мультитул пассатижи

Характеристики и описание подлодки Можайск, особенности эксплуатации

В ноябре 2023 года в распоряжение Тихоокеанского флота поступила пятая подводная лодка серии 636.3 «Варшавянка». Это пятая и предпоследняя модель, предназначенная для дальневосточного региона. Затем АО «Адмиралтейские верфи» начнет строительство субмарин для Балтийского и Северного флота. По характеристикам и описанию новая подлодка «Можайск» Б-608 соответствует требованиям проекта и оснащена РК «Калибр».

Технические характеристики

Подводные лодки серии «Варшавянка» однотипные. До «Можайска» на воду спустили десять субмарин, из которых четыре служат в Тихоокеанском флоте, а остальные — в Черноморском.

Наименование Показатель
Длина 73,8 метра
Ширина корпуса наибольшая 9,9 метра
Водоизмещение Под водой 3950 тонн
Над водой 2350 тонн
Глубина погружения 300 метров
Скорость 17-20 узлов
Силовая установка Два дизель-генератора

Электродвигатель главный и экономичный

Два электродвигателя резерва

Длительность плавания в автономном режиме 45 дней
Экипаж 52 человека

Подлодка Б-608 — достойная многоцелевая представительница неатомного класса. Как и другие аппараты, «Можайск» работает с предельно низким уровнем шума и незаметна для радаров, за что «варшавянок» на Западе прозвали «черными дырами».

Особенности конструкции

Подлодка «Можайск», как и вся серия 636.3, отличается высокой боевой эффективностью благодаря технической модернизации. Корпус субмарины двойной: легкий наружный действует как звукоизоляция и поглощает наружные радиоизлучения, внутренний сдерживает давление воды при погружении.

Характеристики и описание подлодки Можайск, особенности эксплуатации

Подводная лодка имеет гребной вал с одним семилопастным и двумя резервными винтами. Направляющие вращения вала изготовлены из ценной и редкой породы древесины — бакаута. Это самый твердый и тяжелый природный материал. Субстрат, выделяемый бакаутовым деревом, заменяет смазку, поэтому вал не нуждается в дополнительном обслуживании. Срок его службы — 20 лет.

Подлодка «Можайск» может провести под водой всего три дня и оснащена шнорхелем — устройством, с помощью которого пополняется запас воздуха в отсеках и в двигателе. В этом дизель-электрические «варшавянки» уступают западным аналогам с независящими от кислорода силовыми установками, которые способны проводить под водой до трех недель.

Описание отсеков и аккумуляторов

Внутреннее пространство «Можайска» разделено на шесть отсеков. Чтобы не повышать водоизмещение, они сделаны маловместительными. Если один из отсеков заполнится водой, подлодка останется на плаву. В верхних отсеках, с первого по третий, установлены аккумуляторы, в каждом по 120 штук.

В нижних отсеках размещены части силовой установки:

  • в четвертом — дизель-генераторы общей мощностью 2 тысячи киловатт;
  • в пятом — гребной главный электрический двигатель мощностью 5500 лошадиных сил;
  • в шестом — электродвигатель экономичного хода мощностью 120 лошадиных сил и резервные двигатели, общей мощностью 200 лошадиных сил.

Благодаря обшивке из звукоизоляционного резинового покрытия и малошумным электродвигателям, подлодка «Можайск» «шепчет» при движении. Уровень издаваемого субмариной шума не превышает 30 децибел, что равняется громкому шепоту.

Характеристики и описание подлодки Можайск, особенности эксплуатации

Возможности передвижения без подзарядки

Заряда аккумуляторов хватает на 600 километров хода. Подлодке не обязательно всплывать на поверхность для подзарядки, а при необходимости энергия пополняется в ускоренном режиме.

Шнорхель «Можайска» представляет собой выдвижное устройство, похожее на перископ, и поддерживает работу дизельных двигателей под водой (РДП). Через воздухозаборник по трубе шноркеля поступает воздух для подзарядки батарей и обеспечения работы дизелей.

Устройство РДП не нарушает маскировку «Можайска». На «варшавянках» установлена специальная система ускоренной зарядки — изобретение российских инженеров. Силовая установка при этом издает так же мало шума, как и в обычном режиме работы, а подлодка остается на перископной глубине.

Испытания и эксплуатация

Подлодка «Можайск» предназначена для патрулирования акватории, обороны береговой линии и военных баз, а также для уничтожения вражеских субмарин и надводных кораблей.

Характеристики и описание подлодки Можайск, особенности эксплуатации

Новую «варшавянку» заложили на судоверфи в 2021 году, 31 августа. Ровно через два года в тот же день «Можайск» отплыл на морские испытания, для которых предоставил полигон Балтийский флот. Команда новой подлодки заранее прошла обучение.

С августа по ноябрь «Можайск» находился на береговых и ходовых испытаниях. Затем субмарину приняли в строй. В 2024 году команде подлодки предстоит отработать выполнение боевых задач, предположительно в Балтийске, после чего «Можайск» отправится в порт приписки — во Владивосток.

Погружение на глубину 190 метров

В первую очередь новая подлодка прошла глубоководные испытания. Отработка погружения началась с отметки в 50 метров. «Можайск» благополучно выдержал нагрузку на глубине 190 метров. Рабочая глубина субмарины — 240 метров, а максимально она погружается на 300 метров.

По глубоководности «Можайск» уступает атомным подлодкам, для которых расчетная глубина достигает 490 метров. Погружение ниже предела возможностей опасно разгерметизацией под давлением толщи воды.

Главное преимущество дизель-электрической субмарины — незаметность. В сравнении с реакторными подлодками «Можайск» более маневренный, легкий и компактный.

Характеристики и описание подлодки Можайск, особенности эксплуатации

Работа всех систем при погружении

Подводные лодки всех типов погружаются и всплывают с помощью внутренних цистерн, которые заполняются водой или опорожняются. Дизельные двигатели вырабатывают энергию для питания всех приборов, систем и аккумуляторов. Аккумуляторы вырабатывают энергию для движения субмарины.

Чтобы в замкнутом пространстве было чем дышать, на подлодке есть запас сжатого кислорода. Когда уровень вещества в воздухе снижается, автоматически высвобождается часть кислорода из резерва.

Подводная лодка «Можайск» благодаря дизельной силовой установке может залегать на дно. С атомным реактором на борту такой маневр не рекомендуется проводить, так как под давлением собственного веса на неровную поверхность тяжелый корпус ломается.

Роль в Тихоокеанском флоте

Подлодка «Можайск» пришла на смену устаревшим субмаринам советского проекта «Палтус». По кодировке НАТО она относится к классу Improved Kilo. Общее название «Варшавянка» подразумевает, что субмарины этой серии будут экспортироваться в страны Варшавского договора.

Характеристики и описание подлодки Можайск, особенности эксплуатации

Дизельные подлодки российского производства действительно ушли в Китай, Алжир и Вьетнам. Но с 2022 года малозаметные подводные суда требуются родному флоту из-за угрозы со стороны соседей, поддерживающих мнение о завоевательских планах России. США обязались поставить Японии ракеты «Томагавк». Поэтому дальневосточный регион и Курильские острова нуждаются в повышенной защите.

Укрепление обороноспособности страны на Дальнем Востоке

Вооружение подлодки «Можайск» состоит из установок для запуска торпед и мин, средств ПВО «Стрела», «Верба», «Игла». Но главное оружие субмарины — крылатые ракеты «Калибр».

Эффективность этого тандема доказана на примере подводной лодки «Ростов-на-Дону». В 2015 году выпущенные с ее борта «Калибры» поражали цели в Сирии с позиции в Средиземном море. Интересно, что подлодке не нужно всплывать для выстрела. Ракеты выпускаются из торпедных установок под водой. «Можайск» — это высокоточное оружие, которое противнику будет трудно обнаружить.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий