Описание вертолета Катран и технические характеристики Ка-52, где применяется

Для ударной и разведывательной деятельности российскими конструкторами разработан военный вертолет Ка-52 с названием «Катран». Это палубная версия сухопутной модели Ка-52 «Аллигатор», оснащенная широким перечнем ракетного и пушечного оружия. Двухместный вертолет разработан на основе серийной модели Ка-50, принял от нее более 85 % технико-конструкционных особенностей.

Для чего нужен вертолет

Ка-52 «Катран» разработан для ликвидации боевой техники, в том числе тяжелой, пехотных сил и вражеских вертолетов, занимающих любую тактическую дистанцию. Летательный аппарат работает в дневные и ночные часы при любых метеорологических условиях.

Обладая соосной системой винтов, «Катран» отличается маневренностью, может разворачиваться в противоположную сторону за несколько секунд. Вертолет способен резко сдвигаться вбок со скоростью 80 км/ч, лететь хвостом вперед со скоростью 90 км/ч. Благодаря таким летным качествам, Ка-52 легко вводит врага в заблуждение.

Управлять полетом, вести огневой бой может любой из двух пилотов. Если «Катран» используется в ночное время, то второй член экипажа выполняет задачи оператора.

Вертолет Ка-52 «Катран» относится к многофункциональным моделям. Его уникальность заключается в равной способности поражать и морские суда, и наземные объекты. Причем дистанция поражения может быть значительной. Помимо ударных, машина выполняет разведывательные задачи. При низком полете «Катран» остается невидимым для вражеских радаров. Также Ка-52 удобен как тренировочная машина. Ведь вертолет имеет точный дубликат системы управления, а сиденья пилотов находятся совсем рядом друг с другом.

История разработки

Вертолеты «Аллигатор» были преобразованы в «Катран» с определенной целью: планировалось разместить их на французских кораблях-вертолетоносцах «Мистраль». В ноябре 2009-го такой корабль, принадлежащий военно-морским силам Франции, прибыл в Санкт-Петербург, на нем тренировались сажать вертолет Ка-52 на палубу.

Весной 2011 года, когда ВВС России получили первые «Аллигаторы», руководитель компании «Рособоронэкспорт» Исайкин на международной авиационной выставке во Франции заявил, что планируется на основе «Аллигаторов» создать палубную модификацию вертолетов. Задумка разработать палубную модель появилась не случайно, связана с тем, что «Аллигаторы» отлично показали себя при сухопутных операциях.

Новый летательный аппарат правильнее называть Ка-52К «Катран», буква «К» в этом названии — аббревиатура слова «корабельный».

ка 52 катран

В июле 2011 года главный инженер конструкторского бюро «Камов» Михеев заявил, что планируется испытание первых экземпляров Ка-52К. В сентябре 2011-го появилась информация, что экземпляр №061 вертолета Ка-52К успешно прошел учебные испытания, сел на палубу корабля «Вице-адмирал Кулаков». Учения проходили в акваториях Баренцева моря и Кольского залива. В итоге модель «Катран» была допущена к практической эксплуатации как часть вооружения российского ВМФ.

В марте 2015-го совершила первый вылет головная машина Ка-52К. Ее собрали в цехах Арсеньевского авиационного предприятия «Прогресс» имени Сазыкина. Тот вертолет вылетал без бортового номера, на его борту было лишь начертано «МА ВМФ России». Модель «Катран» была презентована общественности на выставке МАКС в 2019 году. После чего было сразу выпущено 4 экземпляра.

ка 52 катран

Серийное производство

За серийное производство вертолетов «Катран» взялись сразу после составления договора, по которому французы обязались поставить корабли «Мистраль». Летательные аппараты были сделаны, но французская сторона отказалась от выполнения договора. В итоге у России появились палубные вертолеты, но корабля, подходящего для размещения этой авиатехники, не было. Разработать вертолетоносец возможно, но для этого требуется время. А тогда, сразу после выпуска первых экземпляров Ка-52К, лучшим выходом было передать эти вертолеты Египту, уже владеющему «Мистралями», чтобы затем приняться за разработку собственного вертолетоносца.

Обладая стандартной для летательных аппаратов такого типа конструкцией, вертолеты «Катран» могут размещаться не только на «Мистралях», но на любых крупных морских суднах противолодочного назначения. Главное — вертолет Ка-52 по размеру должен соответствовать габаритам корабельных ангаров.

К началу 2021 года по планам компании «Вертолеты России» на Арсеньевском авиационном предприятии было создано 32 экземпляра модели «Катран». Контракт с Министерством обороны России на поставку летательных аппаратов был заключен весной 2014 года. Осенью 2014-го были завершены 4 опытных вертолета, каждый из которых обошелся в сумму почти 850 миллионов рублей. Еще 12 экземпляров были реализованы в 2015 году.

ка 52 катран

Технические характеристики

Вертолет Ка-52 «Катран» имеет следующие летно-технические характеристики:

  • длина — 16 м;
  • высота — 5 м;
  • диаметр основного винта — 14,5 м;
  • пустой вес — 7800 кг;
  • взлетный вес — 9800 кг;
  • предельный взлетный вес — 11300 кг;
  • крейсерская скорость — 250 км/ч;
  • скоростной максимум — 350 км/ч;
  • практическая дистанция полета — 460 км;
  • перегоночная дистанция полета — 1100 км;
  • скорость подъема — 720 м в минуту;
  • статический предел — 3600 м;
  • практический предел — 5500 м.

ка 52 катран

На вертолете Ка-52 «Катран» предусмотрены высокоэффективные пилотажно-боевые системы: оборонный комплекс «Витебск», лазерная установка наведения оружия, оптическая электронная установка ГОЭС-451, устройство автоуправления САУ-800. Управление летящим вертолетом может быть любым: ручным, автоматическим, автоматизированным. Система автоуправления соединена с регистрационным устройством СИВПВ-52, предназначенным для приема и анализа аэрометрической информации. Благодаря такой системе, пилот может, отвлекшись от управления, уделить максимум внимания применению оружия.

Силовые показатели у модели «Катран» такие же, как у базового «Аллигатора». Вертолет оснащен парой мощных двигателей ГТД «Климов» ВК-2500, каждый из которых имеет мощность 2400 л.с. Благодаря такой силовой установке, Ка-52 способен быстро разогнаться до предельной скорости 350 км/ч, взлететь выше 5 км.

Кабина пилотов в вертолете «Катран» защищена бронью. При возникновении чрезвычайной ситуации члены экипажа могут катапультироваться,  если высота полета не превышает 4,1 км. Для катапультирования предназначены специальные пилотажные кресла К-37-800М.

ка 52 катран

Количество оружия, предназначенного для вертолета Ка-52, впечатляет изобилием. Основные виды вооружения — нефиксированная пушка 2А42 30 мм, дополненная комплектом снарядов в количестве 460 штук, ПТУР «Вихрь» с лазерным управлением, НАР 80 мм, авиационные бомбы. Общий вес постоянного оружия составляет 2000 кг. Дополнительно «Катран» может принимать ПТУР «Атака» 9М120-1 либо 9М120-1Ф с лазерным наведением, ракеты «Игла-В», относящиеся к классу «воздух-воздух», предназначенные для ведения ближнего огня, а еще ракеты класса «воздух-земля».

Противотанковая установка «Вихрь» отечественного производства, обладая начальным весом 42 кг и кумулятивным тандемным огневым оснащением, способна ликвидировать бронетехнику с толщиной брони 90 см с расстояния до 8 км. То есть она эффективна против танков и БМП. Ракетная установка «Игла-В», тоже имеющая отечественное происхождение, оснащена 2-цветной головкой наведения по тепловому излучению во всех ракурсах. Эта установка весит 107 кг, поражает вражеские объекты на высоте до 3500 м, а дистанция запуска ракет составляет от 0,8 до 5,2 км.

Значимое конструкционное решение — оснащение вертолета Ка-52К мощной 2-диапазонной радиолокационной станцией «Арбалет», которая может выявлять цели на расстоянии 25 км, то есть находящиеся за горизонтом. Фактически «Катран» признается настоящим оборудованием для дальнего радиолокационного поиска. Машина может направлять на цель наземные ракетные комплексы, уточнять направление ведения огня.

ка 52 катран

Отличия модификации

Являясь модифицированной версией модели Ка-52 «Аллигатор», вертолет «Катран» имеет несколько довольно существенных отличий от базового летательного аппарата. Главное отличие — у палубной машины есть механизм, складывающий лопасти и крыловые консоли. Также консоли выполнены более короткими, чтобы они могли принимать более значительный груз вооружения — дополнительно по 1 т с обеих сторон. Благодаря способности носить повышенный груз, вертолеты «Катран» подходят для установки противокорабельных ракетных комплексов Х-31, Х-35.

Благодаря устройству «Охотник», обрабатывающему видеоизображения, палубный вертолет Ка-52 «Катран» находит и различает цели на расстоянии в 1,5 раза большем, чем то, которое доступно для базовой модели «Аллигатор».

Поскольку вертолеты «Катран» базируются на море, они имеют, по сравнению с сухопутными «Аллигаторами», более сильную антикоррозионную защиту. Кроме корпуса, от повышенной влажности и других неблагоприятных метеорологических факторов надежно защищены электронные элементы летательного аппарата, им не страшны даже самые свирепые штормы. Также модифицированная версия Ка-52 имеет усиленный механизм шасси.

ка 52 катран

Где применяется

В 2020 году завершились наземные испытания модели Ка-52К «Катран». За ними последовали корабельные испытания на морском судне, необходимые для возможности базирования летательных аппаратов на кораблях ВМФ России. Летательные аппараты Ка-52К используются для испытаний новых военных судов, преимущественно корветов.

Уже известно, что в России создадут собственный вертолетоносец, который будет использоваться как база для Ка-52К. Запланированное судно уже получило название — «Прибой». Этот корабль будет вмещать максимум 12 боевых вертолетов, половина из этого количества машин сможет размещаться на палубе, а не в ангаре. Макет «Прибоя» был продемонстрирован публике в 2015 году на международном военном форуме «Армия». Вертолетоносец будет иметь водоизмещение 14000 т, длину 165 м, ширину 25 м.

Корабль «Прибой» сможет вместить, помимо вертолетов, максимум 60 единиц бронированной военной техники и более 500 человек пехотной силы, то есть 2 батальона морских пехотинцев. Из сказанного понятно, какую значительную военную силу, способную превратить в прах даже самую сильную оборону с берега, может принять «Прибой». Хотя некоторые аналитики считают, что вертолетоносец для ВМФ России совершенно не нужен, это дорогая и бесполезная «игрушка». Лучше бы деньги, затраченные на проект, потратили на производство легких военных кораблей, гораздо более практичных и полезных.

Базой для первого авиационного полка для службы на море, состоящего из вертолетов Ка-52 «Катран», выбрана Камчатка.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий