Военный тягач МАЗ-537

МАЗ-537
Тягач МАЗ-537 первого поколения

Современного человека трудно удивить каким-либо автомобилем, особенно грузовым. Кажется, что всё возможное в этой сфере уже создано. И всё же бывают исключения – одно только появление на дороге советского военного тягача МАЗ 537, известного также под названием «Ураган», невольно привлекает внимание самых искушенных автолюбителей. Яростный рев мощного двигателя, а также крайне необычный и весьма внушительный внешний вид этой машины мало кого оставляют равнодушным. На протяжении долгих десятилетий такие тягачи исправно перевозили тяжелую бронетехнику, артиллерийские системы и межконтинентальные баллистические ракеты, став одним из символов несокрушимой военной мощи Советского Союза.

История создания

О необходимости создания военных тягачей для перевозки особо тяжелых и негабаритных грузов,  в СССР задумывались еще до Великой Отечественной войны. В то время подобные машины рассматривались в первую очередь как «перевозчики» бронированной техники. Дело в том, что ресурс танковых двигателей и гусениц сравнительно невелик, и расходовать его во время перемещения на значительные расстояния по собственной территории нерационально. Конечно, перевозить бронемашины можно по железной дороге, что и делалось, но поезда не обеспечивали достаточной гибкости.

Уже в ходе войны в СССР поставлялись по программе ленд-лиза «танковозы» Daimond T 980 и REO 28XS. Ни тот, ни другой не получили столь же широкой известности, как знаменитый «Студебеккер», однако их возможности были по достоинству оценены как в армии, так и «народном хозяйстве».

Тягач Diamond T 980
Американский балластный тягач Diamond T 980 с танком на прицепной платформе

В частности, балластный тягач Diamond T 980, позволяющий перевозить до 40 тонн на прицепе, использовался в послевоенные годы даже в Сибири, к климатическим условиям которой он был совершенно не приспособлен.

Свою собственную машину, сходную по ТТХ с американскими военными грузовиками, СССР получил лишь в начале 50-х. Это был ЯАЗ-210Г, проектирование которого началось еще в 1940-м году, но затем по понятным причинам многократно откладывалось. Для армии эти машины оказались не вполне подходящими из-за невысокой проходимости. Впоследствии, в 1958-м году техническая документация на ЯАЗ-210 была передана в украинский Кременчуг и была использована при разработке широко известных автомобилей КрАЗ.

Таким образом, к середине 50-х Советская армия всё еще не имела в своем распоряжении тягачей, отвечавших требованиям тех лет. Восполнить этот пробел предстояло одному из предприятий тяжелой промышленности, возникших уже после войны – Минскому автомобильному заводу.  Соответствующий приказ был отдан «профильным» министерством 15 сентября 1954 года. Конкретные требования к новой машине, заданные военными и отправленные на МАЗ, предполагали разработку восьмиколёсного тяжелого тягача повышенной проходимости с четырьмя ведущими осями.

Автомобиль должен был обеспечивать буксировку артиллерийских орудий и других прицепов общим весом до 10 тонн. Другими словами, для перевозки танков использовать его не предполагалось. Проектирование началось в феврале 1955-го – через несколько месяцев после получения приказа. С чем связана такая задержка, точно неизвестно, однако дальнейшие работы продвигались достаточно быстро, несмотря на то, что конструкция новой машины, получившей обозначение МАЗ 535, была очень необычной.

Тягач МАЗ-535
МАЗ-535, первый военный тягач Минского автозавода

Даже сегодня внешний вид этих тягачей невольно привлекает внимание. В 50-е годы они и вовсе выглядели какими-то пришельцами из будущего – компоновка с вынесенной вперед кабиной и моторно-трансмиссионным отделением в средней части сама по себе нестандартна, а в данном случае всё это было установлено на весьма оригинальное шасси. Кроме того,  МАЗ-535 получил гидромеханическую коробку переключения передач,  межосевой дифференциал с механизмом его блокирования, раздаточную коробку для распределения крутящего момента и независимую подвеску на все колёса. Чтобы не перегружать водителя, на тягаче был установлен гидроусилитель руля и пневмогидравлический привод тормозов. Основным двигателем этой машины стал дизельный мотор Д-12А мощностью в 376 лошадиных сил.

Серийное производство МАЗ-535 продолжалось с 1958 по 1963-й год. Как раз в этот период времени у Советской армии появился принципиально новый вид оружия – межконтинентальные баллистические ракеты, которые и сделали тягач настоящей «звездой» военных парадов. МАЗ-535 многократно использовался для перевозки по Красной площади таких МБР, как РТ-2, ГР-1 и Р-14.

Следует учитывать, что на парадах ракеты перевозили в «сухом» виде – то есть без топлива и окислителя. С транспортировкой заправленной МБР МАЗ-535 не справился бы, да и вообще его грузоподъемность вскоре перестала устраивать заказчиков. Конструкторы эту ситуацию предвидели заранее, поэтому параллельно с основной моделью шла разработка её более мощной и тяжелой модификации, обозначавшейся как МАЗ-536.

МАЗ-535 на Красной площади
МАЗ-535 во время парада на Красной площади

Был построен опытный экземпляр такой машины, однако в 1959-м году советское правительство распорядилось прекратить дальнейшие работы по этому направлению и заняться созданием полуприцепа и седельного тягача для перевозки тяжелой гусеничной техники (танков и самоходных орудий).

Именно в этот момент впервые появилось название МАЗ-537. Этот тягач стал дальнейшим развитием одной из модификаций исходной модели, МАЗ-535В. Главным отличием новой машины стал более мощный дизельный двигатель на 525 лошадиных сил. Кроме того, была существенно усилена несущая рама и увеличилась колёсная база. В конструкцию пришлось внести и другие изменения, затронувшие следующие узлы и агрегаты:

  1. Трансмиссия. Увеличены фланцы карданных валов и центральных редукторов раздаточной коробки, изменено передаточное число повышающей передачи КПП;
  2. Компрессор. Упрощена конструкция его привода;
  3. Подвеска. Усилена конструкция, увеличены диаметр и длина торсионных валов передних колёс;
  4. Тормозная система. Увеличена ширина накладок на тормозные колодки, обеспечено повышенное разжимное усилие за счет установки более объёмных тормозных цилиндров.

Изменениям подверглась также система охлаждения и система смазки.

Все эти усовершенствования позволили нарастить вес «неделимого» груза на прицепе до 50 тонн, а на последующих модификациях тягача – и до 68 тонн.

Серийное производство МАЗ-537 началось в 1960-м году (опытная партия была изготовлена значительно раньше). На протяжении первых нескольких лет сборка осуществлялась непосредственно на Минском автомобильном заводе, а затем, начиная с 1964-го года, эти машины серийно выпускались Курганским заводом колесных тягачей (КЗКТ). Изготовление МАЗ-537 было прекращено лишь в 1989-м году.

МАЗ-537Г
МАЗ-537Г перевозит танк Т-64. Снимок сделан в Харьковской области

Инструкция по эксплуатации

Вместе с  каждым тягачом МАЗ-537 в обязательном порядке поставлялась инструкция по его эксплуатации. Этот документ неоднократно переиздавался, в последний раз – в 1993-м году. Инструкция содержит в себе 526 страниц и разделена на две части. Первая из них посвящена техническому описанию машины и состоит из семи глав:

  1. Описание предназначения тягача МАЗ 537 и его основные технические характеристики;
  2. Описание двигателя, включая системы смазки, питания топливом и воздухом, выпуска выхлопных газов, предпускового разогрева и воздушного пуска;
  3. Описание трансмиссии. Отдельно рассказывается обо всех узлах и деталях гидромеханической коробки переключения передач, о раздаточной коробке, карданных валах, повышающей передаче и об устройстве ведущих мостов;
  4. Описание ходовой части. Включает в себя рассказ об устройстве подвески, колес, шин, поворотного устройства, рамы и кабины;
  5. Описание системы управления. Раскрывает устройство рулевого механизма и тормозной системы;
  6. Описание электрооборудования. Содержит в себе перечень потребителей энергии и её источников, причем указано, каково назначение каждого отдельного узла;
  7. Описание дополнительного оборудования – независимой отопительной системы, вентиляции, коробки отбора мощности и газоотборного устройства.

Вторая часть содержит в себе указания по вождению и техническому обслуживанию тягача и состоит из трёх глав. Первая из них рассказывает о подготовке к запуску двигателя и об управлении машиной непосредственно во время движения.

Инструкция к МАЗ-537
Внешний вид инструкции по эксплуатации МАЗ-537

Вторая глава посвящена процедурам регулировки, замены  и мелкого ремонта отдельных систем и механизмов тягача. Третья глава рассказывает о правилах и последовательности  общего технического обслуживания автомобиля.

Дополнительная информация о машине и её использовании содержится в приложениях к инструкции.

Поколения тягача

С годами внешний вид МАЗ-537 претерпел ряд значительных изменений, которые порой не зависели от конкретной модификации тягача. По этой причине иногда используется условное разделение на так называемые «поколения». Различия между ними достаточно хорошо заметны.

Первое поколение

Тягачи МАЗ-537, изготовленные в 60-е годы прошлого века, отличаются следующими характерными «приметами»:

  1. Между средними мостами тягача имеется рабочая ступенька в форме буквы V;
  2. Зеркала заднего вида круглой формы;
  3. Между передними фарами имеются два вентиляционных люка (расположены горизонтально относительно друг друга);
  4. На боках МТО расположены пять воздухозаборных створок (вертикальное расположение).

Поначалу тягачи первого поколения  собирались в Минске. Это были машины модификаций «А», «Г», и «Д». Делали их и в Кургане, где затем появились МАЗ-537В, МАЗ-537К и МАЗ-537Е.

Второе поколение

В начале 70-х годов тягачи заметно переменились. Наиболее характерными для этого периода особенностями стали следующие:

  1. Прямоугольная форма и увеличенный размер зеркал заднего вида;
  2. Вместо V-образной рабочей ступеньки между мостами сделана обычная лесенка;
  3. Удлинены передние крылья – вплоть до средних мостов;
  4. МТО снабжено коробчатым металлическим воздухозаборником, прежних створок нет, а вместо них вертикальные щели в два ряда.
МАЗ-537 третьего поколения
МАЗ-537 третьего поколения – V-образная ступенька заменена лесенкой, на передней стенке кабины отсутствуют вентиляционные лючки

Полностью законченный облик «второго поколения» сформировался не сразу, встречались МАЗы с «комбинированной» внешностью – например, с удлиненными крыльями, но прежними створками на МТО.

Третье поколение

Тягачи,  серийно производившиеся, начиная с конца 70-х годов, можно отличить по максимально упрощенному оформлению передней стенки кабины. Вентиляционные люки были убраны, поверхность стала гладкой. Кроме того, в этот же период увеличился размер стёкол подфарников.

Четвертое поколение

В 80-е годы прошлого века тягачи МАЗ-537 стали выпускаться без защитных кожухов на топливных баках. Это и стало единственным внешним признаком четвертого поколения машины.

Стоит отметить, что при выполнении капитального ремонта тягачей часто происходило «перемешивание» комплектующих, которые порой образовывали нестандартные комбинации. По этой причине о разделении по поколениям можно говорить лишь со значительной долей условности.

Технические характеристики

МАЗ-537 МАЗ-537Г МАЗ-537Д МАЗ-537Е
Снаряженная масса 21,6 т 22,3 т 23 т 21,6 т
Полная масса 46,6 т 49,3 т 48 т 39,6 т
Допустимая масса прицепа(полуприцепа) 65 т 68 т 65 т 68 т
Длина машины 8,96 м 8,96 м 8,96 м 8,96 м
Ширина 2,885 м 2,885 м 2,885 м 2,885 м
Высота по кабине 3,1 м 3,1 м 3,1 м 3,1 м
Максимальная скорость с прицепом 55 км/ч 55 км/ч 55 км/ч 55 км/ч
Клиренс 0,5 м 0,5 м 0,5 м 0,5 м

Расход топлива на 100 километров пути составляет у всех модификаций 125 литров. Запас горючего в 840 литров, размещенный в двух отдельных баках, позволяет проехать без дозаправки до 650 километров.

Описание конструкции

МАЗ-537, вид спереди
Вид спереди на МАЗ-537. Видно, что поворачиваются сразу две пары передних колес

МАЗ-537 представляет собой четырёхосный полноприводный автомобиль повышенной проходимости с двумя поворотными передними парами колёс. Его основное предназначение – перевозка особо тяжелых и крупногабаритных грузов на прицепе или полуприцепе.

Главный несущий элемент – прочная стальная рама. Её основными частями являются два лонжерона и две наклонные боковины. Соединения – сварные или на заклепках. Для предотвращения попадания грязи на подогреватель и отдельные узлы двигателя  снизу к раме прикрепляется откидывающийся защитный лист.

Кабина МАЗ-537 – цельнометаллическая, закрытая. Внутри – четыре места (хотя в экипаж обычно входят только два человека). Водительское кресло подрессорено. В задней части кабины и в её крыше имеются вентиляционные люки. На лобовом стекле – два очистителя, имеется и омыватель. Освещение дороги обеспечивается двумя фарами. Боковые двери (их две) снабжены стеклоподъемниками. В холодное время года поддержание постоянной температуры в кабине осуществляется независимой отопительной системой. Имеются вентиляторы для обдува лобового стекла потоком разогретого воздуха.

