Немецкий линейный корабль «Бисмарк»: история создания, блестящей победы и почётной гибели

«Бисмарк»
Линкор «Бисмарк»

Под властью Гитлера Германия взяла курс на решительный разрыв унизительных для себя условий Версальского мирного договора, ограничивающих побеждённую в Первой мировой войне страну в праве обладания современными типами вооружений. Особым направлением возрождения германской военной мощи стало возобновление строительства крупных надводных кораблей.

Самым значимым воплощением подобных планов явилось создание супердредноута «Бисмарк». На момент своего появления он стал крупнейшим боевым кораблём, когда-либо созданным Германией, и одним из сильнейших для своего класса в мире. Флагман германского военного флота успел войти в историю, потопив в прямом противостоянии своего британского соперника. А скоро последовавшая за этим гибель самого линкора «Бисмарк» ознаменовала конец эпохи мощных артиллерийских кораблей без воздушной поддержки и наступление времени господства авианосцев.

История создания корабля

Индустриальный потенциал Германии позволял ей строить корабли любых типов. Немецкие верфи обладали для этого всеми техническими возможностями, а их инженеры справедливо считались одними из лучших в мире. Вполне в духе «сумрачного германского гения» в 1930-е годы был дан старт выпуску ещё не нарушающих условия действующих международных договорённостей трёх «карманных линкоров», а затем и почти классических (кроме калибра пушек) дредноутов «Шарнхорст» и «Гнейзенау».

Данные проекты послужили серьёзной основой для последующей разработки полноценного линкора, которая началась весной 1934 года. Эта работа проводилась управлением кораблестроения морского ведомства Третьего рейха. В качестве главного ориентира при расчёте характеристик будущего суперлинкора, которому был присвоен индекс «F», принимались характеристики строящегося новейшего французского линкора «Дюнкерк».

Исходя из этих требований, в конструкцию будущего линкора изначально закладывалось обладание 8 орудиями главного калибра в 330 мм, мощное бронирование, а также энергетическая установка с возможностями длительного поддержания скорости порядка 30 узлов и большой запас по дальности плавания. Политические соображения, связанные с необходимостью ограничивать тоннаж корабля, во внимание уже особо не принимались и вскоре были полностью сняты.

После официальной денонсации Германией условий Версальского договора в марте 1935 года было принято решение ещё больше усилить боевые возможности нового линкора. Калибр его главных орудий согласно личному указанию Гитлера был увеличен до 380 мм. Кроме того, все 150-мм орудия было окончательно решено размещать не в казематах (для снижения массы), а в башнях. Возросший вес корабля ради сохранения высоких требований по его мобильности был компенсирован за счёт некоторого снижения бронирования.

Постройка «Бисмарка»
«Бисмарк» в ходе строительства

К концу 1935 года разработка проекта линкора «F» была завершена, и с 1936 года началось его строительство на верфи компании Blohm & Voss в Гамбурге. Вскоре был заложен ещё один линкор того же типа с совсем небольшими различиями, впоследствии получивший имя «Тирпиц». А головной корабль при его спуске на воду, состоявшемся 14 февраля 1939 года, получил имя «Бисмарк». На посвящённой этому событию церемонии, помимо Гитлера, присутствовали потомки бывшего «железного канцлера» Германской империи Отто фон Бисмарка.

Описание конструкции и технические характеристики

«Бисмарк» был одним из сильнейших по характеристикам кораблей своего времени. По своей величине он уступал лишь построенным позже суперлинкорам типа «Ямато» в Японии типа «Айова» в США. Стандартное водоизмещение «Бисмарка» составляло 41,7 тысячи тонн, полное — 50,9 тысячи тонн. Длина линкора составила 250 метров, ширина — 36 метров, что превосходило по размерам все европейские аналоги. Германский флагман обладал хорошей противоторпедной защитой благодаря удачному делению корпуса на водонепроницаемые отсеки.

Следует учесть, что немецкие кораблестроители были нацелены прежде всего на скорейший по времени выпуск кораблей, а вступление Германии во Вторую мировую войну серьёзно ограничило её материально-производственные ресурсы. Тем не менее, создатели «Бисмарка» смогли построить очень мощный корабль, теоретически способный уничтожить любой из существующих в то время линейных кораблей.

Броня

Бронирование «Бисмарка» было не совсем обычным для традиционных линкоров и оценивается как «умеренное», хотя его общая площадь была выше, чем у любого из конкурентов. В принятой немцами схеме с четырьмя башнями главного калибра им потребовалось основательно бронировать до 70% достаточно длинного корпуса. Толщина главного бронепояса при этом составила от 170 до 320 миллиметров.

