2С42, иначе «Лотос» – это новое самоходное орудие, призванное заменить устаревшие модели, используемые ВДВ. Самоходка создана практически «с нуля». Не похожа на предыдущие решения. Успешное завершение испытаний подтвердило выбор предварительно принятой концепции. Предполагается, что «Лотос» окажет помощь десантникам при проведении боевых операций, выполнении поставленных задач.
Технические характеристики
По характеристикам оружия, вооружения можно сложить мнение о его достоинствах. Либо недостатках. Что известно о «Лотосе»:
Параметр | Единица измерения | Величина |
Габариты | Миллиметры | |
Длина | 7085 | |
Ширина | 3152 | |
База | 4225 | |
Колея | 2744 | |
Клиренс | 100 — 500 | |
Двигательная установка | — | 2В-06-2 (дизель) |
Мощность | Лошадиные силы | 450 |
Экипаж | Человек | 4 |
Скорость передвижения | Километры в час | 70/40 (шоссе/пересеченная местность) |
Запас хода | Километров | 500/350 (шоссе/пересеченная местность) |
«Лотос» обладает требуемой маневренностью благодаря гусеничному шасси повышенной проходимости. Преодолевает рвы, небольшие препятствия. И может перевозиться транспортной авиацией. Десантироваться непосредственно на место проведения боевой операции.
История создания
Детали описания САО не дадут полной картины без погружения в историю проектирования «Лотоса», создания машины. Работы над будущей установкой были начаты в ЦНИИ «Точмаш». До этого специалисты предприятия занимались другим проектом. «Зауралец-Д» (2С36). Однако работы над данной САУ были приостановлены.
Новое мобильное орудие создавалось специально для ВДВ. «Лотос» должен был заменить самоходку 2С9 «Нона». С целью унификации, в качестве основы конструкторы выбрали платформу БМП-3М. Использование стандартной 120 миллиметровой пушки позволяло решить вопрос с боеприпасами.
Примечательно, что САО приспособлено для транспортирования авиацией. Самолетами класса Ил-76. При десантировании «Лотос» оказывается полностью подготовленным. То есть сразу же после высадки готов к выполнению боевой задачи.
Что касается сроков реализации проекта, то, по утверждению ответственных лиц, осенью 2018 года были завершены основные работы. В 2019 планировалась передача изделия на испытания. А еще через год предполагался запуск «Лотоса» в серию.
Кстати, данное САО – не единичный проект ЦНИИ. Параллельно предприятие разрабатывает машину «Завет-Д». Но у нее несколько иные задачи. Это будет установка, предназначенная для управления огнем.
Конструкция
За основу «Лотоса» был взят корпус БМД-4М. Его пришлось удлинить. Защита, компоновка остались неизменными. Шасси получило дополнительные катки. Сохранены отдельные смотровые люки для членов экипажа. А также приборы наблюдения. При размещении применена схема 2х2: двое членов экипажа находятся в передней части САО, двое – сзади.
Сознательный отказ от «чрезмерного» бронирования в сочетании с мощной двигательной установкой позволил сохранить мобильность. Способность гусеничного шасси нести удлиненный ствол, увеличенный боекомплект. Как минимум «Лотос» по защите не уступает предшественникам.
А автоматизация управления, реагирования на поиск САО вражескими РЛС компенсирует отсутствие усиленной, сложной брони. По компоновке орудие сохраняет узнаваемый облик САО. Подвижная башня смещена к передней части машины. По фронту слева и справа от орудия располагаются блоки постановки дымовой завесы. О «начинке», кроме двигателя, мало что известно. Ожидается, что «Лотос» получит наисовременнейшее оснащение. Работающее почти без участия человека.
Шасси получило индивидуальную гидропневматическую подвеску катков. Это не только повышает комфорт экипажа. Но и позволяет перевозить САО в транспортной авиации. Кстати, в грузовой отсек Ил-76, самого распространенного воздушного «грузовоза», помещается пара «Лотосов».
Конструкторы утверждают, что добились предельной унификации машины по используемым агрегатам, запчастям. Что позволит в кратчайшие сроки выполнить переоснащение ВДВ. Наладить выпуск «Лотосов» на существующих мощностях. И обеспечить требуемое количество САО в армии.
Вооружение
Отличительная особенность «Лотоса» заключается в оснащении башней с автоматизированным боевым отделением. О пушке известно, что САО получит модифицированное 120 миллиметровое орудие (2А51). Удлинен ствол. А сама пушка стала универсальной. Может использоваться как миномет, гаубица и стандартное орудие.
Переход из транспортного состояния в боевое измеряется секундами. Как и готовность САО после десантирования сразу же приступить к выполнению боевых задач. Темп стрельбы составляет 6-8 выстрелов в минуту. Предположительно для «Лотоса» будут разработаны специальные снаряды. Башня содержит, скрывает внутри встроенные противооткатные устройства. Также пушка получит многокамерный дульный тормоз. Он отчетливо виден на всех снимках САО.
Орудие наводится по горизонтали на 360 градусов. Углы возвышения составляют от -4 до +80 градусов. Не исключается оснащение дополнительным вооружением. ПКТ или ПКТМ. И блоком запуска дымовых зарядов (902Б «Туча»).
Бронирование САО сознательно ослаблено. Компенсировать потерю предполагается использованием улучшенных средств обнаружения. Таких, как оптика кругового действия, датчики, автоматически определяющие степень угрозы для САО. При обнаружении облучения происходит постановка дымовой завесы.
Пушка «Лотоса» будет работать по принципу «орудие-выстрел». Существенно доработан объем возимого БК. В сравнении с «Ноной» САО перевозит в 2 раза больше снарядов. Разработчики утверждают, что по эффективности новейшие боеприпасы сопоставимы с калибром 152 миллиметра. При этом сохранена совместимость со снарядами для 2А51.
Одновременно с «Лотосом» на заводе проектируется машина управления огнем, получившая название «Завет-Д». В спарке 2 машины помогут добиться выполнения боевых задач на новом уровне.
Применение
Об использовании «Лотосов» в реальных боевых операциях пока ничего неизвестно. Озвучены планы по замене машины 2С9 «Нона» на новую технику. В настоящий момент идет обкатка. Устранение мелких недоработок. Опытные образцы уже прошли не одну сотню километров. Проводятся стрельбы.
Так что до передачи «Лотоса» ВДВ осталось всего несколько шагов. По данным из разных источников, в настоящий момент ВС эксплуатируют около 750 САО 2С9 «Нона». Из общего количества «в строю» остаются примерно треть из них. Для замены необходимо иметь несколько сотен готовых экземпляров «Лотосов».
Как и у других боевых машин десанта, при создании «Лотоса» упор сделан на скорость и мобильность. То есть САО должно обеспечить натиск, закрепление бойцов на позициях. Для длительной обороны машина вряд ли пригодна. В то же время способна вести огонь на удаленных дистанциях. Подавляя огневые точки противника.
Перевооружение может растянуться на годы. Даже с учетом форсированных темпов производства техники. Предположительно выпуск САО ускорится за счет применения унифицированных блоков и узлов. Но и в этом случае, по благоприятным прогнозам, вывод «Нон» из эксплуатации состоится не раньше 2025 года.