Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Основоположник военных грузовиков — МАЗ-537

Тягач МАЗ-537 является легендарным грузовиком Советского Союза, несколько лет собирался в Минске, а затем до закрытия проекта в Кургане. По своей сущности этот автомобиль является улучшенной версией МАЗ-535: инженеры улучшали различные узлы с целью улучшения технических характеристик.

Кабина и моторный отсек МАЗ-537

Общая информация

Конструкторы поместили в эту машину двигатель на 525 лошадиных сил. Основой являлась лонжеронная рама. Колёсная база, по сравнению с 535-м была увеличена. Изменения мотора вынудили инженеров внести поправки в системы смазки и охлаждения, поменяли топливное и воздушное оснащения. Под кабину авто поместили предпусковую подогревательную систему.

Коренных изменений в трансмиссии нет. Было увеличено передаточное число повышающей трансмиссии и размеры фланцев. Для улучшения характеристик изменяли не конструкцию узлов, а габариты и надёжность комплектующих.

Некоторые детали стали производить из других материалов. Соединения рычагов подвески начали делать из бронзы, что позволило улучшать их прочность. Такой подход плох с одной стороны: для стабильной работы требовалось больше смазочного вещества. Самым серьёзным изменениям подверглась тормозная система. Новый механизм работал лучше.

МАЗ-537 на полигоне

История 537-й серии

Первый курганский транспорт был собран в 1963 году. Тогда сборка осуществлялась по белорусской технологии из их деталей. Отсутствие необходимого оборудования и опыта массового производства не позволили начать выпуск 537-х в срок, старт был дан только в 1965 году. Первые экземпляры были полной копией минских моделей. Такой же двигатель, коробка, тормоза и подвеска.

Кабина была цельнометаллической и вмещала в себя четырёх человек. На потолке есть люк для дополнительного проветривания салона. В ночное время суток можно включить прожектор, размещённый на крыше: он улучшает обзор. Водитель может регулировать своё кресло и вертикально и горизонтальной плоскостях. Стандартная версия тягача МАЗ-537 — двухфарная. Модель с тремя фонарями производилась по заказу. Перевозка грузов осуществлялась на прицепах, выдерживающих 50-52 тонны.

На протяжении 15 лет в техническом плане различные версии 537-го имели небольшие различия. Они сводились к перестановке конструкций, их модернизации или полному упразднению. Определить ту или иную модификацию можно было по отделке кабины. С каждой новой моделью она становилась проще. В один момент дизайнерские решения закончились, поэтому кабины отличаться перестали. На эксплуатацию это никак не влияло.

МАЗ-537 с крытым кузовом

Первое поколение

История насчитывает 6 версий с индексами А, Г, Д, В, Е, К. Первые три собирались в Минске, остальные разрабатывались на СКБ-1, но производство осуществлялось в Кургане. Российские версии унаследовали от Минских некоторые черты внешнего вида, которые не заметишь с первого взгляда.

К ним относятся вертикальные воздухозаборники, благодаря которым в моторный отсек поступал дополнительный воздух и охлаждал двигатель. Вентиляционные отсеки, через которые в салон попадал воздух, размещались рядом с круглыми фарами. Схожими были зеркала заднего вида.

МАЗ-537 с кузовом

Второе поколение

В 70-х годах появилось второе поколение. Воздухозаборник стал коробчатым, под которым находились простые щели. Обзор дороги был улучшен за счёт увеличения зеркал заднего вида. Крылья стали плоскими и были продлены до средних мостов. Добраться до сцепки и лебёдки человек мог благодаря простой лестнице. Некоторые экземпляры оснащались экспериментальными декоративными элементами, но широкого распространения они не получили.

МАЗ-537 с полуприцепом

Третье поколение

В конце 70-х годов появилось третье поколение тягачей МАЗ-537. Изменения в устройстве были незначительными, зато в плане дизайна автомобиль стал суровым — он был лишён всех декоративных элементов. Некоторые изменения коснулись воздухозаборника и подфарников.

МАЗ-537 с ракетой РС-20В

Четвёртое поколение

Четвёртое поколение появилось в 80х годах. Основным отличием было отсутствие защитных кожухов на топливных баках. Многие восстановленные модели одного поколения могли быть похожи на другое, поэтому специалистам часто не удавалось точно определить годы выпуска машины.

Различные модификации и версии транспорта использовались в Армии СССР. После собственного насыщения был налажен экспорт в другие страны: Африка, Азия, ближний и средний восток. За долгие годы сборки авто было выпущено 8-10 тысячи экземпляров. Многие из них продолжают нести службу в наши дни.

МАЗ-537 с самолётом

Применение транспорта в армии

Для армии Советского Союза производилось несколько основных модификаций МАЗ-537.

«А»

Выпускалась с 1964 по 1969 года. Цельнометаллическая платформа была укороченной, грузоподъёмность составляла 15 тысяч килограмм. Лебёдка находилась между кузовом и моторным отсеком, могла тянуть грузы до 15 тонн.

Машину использовали на аэродромах и в ракетных войсках. Она легко перевозила самолёты по взлётным полосам, а также транспортировала тяжёлые баллистические ракеты. С помощью гидравлического толкающего бруса водитель мог помогать передвигаться тяжёлым транспортным средствами.

МАЗ-537 с танком

«В»

Производилась с 1965 по 1985 года. Модификация представляла собой седельный тягач, который мог перевозить автопоезд весом до 62 тонн. Максимальная нагрузка на сцепное устройство была понижена до 18 тонн из-за некоторых конструкционных изменений. Седельное устройство было передвинуто назад. Такое изменение дало возможность перевозить грузы с нестандартной формой корпуса.

С помощью этого транспорта перевозили полуприцепы с ракетным оборудованием для различных подразделений ракетных войск. Также была возможность перевозить топливные цистерны, которые вмещали в себя до 30 тысяч литров горючего.

МАЗ-537 транспортирует танк по дороге

«Г»

Производилась с 1964 по 1969 года. Данная модификация из Минска была получена в недоделанном виде. Некоторые конструкции пришлось изменить, но никаких глобальных нововведений не было. Тягач МАЗ-537Г применялся для разрешения разных стратегических задач.

С помощью него перевозили бронированную технику весом до 68 тонн, а также была возможность двигаться в составе автопоезда весом до 91 тонны. Ещё одна функция стала возможна за счёт использования прочной лебёдки: на низкорамные прицепы можно загружать грузы массой до 15 тонн.

МАЗ-537 в полевых условиях

Ввод грузовиков в эксплуатацию был проблематичным из-за больших проблем в чертежах, полученных из Минска. Первые контрольные тесты выявили более 100 недочётов различной степени. После доработки конструкции количество недочётов снизилось на 30, но всё равно оставалось на высоком уровне. Пока инженеры занимались исправлением недостатков, в Кургане приступили к поштучной сборке тягачей, так как Советской Армии срочно нужна была подобная техника.

С третьего раза этой версии удалось пройти все испытания, никаких недоработок выявлено не было. После этого авто стало самым востребованным у наших военных: его использовали для перевозки гусеничной бронированной техники по асфальтированной дороге, грунту и бездорожью. Появление автомобиля позволило отказаться от медленной и стратегически ненадёжной транспортировки тяжёлой техникой поездами.

МАЗ-537 в хорошем состоянии

«Д»

Выпускалась с 1965 по 1986 года. Главной особенностью грузовика стало наличие автоматической электронной системы, которая управляла рабочими и буксировочными механизмами. Максимальная масса автопоезда составляла 88 тонн. За моторным отсеком установили генератор мощностью 75 кВт.

Пожарный МАЗ-537

«Е»

Выпускалась с 1966 по 1989 года. Данная модель представляет собой симбиоз несколько версий. Он был оснащён сдвинутой назад кабиной, но имел возможность перевозить прицепы. Также был установлен генератор с защитным кожухом. Данный генератор позволял передавать энергию на различные системы управления полуприцепом.

В армии машину использовали как источник жизнеобеспечения ракетных комплексов и механизмов запуска. Он также выполнял роль тягача, буксируя различную бронированную технику. На время могу стать источником питания для другого транспорта.

Приборная панель МАЗ-537

«К»

Производилась с 1965 по 1969 года. Использовалась в качестве автокрана. Гидравлический кран выдерживал груз до 16 тонн, устанавливался на заднюю часть шасси. Для устойчивости во время работы крана использовались четыре аутригера.

После начала производства был выявлен ряд недостатков, который не позволил стать автокрану распространённой моделью. Его устройство имело лишнюю массу, из-за чего проходимость была низкой. Главным недостатком была высокая вероятность бокового падения в процессе работы. Единственным применением стала погрузка зарядов на ракетные установки.

Салон МАЗ-537

«Т»

Данная модель получила несколько опытных образцов. Её планировали экспортировать в страны с жарким климатом с повышенной влажностью. Для этого кузов, кабина и все технические узлы были покрыты изолирующими материалами, которые должны были защищать их от влаги. Итоговая себестоимость оказалась высокой, поэтому от серийного производства отказались.

Тюнингованный МАЗ-537

МАЗ-537: технические характеристики

К основным ТТХ грузовика относятся:

  • Кабина вмещала в себя четырёх человек и находилась перед двигателем;
  • Двигатель имел 12 цилиндров и развивал 525 лошадиных сил;
  • Максимальная скорость — 55 км/ч;
  • Коробка передач имела 3 скорости;
  • Длина — 8,96 метров;
  • Ширина — 2,885 метра;
  • Высота — 2,88 метра;
  • Дорожный просвет — 50 сантиметров;
  • Вес — 21 600 килограмм;
  • Два бака по 420 литров.

Тягач МАЗ-537 имеет большие колёса на литых дисках с уникальным рисунком протектора, благодаря чему обладает высокой проходимостью.

Вид сзади МАЗ-537

Какой можно сделать вывод?

МАЗ военный тягач 537 — легендарный грузовик, который стал настоящим прорывом инженерной мысли автомобилестроения СССР. Отлаженное производство и высокое качество позволили ему быстро стать основным транспортом армии.

Генералы получили в руки инструмент, позволяющий в короткие сроки разворачивать в любом месте подразделения из бронированной техники. Это стало возможно за счёт способности грузовика передвигаться по дорогам общего пользования.

В хозяйственной сфере транспорт использовался редко и только по специальным указаниям. Именно поэтому приобрести на вторичном рынке его проблематично. Редко встречаются предложения списанных экземпляров, в которых нет множества технических узлов. В аренду грузовик не сдаётся.