Пушка, названная «Дорой», в свое время наделала много шума. Прежде всего, потому, что это был масштабный проект. До этого не реализованный нигде. Адольф Гитлер лично следил за ходом работ. И принимал испытания орудия. Над созданием пушки трудились лучшие умы Германии. А производство орудия доверили промышленнику Густаву Круппу. Осталось разобраться, в чем проявлялись сильные и слабые стороны «Доры».
Технические характеристики
Что известно о калибре снаряда, его массе, диаметре ствола и дальнобойности орудия. У такого колоссальной пушки наверняка и показатели внушительные. Они приведены ниже:
Параметр | Единицы измерения | Величина |
Габариты | Метры | |
Длина орудия (полная) | 50 (без платформы) | |
Ширина | 7,1 | |
Высота | 11,6 | |
Длина ствола | 32 (составная конструкция) | |
Калибр | Миллиметры | 807 (первоначальный) |
Вес снаряда | Тонны | 7,0 |
Скорость снаряда | Метры в секунду | 1500 (начальная, затем падала до 960) |
Вес орудия (общий) | Тысячи тонн | 1,35 |
Темп стрельбы | — | 1 выстрел за 30-45 минут (14 в день) |
Дальность | Километры | 25/50 (минимальная/бетонобойным снарядом) |
Экипаж | Человек | 250 (без дополнительного персонала) |
После начала эксплуатации «Доры» выяснилось, что калибр ствола увеличился. Составлял от 810 до 813 миллиметров. Была заявлена пробивная способность:
- для усиленных перегородок – до 7 метров;
- для брони – до 1 метра.
Ресурс сверхпушки измерялся 3 сотнями выстрелов. Орудие преимущественно использовалось как бетонобойное.
История создания
Самое большое орудие во Второй мировой войне, гигантская пушка у Гитлера появилась не сразу. По условиям Версальского мира Германии не разрешалось производить артиллерию калибром более 150 миллиметров. В то время как в Берлине, особенно после прихода к власти Гитлера, зрели амбициозные замыслы.
Изначально пушка предназначалась для вероятного штурма линии Мажино, укреплений на границе с Бельгией. К созданию орудия преступили на заводе Густава Круппа. Согласно поставленному заданию, пушка должна была пробивать земляные укрепления толщиной до 30 метров, броню и железобетон.
А также обладать дальнобойностью до 45 километров. И углом наведения по вертикали до 65 градусов. К проектированию мегапушки приступили в 1936 году. Крупп предложил возглавить коллектив инженеров профессору Эриху Мюллеру. Последний обладал незаурядными знаниями в области проектирования, создания орудий.
Работа над технической документацией пушки была завершена в сжатые сроки, в 1937 году. Оружейники тут же приступили к созданию орудия. Первый экземпляр появился в 1941 году. Пушка получила собственное имя в честь супруги главного конструктора. Еще через год на заводе появился двойник «Доры». Второй экземпляр назвали «Толстый Густав», намекая на имя Круппа.
Транспортировка и обслуживание
Титанические размеры «Доры» предполагали нетривиальную логистику, транспортировку артиллерийской установки. Первоначально задуманное использование орудия для разрушения линии Мажино не было реализовано. Позже пушку перевезли в оккупированный Крым для обстрела Севастополя.
Для перемещения к боевой позиции, выбранной лично генералом Цукерортом, потребовалось проложить дополнительные железнодорожные пути. Всего для доставки «Доры» было задействовано порядка 5 составов. Мегапушка оказалась слишком сложной в обслуживании. Ее содержали более 4 тысяч человек.
Кроме всего прочего, для пушки потребовались специальные пути. «Дора» скрывалась в спешно вырытой траншее глубиной в 10 и длиной в 200 метров. В выемке и перед ней располагался трехколейный путь. По нему двигались монтажные краны, участвовавшие в сборке «Доры». Также по колеям перемещались зарядные вагоны.
До начала создания позиции была отдельно построена сортировочная станция. Затем из Германии стали прибывать люди, оборудование. Первый состав привез персонал, полевую кухню и маскировочные средства. Второй – кран, часть агрегатов. Третий доставил полевые мастерские, лафет «Доры». Четвертый состав содержал ствол пушки вместе с зарядным механизмом. Наконец, в пятом находились боеприпасы.
Сборка «Доры» осуществлялась парой мощных железнодорожных кранов. Все работы велись в обстановке строжайшей секретности. Поэтому советской разведке не удалось своевременно узнать о появлении мегапушки близ Дуванкоя.
Боевое применение
Предназначение «Доры» заключалось в форсировании штурма Севастополя. Зная, сколько весит снаряд (7 тонн), несложно представить, какие разрушения могла причинить пушка. Орудие методично обстреливало артбатареи, порт, углубленные КП, склады и тому подобные защищенные сооружения. В начале июня 1942 года, ранним утром, «Дора» открыла огонь.
После зарядки орудия состав с обслугой тут же ушел в укрытие. Посредством домкратов пушке придали угол возвышения. Выстрел, произведенный в 5.35, возымел эффект локального катаклизма. 900 килограммов порохового заряда сгорели в течение 6 миллисекунд. Выстрел услышали в Симферополе. А в Бахчисарае взрывной волной выбило стекла.
Первый снаряд предназначался для укрепленного склада неподалеку от Мекензиевых гор. Далее объектом атаки стала 16 береговая батарея. «Дора» стреляла до вечера, причиняя противнику колоссальные разрушения. На следующий день все повторилось.
На этот раз пушка стреляла по зенитному дивизиону, арсеналу. 26 июня артиллеристы использовали специально доставленные для испытаний фугасы. Позже орудие разобрали. Ствол увезли в Эссен для восстановления. На этом история «Доры» практически завершилась. Остатки взорванных пушек были найдены в конце апреля 1945 года возле Ауэрбаха.
Интересные факты о пушке
Кроме описания мегапушки, технических данных любопытно, что еще известно о «Доре». Итак, факты:
- Возле орудия постоянно дежурили 20 гражданских специалистов с завода Круппа.
- С воздуха позицию прикрывали истребители авиакорпуса Вольфрама фон Рихтгоффена.
- Наземную охрану «Доры» вели бойцы караульной части (300 человек), военная полиция и солдаты с собаками.
- Для сложности обнаружения пушки устанавливались дымовые завесы.
- Орудие обслуживалось небольшой армией численностью в 4 тысячи человек.
Дальнейший анализ опыта использования «Доры» показал, что такая дорогостоящая артиллерия не нужна. Для производства пушки потребовался целый завод. А подобные задачи можно было решать с помощью авиации. На проект было затрачено 10 миллионов рейхсмарок. Для сравнения: этих денег хватило бы на изготовление 250 единиц 150 миллиметровых гаубиц. Неслучайно Крупп не закончил производство третьей пушки, «Длинного Густава». Пушка имела еще больший калибр в 520 миллиметров.
Сами немцы скептически оценивали восторги по поводу «Доры». Фельдмаршал Манштейн, отмечая возможности пушки, одновременно упоминал невероятные по масштабу затраты на прикрытие, обслуживание. Даже подготовку позиций к стрельбе. Франц Гальдер называл пушку «произведением искусства», при этом называя ее по сути «бесполезной». Советские эксперты пришли к заключению, что создание «Доры», орудия подобного класса экономически не оправдано.