fbpx

Пассажирский авиалайнер Sukhoi Superjet 100

SSJ-100
SSJ-100 при выполнении посадки

Опытно-конструкторское бюро П.О. Сухого вплоть до 2000 года занималось разработкой исключительно военных самолетов. Созданные на этом предприятии истребители известны во всём мире и пользуются немалым спросом  среди покупателей из различных стран. Тем более неожиданными были первые сообщения о том, что конструкторы «Сухого» приступили к проектированию гражданского самолета.

В 2008 году этот лайнер совершил свой первый полет, а сегодня более сотни таких машин используется различными авиакомпаниями. Это, конечно, совсем немного на фоне тысяч «Боингов» и «Аэробусов», но ни один другой самолет российского производства не сумел достичь хотя бы таких показателей.

История разработки пассажирского авиалайнера Sukhoi Superjet 100

В середине 80-х годов прошлого века советские пассажирские самолеты стали выглядеть устаревшими на фоне новейших западных авиалайнеров. Отставание не выглядело безнадёжным, его еще можно было преодолеть. Практически во всех ведущих конструкторских бюро уже имелись проекты самолетов нового поколения, которыми предполагалось заменить на внутренних и внешних линиях заслуженных «ветеранов авиации». К сожалению, через несколько лет от этих планов мало что осталось.

Як-42
Як-42 – единственный ближнемагистральный самолет российского производства, строившийся и летавший в относительно больших количествах после распада СССР

В  90-е годы российская авиационная промышленность деградировала. Самолеты производились буквально поштучно, заводы превращались в склады турецкого и китайского ширпотреба, а иностранные «инвесторы», радостно потирая руки, вывозили к себе конструкторскую и технологическую документацию. Кроме того, резко упал спрос на  внутренние перелеты: только за первые два года «реформ» количество пассажиров сократилось вчетверо. В этих условиях о возрождении авиапрома не приходилось и мечтать.

Корпорация «Сухой», в отличие от многих других самолетостроительных компаний, пережила «лихие 90-е» относительно благополучно, в основном благодаря продаже истребителей в различные страны мира. В 2000-м году руководство этой компании впервые поставило вопрос о диверсификации производства и создании авиалайнера для перевозки людей на малую или среднюю дальность.

Эта инициатива встретила поддержку со стороны нового высшего политического руководства России, которое твердо решило покончить с тотальным развалом промышленности. Однако с самого начала было ясно, что свежеиспеченной фирме «Гражданские самолеты Сухого» не удастся справиться с проектом в одиночку. Разработку двигателей доверили французской компании Snecma, значительную часть приборного оборудования создали специалисты Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина, а для успешного продвижения самолета на мировой рынок была использована помощь со стороны американского концерна «Боинг».

Макет RRJ
Макет 75-местного самолета RRJ на одной из авиационных выставок

Проект, созданный инженерами корпорации «Sukhoi», был в 2003 году признан представителями Росавиакосмоса заслуживающим государственного финансирования. Тогда будущий самолет носил название RRJ (Russian Regional Jet). Одновременно рассматривались и другие проекты ближнемагистральных лайнеров, в том числе и разработанный в компании «Туполев» Ту-414, однако, победа осталась за «Сухим».

Сборку новых самолетов решено было организовать в Комсомольске-на-Амуре, где для этого были подготовлены необходимые производственные линии. Официальный показ опытного экземпляра авиалайнера, переименованного в SSJ100, то есть Sukhoi Superjet 100, проводился в конце сентября 2007 года. Спустя восемь месяцев состоялся первый полёт нового «Сухого», а еще через год этот региональный самолет был показан в Ле-Бурже в ходе ежегодного авиационного салона.

Первым покупателем этого самолета стала компания Armavia, зарегистрированная в Армении. Она получила авиалайнер SSJ100 в апреле 2011 года, и с этого момента началась коммерческая эксплуатация «Суперджета». Самым же крупным заказчиком остается «Аэрофлот».

По состоянию на июль 2019 года, был построено более 190 самолетов SSJ, однако, далеко не все они используются: по разным данным,  регулярные рейсы выполняют не более 116. Имеется также ряд незакрытых контрактов на поставку лайнеров.

Юбилейный SSJ-100
Юбилейный, пятидесятый по счету «Суперджет», приобретенный «Аэрофлотом»

Описание конструкции самолета

По своей аэродинамической схеме авиалайнер SSJ не оригинален: однокилевое оперение с «нижним» размещением рулей высоты, стреловидное крыло с двумя закрепленными под ним двигателями. Это придаёт самолёту довольно «типичный» внешний вид. Правда, у SSJ нет законцовок на крыльях, характерных для «Эйрбасов», но в будущем, как предполагается, эти элементы конструкции появятся и у него.

Управление самолётом осуществляется при помощи «сайдстика»  — боковой ручки, которая заменила традиционный штурвал. Пилотам помогают два бортовых компьютера, которые, как изначально считалось, не могут выйти из строя одновременно.

Композиционные материалы в конструкции самолета применяются, но довольно ограниченно. Из них делаются обтекатели, а также ряд элементов механизации крыла.

Тактико-технические характеристики

Основные параметры авиалайнера Sukhoi Superjet 100 выглядят следующим образом:

Длина 29,94 метра
Высота 10,28 метра
Размах крыльев 27,8 метра
Вес коммерческой нагрузки (максимально допустимый) 12,245  тонны
Объем топлива в баках До 15 805 литров
Вес пустого самолета 24,25 тонны
Вес на взлете До 45,88 тонны
Вес на посадке До 41 тонны
Количество пассажиров 87 (компоновка с бизнес-классом), 98-100 (в варианте «моносалона»), 103 («моносалон» с уменьшенным интервалом между рядами)
Кабина пилотов SSJ100
Кабина пилотов SSJ100. Хорошо видны «сайдстики» и экраны информационных мониторов

Летные характеристики

Эксплуатационные показатели авиалайнера Superjet можно представить в виде таблицы:

Максимальная скорость 860 км/ч
Крейсерская скорость 830 км/ч
Дальность полета До 3048 км
Практический потолок 12 200 м
Длина разбега на взлете 1731 м
Длина пробега при посадке 1 630 м

Цена одного «Суперджета» составляла в 2015 году около 26 миллионов долларов США.

Описание схемы салона

Внутренняя компоновка авиалайнера Sukhoi SSJ100 может показаться непривычной многим пассажирам, особенно тем, кто никогда не летал на ближнемагистральных самолётах. Главное, что бросается в глаза, – это асимметрия расположения кресел. В эконом-классе они установлены по схеме 2х3 – с левой стороны в каждом ряду два места, затем проход, и еще три места с правой стороны. Подобная компоновка была использована ранее для американского авиалайнера Boeing-717, который совпадает с «Сухим» по вместимости и дальности полета.

Следует отметить, что внутренняя схема салона SSJ-100 может несколько отличаться у разных авиакомпаний. Базовый вариант предполагал наличие 100 мест эконом-класса в едином салоне. Иногда два левых кресла в первом ряду убирались, в результате чего вместимость сокращалась до 98 человек.

Более комфортабельный вариант предполагает размещение 12 мест бизнес-класса и 75 – эконом-класса. Самая же вместительная модификация позволяет перевозить до 103 пассажиров в салоне с сокращенными интервалами между рядами кресел.

Схема салона SSJ100
Наиболее распространенный вариант салона SSJ100, включающий места бизнес-класса

На борту имеется три туалета. Один из них расположен слева от центральной продольной оси самолета, сразу за кабиной экипажа. Второй – тоже слева, за последним рядом кресел эконом-класса. Третий туалет находится в самом хвосте салона — в него упирается центральный проход.

Расположение мест

Три ряда кресел бизнес-класса установлены в передней части авиалайнера. Непосредственно перед ними находится переборка, отделяющая их от служебных помещений и туалета. Размещение кресел традиционное – 2х2.

Места эконом-класса расположены по схеме 2х3. Они занимают основную часть внутреннего пространства. Предусмотрена возможность установки носилок – для этого используются три последних ряда с левой стороны салона.

Лучшие места

Наиболее высокий уровень комфорта для пассажиров «Суперджета» обеспечивается, конечно, в бизнес-классе. Кроме того, высоко оцениваются места, расположенные в 6-м ряду основной части салона – это кресла, расположенные сразу за перегородкой. У них есть даже специальное название – Space. Необходимо учитывать, что билеты на эти места будут более дорогими, чем на все остальные.

Худшие места

Наиболее неудобные кресла в салоне самолета Superjet расположены в последнем ряду эконом-класса. Они непосредственно соседствуют с туалетом. В результате пассажирам постоянно мешают отдохнуть другие люди. Кроме того, в базовом варианте компоновки, спинки кресел в последнем ряду не откидываются, что тоже не способствует комфорту.

Салон SSJ100
Места эконом-класса в салоне SSJ100

Отмечается, что в первом ряду бизнес-класса имеется некоторый дефицит свободного пространства из-за чрезмерной близости к передней служебной переборке.

Преимущества и недостатки

С точки зрения пассажира, «Суперджет», скорее всего, можно назвать самым обычным самолетом. Он довольно удобен для своего класса, да и полеты продолжаются недолго. Поэтому плюсы и минусы лайнера фактически испытывают на себе авиакомпании.

Перечень основных преимуществ таков:

  1. Самолет имеет удобное и современное управление;
  2. «Суперджет» может обслуживаться на любых аэродромах, ему не требуются большие ангары и длинные полосы;
  3. Очень низкая цена. Один такой авиалайнер не менее, чем втрое дешевле, чем, например, Airbus A319, использующийся на тех же маршрутах;
  4. Низкий уровень шума двигателей;
  5. Экономичный расход топлива.

Недостатки у машины тоже есть, причем для некоторых покупателей они уже перевесили достоинства. Главный минус – плохое, если не сказать провальное, послепродажное техническое обслуживание. Производитель не справляется со своевременным выпуском необходимого количества ремкомплектов.

SSJ100 на буксире
«Суперджет» буксируют по аэродрому для последующего выполнения ремонта

Это приводит к постоянным простоям SSJ и невысокому налёту.

Есть и другие недочеты:

  1. Чрезмерно высокая доля импортных комплектующих. Это уже привело к срыву контракта на поставку самолетов в Иран, так как США просто отказались поставлять необходимые элементы конструкции;
  2. Общая ненадёжность многих вспомогательных систем и устройств. Частые поломки, пусть и не влияющие на безопасность полетов, стали настоящим проклятьем этого лайнера;
  3. Недостаточный ресурс двигателей. Он оказался в несколько раз ниже заявленного, что вызвало массу нареканий со стороны авиакомпаний, уже купивших «Суперджеты».

В настоящее время разработчики SSJ-100 пытаются исправить наиболее существенные недостатки машины, однако, еще неясно, насколько затянется этот процесс.

Безопасность полетов

Из 191 самолета SSJ100 три были потеряны в результате аварий. В двух случаях это повлекло за собой значительные человеческие жертвы. Первая катастрофа произошла 9 мая 2012 года, когда авиалайнер, выполняя показательный полёт, врезался в гору. Все 45 человек, находившихся на борту, погибли.

Вторая трагедия получила наиболее широкую медийную огласку. 5 мая 2019 года «Суперджет Сухой», вылетевший из московского аэропорта Шереметьево, вынужден был вернуться назад после одновременного отказа обоих бортовых компьютеров. Грубая посадка привела к пожару, в результате которого погибло более половины пассажиров (41 из 78) и был полностью уничтожен сам самолет.

Сгоревший SSJ100
SSJ100, сгоревший после грубой посадки в «Шереметьево». У пассажиров, расположенных в задней части салона, не было шансов на спасение

Инцидент в Шереметьево нанёс огромный ущерб имиджу SSJ100, который и без того не был идеальным. Несмотря на то, что виновником катастрофы, видимо, был командир воздушного судна, многим экспертам крайне не понравился отказ бортовой электроники, которая не была в достаточной мере защищена от воздействия атмосферного электричества.

Не способствуют безопасности и бесчисленные мелкие поломки двигателей и вспомогательных систем самолета, ставшие за годы эксплуатации «Суперджета» постоянным явлением.

Основные модификации самолета

Уже в период проведения проектных работ предусматривалось, что SSJ100 будет выпускаться в различных вариантах, предполагающих некоторые изменения основных ТТХ лайнера. Всего было спроектировано не менее восьми разных модификаций, самыми перспективными из которых являются две – Sukhoi Superjet 100 95 LR и 100 95 SV.

Sukhoi Superjet-100-95LR

Эксплуатация этого варианта самолета началась в марте 2014 года. Его главное отличие от базовой версии – увеличенная дальность полета, которая доведена до 4576 км. Добиться этого удалось за счет установки более экономичных двигателей. При этом запас топлива остался тем же, а вот взлетная масса несколько выросла, что сказалось на длине пробега машины. Остальные характеристики сохранились.

Sukhoi Superjet-100-95LR
Sukhoi Superjet-100-95LR, принадлежащий компании Gazpromavia

Sukhoi Superjet-100-95SV

Эта модификация «Суперджета» должна заметно изменить облик самолета, поскольку предполагается увеличение длины фюзеляжа и площади крыла. Это позволит довести количество пассажиров на борту до 125, причем взлетная масса вырастет на 10 тонн. Информации о шагах по практической реализации данного проекта пока немного, хотя первоначальные планы предусматривали начать коммерческую эксплуатацию уже в 2020 году.

Каким бы ни стало дальнейшее развитие «Суперджета», уже сегодня можно говорить о том, что определенную положительную роль он сыграл. Благодаря работе по созданию этого лайнера российские конструкторы и производственники получили значительный опыт проектирования современных пассажирских самолетов. В условиях практически полной утраты советских наработок это очень ценно. Непростая судьба SSJ-100, кроме того, может послужить неплохим уроком и для политического руководства страны, потому что она еще раз показывает, как легко уничтожить и как трудно восстановить гражданское авиастроение.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них