leatherman crater c33

Описание Ми-18 и технические характеристики вертолета, его применение

Глубоко модернизированная версия вертолета Ми-8 получила название Ми-18. Благодаря конструкционным изменениям, стала возможной транспортировка уже не 24, а 29 десантников, а также не 12 пострадавших в лежачем положении, а 18. Число обычных пассажиров увеличилось с 28 до 36 человек. Бортовое оснащение тоже подверглось модернизации, а участие в Афганской войне потребовало бронирования вертолетов и установки оружия в их носовой части.

Причины появления нового вертолета

В 1960-е годы советским ВВС потребовались вертолеты, способные транспортировать более 30 пассажиров. Десантный вертолет Ми-8 обладал слишком малой кабиной для перевозки такого количества человек. Тогда инженеры казанского филиала конструкторского бюро Миля, ответственного за модификации Ми-8, предложили растянуть фюзеляж, добавив секции.

То есть Ми-18 — не самостоятельная модель, а глубоко модернизированная версия Ми-18. Следовательно, назначение и функции у вертолетов одинаковые. Назначение Ми-18 — перевозка десантников и пострадавших на полях сражений, транспортировка грузов, огневая поддержка с воздуха при наличии на вертолете оружия.

История производства

Работа над проектом Ми-18 началась еще в 1964 году, конструкторы поставили задачу повысить мощность двигателя и увеличить грузоподъемность. Изначально новый вертолет назывался Ми-8М. Для увеличения грузоподъемности было решено добавить секции в грузовой отсек. А повышение мощности двигателя было применено с расчетом на улучшение высотных показателей.

В 1971-ом предварительный проект был утвержден. Было рекомендовано модернизировать Ми-8 в 2 этапа: перед созданием конечного продукта от инженеров потребовалось сконструировать вариант с незначительными конструкционными преобразованиями. Первый промежуточный вертолет, получивший название Ми-8МТ, совершил вылет в 1975 году.

Ко 2-му этапу модернизации в конструкторском бюро Миля приступили в 1977 году. Чтобы продолжить работу над опытными летательными аппаратами, инженеры использовали два вертолета Ми-8МТ с серийными номерами 93114 и 93038. Одна машина необходима была для изучения летных характеристик, вторая — для проверки корректности совместной работы оборудования.

В 1980-ом фюзеляж дополнили секциями 0,5 м, симметричными по отношению к центру тяжести машины. Получилась вытянутая вариация Ми-8 с еще одним иллюминатором. Но летные испытания показали проблему: ослабилась жесткость вытянутого фюзеляжа, возникли проблемы с вибрацией во время полета. А еще от конструкторов потребовалось установить специальное оборудование в носовой части вертолета, улучшить летные характеристики. Стало понятно, что необходимы более существенные конструкционные и аэродинамические преобразования.

ми 18

Особенности и оборудование

В ходе дальнейших преобразований вставленные секции убрали, их заменили одной секцией 1 м с иллюминатором за центром тяжести. Очертания фюзеляжа в задней части значительно преобразились, благодаря чему уменьшилось сопротивление в полете. Вертолет стал визуально привлекательнее, казанский филиал даже получил подтверждение на промышленный образец своего дизайнерского решения. Для улучшения летных характеристик были установлены лопасти из стеклопластика. А рулевой винт закрепили не на правой, а на левой стороне балки хвоста.

Поскольку Ми-18 имел увеличенную по сравнению с предшествующей моделью скорость, фиксированное шасси заменили убираемым.

Опоры втягивались в компактные крыловидные пилоны, находящиеся по бокам корпуса. Пирамидальное шасси заменили рычажным, состоящим из 3-х опор.

Вертолет Ми-18 оснастили 2-мя двигателями ТВ3-117М с мощностью каждого 1425 кВт и редуктором ВР-14. Чтобы защитить летательный аппарат от ракет, была предусмотрена экранная аппаратура, подавляющая инфракрасное излучение, идущее от двигателей. На Ми-18 обновили электронное, радиолокационное, навигационное и пилотажное оборудование.

ми 18

Для обеспечения защиты топливных резервуаров от взрывоопасных ситуаций подвесные баки спрятали в подполье грузового отсека. Благодаря включению топливных кессонов в силовое оснащение в нижней части корпуса, улучшились аэродинамические показатели вертолета, исчезли вибрационные проблемы, фюзеляж обрел необходимый уровень жесткости.

Чтобы организация транспортировки десанта стала более удобной, кабину оснастили сдвигающейся боковой дверью с правой стороны. Вообще в новой версии вертолета предусмотрели 2 боковые двери.

По грузоподъемности и летно-техническим характеристикам Ми-18 оказался на уровень выше, чем предшественник Ми-8, что подтвердили испытания, проведенные в 1982 году. Скорость стала выше на 12 %, дистанция полета — на 15 %, на 12 % стал экономичнее расход топлива. Если Ми-8МТ транспортировал 4 т груза внутри и 3 т снаружи, то Ми-18 — по 5 т.

ми 18

Летно-технические характеристики

Вертолет Ми-18 имеет следующие летно-технические характеристики:

  • длина — 19,4 м;
  • ширина корпуса — 2,5 м;
  • высота — 4,8 м;
  • диаметр основного винта — 21,3 м;
  • диаметр рулевого винта — 3,9 м;
  • свободный вес — 7550 кг;
  • нормальный взлетный вес — 13000 кг;
  • предельный взлетный вес — 15000 кг;
  • крейсерская скорость — 240 км/ч;
  • скоростной максимум — 270 км/ч;
  • дистанция полета — 580 км;
  • статический предел — 3200 м;
  • практический предел — 5500 м;
  • экипаж — 3 пилота.

Где применяется

Предполагалось, что пилоты перейдут с Ми-8 на Ми-18, для этого им даже не пришлось бы переучиваться. Но планам по эксплуатации Ми-18 помешала перестройка. Руководство страны потребовало не модернизировать имеющиеся летательные аппараты, а изобретать новые модели, по летно-тактическим характеристикам не уступающие западным машинам.

После завершения Афганской войны стало понятно, что для военного авиационного парка достаточно уже имеющихся вертолетов Ми-8, а гражданская авиация сделала упор на разработку более актуальной модели Ми-38. Поэтому финансирование проекта Ми-18 решено было прекратить.

Два оставшихся экземпляра Ми-18 служат наглядными образцами в учебных учреждениях ВВС России. Но старания инженеров бюро Миля не пропали, значительная доля конструкционных решений и внедренного оснащения в последующие годы была применена при серийном производстве Ми-17.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий