В первой половине XX века страны, обладающие наиболее развитыми военно-морскими силами, были охвачены так называемой «дредноутной лихорадкой». Великобритания, США, Франция, Германия, Италия, Россия и Япония тратили огромное количество финансовых средств на строительство всё более крупных и тяжеловооруженных линкоров. В начале Второй Мировой войны большинство флотоводцев считало, что только такие корабли смогут обеспечить господство на море. Если бы это было так, преимущество могла бы получить Япония , поскольку уже в 1942 году в состав её флота вошел «Ямато» — настоящий гигант водоизмещением в 72 тысячи тонн, вооруженный пушками калибром в 460 мм. Именно он стал самым крупным из всех когда-либо построенных линкоров.
История создания
Япония после окончания Первой мировой войны превратилась в «империалистического хищника»: промышленность её продолжала стремительно расти, а внешняя политика становилась всё более агрессивной, на что указывала, в частности, весьма амбициозная программа строительства новых линкоров, принятая правительством «Страны восходящего солнца» в 1920 году. К этому моменту в «дредноутной гонке» произошли значительные изменения: Германия из неё попросту выбыла в связи с поражением в войне, а победители, то есть страны Антанты, вынуждены были заметно умерить свои военно-морские «аппетиты».
Японский военный флот уже тогда считался третьим в мире по своей мощи. Впереди были только США и Великобритания. Появление предусмотренных планом 1920 года новых линкоров и линейных крейсеров могло дополнительно изменить баланс сил на море в пользу «Страны восходящего солнца». Госдепартамент США особенно тревожило предстоящее усиление артиллерийской мощи японских кораблей – планировалось, что они будут вооружаться пушками калибром в 457 мм.
Дополнительным неблагоприятным для США обстоятельством являлся союзный договор между Японией и Великобританией. Срок действия этого соглашения истекал в 1921 году, однако ранее оно неоднократно продлевалось, и можно было предположить, что и на сей раз произойдет то же самое. Другими словами, при возникновении уже назревавшего конфликта между «Страной восходящего солнца» и США Великобритания могла оказаться на стороне японцев – и тогда американцы гарантированно проигрывали.
Стремясь исправить эту ситуацию, Уоррен Гардинг, президент США, предложил провести в Вашингтоне конференцию по военно-морскому разоружению. Это мероприятие, продлившееся с ноября 1921 по февраль 1922 года, завершилось подписанием «Договора пяти держав», который, как тогда казалось, положил конец «дредноутной лихорадке». В действительности же именно это соглашение стало едва ли не главной причиной последующего появления суперлинкора «Ямато».
Объясняется этот парадокс достаточно просто: в ходе конференции состоялось окончательное расторжение англо-японского союза. Великобритания вынужденно пошла на этот шаг, поскольку она уже была должна США более 4 млрд. долларов и нуждалась в новых кредитах на восстановление экономики. Таким образом, американцы и англичане становились «естественными союзниками», а их соединенный флот получал огромный численный перевес на любом театре военных действий. Осознав свое дипломатическое поражение, правительство Японии пришло к простому выводу: рано или поздно «Договор пяти держав» придется нарушить.
При этом японцы не надеялись превзойти США и Великобританию по количеству кораблей: для этого Стране восходящего солнца просто не хватило бы промышленной мощи.
Ставка была сделана на качественное превосходство: планировалось построить линкоры, вооруженные сверхмощной артиллерией и обладающие небывалым уровнем защиты. Сделать это, оставаясь в рамках «Договора пяти держав», было невозможно, хотя первый проект нового японского дредноута, предложенный в 1928 году контр-адмиралом Юдзуро Хирага, формально не нарушал ограничений – предполагалось, что полное водоизмещение этого корабля не превысит 44 тысячи тонн.
Правительство «Страны восходящего солнца», разумеется, не спешило официально объявлять о своих намерениях. Действие соглашений, подписанных в Вашингтоне, формально заканчивалось в 1936 году, и именно тогда предполагалось сообщить о том, что Япония более не намерена соблюдать свои обязательства. Пока же кораблестроителям негласно «дали добро» на разработку проектов, выходящих за рамки ограничений. В результате уже в 1929 году Хирага предложил создать линкор, вооруженный «запрещенными» орудиями калибра 460 мм со стандартным водоизмещением в 62 тысячи тонн.
Автором альтернативного проекта стал капитан первого ранга Кикуо Фудзимото. Предложенный им корабль должен был обладать особенно мощной артиллерией – предполагалось, что спустить его на воду можно с пушками «разрешенного» калибра 410 мм, с перспективной последующей замены на орудия 510 мм.
Примечательно, что оба проекта во многом были похожи. В частности, как Фудзимото, так и Хирага намеревались использовать наклонную внутреннюю броню. Кроме того, оба корабля должны были получить защиту по схеме «всё или ничего». Это обозначает, что в центральной части линкора располагается так называемая цитадель, почти неуязвимая для огня противника. В то же время нос и корма закрываются гораздо более легкой и тонкой броней.
Командованию японского флота больше понравился проект Фудзимото. Его отличительной особенностью являлась заметно увеличенная длина центральной цитадели, что давало возможность разместить на борту гораздо большее количество вспомогательной артиллерии (противоминной и противовоздушной). Но Фудзимото совершил ошибку. В августе 1934 года он предложил заметно обновленный проект линкора, оказавшийся «слишком передовым». При стандартном водоизмещении в 50 тыс. тонн корабль предполагалось вооружить двенадцатью орудиями калибра 510 мм, шестнадцатью 155 миллиметровыми «противоминными» пушками и десятью 127-мм зенитками. И всё это при осадке всего в 9,8 метра. На борту, кроме того, должны были размещаться 12 самолетов.
Сочетание малой осадки с явно перегруженной «цитаделью» неизбежно сделало бы этот странный гибрид линкора, крейсера и авианосца неустойчивым. Так или иначе, до строительства дело не дошло: в январе 1935 года Фудзимото внезапно умер, и новым главным проектировщиком флота стал Кэйдзи Фукуда. Именно этот человек возглавил работы по созданию будущего линкора «Ямато».
В качестве неофициального «главного консультанта» проекта выступил уже упомянутый Юдзуро Хирага. Ему были не по душе революционные идеи Фудзимото, поэтому практически все они были отвергнуты. Линкор получился хотя и необычно большим, но «консервативным». Первый вариант проекта удалось закончить довольно быстро. Уже весной 1935 года, однако, затем в него внесли множество исправлений и доработок, на что ушло около двух лет. За это время японские конструкторы построили больше пятидесяти моделей линкора.
Наиболее проблемной частью нового линкора оказалась его силовая установка. Вначале предполагалось, что она станет турбинной, но быстро выяснилось, что Япония не в состоянии построить турбинные агрегаты необходимой мощности.
Тогда конструкторы предложили оборудовать корабль комбинированной установкой с дизельными двигателями для экономического хода. К осени 1936 года стало понятно, что дизельные моторы, спешно разработанные для линкора, крайне ненадежны. В результате пришлось вернуться к исходному варианту, частично пожертвовав скоростными характеристиками корабля.
Кроме того, долгое время не удавалось определить наиболее оптимальную компоновку артиллерийского вооружения. Рассматривались варианты как с девятью, так и с восемью орудиями главного калибра. При этом первоначальный проект предполагал, что все они будут размещены в носовой части. Лишь на самом последнем этапе работ конструкторы отдали предпочтение компоновке с двумя трехорудийными башнями на носу и одной на корме.
Закладка «Ямато» состоялась 4 ноября 1937 года в городе Куре. Перед этим пришлось увеличить на метр глубину местного сухого дока. Кроме того, из-за огромных размеров линкора пришлось заметно переделать мостовой кран, увеличив его грузоподъемность более чем на сто тонн. Одновременно было построено множество складов для необходимых при монтаже материалов, поскольку имеющиеся хранилища оказались недостаточно вместительными.
В следующем году, 29 марта, в городе Нагасаки был заложен второй линкор в серии – «Мусаси». Несмотря на то, что верфи компании «Мицубиси», на которых он строился, заметно превосходили по своей величине и оснащенности док в Куре, без проведения вспомогательных работ не обошлось и в этом случае.
Кроме того, специально для строительства новых линкоров пришлось в срочном порядке разрабатывать новые плавучие краны – «запчасти», особенно броневые плиты и башни, оказались настолько тяжелыми, что имеющаяся техника была не в состоянии их приподнять на высоту.
Громадные артиллерийские башни доставлялись к месту сборки кораблей в разобранном виде, на особом судне, спроектированном специально для решения этой задачи.
Особое внимание уделялось строгому соблюдению тайны – скрывалось как водоизмещение линкора, так и его вооружение. Уровень секретности был так высок, что многие из участников строительства только после окончания Второй Мировой войны узнали о том, что именно они создавали. Доки в Нагасаки и Куре надежно закрыли от посторонних глаз сизалевыми циновками. Их потребовалось так много, что на некоторое время в Японии возник дефицит рыболовной лески, которую также делали из сизалевого волокна.
Спуск «Ямато» на воду состоялся 8 августа 1940 года. Через несколько месяцев после этого, 4 ноября, за ним последовал «Мусаси», причем в этом случае все улицы, ведущие на побережье Нагасаки, были наглухо перекрыты полицией – секретность оставалась одним из главных требований.
16 декабря 1941 года, то есть уже после нападения Японии на Пёрл-Харбор, линкор «Ямато» был принят правительственной комиссией и введен в состав военного флота. Это, однако, еще не обозначало, что корабль достиг полной готовности – различные дополнительные работы продолжались на борту вплоть до конца мая 1942 года. «Мусаси» был полностью завершен в январе следующего, 1943 года.
В 1940 году состоялась закладка еще двух линкоров типа «Ямато». Один из них получил название «Синано» и впоследствии был переделан в авианосец, а постройку второго завершить не удалось – корабль даже не получил названия.
Основные особенности конструкции
К 30-м годам прошлого века японские инженеры и конструкторы успели получить обширный опыт создания самых разных кораблей, что позволило им выработать свой собственный подход к судостроению. Характерной особенностью стал, в частности, плавный изгиб надводной части корпуса линкоров и крейсеров. Эта особенностью обладал и «Ямато».
В носовой части борт линкора обладал наибольшей высотой, что позволяло улучшить мореходные качества. Форштевень рассекал волны и не позволял кораблю «зарыться» в воду во время штормовой погоды. На корме борт становился наиболее низким – это уменьшало общий вес конструкции. В средней части корпуса, где размещалась цитадель, борт следовало сделать таким, чтобы он не мешал стрельбе артиллерийских орудий.
Носовая, кормовая и «серединная» высоты принимались за базисные точки, которые при создании проекта соединяли максимально плавными ниспадающими линиями, что и создавало характерный изгиб. При взгляде на корабль сверху нетрудно было заметить, что корма и цитадель образуют прямоугольник, в то время как носовая часть по форме напоминает длинную сужающуюся бутылку. Впоследствии схожими очертаниями в плане обладал американский линкор «Айова».
Очертания подводной части корпуса сделаны по схеме, предложенной еще в 1930 году Фудзимото. Этот конструктор назвал её «обводами Канпон» (иногда встречается написание «Кампон»). Схема Фудзимото позволила заметно увеличить прочность корпуса, предотвращая его изгиб на вершинах волн под тяжестью собственного веса.
Мидель корабля имеет форму, близкую к прямоугольной. Это было сделано для уменьшения осадки – в противном случае для обслуживания линкора пришлось бы строить особые порты, что, конечно, привело бы к огромным расходам.
В носовой оконечности корпуса «Ямато», там, где форштевень переходит в киль, находился хорошо выраженный бульб – выступ, предназначенный для уменьшения гидродинамического сопротивления. Благодаря этому новшеству на скорости в 27 узлов экономия мощности силовой установки достигала примерно 8,2%.
Для монтажа наиболее «нагруженных» элементов конструкции корпуса использовались заклёпки. Как убедились японские инженеры, сварка не обеспечивала необходимой прочности соединений. Заклепки считались более надежными, однако при их использовании общий вес конструкции несколько возрастал.
Кормовая часть «Ямато» заканчивалась плоским транцем. Первоначально там предполагалось установить «тент Гейна» — приспособление для приема гидросамолетов непосредственно из воды. В дальнейшем от этого решения отказались, но изменять форму кормы уже не стали.
Внутренние помещения
Некоторые японские моряки, которым довелось служить на «Ямато», отмечали, что этот линкор изнутри не был настолько просторным, как это могло показаться при взгляде на него со стороны. Основная причина «скученности» вполне понятна – длина цитадели хотя и была увеличена по сравнению с первоначальными проектами, осталась всё же довольно умеренной, а разместить в ней требовалось и машинные отделения, и жилые помещения для экипажа, и основные механизмы управления кораблем, и его вооружение.
Конструкция массивной носовой надстройки «Ямато» была заметно улучшена по сравнению с японскими дредноутами более ранней постройки. Тем не менее она всё же была довольно высокой: 28 метров над уровнем верхней палубы.
В надстройке располагались следующие помещения:
- Командирский мостик. Находился примерно на половине высоты и несколько выдавался вперед. По бокам мостика устанавливались сигнальные прожекторы – по три с каждой стороны.
- Главный пост управления огнем. Находился на самом верху мостика и имел собственный дальномер с базой в 15 метров.
- Пост управления огнем среднего калибра (противоминной артиллерией). Вокруг него размещались посты управления зенитным огнем.
- Лифт. Размещался в центре надстройки.
Бронирование основной части надстройки было противоосколочным, исключение составляла только хорошо защищенная боевая рубка. Такое решение являлось вынужденным – усиление бронирования могло сделать линкор неустойчивым из-за переноса центра масс.
Силовая установка
«Ямато» приводился в движение четырьмя турбинными агрегатами типа «Кампон». К каждому из них подключались три котла. Размещались они в изолированных отсеках, образующих четыре котельных отделения. Рабочая температура пара составляла 352 градуса при давлении в 25 атмосфер. По американским меркам того времени такие показатели выглядели довольно скромными.
Все котельные отделения располагались на одинаковой высоте вдоль корпуса. Это заметно облегчало техническое обслуживание. Впоследствии американские эксперты высказали к силовым установкам линкоров типа «Ямато» множество самых разнообразных претензий, однако японские моряки, судя по всему, считали эти турбинные агрегаты вполне надежными и достаточно мощными – никакой информации о существенных поломках просто нет.
Вооружение
Артиллерия главного калибра линкора «Ямато» состояла из девяти орудий «40-SK модель 94».
Это название была «маскировочным», оно как бы говорило о том, что калибр составляет около 400 мм. В действительности же пушка была сорокашестисантиметровой. Разработали её в 1939 году, а общее количество орудий составило 27 штук – по 9 для «Ямато», «Мусаси» и «Синано».
Максимальный вес одного снаряда главного калибра достигал 1460 кг, а начальная скорость – 780 м/с. Орудия могли вести огонь на дистанцию до 42 километров. В артиллерийских погребах «Ямато» могло размещаться, по разным данным, от 1080 до 1200 снарядов калибра 460 мм. Система механизированной подачи и перезарядки позволяла выполнять не менее двух выстрелов в минуту из каждой пушки.
Остальное вооружение линкора состояло из следующих элементов:
- Вспомогательная (противоминная) артиллерия. Состояла из 12 пушек калибра 155 мм, размещенных в четырех трехорудийных башнях.
- Зенитная артиллерия дальнего действия. Состояла из 12 пушек калибра 127 мм в шести спаренных установках. Скорострельность каждого орудия – 14 выстрелов в минуту.
- Зенитные автоматы. Каждый из них представлял собой строенную установку 25-мм автоматических пушек. Первоначально на борту было 8 таких автоматов, но к апрелю 1945 года их количество было доведено до пятидесяти.
Системы управления огнем всех видов артиллерии имели один общий недостаток – они не были привязаны к какому-либо радару (радиолокационное оборудование вообще появилось на «Ямато» далеко не сразу). В то же время огромные дальномеры и довольно совершенные автоматические вычислители позволяли линкору в ясную погоду при хорошей видимости вести очень точный и кучный огонь на большую дистанцию.
Тактико-технические характеристики «Ямато»
Длина корабля | 263 м (полная) |
Ширина | 38,9 м |
Осадка | 10,4 м |
Стандартное водоизмещение | 63 200 т |
Полное водоизмещение | 72 810 т |
Мощность силовой установки | 150 тыс. л.с. (до 165 тыс. кратковременно) |
Максимальная скорость | 27,5 узла |
Экономический ход | 16 узлов |
Дальность максимальная | 7200 миль |
Численность экипажа | 2500 человек |
Бронирование | 410 мм (борт), 230 мм (главная палуба) |
Толщина брони боевой рубки достигала 500 мм, а башен главного калибра в лобовой части – 650 мм. Вспомогательная артиллерия была почти не защищена – броня её башенных установок составляла всего 25 мм. Кроме того, имелась сильная противоторпедная защита.
Боевое применение
Первой операцией, в которой принимал непосредственное участие линкор «Ямато» было знаменитое сражение у атолла Мидуэй. Корабль вошел в состав главных сил 1-го флота Японии. «Ямато» зачислили в 1-ю эскадру линкоров, куда, кроме него, входили также «Муцу» и «Нагато». Выход в море состоялся 29 мая 1942 года. Как известно, сражение у атолла Мидуэй оказалось для «Страны восходящего солнца» крайне неудачным – американцам удалось потопить все четыре японских ударных авианосца. Но «Ямато» в момент этого разгрома был очень далеко от места событий, и повлиять на них никак не мог.
Командовавший 1-м флотом адмирал Ямамото, получив страшные известия, решил повернуть назад. Возможно, это была ошибка: американская палубная авиация понесла тяжелые потери, и если бы японские линкоры пришли к Мидуэю, то у них мог появиться определенный шанс на успех.
17 августа 1942 года «Ямато» в сопровождении эскортного авианосца «Тайо» и нескольких эсминцев направился к острову Трук. Вблизи от него линкор был атакован субмариной SS-229, но все четыре торпеды прошли мимо.
Прибыв в пункт назначения, «Ямато» надолго стал плавучим штабом для Объединенного флота, не принимая никакого участия в боевых действиях.
В мае 1943 года линкор прошел плановый ремонт на месте своей постройки, в сухом доке Куре. Спустя полтора месяца на корабле начались работы по модернизации оборудования и вооружения. 17 августа линкор вновь отправился к острову Трук. Фактически он при этом был использован в качестве обычного транспорта – на корабль погрузили войска и различное снаряжение.
Спустя месяц «Ямато» был направлен к атоллу Эниветок: командование опасалось, что в этом направлении будет совершен рейд группы американских кораблей. Противника в море не оказалось, и линкор вновь вернулся к острову Трук. Точно таким же безрезультатным был поход с 17 по 26 октября.
В декабре 1943 года «Ямато» участвовал в сопровождении небольшого конвоя, двигавшегося в Йокосуку. После прибытия в этот порт на борт линкора погрузили пехотный полк, который предстояло доставить на остров Манус. По пути «Ямато» был атакован торпедами с подводной лодки SS-305 Skate и получил чувствительное повреждение. В результате линкору пришлось отправиться в Куре для проведения ремонта.
В море «Ямато» вышел лишь в апреле 1944 года – корабль опять использовали для перевозки войск, на этот раз на Филиппины. В мае линкор принял участие в совместных учениях со своим «младшим братом» «Мусаси». Спустя несколько недель оба корабля приняли участие в «операции А-Го», более известной как сражение в Филиппинском море. Именно здесь «Ямато» сделал свой первый «боевой» залп из орудий главного калибра. Огонь велся шрапнелью по воздушным целям, причем ими оказались свои же самолеты. В результате повреждения получили четыре истребителя «Зеро».
Сражение в Филиппинском море закончилось победой американцев, но ни «Ямато», ни «Мусаси» не пострадали – они просто не заинтересовали противника. В конце июня они вернулись в Куре, после чего им в очередной раз поручили перевозку войск – теперь на Окинаву.
Во второй половине октября 1944 года «Ямато» и «Мусаси» вышли в море для участия в операции «Сё-Го» (битва в заливе Лейте). 24 октября линкоры были атакованы с воздуха несколькими торпедоносцами Grumman TBF Avenger. Поначалу они не смогли нанести японским кораблям никаких повреждений, но вскоре последовали новые и куда более массированные атаки. «Ямато» в этом бою повезло: основной мишенью для американских летчиков по каким-то причинам стал «Мусаси». Получив тяжелейшие повреждения, этот линкор после нескольких часов отчаянной борьбы перевернулся и затонул. В «Ямато» также попали несколько бомб, но ему удалось сохранить боеспособность, и он принял участие в дальнейшем сражении.
Ранним утром 25 октября 1944 года «Ямато» столкнулся с группой американских эскортных авианосцев и открыл по ним огонь главным калибром. Эта встреча была для японских моряков совершенно неожиданной. Несмотря на то, что артиллеристы «Ямато» докладывали о том, что им удалось потопить, по меньшей мере, два авианосца и несколько эсминцев противника, в дальнейшем эта информация не подтвердилась. Скорее всего, линкору в лучшем случае удалось повредить один или два корабля.
Последней операцией, в которой довелось принимать участие «Ямато», стала неудачная попытка предотвращения высадки американского десанта на Окинаву. Задание, которое получил линкор, являлось самоубийственным – он должен был отвлечь внимание вражеской авиации от массированного налета «камикадзе».
7 апреля 1945 года «Ямато» и сопровождающие его корабли, приближавшиеся к Окинаве, были замечены американской авиацией.
Для уничтожения небольшого японского отряда в воздух поднялись в общей сложности 280 самолетов, 227 из которых выполнили несколько последовательных атак. «Ямато» был главной целью, и в 14 часов 23 минуты американцы добились своего: тяжело поврежденный и сильно накренившийся линкор взорвался. К этому моменту в него попали не менее десяти авиационных торпед и 13 авиабомб калибром от 227 до 454 кг. Вместе с кораблем погибло более трех тысяч японских моряков.
Потери американской палубной авиации составили всего десять самолетов – три истребителя, три торпедоносца и четыре пикирующих бомбардировщика. Таким образом, самый крупный и тяжеловооруженный корабль в мире так и не сумел нанести противнику сколько-нибудь значительного ущерба. Линкоры, еще недавно считавшиеся основой военного флота, превратились в переживших свой век динозавров.