С появлением атомных подводных лодок (ПЛ) многие стали скептически высказываться о субмаринах, работающих на электро-дизельных двигателях. Несмотря на это такие подлодки до сих пор присутствуют на вооружении многих стран мира, включая ведущие державы.
Сохранение дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) как класса обусловлено несколькими недостатками атомоходов. Ключевыми выделяют излишний шум, радиационный фон и большие габариты, не позволяющие активно действовать на мелководье и в стесненных условиях.
«Варшавянка» — объединенное название двух проектов подводных лодок, работающих на дизельных генераторах (ДПЛ). Изначально такие субмарины производились на экспорт, позже стали поступать на вооружение российского флота.
История разработки
Разработку проекта 636 начали в СССР в 1970-х годах. Именно тогда оформлено техническое задание, новая лодка должна была противодействовать подводным и надводным кораблям противника. Субмарины данного проекта предполагалось строить на экспорт в страны Варшавского договора, отчего и получили названия «Варшавянка».
Несмотря на давние сроки строительство кораблей проекта 636 началось только с середины 1990-х. Основным заказчиком выступил Китай, две лодки были собраны для Алжира. Доработанную модель 636.1 собирали для Вьетнама и Алжира, рассматривалась вероятность поставок в Индию.
С 2010-ого начато строительство подлодок для ВМФ России, проект получил номер 636.3. В строй вступило уже 6 подлодок, седьмая будет принята в ноябре-декабре 2020, восьмая готовится к спуску на воду, еще две строятся.
Отдельно выделяют проект 877 «Палтус». Данные подлодки также называют «Варшавянкой», поскольку часть из них шла на экспорт в страны Варшавского договора. При рассмотрении технических характеристик ориентируются на оба проекта ввиду их сходства.
Основные цели и задания
Ключевое назначение дизель-электрической подводной лодки — поддержка флота. В боевые задачи проекта 636 ставится борьба с надводными и подводными кораблями противника и противодействие угрозам транспортных кораблей и авианосных групп. «Варшавянка» может применяться для защиты побережья, военно-морских баз, коммуникаций, границ и флота.
Особенности конструкции ПЛ проектов 636 и 877
Конструктивно Варшавянка подводная лодка имеет немало сходств в пр. 636 и 877, из-за чего их строение рассматривают одновременно. Ключевые особенности — веретенообразная форма лодок и компоновка внутренних отсеков.
Корпус веретенообразной формы с минимальным количеством отверстий
Корпус подводных лодок веретенообразный, многие аналитики также сравнивают его с дирижаблем. Количество забортных дыр (отверстий) сведено к минимуму. Это позволило добиться оптимальной обтекаемости и увеличить подводную скорость за счет уменьшения надводной.
Шесть отсеков
«Варшавянка» имеет разделение на внешний легкий корпус и внутренний прочный. Последний делится на шесть отсеков:
- носовой имеет три палубы, верхняя — торпедная, средняя — жилая и нижняя для размещения аккумуляторных батарей;
- второй отсек командный, также делится на три палубы, сверху вниз размещены центральный пост, рубки радиста и штурмана, здесь же находятся все выдвижные устройства;
- третий отсек жилой, две верхние палубы заняты помещениями для экипажа, нижняя — дополнительные аккумуляторы;
- в четвертом отсеке находится дизель-генераторный двигатель;
- пятый — электромоторный, отсюда также выпускается аварийный буй.
Кормовой отсек механико-технический. Здесь находятся электродвигатели экономичного хода, приводы рулей и кормовой люк.
Вооружение
Вооружение подлодок «Варшавянка» делится на следующие категории:
- торпедно-минные снаряды;
- противокорабельные ракетные установки;
- противовоздушная оборона.
Вооружение ПВО представлено ПЗРК «Стрела-3» или «Игла». Боекомплект — 8 зенитно-управляемых ракет.
Шесть торпедных аппаратов
«Варшавянка» имеет 6 торпедных аппаратов в носовой части. Калибр — 533 мм, система имеет автоматическую подачу снарядов. Боекомплект предусматривает 18 торпед.
Донные мины
Помимо запуска торпед подводная лодка может размещать донные мины. В боекомплекте их 24 штуки.
Противокорабельные ракеты «Калибр»
Для поражения надводных целей предусмотрено 4 установки для противокорабельных ракет «Калибр». Применяются ПКР ЗМ-54. Экспортные подлодки оснащались модификациями ЗМ-54Э и ЗМ-54Э1.
Технические характеристики
Несмотря на сходства в конструкции и компоновке технические характеристики подводной лодки «Варшавянка» проектов 636 и 877 имеют определенные отличия. Большинство из них незначительные. К примеру, по данным Википедии, экипаж лодок 636 — 52 человека, у проекта 877 — 57 человек.
Водоизмещение
Надводное и подводное водоизмещение «Варшавянки» проекта 636 составляет 2350 и 3950 тонн. У подводных лодок проекта 877 данные показатели ниже — 2300 и 3040 тонн соответственно.
Дальность плавания
У обоих проектов автономность плавания составляет 45 суток. У «Варшавянки» дальность хода зависит от скорости. Экономичным ходом в 3 узла подлодка преодолевает до 400 миль. При работе двигателя под водой и скорости 7 узлов дальность хода составляет 7500 миль. Максимальная скорость над и под водой — 17 и 20 узлов.
Глубина погружения
У подводных лодок проекта 636 и 877 рабочая глубина погружения составляет 240 метров. Предельная глубина отличается, у «Варшавянки» — 300 м, у «Палтуса» — 350 м.
Движитель (дизельный)
Силовая установка подлодок «Варшавянка» и «Палтус» представлена следующими агрегатами:
- два дизельных генератора 4-2ДЛ42М по 1000 кВт;
- основной электродвигатель ПГ165 мощностью 5500 л. с.;
- электродвигатель экономического хода мощностью ПГ166 190 л. с.;
- два резервных двигателя ПГ168 по 102 л. с. каждый.
В качестве движителя используется один семилопастный низкооборотный винт. Подлодки проекта 636.3 считаются наиболее ходовыми. На них установлены более современные дизельные двигатели, что обеспечивает лучшую мощность и скорость хода.
Габариты и вес
По габаритам «Варшавянка» имеет следующие показатели:
- длина по ватерлинии — 72,6 м;
- наибольшая ширина подлодки — 9,9 м;
- осадка по ватерлинии — 6,2 м.
Модификация для российского флота 636.3 имеет незначительные отличия, ее длина составляет 73,8 м. Вес подводных лодок соответствует их водоизмещению.
Достоинства и недостатки
Ключевое преимущество подводных лодок «Варшавянка» — их скрытность. Конструктивные особенности субмарины в сочетании с малошумными двигателями позволяет ей подходить к целям практически вплотную, оставаясь невидимой для большинства средств обнаружения.
Данные аспекты в сочетании с собственной дальностью обнаружения делает подводные лодки оптимальным выбором в борьбе с кораблями противника. В большинстве случаев именно нанесение первого удара и возможность уйти от ответного решает исход боя.
Другое преимущество — противокорабельные ракеты «Калибр» способные поражать надводные цели из-под воды. Это в значительной степени расширяет спектр боевых возможностей подводной лодки. Дополнительно указывается и вероятность применения «Варшавянки» на любых широтах.
Прямых недостатков данного типа субмарин пока не выявлено. Есть определенные ограничения в огневой мощи, однако данные показатели не считаются критичными. Не выявлено недостатков и в ходе боевого применения подлодки.
Применение в боевых условиях и обеспечения дежурства
Лодки проекта «Варшавянка» имеются на вооружении Китая, Вьетнама и Алжира. В последнее десятилетие 6 лодок поступило на вооружение российского флота, большая часть патрулирует Черное море. Седьмая лодка также заканчивает государственные испытания. Ожидается, что в 2017-22 годах шесть лодок войдут в состав Тихоокеанского флота.
Первое боевое применение подводной лодки зафиксировано 8 декабря 2015 года. Б-237 «Ростов-на-Дону» из Средиземного моря успешно выпустил ракеты «Калибр-ПЛ» по позициям сирийских террористов в провинции Ракка.