность используемых систем управления ФАУ 2 — довольно низкой.

Отсеки ракеты ФАУ 1
На этой фотографии можно увидеть отсеки ракеты ФАУ 1 и убедиться в ее простоте строения. Немецкие инженеры сумели создать дешевое и достаточно эффективное оружие для борьбы с противником на большом расстоянии

Поэтому уничтожать цели ракетами данного типа было просто не выгодно, их производство была сравнима по стоимости с выпуском всей бронетехники Третьего рейха в 1940 году.

Конструкция ракет ФАУ 1 и ФАУ 2

Фау 1 по конструкции была очень простой и дешевой в производстве. Фюзеляж имел сигарообразную форму, изготавливался при помощи сварки из обыкновенных листов стали.

Устройство ФАУ 1
Конструкция ФАУ 1:
1. Компас. 2. Нижний детонатор. 3. Детонатор. 4. Боеголовка. 5. Крыло. 6. Топливные баки. 7. Баллоны со сжатым воздухом. 8. Счётчик пройденных километров. 9. Регулятор подачи топлива. 10. Автопилот гироскопа

В середине корпуса находились крылья. Позади крыльев, на специальной стойке, располагался пульсирующий воздушно-реактивный двигатель. Конструкция двигателя тоже простая. Он состоял из сопла и камеры сгорания, сопло имело меньший диаметр, чем камера. Основными плюсами этого двигателя были простота конструкции и невысокая цена.

Для запуска была необходима начальная скорость в районе 240 километров в час. Для этого применялись специализированные стартовые катапульты и разгонные установки.

Электронная «начинка» ФАУ 1 — это три гироскопа и датчик высоты. Один — главный и два дополнительных гироскопа обеспечивали отличную стабилизацию в полете.

Управление рулевым устройством осуществлялось с использованием воздуха высокого давления. Дальность полета измерялась при помощи простейшего механического счетчика, снабженного лопастями, которые вращались при помощи встречного потока воздуха. После достижения нужного количества километров на счетчике, рулевое устройство вводило ракету в пике, и ракета поражала цель.

Схема ФАУ 2
На данной схеме хорошо видно внутреннее строение ФАУ 2, особенно видны баки с топливом, камера двигателя и управляющий модуль

ФАУ 2 обладала более сложной конструкцией. Форма корпуса ракеты осталась такой же веретенообразной. У основания корпуса были добавлены 4 стабилизатора.

ФАУ 2 оснащалось жидкотопливным двигателем. В качестве топлива применялся этиловый спирт, а в качестве окислительного элемента — жидкий кислород.

Весь корпус ракеты разделялся на четыре отсека: приборный, боевой, топливный и хвостовой.

В боевой части ракеты содержался аммотол, взрыватель был контактным.

В центральной части находился отсек с горючим, а ниже его были установлены двигатель и два турбонасоса. Ниже боевого отсека находился отсек управления, в котором размещали оборудование для управление полетом.

Технические характеристики

Поскольку характеристики ФАУ 1 и ФАУ 2 несколько отличались друг от друга, приведем их отдельно.

Технические характеристики ракеты ФАУ 1

  • Максимальная скорость полета — от 550 до 660 километров в частности;
  • Максимальная дальность полета: 240 километров;
  • Практический потолок: 2700 метров;
  • Масса в снаряженном состоянии: 2160 килограмм;
  • Масса боевой части: 830 килограмм;
  • Точность попадания (КВО), в километрах: 0,9;
  • Длина ракеты: 8,325 метров;
  • Размах крыльев: 5,37 метра.

Технические характеристики ракеты ФАУ 2

  • Стартовый вес ракеты: 12800 килограммов;
  • Вес носимого горючего: 8760 килограммов;
  • Вес боевой части: 980 килограммов;
  • Длина: 14,3 метра;
  • Наибольший диаметр: 1,65 метра;
  • Размах стабилизаторов: 3,52 метра;
  • Наибольшая скорость: 1560 метров в секунду;
  • Наибольшая дальность полета: 260-320 километров;
  • Максимальная высота полета: 188 километров;
  • Количество двигателей: 1;
  • Тяга: 25 400 килограмм в секунду;
  • Удельная тяга: 100 килограмм в секунду;
  • Полная тяга: 27 250 килограмм в секунду.

