Первые ударные вертолеты появились во второй половине 20 века. Оценив значение боевых машин на поле боя, мировые лидеры военного дела стали развивать вертолетостроение и включились в гонку за скорость, маневренность и огневую мощь винтокрылых аппаратов. Приведем рейтинг лучших ударных (штурмовых) вертолетов мира – «летающих танков», являющихся грозным оружием для врага и надежной защитой для своих войск.
Чем отличаются ударные вертолеты
Многочисленные военные конфликты показали, что боевые самолеты и бронетехника малоэффективны в условиях сильнопересеченной местности, в джунглях, горах. Сухопутным войскам приходилось рассчитывать только на собственные силы. У военных появилась идея превратить вертолеты, которые изначально применяли только для разведки, доставки грузов и десанта, в мощную огневую силу.
Штурмовым вертолетам требовалась маленькая площадка для взлета-посадки, машины могли низко парить над полем боя, высматривая цели, и наносить точные удары по скоплению войск, укреплениям и бронированной технике.
Военные конструкторы сумели создать и оснастить ударные вертолеты, обладающие следующими свойствами:
- высокотехнологичным вооружением – управляемым и неуправляемым оружием, размещенным в бомбоотсеках и на внешней подвеске;
- навигационными системами, позволяющими ориентироваться днем и ночью, летать в любую погоду;
- поисковыми системами разного принципа действия, способными обнаруживать цели, скрывающиеся в неровностях местности;
- маневренностью, способностью летать на низких высотах, огибая естественные препятствия и строения;
- защитой от обнаружения средствами противника.
Бронирование основных узлов повышает живучесть машины и защищает экипаж от пуль и даже снарядов. Ударные вертолеты используются для уничтожения танков, поддержки пехоты, прикрывают транспортно-десантные и командные летательные аппараты, способны уничтожить подвижные и неподвижные цели на земле и в воздухе.
Популярные модели
Военные эксперты сообщают, что число моделей ударных вертолетов в мире перевалило уже за 3 десятка. Среди них есть поистине легендарные винтокрылы – прославившиеся надежностью, неприхотливостью, огневой мощью, доказавшие выдающиеся летные и боевые качества в воздушных боях. Ниже топ самых известных штурмовых машин мира.
Ми-24
Первая же ударная боевая машина отечественного производства Ми-24 стала настолько классной и надежной, что много лет удерживает второе место по распространенности в этом классе вертолетов, уступая только «Апачу».
Создана в ОКБ Миля, первый полет вертолет совершил в 1969 году. Доработав многоцелевой вертолет Ми-8, милевцы сумели облегчить конструкцию, создать узкомордую, верткую машину, получившую прозвище «Крокодил».
От пассажирско-грузового отсека создатели не отказались. Расстреляв боезапас, вертолет мог вывезти раненых или десант с арены военных действий, чем не раз спасал жизнь бойцам.
Характеристики ударной машины:
Наименование | Показатель |
Длина фюзеляжа
ширина |
17.51
1.7 метра |
Двигатели | 2х2500 лошадиных сил |
Масса пустого
предельная загрузка |
8650
11500 килограммов |
Масса груза (вооружений) в кабине
на внешней подвеске |
1500
2400 килограммов |
Экипаж | 3 человека |
Пассажиры | 8 десантников |
Крейсерская скорость
максимальная |
250
335 километров в час |
Потолок статический | 1400 метров |
Дальность полета | 450 километров |
Конструкторы защитили броней основные узлы вертолета и кабину экипажа, оснастили встроенным и навесным оружием, управляемыми и неуправляемыми ракетами и бомбами.
Ми-24 прошел боевые испытания в Афганистане, в десятках вооруженных конфликтов в разных точках земного шара.
Вертолет стоял на вооружении в 4-5 десятках стран. Парк начитывает 3.5 тысячи машин. До сих пор более полутора тысяч машин выполняют боевые задачи.
AH-1 «Кобра»
Американский вертолет фирмы Bell Helicopter открыл эпоху боевого вертолетостроения, стал первым винтокрылом, спроектированным для нанесения ударов, а не для перевозки грузов и людей.
Узкий фюзеляж, разработанный конструкторами Bell, стал визитной карточкой всех последующих моделей ударных вертолетов. Первые боевые испытания машина прошла во вьетнамской войне. Вертолет лихо закладывал крутые виражи, был маневренным и быстрым, нес мощные вооружения.
Характеристики:
Наименование | Показатель |
Длина фюзеляжа
высота |
13.59
4.09 метра |
Двигатели | 1х1810 лошадиных сил |
Масса пустого
максимальная загрузка |
2993
4536 килограммов |
Экипаж | 2 человека |
Крейсерская скорость
максимальная |
227
315 километров в час |
Потолок статический | 3720 метров |
Дальность полета | 507 километров |
Серийное производство началось в 1967 году, было выпущено 1116 машин разных модификаций.
«Кобры» состояли на вооружении несколько десятилетий, принимали участие во всех военных конфликтах с участием США и их союзников. Эксплуатировались во многих странах (Израиль, Филиппины, Пакистан, другие).
Было выпущено несколько двухмоторных модификаций «Кобры». Часть боевых вертолетов были переоборудованы под гражданские нужды – для лесной и пожарной службы.
Еврокоптер «Тигр»
Тщательно проанализировав опыт применения ударных вертолетов, европейский концерн Eurocopter (Франция, Германия) создал свой вариант боевого винтокрыла. Новый аппарат начали производить в 1991 году.
Основной упор в конструкции и аппаратуре сделали на защиту от обнаружения техническими средствами противника, оснастив вертолет множеством датчиков и приборов.
«Тигр» считается наиболее высокотехнологичной и продвинутой машиной по сравнению с другими участниками рейтинга. Вертолет малозаметен в оптическом, ИК, акустическом, радиолокационном диапазонах.
Летные и технические параметры:
Наименование | Показатель |
Длина
ширина фюзеляжа |
15
4.53 (с пилонами) метра |
Двигатели | 2х1303 лошадиных сил |
Масса пустого
максимальная загрузка |
3060
5100-6000 килограммов |
Экипаж | 2 человека |
Крейсерская скорость
максимальная |
230
278 километров в час |
Потолок статический | 4000 метров |
Дальность полета | 800 километров |
Начинив свою машину массой электроники, Eurocopter потерял многих заказчиков из-за космической стоимости ($ 39 миллионов) «Тигра». Да и сама концепция незаметности оказалась сомнительной, востребованными в локальных конфликтах оказались более дешевые и простые винтокрылы, имеющие прочную броню, крепкую конструкцию и легкое управление.
Ми-28
Выпустив в небо Ми-28, милевцы вновь доказали, что им мало равных в конструировании боевых машин. Вертолет обладает выдающимися летными характеристиками, может совершать фигуры высшего пилотажа, летать без разворота в любом направлении. Основное достоинство – низкий полет на высоте 5-15 метров с огибанием препятствий любого рода.
Используя немалый опыт эксплуатации Ми-24, конструкторы оснастили машину мощной броней – создав броневанну для экипажа, броневое остекление, защиту из бронекерамики для всех основных узлов. По мнению военных экспертов, Ми-28 входит в число самых тяжелобронированных машин из современных ударных вертолетов и наиболее безопасным.
Основные характеристики:
Наименование | Показатель |
Длина
ширина фюзеляжа |
17.05
5.88 (с консолями крыла) метра |
Двигатели | 2х2000-2400 лошадиных сил |
Масса пустого
максимальная загрузка |
8095
12100 килограммов |
Боевая загрузка | 2300 килограммов |
Экипаж | 2 человека |
Крейсерская скорость
максимальная |
265
300 километров в час |
Потолок статический | 3600 метров |
Дальность полета | 450 километров |
Ударный вертолет начал поступать в ВВС России в 2013 году, произведено уже более 120 единиц. Оснащается винтокрыл управляемыми и неуправляемыми вооружениями – 30-мм пушкой НППУ-28, УР Атака-В, ракетами линейки «Игла».
Ка-52 «Аллигатор»
Винтокрыл Ка-52 ОКБ Камова также находится в верхних строчках рейтинга лучших ударных вертолетов в мире. Аппарат последнего поколения, позиционируется как разведывательно-ударный.
Ка-52 имеет привычную для всех камовских машин соосную систему несущих винтов, укороченную хвостовую балку без рулевого винта. Это делает винтокрыл более компактным и улучшает летные характеристики. Ударную машину используют для уничтожения бронетехники, ведения воздушной разведки, целеуказания и в качестве учебно-тренировочной.
Характеристики:
Наименование | Показатель |
Длина
высота фюзеляжа |
14.2
5 метров |
Двигатели | 2х2400 лошадиных сил |
Масса пустого
максимальная загрузка |
7800
11300 килограммов |
Боевая загрузка | 2300 килограммов |
Экипаж | 2 человека |
Крейсерская скорость
максимальная |
260
300 километров в час |
Потолок статический | 3600 метров |
Дальность полета | 455 километров |
Ка-52 – самый продвинутый из отечественных боевых винтокрылов, с улучшенными бортовыми системами и мощным комплектом вооружений («Атака», «Вихрь-1», «Игла»). ВВС России получили уже 170 единиц камовской машины.
Справка: среди модификаций Ка-52 есть противолодочный вертолет палубного базирования (Ка-25К).
AH-64Е Apache Guardian
Многочисленные модификации «Апачей» являются лидерами рейтингов лучших ударных вертолетов, соперничая с машинами российского производства. Модель AH-64 составляет основу парка ударных машин США с 1980-х годов.
В 2011 году фирма Boeing начала разработку винтокрыла AH-64Е, оснастив его более мощными двигателями, чем у предшественников, и усовершенствованными бортовыми системами. Открытая архитектура авионики стала главной фишкой новой версии «Апача». Вертолет может пользоваться видеорядом, поступающим с четырех беспилотников, пересылать данные на другие летательные аппараты и наземные службы. Усовершенствованы системы целеуказания, радар управления огнем, средства управления БПЛА.
Основные характеристики AH-64Е:
Наименование | Показатель |
Длина
высота фюзеляжа |
17.73
4.95 метра |
Двигатели | 2х1994 лошадиных сил |
Масса пустого
максимальная загрузка |
5165
10433 килограммов |
Экипаж | 2 человека |
Крейсерская скорость
максимальная |
270
279 километров в час |
Дальность полета | 476 километров |
Потолок статический | 4875 метров |
Многоцелевой ударный вертолет AH-64Е усилил мощь ВВС США, но для управления боевой машиной, начиненной под завязку электроникой, требуются пилоты очень высокого класса. Это может несколько снизить востребованность машины на мировом рынке.