Устанавливается кабина в передней части тягача, на несущую раму с использованием четырёх подушек из резины для смягчения вертикальных колебаний в ходе поездки.

Силовая установка автомобиля МАЗ-537 – это четырёхтактный двенадцатицилиндровый дизельный двигатель Д-12А-525А, выпускавшийся в Барнауле на заводе «Трансмаш» и представляющий собой развитие мотора В-2 для танка Т-34.

Двигатель МАЗ-537
Дизельный двигатель Д-12А-525А

Рабочий объем составляет 38,88 литра, мощность — 525 лошадиных сил, а максимальный крутящий момент достигает 2200 Нм.  Охлаждение двигателя – жидкостное. Для облегчения запуска мотора при отрицательной температуре имеется специальное устройство подогрева.

Трансмиссия тягача состоит из трёхступенчатой гидромеханической коробки переключения передач, карданных валов, раздаточной коробки, механизма повышающей передачи и четырёх ведущих мостов. Наиболее важные агрегаты размещены вместе с двигателем в моторно-трансмиссионном отделении, находящимся за кабиной водителя. Переключение передач – гидравлическое, в то время как раздаточная коробка снабжена пневмоприводом (продублирован обычной ручной системой управления). Имеется выключатель блокировки межосевого дифференциала.

Тормозных систем у тягача МАЗ-537 две – рабочая и стояночная. Первая из них снабжена пневмогидравлическим приводом, обеспечивающим подачу необходимого усилия на исполнительные механизмы. Рулевое управление также снабжено гидроусилителем, что позволяет водителю сравнительно легко осуществлять любые маневры.

Колёса МАЗ-537 – бездисковые, шины могут иметь размер от 18 до 24 дюймов. Подвеска рычажно-торсионная на передних двух осях, безрессорная балансирная – на двух задних. Амортизаторы – гидравлические телескопического типа, двусторонние.

Основными потребителями электроэнергии на автомобиле МАЗ-537 являются стартер, осветительные и контрольные приборы, внутренние вентиляторы и звуковой сигнал. Источники электричества – аккумуляторная батарея и генератор с приводом от коленчатого вала двигателя.

Модификации

МАЗ-537В
МАЗ-537В с «противоракетой» А-35 в транспортном контейнере

Наряду с базовой моделью, в семейство тягачей МАЗ-537 входит еще несколько вариантов этой машины.

Балластный тягач МАЗ-537А мог использоваться в качестве «толкача», применяя входивший в состав базовой комплектации гидравлический брус. Часто применялся на аэродромах для буксировки самолетов весом до 200 тонн. По шоссе мог перевозить прицепы массой до 75 тонн. В кузове иногда устанавливались скамейки для экипажа буксируемой техники, мог быть растянут защитный тент. Выпускалась эта модификация под таким названием недолго – с 1964 по 1966 годы, после чего машины получили обозначение КЗКТ 537Л.

Седельный тягач МАЗ-537В отличался от базовой модели сниженной на семь тонн нагрузкой на сцепное устройство. Допустимая масса буксируемого полуприцепа в связи с этим снизилась до 40 тонн, однако существенно, на 40%, увеличилась удельная мощность, достигнув  8,47 л.с./т. Машина применялась для перевозки грузов нестандартной формы, что обеспечивалось сдвигом сцепного устройства назад по продольной оси. В частности, её  использовали для транспортировки контейнеров для «противоракет» А-35 или для УР-100. Ограниченный выпуск  МАЗ-537В продолжался на протяжении двадцати лет, с 1965 по 1985 годы.

Одной из самых распространенных модификаций стал МАЗ-537Г, с самого начала предназначавшийся для перевозки танков и другой тяжелой техники с собственным весом до 68 тонн. Этот вариант тягача подвергся вынужденной модернизации на заводе КЗКТ, поскольку, как оказалось, установленная на машину лебёдка не отвечала требованиям технического задания.

МАЗ-537Г с БМП
БМП – слишком лёгкий груз для МАЗ-537Г

Несмотря на то, что доработки, количество которых превысило сотню, так и не обеспечили выполнение заданных параметров, было развернуто серийное производство таких тягачей. Причиной для такого решения стала острая потребность армии в «танковозе».

Со временем недостатки тягача МАЗ-537Г были устранены. Эту машину стали применять для перевозки бронетехники, а затем и для транспортировки ракет.

Специализированный тягач МАЗ-537Д отличался от всех других вариантов наличием генератора переменного тока ПС-94-4М. Это позволяло машине обеспечивать электрическим питанием различные устройства, установленные на буксируемых транспортных средствах, поддерживая их работоспособность во время поездки. Мощность генератора составляет 75 киловатт, ток переменный, трёхфазный. Привод обеспечивается через коробку отбора мощности. В комплекте оборудования имеется выпрямитель, при помощи которого можно осуществлять зарядку аккумуляторов.

«Гибридный» тягач МАЗ-537Е, выпускавшийся с 1969 по 1989 годы, сочетает в себе свойства модификаций В, Г и Д. Эта машина поступала на вооружение ракетных войск стратегического назначения. Наряду с электрогенератором, тягач оборудован гидронасосами и компрессорами, которые подключены к коробке отбора мощности и могут использоваться для питания и обеспечения работоспособности различных систем, установленных на полуприцепе.

Поздние варианты МАЗ-537Е снабжались гидравлическим толкающим брусом и применялись в составе автопоезда 15Т284. Это многозвенное транспортное средство перевозило контейнер с МБР РТ-23.

Автопоезд 15Т284
Автопоезд 15Т284, частью которого был МАЗ-537

Крановое шасси МАЗ-537К представляло собой мобильную часть автокрана 9Т35. Это устройство применялось для перемещения контейнеров с ракетами или самих ракет со специальных транспортных машин непосредственно на пусковую установку. Кран устанавливался в задней части тягача, на платформе, способной поворачиваться на 360 градусов. Работа этого устройства обеспечивалась гидравлической системой. Испытания МАЗ-537К выявили множество недостатков и недоработок, поэтому от крупносерийного выпуска этой модификации решили отказаться.

Был также разработан «тропический» экспортный вариант тягача, получивший обозначение МАЗ-537Т, однако изготовлен был лишь один экземпляр такой машины – цена оказалась чересчур высокой.

Боевое применение

Тягачи семейства МАЗ-537 не принимали прямого участия в каких-либо боевых действиях, однако они стали одним из элементов «Холодной войны», поскольку широко привлекались как для транспортировки различных ракет с ядерными боевыми частями, так и для их демонстрации во время устрашавших вероятного противника парадов на Красной площади.

Облик тягачей порой становился своего рода «дополнением» к грозному виду таких межконтинентальных страшилищ, как Р-36, Р-29, УР-100, Р-16 и Р-9А. МАЗ-537 успешно вывозил даже огромную орбитальную ракету ГР-1.

МАЗ-537 с цистерной
МАЗ-537 с заправочной цистерной

В то же время в войсках эти тягачи в первую очередь использовали для перевозки бронетехники. Поэтому и модификация МАЗ-537Г стала наиболее распространенной. Работа этих  машин не так бросалась в глаза, однако именно она обеспечивала высочайшую маневренность советских бронетанковых войск. Этот же вариант тягача был использован в 1977 году в качестве базы для создания мобильной атомной электростанции «Памир-630Д». К сожалению, после аварии на Чернобыльской АЭС обе этих экспериментальных энергетических установки были разобраны и более не восстанавливались.

Достоинства и недостатки

Основное преимущество, которым обладает тягач МАЗ-537 – это его высокая грузоподъемность, позволяющая перевозить самые тяжелые, крупногабаритные и нестандартные предметы. Есть у него и другие очевидные плюсы:

  1. Высокая проходимость. Тягач достаточно легко преодолевает самые разные препятствия. Машина может, например, пересекать реку вброд при условии, что глубина не превышает 1,3 метра;
  2. Универсальность. Допускается перевозка самых разных видов груза. Уже после «демобилизации» эти машины вполне успешно справлялись с доставкой различной «негабаритной» техники и огромных промышленных конструкций;
  3. Удобство управления. Несмотря на свой необычный вид и большие размеры, тягач не требует от водителя очень значительных усилий;
  4. Всепогодность. Наличие независимой от силовой установки отопительной системы дает возможность применять МАЗ-537 в любых климатических условиях.
МАЗ-537 с Т-34-85
Доставка «исторических» танков Т-34-85

Основной недостаток тягача – это недостаточно высокий ресурс. Этот минус обусловлен огромными нагрузками и суровыми условиями эксплуатации машины. Еще один малоприятный недостаток – высокая стоимость. Правда, сегодня ощутить это в полной мере уже нельзя, поскольку новых МАЗ-537 в продаже попросту нет. К минусам можно было бы отнести и высокий расход топлива, однако с учетом огромной грузоподъемности эта характеристика не выглядит такой уж плохой.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Аватар
    Аноним

    Классная техника. Отработал на этих тягачах МАЗ 543 -маз 537 15 лет.

    Ответить