Топ-6 самых крутых и мощных ударных вертолетов

Первые ударные вертолеты появились во второй половине 20 века. Оценив значение боевых машин на поле боя, мировые лидеры военного дела стали развивать вертолетостроение и включились в гонку за скорость, маневренность и огневую мощь винтокрылых аппаратов. Приведем рейтинг лучших ударных (штурмовых) вертолетов мира – «летающих танков», являющихся грозным оружием для врага и надежной защитой для своих войск.

Чем отличаются ударные вертолеты

Многочисленные военные конфликты показали, что боевые самолеты и бронетехника малоэффективны в условиях сильнопересеченной местности, в джунглях, горах. Сухопутным войскам приходилось рассчитывать только на собственные силы. У военных появилась идея превратить вертолеты, которые изначально применяли только для разведки, доставки грузов и десанта, в мощную огневую силу.

Штурмовым вертолетам требовалась маленькая площадка для взлета-посадки, машины могли низко парить над полем боя, высматривая цели, и наносить точные удары по скоплению войск, укреплениям и бронированной технике.

Военные конструкторы сумели создать и оснастить ударные вертолеты, обладающие следующими свойствами:

  • высокотехнологичным вооружением – управляемым и неуправляемым оружием, размещенным в бомбоотсеках и на внешней подвеске;
  • навигационными системами, позволяющими ориентироваться днем и ночью, летать в любую погоду;
  • поисковыми системами разного принципа действия, способными обнаруживать цели, скрывающиеся в неровностях местности;
  • маневренностью, способностью летать на низких высотах, огибая естественные препятствия и строения;
  • защитой от обнаружения средствами противника.

Бронирование основных узлов повышает живучесть машины и защищает экипаж от пуль и даже снарядов. Ударные вертолеты используются для уничтожения танков, поддержки пехоты, прикрывают транспортно-десантные и командные летательные аппараты, способны уничтожить подвижные и неподвижные цели на земле и в воздухе.

ударный вертолет

Популярные модели

Военные эксперты сообщают, что число моделей ударных вертолетов в мире перевалило уже за 3 десятка. Среди них есть поистине легендарные винтокрылы – прославившиеся надежностью, неприхотливостью, огневой мощью, доказавшие выдающиеся летные и боевые качества в воздушных боях. Ниже топ самых известных штурмовых машин мира.

Ми-24

Первая же ударная боевая машина отечественного производства Ми-24 стала настолько классной и надежной, что много лет удерживает второе место по распространенности в этом классе вертолетов, уступая только «Апачу».

Создана в ОКБ Миля, первый полет вертолет совершил в 1969 году. Доработав многоцелевой вертолет Ми-8, милевцы сумели облегчить конструкцию, создать узкомордую, верткую машину, получившую прозвище «Крокодил».

От пассажирско-грузового отсека создатели не отказались. Расстреляв боезапас, вертолет мог вывезти раненых или десант с арены военных действий, чем не раз спасал жизнь бойцам.

Характеристики ударной машины:

Наименование Показатель
Длина фюзеляжа

ширина

17.51

1.7 метра

Двигатели 2х2500 лошадиных сил
Масса пустого

предельная загрузка

8650

11500 килограммов

Масса груза (вооружений) в кабине

на внешней подвеске

1500

2400 килограммов

Экипаж 3 человека
Пассажиры 8 десантников
Крейсерская скорость

максимальная

250

335 километров в час

Потолок статический 1400 метров
Дальность полета 450 километров

ударный вертолет

Конструкторы защитили броней основные узлы вертолета и кабину экипажа, оснастили встроенным и навесным оружием, управляемыми и неуправляемыми ракетами и бомбами.

Ми-24 прошел боевые испытания в Афганистане, в десятках вооруженных конфликтов в разных точках земного шара.

Вертолет стоял на вооружении в 4-5 десятках стран. Парк начитывает 3.5 тысячи машин. До сих пор более полутора тысяч машин выполняют боевые задачи.

AH-1 «Кобра»

Американский вертолет фирмы Bell Helicopter открыл эпоху боевого вертолетостроения, стал первым винтокрылом, спроектированным для нанесения ударов, а не для перевозки грузов и людей.

Узкий фюзеляж, разработанный конструкторами Bell, стал визитной карточкой всех последующих моделей ударных вертолетов. Первые боевые испытания машина прошла во вьетнамской войне. Вертолет лихо закладывал крутые виражи, был маневренным и быстрым, нес мощные вооружения.

Характеристики:

Наименование Показатель
Длина фюзеляжа

высота

13.59

4.09 метра

Двигатели 1х1810 лошадиных сил
Масса пустого

максимальная загрузка

2993

4536 килограммов

Экипаж 2 человека
Крейсерская скорость

максимальная

227

315 километров в час

Потолок статический 3720 метров
Дальность полета 507 километров

Серийное производство началось в 1967 году, было выпущено 1116 машин разных модификаций.

ударный вертолет

«Кобры» состояли на вооружении несколько десятилетий, принимали участие во всех военных конфликтах с участием США и их союзников. Эксплуатировались во многих странах (Израиль, Филиппины, Пакистан, другие).

Было выпущено несколько двухмоторных модификаций «Кобры». Часть боевых вертолетов были переоборудованы под гражданские нужды – для лесной и пожарной службы.

Еврокоптер «Тигр»

Тщательно проанализировав опыт применения ударных вертолетов, европейский концерн Eurocopter (Франция, Германия) создал свой вариант боевого винтокрыла. Новый аппарат начали производить в 1991 году.

Основной упор в конструкции и аппаратуре сделали на защиту от обнаружения техническими средствами противника, оснастив вертолет множеством датчиков и приборов.

«Тигр» считается наиболее высокотехнологичной и продвинутой машиной по сравнению с другими участниками рейтинга. Вертолет малозаметен в оптическом, ИК, акустическом, радиолокационном диапазонах.

Летные и технические параметры:

Наименование Показатель
Длина

ширина фюзеляжа

15

4.53 (с пилонами) метра

Двигатели 2х1303 лошадиных сил
Масса пустого

максимальная загрузка

3060

5100-6000 килограммов

Экипаж 2 человека
Крейсерская скорость

максимальная

230

278 километров в час

Потолок статический 4000 метров
Дальность полета 800 километров

Начинив свою машину массой электроники, Eurocopter потерял многих заказчиков из-за космической стоимости ($ 39 миллионов) «Тигра». Да и сама концепция незаметности оказалась сомнительной, востребованными в локальных конфликтах оказались более дешевые и простые винтокрылы, имеющие прочную броню, крепкую конструкцию и легкое управление.

ударный вертолет

Ми-28

Выпустив в небо Ми-28, милевцы вновь доказали, что им мало равных в конструировании боевых машин. Вертолет обладает выдающимися летными характеристиками, может совершать фигуры высшего пилотажа, летать без разворота в любом направлении. Основное достоинство – низкий полет на высоте 5-15 метров с огибанием препятствий любого рода.

Используя немалый опыт эксплуатации Ми-24, конструкторы оснастили машину мощной броней – создав броневанну для экипажа, броневое остекление, защиту из бронекерамики для всех основных узлов. По мнению военных экспертов, Ми-28 входит в число самых тяжелобронированных машин из современных ударных вертолетов и наиболее безопасным.

Основные характеристики:

Наименование Показатель
Длина

ширина фюзеляжа

17.05

5.88 (с консолями крыла) метра

Двигатели 2х2000-2400 лошадиных сил
Масса пустого

максимальная загрузка

8095

12100 килограммов

Боевая загрузка 2300 килограммов
Экипаж 2 человека
Крейсерская скорость

максимальная

265

300 километров в час

Потолок статический 3600 метров
Дальность полета 450 километров

Ударный вертолет начал поступать в ВВС России в 2013 году, произведено уже более 120 единиц.  Оснащается винтокрыл управляемыми и неуправляемыми вооружениями – 30-мм пушкой НППУ-28, УР Атака-В, ракетами линейки «Игла».

ударный вертолет

Ка-52 «Аллигатор»

Винтокрыл Ка-52 ОКБ Камова также находится в верхних строчках рейтинга лучших ударных вертолетов в мире. Аппарат последнего поколения, позиционируется как разведывательно-ударный.

Ка-52 имеет привычную для всех камовских машин соосную систему несущих винтов, укороченную хвостовую балку без рулевого винта. Это делает винтокрыл более компактным и улучшает летные характеристики.  Ударную машину используют для уничтожения бронетехники, ведения воздушной разведки, целеуказания и в качестве учебно-тренировочной.

Характеристики:

Наименование Показатель
Длина

высота фюзеляжа

14.2

5 метров

Двигатели 2х2400 лошадиных сил
Масса пустого

максимальная загрузка

7800

11300 килограммов

Боевая загрузка 2300 килограммов
Экипаж 2 человека
Крейсерская скорость

максимальная

260

300 километров в час

Потолок статический 3600 метров
Дальность полета 455 километров

Ка-52 – самый продвинутый из отечественных боевых винтокрылов, с улучшенными бортовыми системами и мощным комплектом вооружений («Атака», «Вихрь-1», «Игла»). ВВС России получили уже 170 единиц камовской машины.

Справка: среди модификаций Ка-52 есть противолодочный вертолет палубного базирования (Ка-25К).

ударный вертолет

AH-64Е Apache Guardian

Многочисленные модификации «Апачей» являются лидерами рейтингов лучших ударных вертолетов, соперничая с машинами российского производства. Модель AH-64 составляет основу парка ударных машин США с 1980-х годов.

В 2011 году фирма Boeing начала разработку винтокрыла AH-64Е, оснастив его более мощными двигателями, чем у предшественников, и усовершенствованными бортовыми системами. Открытая архитектура авионики стала главной фишкой новой версии «Апача». Вертолет может пользоваться видеорядом, поступающим с четырех беспилотников, пересылать данные на другие летательные аппараты и наземные службы. Усовершенствованы системы целеуказания, радар управления огнем, средства управления БПЛА.

Основные характеристики AH-64Е:

Наименование Показатель
Длина

высота фюзеляжа

17.73

4.95 метра

Двигатели 2х1994 лошадиных сил
Масса пустого

максимальная загрузка

5165

10433 килограммов

Экипаж 2 человека
Крейсерская скорость

максимальная

270

279 километров в час

Дальность полета 476 километров
Потолок статический 4875 метров

Многоцелевой ударный вертолет AH-64Е усилил мощь ВВС США, но для управления боевой машиной, начиненной под завязку электроникой, требуются пилоты очень высокого класса. Это может несколько снизить востребованность машины на мировом рынке.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий