Несмотря на то, что в составе флотов разных стран мира присутствует немало подводных лодок с ядерным реактором на борту, военные моряки не спешат отказываться от дизель-электрических субмарин. Лидерами по созданию подобных кораблей долгие годы были СССР и ФРГ. Россия, к сожалению, во многом утратила былые позиции, о чем свидетельствует, в частности, долгая и мучительная история разработки подводных лодок проекта 677 «Лада». Проектирование их началось еще в советские годы, но только сейчас дело дошло до серийного изготовления. В скором будущем «Лады» могут усилить ВМФ, однако их так и не удалось наделить теми качествами, к достижению которых когда-то стремились конструкторы.
История создания
Чуть более тридцати лет тому назад, в 1988 году, в состав военно-морского флота Швеции была введена подводная лодка, снабженная, наряду с традиционными дизелями, особым вспомогательным двигателем. Это была так называемая анаэробная силовая установка. Её основное отличие – это способность работать без использования атмосферного воздуха. Такая особенность позволяет субмаринам, не имеющим на борту атомного реактора, проводить в подводном положении до двадцати дней, что радикально повышает скрытность.
В СССР подлодки с силовыми установками подобного типа, «двигателями Стирлинга», создавались еще в 50-е годы прошлого века, однако их практическое использование оказалось крайне опасным из-за технических трудностей, связанных с необходимостью хранения на борту жидкого кислорода. Тем не менее после появления новых шведских субмарин стало понятно, что старую идею необходимо обдумать на новом уровне.
В последующие годы наличие ВНЭУ (воздухонезависимой энергетической установки) стало ключевым признаком неатомных подводных лодок четвертого поколения. Между тем на вооружении советского, а затем и российского флота продолжали оставаться субмарины с обычными дизельными генераторами и электрическими двигателями.
Чтобы ликвидировать намечающееся отставание, решено было создать отечественную ВНЭУ. Устанавливать её планировалось на большие подлодки проекта 677 (шифр «Лада»), разработка которых началась в 1987-м году. При этом советская анаэробная силовая установка не должна была стать двигателем Стирлинга – речь шла о создании так называемого электрохимического генератора (ЭХГ). Впоследствии по этому пути пошли немецкие конструкторы субмарин, создавшие в итоге в конце двадцатого века вполне удачные неатомные подлодки четвертого поколения проекта 212А.
Ранее в СССР уже производились ЭХГ для космических кораблей, поэтому имелись все основания ожидать успеха. Уровень оптимизма был настолько высоким, что разработку неатомных подводных лодок проекта 677 начали еще до создания ВНЭУ. Это оказалось ошибочным решением.
Первый удар был нанесен в 1991-м году, когда распался Советский Союз. Резкое сокращение всех программ финансирования привело к настоящей деградации проекта 677 и почти полному сворачиванию работ по созданию анаэробного двигателя. Правда, первый корабль новой серии, получивший название «Санкт-Петербург», всё-таки был заложен в 1997-м году, однако его последующее строительство существенно затянулось.
Трудности во многом были связаны с тем, что руководство конструкторского бюро «Рубин», проектировавшего новую ПЛ, решило пойти по наиболее амбициозному пути – создать двигатель замкнутого цикла без каких-либо выбросов во внешнюю среду и при этом не хранить на борту необходимый для электрохимической реакции водород, а вырабатывать его непосредственно из дизельного топлива. Соответствующий процесс называется риформингом.
Лодка «Санкт-Петербург» была спущена на воду еще в 2004-м году. Она была оборудована обычными дизель генераторами с перспективой дальнейшего переоснащения на ВНЭУ. Предполагалось, что в дальнейшем субмарины проекта 677 постепенно вытеснят из состава флота «Палтусы» и «Варшавянки» – подводные лодки третьего поколения проектов 877 и 636.
Заводские испытания «Санкт-Петербурга» проходили с 2009-го по 2010-й год, после чего корабль был передан на опытную эксплуатацию в ВМФ России без принятия на вооружение. Сразу же оказалось, что о практическом использовании этой подводной лодки не может идти и речи. В частности, силовая установка могла безопасно работать лишь на 50% от заявленной в документации мощности. Кратковременно тягу можно было увеличивать до 70% от номинала, однако это часто становилось причиной поломок целого ряда деталей, что требовало затем длительного ремонта. Кроме того, неудовлетворительными оказались характеристики боевой информационно-управляющей системы субмарины и её гидроакустического комплекса.
Комментируя полученные результаты, главнокомандующий ВМФ России Высоцкий в категоричной форме заявил, что флоту такие подлодки не нужны. Впрочем, затем он пояснил, что сам проект «Лада» остается перспективным – вот только «Санкт-Петербург» так и останется опытным экземпляром для отработки технологий.
Впоследствии, после смены командования ВМФ, финансирование программы по созданию подводных лодок проекта 677 возобновилось. В 2013-м году, в частности, было возобновлено строительство второй субмарины этой серии, получившей название «Кронштадт».
Между тем, разработчиков анаэробной энергетической установки продолжали преследовать неудачи. Представители ЦКБ «Рубин», в разные годы давали довольно противоречивые комментарии о продвижении своего проекта, то обещая в самом скором времени продемонстрировать готовый двигатель должной мощности, то жалуясь на полное прекращение финансирования.
Ситуация с ВНЭУ остается неопределенной и сегодня. Судя по всему, подводные лодки серии 677 так и не получат этой принципиально новой силовой установки. Во всяком случае, её не имеет уже спущенный на воду «Кронштадт», не появится она и на строящейся субмарине «Великие Луки». В соответствии с заявленными планами КБ «Рубин», воздухонезависимыми двигателями будут оснащаться подводные лодки проекта «Калина», однако если это и произойдет, то в довольно далекой перспективе.
Приходится признать, что программа по созданию подводных лодок проекта 677 оказалась явно неудачной. В своем нынешнем виде и «Санкт-Петербург», и «Кронштадт», и «Великие Луки» представляют собой субмарины не четвертого, а третьего поколения, не имеющие ощутимых преимуществ перед старыми «Варшавянками».
Отставание от иностранных конструкторов было еще в «нулевые» годы до такой степени очевидным, что встал вопрос о закупке для нужд ВМФ немецких подводных лодок проекта 212А.
Сегодня подобных планов уже нет, однако ситуация остается неопределенной. Если доводка ВНЭУ в ближайшее время не будет завершена, российские создатели неатомных подводных лодок рискуют отстать от своих зарубежных конкурентов не на несколько лет, а навсегда.
Роль дизель-электрических подлодок в ВМФ России
Появление атомных субмарин в свое время рассматривалось многими специалистами как закат эры прежних дизель-электрических лодок. В США их строительство прекратилось еще в конце 50-х годов. Это вполне понятно – ведь американский флот в основном океанский, а не морской. Атомные субмарины как нельзя лучше подходят для длительных подводных переходов – им не нужно «выныривать» и обнаруживать себя.
Между тем для советского, а затем и для российского флота огромное значение имеют действия на ближних и прибрежных коммуникациях, особенно на Балтийском и Черном морях. Для этих условий больше подходят дизель-электрические многоцелевые подлодки России. Они менее шумные, чем атомные, значительно меньше по своим размерам и намного дешевле.
Кроме того, развитие электронного оборудования и ракетного оружия позволяет с успехом применять современные дизель-электрические подводные лодки для уничтожения наземных целей. В частности, как субмарины проекта 677, так и разработанные еще в СССР «Варшавянки» могут осуществлять запуск крылатых ракет большой дальности «Калибр», что заметно повышает их ударный потенциал.
Новые подлодки с воздухонезависимыми двигателями могут в значительной мере превзойти своих атомных соперников даже на океанских коммуникациях, поскольку им уже не требуется «выныривание». Перспективность этого направления неоднократно доказывалась на военно-морских учениях, когда дизель-электрические субмарины успешно «топили» более крупные и шумные лодки с ядерными реакторами на борту.
Особенности конструкции
Одним из главных отличий проекта 677 от подводных лодок «Палтус» и «Варшавянка» стала полуторакорпусная конструкция. При этом лёгкий корпус настолько мал, что иногда «Ладу» называют и однокорпусной. Такое решение привело к уменьшению размеров субмарины и её водоизмещения. При этом удалось дополнительно снизить уровень шума, создаваемого при движении подводной лодки, и её стало намного труднее обнаружить.
Корпус и его компоновка
Прочный корпус подводных лодок проекта 677 изготавливается из специальной стали АБ-2. Его форма близка к цилиндрической, а диаметр почти не изменяется по всей длине. На носу и корме имеются полусферические оконцовки. На рубке установлены передние рули глубины, а на корме – задние, образующие вместе с рулем поворота своеобразный «крест». В целом управляющие поверхности размещены таким образом, чтобы не мешать работе гидроакустического комплекса.
Корпус разделен на отдельные помещения поперечными переборками и продольными платформами.
Перечень отсеков таков:
- Носовой (торпедный отсек). В нем находятся торпедные аппараты, запасной боекомплект и система бесшумного перезаряжания;
- Второй отсек. Главное помещение – центральный пост, из которого осуществляется управление подводной лодкой. На нижних ярусах находится часть аккумуляторов и вспомогательные механизмы;
- Третий (жилой) отсек. Здесь имеется кают-компания, камбуз, медицинский блок, а также каюты для всех членов экипажа;
- Четвёртый отсек. Предназначен для размещения дизель-генераторов;
- Пятый отсек. Здесь находится электомотор, приводящий в движение винты подводной лодки.
Благодаря довольно большой кают-компании и наличию спальных мест для каждого из членов экипажа, подводные лодки проекта 677 «Лада» стали наиболее комфортабельными из всех, построенных для советского и российского флота.
На корпусе субмарины устанавливается противогидроакустическое покрытие, слой которого достигает сорока миллиметров в толщину. Благодаря этому уменьшается собственная шумность, и поглощаются сигналы активных гидроакустических станций противника.
Силовая установка
Подводная лодка приводится в движение главным гребным электрическим двигателем СЭД-1. Мощность его составляет 4100 лошадиных сил. В качестве источника тока могут использоваться аккумуляторные батареи (в погруженном положении), или же генераторы 28ДГ, вырабатывающие постоянный ток совокупной мощностью в 2000 киловатт и подключенные к дизельным двигателям Д-49 (V-образные моторы с восемью цилиндрами).
Кроме того, на борту имеются два вспомогательных электродвигателя ПГ-102М. Каждый из них развивает по 140 лошадиных сил. Предназначены эти моторы для винтовых выносных колонок, при помощи которых осуществляется подруливание.
К сожалению, воздухонезависимая энергетическая установка на подводных лодках проекта 677 в настоящее время не применяется. Параметры её неизвестны, хотя ранее представители КБ «Рубин» утверждали, что созданный ими анаэробный двигатель позволит субмарине, находящейся в погруженном состоянии, двигаться со скоростью до 10 узлов.
Целевое оборудование
Главным инструментом для поиска целей на подводных лодках проекта 677 является гидроакустический комплекс «Лира». В его состав входят следующие элементы:
- Шумопеленгаторные антенны. Главная из них, Л-01, размещена на носу субмарины. Две других находятся также в передней части лодки, но по бортам;
- Гидроакустическая станция с буксируемой антенной;
- Активная ГАС для осуществления связи под водой, измерения дистанции и поиска мин.
Обработка данных осуществляется боевой информационно-управляющей системой «Литий». В надводном положении может использоваться радиолокационная система КРМ-66.
Вооружение подлодок проекта 677
В носовом отсеке ДЭПЛ «Лада» находятся шесть торпедных аппаратов калибра 533. С их помощью осуществляется применение следующих средств поражения:
- Торпеды УСЭТ-80К. Дальность – до 18 км, скорость движения – 45 узлов;
- Торпеды (подводные ракеты) «Шквал». Дальность – до 13 км, скорость – 300 км/ч;
- Крылатые ракеты П-800 «Оникс». Предназначены для уничтожения надводных кораблей всех классов. Дальность запуска – до 600 км, скорость – 2М при полете над морем;
- Крылатые ракеты «Калибр».
Первоначально предполагалось вооружить подлодку торпедами ТЭ-2, однако они оказались не готовыми к эксплуатации на момент спуска на воду головного «Санкт Петербурга». Если верить последним сообщениям, возможно использование как противокорабельных «Калибров», так и другого варианта этой ракеты, предназначенного для уничтожения наземных целей на дистанции в полторы тысячи километров и более.
В боекомплект подводной лодки входит до 18 торпед или ракет. Вместо них можно загрузить также 44 морские мины для выполнения скрытных постановок.
В некоторых публикациях утверждалось, что субмарины «Лада» оборудованы специальными вертикальными шахтами для залпового пуска ракет. Такой проект действительно существует. Он был разработан в качестве особой, экспортной, модификации и получил особое название «Амур-950». Одной из его особенностей, наряду с ракетными шахтами, стало сокращение количества торпедных аппаратов до четырёх.
Дальше проекта дело пока не пошло, поскольку зарубежные заказчики не проявили к «Амуру-950» практически никакого интереса. Связано это, скорее всего, всё с тем же, что и у «Лад», отсутствием воздухонезависимой силовой установки, без которой субмарина неконкурентоспособна.
Кроме того, несколько раз сообщалось о том, что подводные лодки проекта 677 предполагается оснастить гиперзвуковыми противокорабельными ракетами «Циркон», однако, по наиболее свежей информации, это перспективное оружие на «Ладе» устанавливаться всё же не будет.
Технические характеристики
Водоизмещение | 1765 тонн надводное, 2650 тонн подводное |
Длина подводной лодки | 66,8 м |
Ширина | 7,1 м |
Осадка | 6,7 м |
Скорость надводная | 10 узлов |
Скорость подводная | До 21 узла |
Запас хода в надводном положении экономическим ходом | До 16 000 миль |
Запас хода при движении со шноркелем (РДП) | До 6500 миль |
Запас хода в подводном положении | 650 миль |
Рабочая глубина | 240-260 м |
Предельная глубина | 300 м |
Автономность | 45 суток |
Численность экипажа | 35 человек |
Воздухонезависимые двигатели, если они всё же появятся на «Ладах», в значительной степени улучшат характеристики этих подводных лодок.
Боевое и учебное применение
До сих пор в составе флота находилась лишь одна субмарина проекта 677 – «Санкт-Петербург». Использование её было исключительно опытным – проводилась отработка различных бортовых систем и оборудования. При этом было обнаружено огромное количество самых разных недоработок. Достаточно сказать, что после передачи подводной лодки заказчику выяснилось, что на борту полностью отсутствует гидроакустический комплекс – установлены только внешние антенны.
Мореходность корабля из-за плохо работающей силовой установки не позволяла осуществлять выходы из порта в условиях шторма и значительного волнения. Нарекания вызывали и многие другие узлы и агрегаты. В течение последующих лет большинство из обнаруженных дефектов были устранены, но и сегодня репутация у «Санкт-Петербурга» не блестящая.
В апреле эта субмарина выполнила испытательный запуск крылатой ракеты – почему-то непосредственно из базы. Несмотря на успешное поражение цели, состояние подводной лодки и степень её боеготовности по-прежнему под вопросом.
Следующий корабль в этой серии, «Кронштадт», спущен на воду и проходит цикл испытаний. В июле 2020 года эта подводная лодка принимала участие в военно-морском параде в Петербурге.
Достоинства и недостатки
К сожалению, субмарины проекта 677 пока что трудно признать удачными. Несмотря на то, что в публикациях их называют подводными лодками четвертого поколения, фактически они относятся к третьему. Их наиболее значительными плюсами считаются:
- Акустическая малозаметность. Как утверждают конструкторы, им удалось добиться снижения уровня шумности на 50% по сравнению с «Варшавянками»;
- Улучшенные характеристики гидроакустического комплекса. Точные значения тут не называются;
- Способность к применению наиболее передовых систем вооружения;
- Отличные условия пребывания на борту для экипажа.
Главный недостаток лодки очевиден – она не получила запланированной в соответствии с проектом силовой установки. В силу этого субмарины проекта 677 – такие же «ныряющие», как и их предшественницы, никакого развития в этом направлении не произошло. Кроме того, до сих пор нет детальной информации о том, удалось ли добиться полноценной работы гидроакустического комплекса.
Заявленная изготовителем способность залпового запуска пока никак не оценивалась. Скорее всего, этой характеристикой должны были обладать подводные лодки «Амур-950», но они всё ещё не построены.
В целом же можно предположить, что субмарины проекта 677 не вытеснят, а скорее дополнят дизельные подлодки «Палтус» и «Варшавянка», уже имеющиеся в составе ВМФ России. Уменьшенное водоизмещение позволит применять новые лодки в первую очередь близ морского побережья.