Особо усилены были лобовая броня орудийных башен главного калибра (до 360 мм) и бронезащита рубки (220-350 мм). Бронирование оконечностей линкора варьировалось в пределах 60-80 мм, главной палубы — 80-110 мм, рулевого устройства — 110-150 мм Башни среднего калибра обладали толщиной брони в 35-100 мм, а противоторпедная переборка — в 45 мм.

Схема бронирования «Бисмарка»
Схема бронирования линкора «Бисмарк»

В отличие от многих линейных кораблей того периода, бронирование немецких линкоров не было резко дифференцированным, с заметно выдающимися элементами максимального усиления. Такая схема бронирования впоследствии помогла «Бисмарку» долгое время выдерживать многочисленные залпы английских орудий, оставаясь на плаву.

Вооружение

На выборе схемы с двухорудийным размещением артиллерии главного калибра в четырёх башнях настояло немецкое военно-морское командование. Такой вариант требовал больше места, брони и, соответственно, веса, но позволял линкору быть более живучим. Кроме того, это повышало число одновременно поражаемых целей, интенсивность и точность стрельбы. Великолепная выучка немецких артиллеристов, совершенная система управления огнём, эффективные составы пороха и отличное качество прицельных приспособлений позволяли германскому линкору уверенно пробивать 350-мм броню противника на дистанции в 20 километров.

Минно-торпедным вооружением линкор не оснащался (хотя предполагалось установить на него два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата), но располагал небольшую собственную авиацию и две катапульты для её запуска. Линкор «Бисмарк» имел на вооружении 4 одномоторных гидросамолёта «Арадо» Ar-196, способных находиться в воздухе до 4 часов при проведении разведки либо нести две 50-кг бомбы. Обладая двумя 20-мм пушками и тремя 7,9-мм пулемётами, он мог вполне эффективно применяться и как истребитель против основных британских бипланов-торпедоносцев начала войны «Суордфиш» и «Альбакор».

Восемь 380-мм орудий главного калибра

Орудия главного калибра «Бисмарка» SK C/34 производились знаменитым германским концерном Krupp. Они имели длину ствола в 52 калибра (18,4 м) и достаточно высокую практическую скорострельность — 2-3 выстрела в минуту. В корабельном варианте углы обстрела и возвышения этих орудий составляли до 30 градусов.

Фото «Бисмарка»
Линкор «Бисмарк»: архивное фото

Каждая башня главного калибра имела собственное имя: носовые — Антон и Брюн кормовые — Цезарь и Дора. Кроме традиционного немецкого качества, от артиллерии аналогичного калибра у французов и итальянцев главные орудия «Бисмарка» отличались меньшим весом снаряда (800 кг), но заметно повышенной дальностью стрельбы — до 36,5 километров.

Двенадцать вспомогательных орудий калибра 150 мм

Артиллерия среднего калибра предназначалась для эффективного отражения атак эсминцев, и потому часто именовалась «противоминной». На «Бисмарке» она размещалась в шести двухорудийных установках. Производителем этих пушек был концерн Rheinmetall.

Орудия SK С/28 обладали дальностью стрельбы 23,3 км и скорострельностью 6-8 выстрелов в минуту. В боекомплект входили только фугасные снаряды, половина из которых оснащалась донным взрывателем. Заряжание их было ручным, раздельно-гильзовым.

Зенитная артиллерия

Параметры Значения по типам зенитной артиллерии
Калибр 105 мм 37 мм 20 мм
Число установок, мм 8 8 20
Число стволов 16 16 20
Практическая скорострельность, выстр./мин. 15-18 30 120-220
Потолок по высоте поражения, км 12,5 6,8 3,7

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка «Бисмарка» включала в себя 12 паровых котлов системы Вагнера и 3 турбозубчатых агрегата на паре высоких параметров, впервые показавших свою эффективность на линкоре «Шарнхорст». Её общая мощность составляла 150 тысяч л.с., что позволило показать кораблю на мерной миле максимум скорости в 31 узел.

Котлы могли запускаться из холодного состояния в работу в течение 20 минут и имели достаточно широкий диапазон регулировки. Для поддержания стандартной средней скорости линкора в районе 20 узлов было достаточно задействовать половину из имеющихся котлов: по два на каждый вал. Вместе с тем система не отличалась надёжностью, даже при соблюдении высоких требований к качеству воды накипь часто засоряла сложные конструкции трубок.