Применение ракеты ФАУ

Первое применение ФАУ 1 состоялось в 1943 году. Более сотни стартовых позиций были построены во Франции. Летом 1944 года немцы нанесли первый удар по Английской столице.

После первого успешного удара бомбардировки английской столицы ФАУ 1 проводились почти каждый день. За две недели бомбардировок их жертвами стало почти две с половиной тысячи человек.

В период Второй мировой немцы выпустили более 30 тысяч ФАУ. 10 тысяч были пущены в сторону Британских берегов, но только 3200 снарядов долетели до её территории, а на Лондон упало всего лишь 2500.

ФАУ 2 в ангаре
Ракеты ФАУ 2 хранились в специальных подземных ангарах. В 1943 году был разбомблен ракетный центр в Пенемюнде, производство было перенесено на подземные и секретные заводы

Низкая точность ракетных ударов объясняется тем фактом, что система управления ракетами была несовершенной. Помимо этого, после двухнедельных бомбардировок англичане сумели создать огромное количество защитных систем. В них входили системы обнаружения, специализированные эскадрильи, прикрывавшие небо Британии, и зенитные батареи. Поэтому далеко не все ракеты долетали до своей цели.

Около 25% ракет дали сбой во время запуска. Четверть было уничтожено ВВС Британии, около пятнадцати процентов сбито зенитной артиллерией, а пятая часть из них не достигла цели и упала в море.

Последствия применения ФАУ 1
Последствия применения ракеты ФАУ 1. В годы войны большая часть разрушений Лондона была причинена именно этими ракетами

После того как союзники высадились в Нормандии в 1944 году, немцы предприняли несколько ракетных ударов по территории Бельгии и Франции.

Жители Лондона прозвали ФАУ 1 buss bomb (жужжащая бомба). Связано это было с характерным звуком, который производил двигатель ФАУ 1 во время работы.

Результаты бомбардировок таким дорогостоящим типом оружия не устроили немецкое командование. Едва ли треть ракет успешно достигли  цели. А вот средств на производство этих ракет уходило баснословно много, поэтому программу решили свернуть. Находившаяся в тот момент в строю ФАУ 1 была гораздо более эффективной и дешевой.

О ФАУ 2 командование вспомнило в декабре 43 года. После этого финансирование работ было восстановлено в полном объеме.

В 1944 году, 8 сентября, по Лондону нанесли удар новой ракетой ФАУ 2, которая в отличие от своей предшественницы не издавала никакого жужжания при подлете к цели. И именно поэтому англичане не поняли, что за оружие было использовано для этой бомбардировки. Кроме того, все введенные в эксплуатацию средства противоракетной защиты были неспособны обнаружить объект, летящий на высоте 100 километров. А  самолеты-перехватчики не могли подняться на такую высоту.

К сожалению гитлеровского командования, ФАУ 2 тоже не стала высокоэффективным оружием против врагов рейха. У ракеты была низкая точность, едва ли половина ракет попадала в круг радиусом десять километров. Почти что две тысячи ракет сдетонировали во время старта или через некоторое время после него. Стоимость ФАУ 2 также была довольно высокой.

Некоторые немецкие военные начальники, в частности, Альберт Шпеер — министр обороны Германии, в мемуарах выразил разочарование тем фактом, что Германия тратила баснословные средства на такой малоэффективный проект. Он считал, что вместо того, чтобы тратить деньги на нанесение ударов по союзникам, необходимо было создать эффективную зенитную ракету, чтобы защищать немецкие города от налетов английской и советской авиации.

После окончания Второй мировой войны ФАУ 2 стала базой для создания баллистических ракет Советским Союзом и США.

Возможно, у кого-то есть дополнительная информация по ракетам ФАУ?

Поделитесь в комментариях.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий