Автопарк российской армии насчитывает большое количество моделей различной конфигурации и назначения. Недавно коллекцию пополнили бронеавтомобили «Спартак». Машины спроектированы ООО «Военно-промышленная компания», которой владеет Арзамасский машзавод. Презентация новой модели линейки состоялась в 2023 году. Особенность разработки — высокие технические показатели, доступные комплектующие части и основа для дальнейшей модернизации.
Технические характеристики
Бронеавтомобиль «Спартак» — универсальная платформа для установки залповых систем и прочего вооружения. Он предназначен для огневой поддержки оперативных формирований сухопутных войск. В задачи колесного комплекса с РСЗО на борту входит уничтожение вражеской артиллерии, средств ПВО и РЭБ, бронетехники, укреплений и живой силы.
Наименование | Показатель | |
Масса | 18,5-22,5 тонны | |
Длина | 6,5 метра | |
Ширина | 2,5 метра | |
Высота | 2,8 метра | |
Дальность стрельбы | Минимальная | 4 километра |
Максимальная | 40 километров | |
Время развертывания | 30 секунд | |
Боекомплект | 40 снарядов | |
Скорость стрельбы | 2 снаряда в секунду | |
Тип двигателя | Турбодизельный | |
Мощность двигателя | 312 лошадиных сил | |
Максимальная скорость движения | 100 километров в час (по шоссе) | |
Запас хода | 1000 километров | |
Коробка передач | Механика пятиступенчатая или автомат | |
Клиренс | 400 миллиметров | |
Вооружение | РСЗО «Торнадо-Г»
Артустановка АЗП-57 Пулемет 7,62 миллиметра ПКМ Пулемет 12,7 миллиметра «Корд» |
Переход в боевое положение за короткое время и автоматическое управление обеспечивают меткое попадание в цель и защиту экипажа. Бронированная кабина устойчива к ударам осколков и бронебойно-зажигательных пуль, а дно и колеса — к взрыву восьми килограммов тротила. Кабина рассчитана на 5 человек, включая водителя.
Бронеавтомобиль «Спартак» в камуфляжной окраске впервые предстал на всеобщее обозрение на выставке «Армия-2022». Его кузов вмещал девять человек кроме водителя. В следующем году уже в цветах Росгвардии был представлен модифицированный «Спартак» на выставке «Экспотехностраж» с дополнительным пулеметом «Корд». На этом усовершенствования бронеавтомобиля не заканчиваются.
Новая линейка
Появлению «Спартака» предшествовала разработка «ВПК-Урал» — многоцелевого автомобиля с индексом АМН-590951. Бронированная машина оказывала поддержку огнем и вмещала десять человек личного состава. После успешных испытаний она поступила на вооружение.
В 2022 году после обновления «ВПК-Урал» получил название «Спартак», сохранив старый индекс. Новая модель получила корпус другой конструкции и дополнительную защиту. Представленный в августе бронеавтомобиль уже в ноябре поступил в зону СВО. Тогда военные корреспонденты сообщали, что в боевых действиях применяется «ВПК-Урал» с повышенной защитой. Технические подробности не фигурировали, как и новое название.
Весной 2023 года на выставке в Санкт-Петербурге бронеавтомобиль вновь представили как «Спартак». Кузов, выкрашенный в синий цвет, означал, что машина предназначена не только для боевых задач, но и для целей Росгвардии. В мае «ВПК-Урал» и «Спартак» показали на парадах ко Дню Победы в крупных городах России.
Новейшая модель, представленная на выставке «Армия-2023» — АМН-59097. Выставочный образец был оснащен 57-миллиметровым орудием с возможностью установки иного вооружения. Бронеавтомобиль «Спартак» отличается от «ВПК-Урал» конструкцией, но унифицирован, как и предшественник. В сборке машины присутствуют детали «Урала», поэтому ее производство не требует высоких финансовых затрат.
Конструкция
Бронеавтомобиль «Спартак» АМН-590951 — двухосная машина с полным приводом. Несущий сварной корпус разделен на мотоотсек и отсек для личного состава. Агрегаты покрыты дополнительным слоем брони. Обтекаемый пассажирский отсек защищен от пуль калибра 14,5 миллиметра благодаря лобовой проекции. Остальные части корпуса неуязвимы перед пулями калибра 12,7 миллиметра.
Моторное отделение «Спартака» выдерживает удары бронебойно-зажигательных пуль калибра 7,62 миллиметра. Шасси тоже защищены от обстрела. Благодаря днищу в форме буквы «V» бронеавтомобиль останется цел, если наедет на мину. Мощный турбодизель и полный привод позволяют машине преодолевать препятствия и брод.
В двухдверной кабине вместе с водителем располагаются места для трех пассажиров. Кресла расположены по направлению движения в два ряда. Отдельная кормовая дверь ведет внутрь корпуса, где размещаются еще шесть пассажирских мест. Люк ведет на крышу к пулемету. Его турель защищена броней и стеклом.
Вместо пулемета можно установить другое оружие, в том числе дистанционно управляемое. В бортах бронеавтомобиля открываются амбразуры, через которые ведется стрельба изнутри корпуса. Особенность новых машин — узкие светодиодные фары, отсутствие рамы.
Шасси «Спартака» АМН-59097 удлиненное за счет третьей оси. Привод по-прежнему полный. Внутри размещается шесть человек. Часть корпуса отведена под грузовую платформу. Масса увеличилась на 4 тонны, но мощность двигателя не изменилась, поэтому бронеавтомобиль менее маневренный по сравнению с ранней моделью.
Российский бронеавтомобиль «Спартак» превосходит по вместительности и противоминной защите американский Oshkosh M-ATV, который выдерживает 7-килограммовый взрыв в тротиловом эквиваленте и вмещает только пять человек.
Вооружение
На «Спартак» АМН-59097 устанавливается РСЗО «Торнадо-Г». Модернизированная установка 9К51М состоит на вооружении с 2013 года. Ее предшественник — «Град» 9К51, а основная платформа — боевая машина 2Б17-1. Пусковая установка «Торнадо-Г» состоит из 40 контейнеров для боеприпасов калибром 122 миллиметра.
Наведение и управление огнем ведется из кабины бронеавтомобиля с помощью автоматизированной системы. Вся информация о направлении и координатах запуска снарядов выводится на монитор. Для работы с РСЗО достаточно двух человек. «Торнадо-Г» на базе бронеавтомобиля «Спартак» заряжается осколочно-фугасными, кассетными и кумулятивными снарядами.
На выставочный образец машины установили артиллерийскую установку АЗП-57. Это 57-миллиметровая зенитная пушка, которая использовалась в советском комплексе С-60, и первое отечественное орудие с дистанционным наведением. Характеристики артустановки:
- 70 выстрелов в минуту, максимально 120;
- поражение воздушных целей осколочными снарядами;
- уничтожение наземных целей бронебойными снарядами;
- наведение автоматическое, полуавтоматическое и индикаторное с помощью прибора управления зенитным огнем;
- в боекомплекте 36 обойм со 144 снарядами.
На бронеавтомобиль «Спартак» дополнительно устанавливаются пулеметы. Модернизированный «Калашников» калибром 7,62 миллиметра весит 7,5 килограмма и делает 250 выстрелов в минуту. Из крупнокалиберного «Корда» ведется огонь по легкобронированным наземным целям с расстояния в 2 километра и по воздушным целям с расстояния в 1,5 километра. Скорость стрельбы — 650 выстрелов в минуту.
Преимущества «Спартака»
Появление бронеавтомобиля АМН-590951 ознаменовало новый этап в проектировании и сборке броневиков. Первая и вторая модель «Спартака» обладают следующими преимуществами:
- улучшенная защита, спасающая экипаж, шасси и орудие от летящих снарядов и взрывов мин;
- перевозка людей, вооружения и грузов;
- большая вместительность по сравнению с западными аналогами;
- шасси «Урала» обеспечивает сходство с гражданскими автомобилями;
- сиденья с ремнями безопасности;
- наличие моделей с механической и автоматической коробкой передач;
- пятая дверь в кормовой части для удобной высадки десанта.
На «Спартак» можно установить любые пулеметные установки и боевые модули. Защита бронеавтомобиля еще повышается, если установить дополнительные бронеэкраны. Машина быстро приводится в боевое положение и меняет дислокацию благодаря колесной базе и полному приводу.
Для управления огнем не требуется многочисленный экипаж. Автоматика повышает прицельность выстрелов и выполняет расчеты с высокой скоростью, поэтому «Спартак» является эффективным оружием огневой поддержки. Удар двадцатью снарядами одновременно не оставляет противнику времени сменить диспозицию и ответить.
Еще одно важное преимущество — доступность комплектующих частей и запасных деталей. Общие с «Уралом» элементы позволяют собирать бронеавтомобили «Спартак» быстро и в необходимом количестве. Также перспективы развития имеются у несущего кузова машины.
Выбор и конкуренция
Российский оборонпром показывает высокие достижения в области сборки бронемашин в настоящее время. Новые модификации регулярно появляются на выставках. «Военно-промышленная компания» — ведущий производитель броневиков. Ее разработки привлекают внимание особенностями и деталями конструкции, универсальностью в решении боевых задач.
Бронеавтомобили «Спартак» обладают в основном преимуществами и качествами, которые востребованы в полевых условиях сейчас и в ближайшем будущем. Их разрабатывали в ходе СВО и специально для отправки в зону активных сражений. После окончания военной операции для «Спартака» найдется применение в государственных силовых структурах.
Конкуренцию среди бронированных машин с реактивными системами и артустановками составляют «КАМАЗы» с РСЗО «Тайфун». Но их сборка выходит дороже. «Спартак» технологичнее, хотя по сравнению с «Тайфуном» менее защищен. Кроме того эксплуатируемым бронемашинам не хватает боевых модулей для борьбы с дронами. Больше всего возможностей развиваться в этом направлении есть у «Спартака».
» 30 мм. поставили на БТР — 80 . Так она ему крышу деформировала при выстрелах . Пришлось » делать — колхозить » боевой модуль с пушкой 30 мм. который мы имеем на БТР — 82 А . На » Спартаке » двухосном » свой колхоз » будет с пушкой 57 мм. . Соответсвенно вся эта » конструкция » будет иметь высокий центр тяжести и при наезде на валуны опрокидываться . » Корда » с 12,7 мм. ему — хорош . «