Дальность хода и экипаж

По результатам эксплуатации дальность хода «Бисмарка» оценивается в 8,5-9 тысяч миль в наиболее экономном режиме (на 15 узлах) и не менее чем в 4 тысячи миль на полном ходу. Википедия приводит данные о дальности хода в двух разных версиях, без указаний на загруженность корабля.

Штатный экипаж линкора насчитывал 2065 человек, из них 103 офицеров и млад­ших офицеров, 1962 старшин и матросов. Перед началом своего боевого рейда «Бисмарк» дополнительно принял на борт 65 человек, составивших штаб адмирала Лютьенса, и 91 человека из числа специалистов верфи и курсантов.

Плюсы и минусы линкора

К числу несомненных достоинств «Бисмарка» относят:

  • Достаточно мощное бронирование;
  • Надёжную противоторпедную защиту;
  • Высокую скорость;
  • Высокие характеристики всех типов орудий по мощности и дальности;
  • Эффективную систему управления огнём.

В качестве недостатков германского линкора указываются:

  • Ограниченная дальность хода;
  • Очень низкие показатели экономичности силовой установки;
  • Недостаточную защищённость прислуги зенитных орудий.

Боевые и технические характеристики «Бисмарка» в целом ненамного превосходили французские линейные корабли типа «Ришелье» и итальянские типа «Литторио».

Маршрут рейда «Бисмарка»
Маршрут первого и последнего рейда «Бисмарка»

Участие во Второй мировой войне

Начало Второй мировой войны застало «Бисмарк» в стадии завершения его достройки. В августе 1940 года линкор был сдан под командование капитану первого ранга Эрнсту Линдеману, но установка оборудования и испытания корабля продолжались до весны 1941 года. Немецкое командование не рассматривало «Бисмарк», несмотря на его впечатляющую мощь, как корабль для классического эскадренного боя.

В планах Кригсмарине «Бисмарку» отводилась роль линкора-рейдера. Большая дальность плавания позволяла ему достаточно долгое время находиться в море, а при встрече с превосходящими силами противника он мог избежать боя благодаря высокой скорости. Для масштабных линейных морских сражений немецкому флоту попросту не хватало крупных кораблей.

К весне 1941 года Германия контролировала территорию почти всей континентальной Европы. Но в войне на море главным и весьма серьёзным противником немецких кораблей являлся флот Великобритании. «Бисмарк» превосходил любой английский корабль, но противник имел значительный перевес в численности. К началу 1941 года во флоте Британии было пятнадцать дредноутов и линейных крейсеров, ещё несколько строились.

18 мая 1941 года линкор Bismarck в сопровождении тяжёлого крейсера Prinz Eugen вышли из Данцига (ныне польского Гданьска) в открытое море в рамках операции «Rheinubung» («Рейнские учения»). Операцию возглавил командующий Кригсмарине контр-адмирал Лютьенс, вышедший в море на «Бисмарке». Немецкие корабли должны были провести рейд по Северной Атлантике, разрушая английские коммуникации.

Но проскользнуть незамеченными на оперативный атлантический простор германским рейдерам не удалось. Их заметил нейтральный шведский крейсер, а информация от него в Стокгольм очень быстро стала известна англичанам. Уже 23 мая в Датском проливе «Бисмарк» и «Принц Евгений» были визуально обнаружены британскими крейсерами Suffolk и Norfolk. В них полетели первые 380-миллиметровые снаряды германского флагмана, но избавиться от слежки не получилось.

К утру 24 мая ударные английские корабли — новейший линкор Prince of Wales и линейный крейсер Hood, считавшийся наиболее боеспособным в Королевском флоте и являющийся его флагманом, — атаковали противника, рассчитывая на своё объективное превосходство в огневой мощи. Но поспешная атака британского флагмана привела к катастрофическим для него результатам.

Используя своё преимущество в скорости, германские корабли на курсе сближения смогли занять очень выгодную для себя позицию: справа по носу английских кораблей. Тем самым британцы в начальной стадии боя лишились своего главного преимущества, поскольку не могли вести огонь из кормовых башен главного калибра. А «Бисмарк» с «Принцем Евгением» получили возможность задействовать сразу всю свою артиллерию.

