Описание и характеристики Ка-52, скорость полета ударного вертолета Аллигатор

Второе название отечественного разведывательно-ударного вертолета Ка-52 — «Аллигатор». Это улучшенная версия модели Ка-50 «Черная акула», их схожесть в плане комплектации составляет 85 %. «Аллигатор» предназначен для ликвидации вражеской техники, в том числе с бронезащитой, а также уничтожения пехотной силы. Ведение воздушного боя тоже возможно.

История создания

Первая опытная версия модели совершила полет в 1997 году. Затем вертолет дорабатывался, после чего началось серийное производство. Первый функциональный экземпляр был готов к лету 2008 года, прошел летные испытания на Арсеньевском аэродроме. Производилась модель Ка-52 на авиационном заводе «Прогресс». Ежемесячный выпуск — по 2 экземпляра. Испытания вертолета Ка-52 завершились в 2011 году, той же весной первый экземпляр стал частью вооружения авиационной базы №575.

Конструкция вертолета

Конструкция, комплектация, несущие элементы и оперение аналогичны вертолету «Черная акула». Различаются модели Ка-50 и Ка-52 только передней частью фюзеляжа.

Двигательная мощность летательного аппарата обеспечивается 2-мя турбовальными двигателями ВК-2500, которые оснащены установками для защиты от пыли и экранно-выхлопными агрегатами, снижающими видимость вертолета инфракрасными датчиками. Мощность каждого двигателя — 2400 л.с. В топливных баках вертолета вес топлива составляет 1,48 т.

Спереди фюзеляж состоит из носового отсека и 2-местной бронированной кабины. Управлять полетом, вести огонь может как один, так и другой пилот. Двойной блок управления и близкое расположение экипажа друг к другу делают Ка-52 идеальным вариантом для учебно-тренировочного использования. У Ка-50 и Ка-52 предусмотрена система катапультирования, делающая эти вертолеты уникальными. Катапультироваться экипаж может на высоте до 4100 м.

Бортовое радиоэлектронное оборудование вертолета «Аллигатор» состоит из открытого прицельно-навигационно-пилотажного комплекса «Аргумент-52». В него входят 5 дисплеев с разным функциональным назначением, приборная панель, дополнительный дисплей для сидящего слева пилота. Лобовое стекло с левой стороны оснащено индикатором ИЛС-31. Для возможности ночного видения предусмотрены очки ГЭО-ОНВ-1-01К.

Полное оснащение прицельно-навигационно-пилотажного комплекса «Аргумент» включает следующие элементы:

  • открытый цифровой вычислительный аппарат «Багет-53»;
  • навигационно-пилотажный блок ПНК-73ДМ;
  • радиолокационную систему «Арбалет»;
  • авиационную электронику с включением системы дисплеев, а также нашлемных целеуказателей и индикаторов;
  • беспрерывно работающую обзорно-пилотажную систему ТОЭС-520;
  • беспрерывно работающую систему обнаружения и прицеливания ГОЭС-451;
  • связной комплекс БКС-50;
  • оборонный бортовой комплекс Л-370 «Витебск».

ка 52

Имея оборонный комплекс, ударный вертолет Ка-52 может обнаруживать лазерное воздействие с определением наводящей техники и дальности нахождения неприятеля. Также возможна контратака на направленные на вертолет управляемые ракеты с инфракрасными устройствами самонаведения. В комплекс Л-370 «Витебск» входят:

  • блок управления;
  • аппарат, выбрасывающий пассивные радиопомехи;
  • система выявления лазерного воздействия;
  • система ультрафиолетовой пеленгации ракетного запуска;
  • система оптического электронного подавления.

ка 52

Технические характеристики

Вертолет Ка-52 «Аллигатор» имеет следующие летно-технические характеристики:

  • состав экипажа — капитан и штурман;
  • длина вертолета — 16 м;
  • высота — 5 м;
  • диаметр основного винта — 14,5 м;
  • размах лопасти — 7,3 м;
  • предельный взлетный вес — 10,8 т;
  • максимум скорости вертолета — 300 км/ч;
  • предельно допустимое значение скорости — 350 км/ч;
  • крейсерская скорость — 250 км/ч;
  • статический максимум — 4000 м, динамический — 5500 м;
  • практическая протяженность полета — 450 км;
  • перегоночное расстояние — 1110 км.

ка 52

Преимущества перед аналогами

Главное преимущество модели Ка-52 «Аллигатор» — возможность выполнения военных функций круглосуточно вне зависимости от погодных условий. Вертолет способен определять вражескую технику со значительного расстояния, транслировать полученные в результате разведки сведения принимающим людям. «Аллигатор» самостоятельно и эффективно ликвидирует противника со значительных расстояний, чему способствует инновационное оборудование, в том числе мощное оружие.

Ка-52 умеет быть незаметным для техники врага, благодаря радиоэлектронной защитной системе.

У вертолета, соответствующего стандартам качества и безопасной эксплуатации, превосходные летные характеристики, в том числе способность к маневрированию, благодаря соосным несущим винтам. Умея быстро перемещаться в разные стороны, Ка-52 практически недостижим для врага.

«Аллигатор» может лететь на высоте от 5 км над уровнем моря. Такой впечатляющий показатель высоты полета стал возможен, благодаря двум газотурбинным двигателям, совместная мощность которых почти 5000 л.с. Также Ка-52 без проблем функционирует в любых климатических условиях: от жарких тропиков до морозного приполярья.

ка 52

Устанавливаемое оружие

Основное вооружение Ка-52:

  • подвижная автоматическая пушка 2А42 30 мм с запасом снарядов на 460 выстрелов;
  • система авиационных ракет 80 и 122 мм;
  • авиационные бомбы;
  • пушечные контейнеры.

Дополнительное вооружение, которое может быть использовано на вертолете «Аллигатор»:

  • противотанковый комплекс «Штурм-ВУ» с управляемыми ракетами 9М120-1 «Атака»;
  • неуправляемые ракеты «воздух-земля» 240 мм;
  • управляемые ракеты «Игла-В» класса «воздух-воздух».

Ракеты «Игла-В» с 2-спектральной инфракрасной головкой самонаведения имеют массу 10,7 кг, предельная высота поражения цели — 3500 м, дальность запуска — 800–5200 м. В планах использовать противотанковый комплекс «Вихрь» с ракетами 9А4172 со стартовым весом 42 кг и способностью поражения бронированных объектов с расстояния 8 км.

ка 52

Модификация

Существуют 3 вариации вертолета Ка-52:

  • Ка-52 «Аллигатор» — базовая модель для армии;
  • Ка-52М — модификация базовой версии, совершившая первый вылет в 2015 году;
  • Ка-52К «Катран» — палубная модель, первый полет состоялся в 2020 году.

Наибольший интерес представляет Ка-52К. Производство вертолетов этого типа стартовало летом 2012 года, заказ от Министерства обороны РФ получило конструкторское бюро Камова. Летательный аппарат предназначен для размещения на борту кораблей-авианосцев «Мистраль» французского производства. Особенности модели «Катран» — возможность складывания лопастей, укрепленные стойки шасси и высокая защита от коррозии.

ка 52

Где используется

И «Аллигатор», и «Черная акула» находятся на вооружении российской армии, экземпляры вертолетов имеются в воинских частях в разных уголках страны. Пилоты отзываются о Ка-52 положительно, отмечают простую систему управления и высокую боевую эффективность.

«Аллигаторы» применялись уже в нескольких военных конфликтах. Первой стала война в Южной Осетии. Тогда вертолетам Ка-52 особо не довелось проявить себя на поле боя, поскольку конфликт оказался непродолжительным.

ка 52

Весной 2016 года несколько экземпляров Ка-52 отправили в Сирию как часть авиационного вооружения сил наступления России. Они входили в состав группы авиационного крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». С апреля того же года «Аллигаторы» участвовали во множестве сирийских операций.

В мае 2018 года, совершая плановый облет территории на востоке Сирии, рухнул один из вертолетов Ка-52. Оба члена экипажа погибли. Предположительной причиной крушения стало техническое повреждение. Но есть и другая версия, неофициальная: его сбила ракета, выпущенная исламскими военными из переносного зенитного комплекса. Но подтверждения этого слуха от самих сирийских боевиков не последовало. Хотя известно, насколько исламисты гордятся подобными результатами, сразу оповещают об успешном использовании ПЗРК.

Не обошлось без Ка-52 и при действиях РФ в Украине. В этом конфликте тоже отмечено несколько крушений российских летательных аппаратов после атаки зенитными ракетами. Один экземпляр Ка-52 был сбит противотанковым ракетным комплексом «Стугна-П».

Интересные факты

Когда в 1997 году состоялся первый вылет вертолета Ка-52, западная пресса разразилась критикой. Создателей вертолета обвиняли в том, что они приврали, указав летно-технические характеристики. Ведь в те годы в американском авиапарке еще не появились подобные по уровню летательные аппараты. И даже сейчас Ка-52 «Аллигатор» сохраняет статус одной из самых технически и тактически безупречных машин.

Когда вертолеты Ка-52 прибыли в зону проведения военной операции в Сирии, в американском журнале National Interest незамедлительно появилась заметка о том, что исламским боевикам теперь придется нелегко.

Использование машин «Аллигатор» в Сирии еще раз продемонстрировало, что даже самые технически безупречные летательные аппараты остаются уязвимыми перед переносными зенитными ракетными комплексами. После завершения военной операции в Сирии вертолет модернизировали: улучшили систему поиска наземных объектов. Если изначально вертолеты Ка-52 находили цель на расстоянии 8 км при дневном свете и 5 км в темноте, то после модернизации значения увеличились до 10 и 8 км соответственно.

Если судить по вооружению, «Аллигатор» — оригинальный летательный аппарат, отличающийся гибкостью в плане установки систем оружия. Благодаря возможности использования тактических ракет Х-31 и Х-35, вертолет способен поражать даже истребители Миг-35 и Су-35.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий