У безэкипажного катера, названного разработчиками MANTAS (кодификация T-12), весьма интересны описание и некоторые характеристики. Направление дистанционно управляемых аппаратов, как летающих, плавающих, так и сухопутных, представляется весьма перспективным. Несмотря на то, что техника стоит дорого, человеческая жизнь все же дороже. Потому что на обучение опытного бойца тратится много ресурсов, времени и сил.
Общая информация
Американские инженеры давно занимаются внедрением систем вооружений, используемых без участия человека. Вернее, почти без него. Управляемыми удаленно. Дрон по команде оператора сможет попасть туда, куда нет доступа разведчикам. Выполнит поставленную задачу. И незамеченным вернется на базу.
Выделено несколько направлений:
- Сухопутные беспилотники.
- Летающие дроны.
- Надводные.
- Подводные.
В данном случае речь идет о катерах. Американский филиал компании MARTAC (Maritime Tactical Systems, «Морские тактические системы») занят разработкой надводных беспилотников. Так появилась серия MANTAS. И в частности, изделие T-12. Примечательно, что компания создает готовые решения. А не концепты, прототипы.
Данный образец был впервые представлен общественности в 2018 году. Создан по полупогружной схеме. Специалисты отмечают, что T-12 крупнее своих собратьев. В нем воплощены самые последние разработки.
Что такое MANTAS T-12
T-12 – это автономное судно, способное действовать без вмешательства оператора. Работать в патруле, перемещаться по акватории, маневрировать. Катер оборудован требуемыми датчиками. Способен вести наблюдение, разведку, обнаруживать вражеские дроны, мины.
По заявлению разработчиков, MANTAS T-12 будет оснащен солнечными панелями для автономного энергообеспечения. Также будут совершенствоваться ПО, электроника катера. Установят ли на дроне системы вооружения, пока не сообщается.
Технически беспилотник представляет собой катамаран. Собран из 2 корпусов, соединенных низкопрофильной мостовой конструкцией. Материалы, использованные при изготовлении, не озвучивались.
Разработчик и производитель
Непосредственным инициатором разработки является австралийская компания MARTAC. Точнее, ее североамериканский филиал. Где будут производиться T-12, пока неизвестно.
Характеристики
ТТХ любого вооружения помогает понять, «что это есть». И сделать выводы. На основании конкретных данных, таких как:
- Габариты.
- Масса.
- Скорость.
- Полезная нагрузка.
- Вооружение.
Кроме того, небезынтересны показатели средств управления. Используемой электроники. Возможных систем защиты, постановщиков помех. Все то, что делает из изделия боевую машину.
Размеры и масса
По длине катер чуть больше малолитражки. 3600 миллиметров. Ширина составляет 915 миллиметров, высота – 360. При таких скромных габаритах T-12 к тому же удивительно легок. Всего 95 килограммов. То есть дрон можно без проблем транспортировать, доставлять к месту проведения операции.
Полезная нагрузка
Вопрос, волнующий не только специалистов: сколько груза, оборудования, взрывчатки сможет перевозить на борту катер. Для MANTAS T-12 полезная нагрузка составляет 2/3 от собственного веса. Иначе – 63,5 килограмма. Стоит отметить, что при такой загрузке дрон будет ограничен по использованию мощности двигательной установки, управлению.
Что касается мотора, то он у катера предсказуемо электрический. Это обеспечивает автономность, бесшумность. Разумеется, для питания систем на борту установлены емкие АКБ. Они питают не только двигатель. Но и электронику, бортовое оборудование.
Прочее оборудование
По оснащению катер скорее разведчик, чем штурмовик. На борту будет смонтирована многоканальная оптико-электронная станция SeaFlir 230 (возможна замена на аналог). Данный комплекс предназначен не только для разведки. Но и управления дроном. Примечательно, что T-12 управляется как командами оператора, так и действует автономно. Как канал связи используется диапазон LTE (4G).
Не исключено оснащение катера дополнительными ресурсами. Включая гидроакустику класса Teledyne Reson T20-P/Teledyne BlueView M900. Возможно дополнение T-12 БПЛА, выполняющими различные функции. Что расширит поле деятельности.
Скорость и дальность плавания
Разработчики утверждают, что катер T-12 способен передвигаться со скоростью до 20 узлов. Дальность «путешествия» составляет до 120 миль (морских). Все это от одного заряда батарей. В будущем предполагается оснастить дрон солнечными панелями. И даже гибридной установкой энергоснабжения.
Применение
MANTAS T-12 изначально привлек внимание американских военных. Вскоре катером заинтересовались в Пентагоне. МО США заказало партию образцов для испытаний. Отработки новых стратегий ведения боевых действий. Военные не зря заинтересовались разработкой. Дроны представляются перспективной темой для создания принципиально инновационного подхода ведения боевых действий. На суше. На воде. В воздухе.
Касательно данного образца военные заинтересовались взаимодействием T-12 с существующими судами. То есть конкретным применением катера в реальных операциях. Уже заявлено, что дрон будет участвовать в учениях НАТО. Для этого сформировано специальное подразделение.
Предполагаемая передача катеров T-12 киевским властям
T-12 имеет шансы войти в план поставок Украине. Использования в боевых операциях. Еще осенью 2021 года группа боевых дронов показала себя в учениях New Horizon. Весной 2022 года в США объявили о планируемой передаче катеров украинским военным.
Информации об объеме поставок, сроков нет. Также дроном заинтересовались иностранные заказчики. В частности, Великобритания. По предварительным данным, был заключен контракт на сборку 5 изделий для британского ВМФ. Работа над катером не заканчивается. И в будущем T-12 может стать еще лучше.