Корабли открыли огонь по противнику почти одновременно, достигнув дистанции около 24 километров. Немцы с первых секунд боя сосредоточили весь огонь на «Худе». Англичане же сперва ошибочно приняли немецкий крейсер «Принц Евгений», шедший головным, за «Бисмарк» (их силуэты были довольно схожи), что на первое время дезорганизовало их огонь.

Вскоре снаряд с «Принца Уэльского» попал в «Бисмарк», повредив топливные цистерны, но на этом удача англичан покинула: два других попадания были успешно отражены броневой защитой немецкого гиганта. «Худ» безуспешно отправил свои 381-миллиметровые снаряды по «Принцу Евгению», который не только не пострадал, но и первым поразил английский флагман.

Вслед за этим снаряд главного калибра «Бисмарка» пробил броневые палубы «Худа» и взорвался в пороховом погребе. Страшный взрыв переломил «Худ» пополам, и корабль стремительно пошёл на дно вместе с 1418 членами команды, из которых только троим удалось спастись.

Таким образом, одно из самых известных морских сражений Второй мировой войны закончилось спустя 11 минут после открытия огня. Для победы в нём «Бисмарку» оказалось достаточным сделать 5 залпов. «Принц Уэльский» был вынужден маневрировать, чтобы обойти обломки тонущего флагмана, а получив семь попаданий, поспешил выйти из боя.

История уничтожения немецкого флагмана

Немцам было вполне по силам догнать и добить «Принца Уэльского», но командующий немецким соединением адмирал Лютьенс имел приоритетный приказ на уклонение от прямых схваток с британским флотом. В то же время продолжать рейд после оценки единственного полученного от «Принца Уэльского» повреждения также оказалось невозможным ввиду утечки в море более трети запаса топлива. Лютьенс принял решение направиться для ремонта в Сен-Назер.

К этому времени на поиск и уничтожение «Бисмарка» были брошены почти все наличные силы английского флота вблизи метрополии (47 кораблей и 6 субмарин), до крайности разъярённый потерей «Худа», многие годы символизировавшего его мощь. Но решающую роль в охоте на немецкий суперлинкор сыграла морская авиация, хотя первая воздушная атака с британского авианосца Ark Royal не привела к сколь-нибудь серьёзным повреждениям. «Бисмарк», воспользовавшись туманом, поначалу смог ускользнуть от преследователей.

Но один из британских самолётов-торпедоносцев к исходу 26 мая, когда погоню за «Бисмарком» уже почти прекратили, смог обнаружить и поразить германский флагман, воспользовавшись возможностью снизиться к самой поверхности моря, в «мёртвую зону» немецких зенитчиков. К несчастью для немцев, торпеда повредила рули, и корабль оказался практически обездвижен.

Утром 27 мая «Бисмарк» настигли крупные силы английского флота. После очередной безуспешной торпедной атаки британские линкоры Rodney и King George V при поддержке 2 крейсеров обстреливали обездвиженный германский линкор. «Бисмарк» прекратил огонь, расстреляв весь свой боезапас главного калибра, и держался на воде, хотя получил попадания от нескольких снарядов и двух торпед.

Британская эскадра, израсходовав топливо до минимума, после безуспешных попыток потопить немецкий линкор получила команду на отход. Как позднее подсчитали англичане, они потратили на добивание «Бисмарка» 8 торпед и свыше 2800 снарядов главного и среднего калибров. Германское командование к тому моменту приказало оставить и затопить «Бисмарк».

На момент своей гибели «Бисмарк» находился в зоне действия немецкой авиации, которая могла попытаться отогнать английские корабли. Линкору могли помочь и подводные лодки, но командование слишком поздно отправило их в район боя. Тем не менее, немцы сами открыли кингстоны, а адмирал Лютьенс и многие моряки предпочли погибнуть вместе с кораблём. Линкор «Бисмарк» пошёл ко дну, не спустив свой флаг и не исчерпав запаса живучести. Из более чем 2200 членов команды в живых почти никого не осталось: 111 моряков спасли англичане и ещё троих — немецкая подводная лодка.

«Бисмарк» на дне
«Бисмарк» на дне

Поиск затонувшего линкора под руководством американского океанографа-исследователя Роберта Балларда в 1989 году привёл к обнаружению остатков линкора на глубине 4790 метров. Они опустились на склон потухшего подводного вулкана. Как показала последующая реконструкция событий, «Бисмарк» затонул, опрокинувшись на борт, затем (уже под водой) перевернулся с полным оборотом вокруг киля и затем съехал по склону вулкана. Часть кормовой оконечности при этом разрушилась либо отделилась.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий