Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Проект 677: современные подлодки

Развитие подводного флота в СССР после окончания Второй Мировой войны двигалось по двум направлениям. Начавшаяся ядерная эпоха дала толчок развитию целого класса новых военных кораблей – субмарин с атомной энергетической установкой. Новые подлодки получили качественно новые тактико-технические характеристики, которые сразу существенно увеличили боевые возможности флотов. Всем казалось, что время подводных лодок с обычной двигательной установкой безнадежно ушло. Подводный флот должен был идти по пути увеличения огневой мощи кораблей и повышения периода автономности плавания. Однако время показало, что субмарина с дизель-электрической энергетической установкой по-прежнему является грозным оружием, которое продолжает составлять основу многих военных флотов.

Торжественный спуск на воду

Проект 677 стал реальным подтверждение значимости места дизельных лодок в системе боеготовности современного флота.

Роль, которую играют дизель-электрические подлодки в  составе ВМФ России

Несмотря на постоянное совершенство ядерных энергетических установок, дизельные подводные лодки и по сей день не утратили своей актуальности. Наоборот, в последние годы наметилась тенденция увеличение числа боевых кораблей подводного класса во многих иностранных флотах. Практически все флоты ведущих морских держав, включая ВМС США, Великобритании, Франции, Японии и ВМС Китайской Народной Республики, продолжают пополняться дизель-электрическими субмаринами.

Не стал исключением военно-морской флот России, который помимо атомных подводных лодок имеет на вооружении боевые суда с обычной энергетической установкой. Еще в конце 80-х годов, когда Советский Союз сумел добиться паритета с Соединенными Штатами на море в ядерной компоненте стратегических вооружений, советские судостроительные заводы продолжали спускать на воду подводные суда с обычной энергетической установкой.

В то время как ядерные подводные ракетоносцы и многоцелевые АПЛ выполняли в океане стратегические задачи, в прибрежной морской зоне основную боевую нагрузку продолжали выполнять дизель-электрические подлодки. Оборона морских рубежей России в акваториях Балтийского и Черного моря, защита северного фланга морского театра – основная задача, которую сегодня выполняют военные суда российского ВМФ с обычными энергетическими установками. Костяк подводных сил Черноморского и Северного флота России составляют дизельные подводные лодки типа «Варшавянка» и ПЛ проекта 677 типа «Лада».

Подводная лодка проекта 677

Присутствие на морском театре подводных лодок всегда вносило существенные ограничения в тактические планы военно-морского командования противоборствующих сторон. Угроза, которая исходит из глубины, ставит под сомнения боевую мощь любого военного корабля.  Подводные лодки стали важным фактором сдерживания агрессивных действий флотов противоборствующих сторон. Так было во время Первой Мировой войны. Так было и в ходе Второй Мировой войны – периода расцвета субмарин, как класса боевых кораблей.

Сегодня в эпоху господства совершенных технологий дизельные подлодки стали еще более грозной силой. Увеличившаяся в разы огневая мощь дизельных подлодок, появление ракетного оружия и совершенных гидроакустических характеристик сделали ДЭПЛ многоцелевыми и универсальными кораблями. На примере советских кораблей типа «Варшавянка и «Лада»  можно говорить о полноценной реализации концепции подлодок среднего класса. Благодаря увеличению автономности плавания и скрытности, современные подлодки ВМФ России способны выполнять следующие боевые задачи:

  • вести морскую разведку в акваториях внутренних морей и в экономической морской зоне;
  • осуществлять оборону портов, военно-морских баз и прибрежных морских коммуникаций;
  • выполнять ударные операции по нейтрализации военно-морских соединений флота вероятного противника;
  • нарушать торговые и транспортные морские коммуникации вероятного противника;
  • вести противодиверсионную и диверсионную деятельность.

Небольшие размеры позволяют подлодкам с обычной энергетической установкой контролировать мелководье, проникать в закрытые прибрежные районы. Увеличились функциональные, эксплуатационные и боевые возможности субмарин проекта 677. Суда получили мощное вооружение и  совершенное радиолокационное оборудование.

История проекта 677

Первые научно-исследовательские работы по созданию большой дизель-электрической подлодки были начаты в 1987 году. Планировалось вести строительство кораблей большой серией. С этой целью проект подлодки 677 типа «Лада» подгонялся под производственные мощности нескольких судостроительных заводов страны. Всего предполагалось задействовать в пополнении флота и для постройки экспортного варианта судна четыре судостроительные верфи:  «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге, на «Севмаше», нижегородское предприятие «Красное Сормово» и завод «имени Ленинского комсомола» в Комсомольске на Амуре.

Первый вариант проекта был отправлен на доработку. Окончательный вариант проекта 677 был утвержден в 1997 году и разослан на судостроительные заводы.

Схема

Первая подлодка «Санкт-Петербург» проекта 677 была заложена на ленинградском АО «Адмиралтейской верфи» в декабре 1997 года. Почти 7 лет длилось строительство субмарины. Сначала долгострой объяснялся недостаточным финансированием заказа. Далее помехой введению подлодки в строй стало внесение изменений в действующий проект. Эти и многие другие факторы привели к тому, что строительство лодки то прекращалось, то снова возобновлялось.

Несмотря на существующие трудности, корабль все же был спущен на воду в 2004 году, получив бортовой номер Б-585 и звучное имя «Санкт-Петербург».  Однако на этом сложности с вводом корабля в строй не закончились. Своевременной сдаче объекта мешала частая смена командующих ВМФ России. На высшем командном уровне даже звучали мнения о том, что подобные суда совершенно не нужны российскому флоту. Новый корабль имел ряд критических недостатков в конструкции двигательной установки. Не дали должных результатов и ходовые испытания субмарины. Только через шесть лет, в апреле 2010 года первый корабль проекта 677 подлодка «Санкт-Петербург» типа «Лада» вошел в строй Северного Флота России.

Доводка основных узлов и систем боевого корабля осуществлялась в режиме опытной эксплуатации.

Лодки проекта 677 должны были выпускаться массово, как для оснащения отечественного ВМФ, так и для поставки на экспорт. Основным зарубежным заказчиком на российские подлодки являлся Китай. Для оснащения Черноморского, Балтийского и Северного флотов необходимо было до 2020 года сдать 20 кораблей.

Последовавшие в процессе ввода ПЛ «Санкт-Петербург» в эксплуатацию неудачи стали причиной внесения изменений в проект. На высшем командном уровне было принято решение модернизировать проект. Заложенные  в 2005-06 годах  ПЛ Б-586 «Кронштадт» и подводная лодка Б-587 «Великие Луки», должны будут модернизированы и переоборудованы еще на стадии постройки.

Конструктивные особенности подводных лодок проекта 677

Новые корабли относятся к четвертому поколению кораблей, которые должны по своим тактико-техническим характеристикам стать дальнейшим развитием экспортного проекта 877. В отличие от субмарин проекта 636.6 «Варшавянка», новые дизель-электрические лодки имеют меньшее водоизмещение и размеры. Новый корабль должен был стать более дешевым в строительстве, однако иметь такие же низкие параметры шумности и обладать не менее мощным вооружением.

Подводная лодка на рейде

Лодки получили в классификации НАТО шифр «Kilo» и считаются едва ли не самыми малошумными и скрытными кораблями в современных флотах. Вместе со своими старшими сестрами, подлодками проекта 636.6 (по классификации НАТО Improved Kilo), лодки типа «Лада» должны были обеспечить ударный кулак отечественного ВМФ во внутренних акваториях.

Основным критерием реализации проекта стало значительное количество НИОКР, внедренных в проект. Задача разработчиков и конструкторов заключалась в том, чтобы подтянуть подводные лодки проекта 636.6 на более высокий технологический уровень.

Для справки: впервые на дизель-электрической подлодке «Санкт-Петербург» были применены непроникающие устройства в виде выдвижных мачт, обеспечивающие лодке подводный ход на перископной глубине. Нововведение стало внедряться на все последующие боевые корабли типа «Варшавянка».

Кроме того создателям проекта и судостроителям удалось создать новый корабль, который по огневой мощи является самым мощным среди однотипных судов своего класса.

Корпус лодки и силовая установка

Подводная лодка «Санкт-Петербург»  имеет полуторную схему набора корпуса. Прочный корпус имеет асимметричные формы и изготавливается из стали марки АБ-2.  По всей длине прочный корпус имеет одинаковый диаметр. Носовая и кормовая часть являются частью легкого корпуса  и имеют коническую форму. Лодки проекта 677 имеют три палубы — яруса. Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на пять независимых отсеков. В первом, носовом отсеке установлено новейшее гидроакустическое оборудование. Командный пункт лодки находится во втором отсеке. Следующие 3 и 4 отсека представляют собой жилые палубы. В последнем, в пятом кормовом отсеке находится силовая установка корабля.

Строительство лодки проекта Лада

Практически все подвижные части корпуса оборудованы элементами акустической защиты, которые должны снизить шумность корабля во время его эксплуатации. Снаружи корпус субмарины имеет защитное многослойное защитное покрытие, толщина которого составляет 40 мм. За счет этого нововведения сводятся к минимуму гидроакустические параметры движения корабля под водой.

На рубке корабля установлены рули глубины, увеличившие возможность управления лодками на подводном ходу. Основное управление подводной лодкой осуществляется с помощью хвостового кормового оперения, имеющего крестообразную конструкцию. В конструкции корабля все, начиная с формы корпуса, защищенного специальным гидроакустическим покрытием и заканчивая рулевыми устройствами, направлено на повышение скрытности подлодки. Первая подлодка серии Б-585 «Санкт-Петербург» имеет водоизмещение 1765 тонн, что на треть меньше водоизмещения кораблей проекта 636.6 типа «Варшавянка»

Силовая установка корабля

Дизель-электрическая лодка  —  это корабль, движение которого осуществляется за счет работы дизельных двигателей и электрогенераторов. Лодка 677 проекта имеет основную двигательную установку, состоящую из 2-х дизель-генераторов марки 28ДГ, мощностью по 1000 л.с. каждый. Электрический постоянный ток, поступающий на электромотор СЭД-1, вырабатывается во время работы дизелей Д-49. Электродвигатель имеет безколлекторную конструкцию и отличается сниженным количеством оборотов. Мощность электродвигателя на гребной вал составляет 4100 л.с.

Двигательная установка управляется дистанционно из командного пункта. Вся работа двигательной установки имеет цифровую систему контроля и управления. Движение субмарины осуществляется за счет вращения семилопастного винта с фиксированным шагом. Выносные винтовые колонки обеспечивают эволюции корабля во время швартовых работ.

В процессе сдаточных испытаний были выявлены некоторые дефекты работы двигателя, в особенности на низких оборотах (до 125м/с). Модернизация двигателей на ПЛ «Санкт-Петербург» проведена в 2007 году. Во время режима ограниченной эксплуатации двигательная установка нового корабля работает на 60% от проектной мощности. Субмарины имеют рабочий ход в надводном положении до 10 узлов. На глубине корабль может передвигаться со скоростью 21 узел.

Вооружение подлодок проекта 677

Дизель-электрические лодки традиционно оснащаются минно-торпедным оружием. На лодках типа «Лада» основным вооружением являются торпедные 533 мм аппараты. Боезапас корабля составляет 18 торпед. Торпедные аппараты рассчитаны на использование оружия разных модификаций, включая управляемые торпеды и противолодочные ракето-торпеды.

Как и подлодки проекта 636.6 корабли 677 проекта могли нести крылатые ракеты. ПЛ «Санкт-Петербург» разрабатывалась под установку ПКР «Оникс». Крылатая ракета, несмотря на свою большую огневую мощь, показалась дорогостоящим оружием, поэтому в процессе модернизации было принято решение заменить ПКР «Оникс» на новые противокорабельные ракеты «Калибр». Для этого на кораблях устанавливались установки вертикального пуска. Следующие в серии субмарины «Кронштадт» и «Великие Луки» также должны быть оснащены 4-мя пусковыми установками для ПКР «Калибр».

Ракетное вооружение

Система ПВО кораблей представляла собой ПЗРК «Игла-1» и зенитно-управляемые ракеты, установленные в выносных контейнерах.

Помимо сильного ракетно-торпедного вооружения субмарины проекта 677 несут мощное и современное гидроакустическое вооружение. ГАК «Лира» имеет высокочувствительные носовые и бортовые антенны, благодаря которым обеспечивается полная (3600) гидроакустическая обстановка на всем подводном горизонте.

Гидроакустический комплекс занимает всю верхнюю палубу носовой части подводного корабля. Кроме стационарного оборудования на лодке имеется буксируемая антенна. Навигационное оборудование представлено инерциальной системой, с помощью которой осуществляется безопасное движение корабля под водой и на поверхности при ограниченном режиме видимости.

Лодки проекта 677 сегодня. Перспективы

Создавая новые субмарины как вариант технического развития кораблей проекта 636.6 и 877 типа «Амур», конструкторы попытались одновременно оборудовать корабль всеми возможными на тот момент ноу-хау в области подводного кораблестроения. Эффект получился не совсем такой, как ожидалось. Многие системы корабля оказались сырыми и не смогли быть полностью адаптированы к требованиям технического задания. Это, прежде всего, коснулось двигательной установки корабля и его гидролокационного оборудования.

Подводная лодка типа Лада

Спущенная на воду и введенная в строй подводная лодка «Санкт-Петербург» сегодня находится в режиме ограниченной эксплуатации. Строительство двух других кораблей осуществляется с учетом результатов эксплуатации головного корабля. Изменения в проект и модернизация судов осуществляются по ходу строительства.

Во всем остальном, корабли проекта 677 отвечают самым последним требованиям, предъявляемым к кораблям этого класса. Автономность плавания составляет 45 суток. Экипаж субмарины, в отличие от «варшавянок», уменьшился до 35 человек. По вооружению, элементу скрытности и дальности хода российские субмарины на сегодняшний день не имеют аналогов в иностранных флотах. Введение следующих кораблей серии запланировано на 2018 год, начало 2019 года.